Министерство труда и социальной защиты
Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД
О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ,
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2011 год
ВВЕДЕНИЕ Вопросы улучшения положения детей, семей с детьми являются приоритетными в государственной социальной политике России.
На их решение ориентировал органы государственной власти и общество Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года.
В указанном Послании Президента Российской Федерации отмечено, что дети в нашей стране должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами.
В 2011 году отмечались лучшие за последние 20 лет демографические показатели. В стране родилось почти 1800 тыс. детей, продолжительность жизни населения практически достигла 70 лет, численность россиян достигла 143 млн человек.
С 2011 года начата реализация второго этапа (2011-2015 годы) Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленного на закрепление положительных результатов по большинству показателей социального развития, создать условия для роста численности населения к 2025 году до 145 млн человек.
Основной акцент сделан на принятии более активных мер по улучшению общего и репродуктивного здоровья, особенно подрастающего поколения, а также по снижению смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте.
На решение этих задач нацелены мероприятия приоритетного национального проекта «Здоровье» и региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Вопросы охраны здоровья детей рассмотрены на совместном заседании президиума Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов 30 мая 2011 года. По итогам заседания Президентом Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено, в частности, предусмотреть при разработке программ в сфере здравоохранения и образования мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование здорового и безопасного образа жизни и профилактику вредных привычек, а также выработать механизмы ограничения доступа детей к информационным ресурсам, способным причинить вред их здоровью.
«Долг всего общества – сформировать атмосферу нетерпимости к проявлениям жестокого обращения с детьми, выявлять и пресекать подобные случаи» - подчеркнуто в Послании Президента Российской Федерации.
Проблемы семьи и ответственного родительства занимают одно из ведущих мест по своей значимости в жизни общества. Вопросы формирования адекватного стиля воспитания, создания благоприятной семейной атмосферы находят большой отклик среди общественности и различных социальных структур.
Настоящий доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» является шестнадцатым государственным докладом. В нем представлена информация о положении детей и семей, имеющих детей, в 2011 году, содержится анализ основных аспектов положения детей и семей, имеющих детей за последние три года, а также о мерах, направленных на его улучшение.
Доклад подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной, систематизированной информацией о положении детей и семей, имеющих детей, тенденциях его изменения для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также в целях разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их защиты и развития.
Новая структура государственного доклада учитывает многолетний опыт подготовки ежегодного доклада «О положении детей в Российской Федерации» и отражает вопросы социально-экономического положения семей с детьми, состояния здоровья женщин и детей, питания, образования, воспитания и развития детей (в том числе детей-инвалидов, детей, проживающих в районах Крайнего Севера, детей мигрантов), трудовой занятости подростков и родителей, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Доклад основывается на официальных материалах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В приложении к докладу приведены перечень основных нормативных правовых актов, принятых в 2011 году, оказывающих влияние на различные аспекты жизнедеятельности детей, а также статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения детей в 2009-2011 годах.
ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В результате последовательной реализации мер демографической политики на федеральном и региональном уровнях положительная динамика демографических процессов в 2011 году получила дальнейшее развитие.
В ходе реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в 2007-2011 годах в демографическом развитии России продолжались позитивные сдвиги.
Естественная убыль населения уменьшилась в 1,9 раза с 248,8 тыс. человек в 2009 году до 129,1 тыс. человек в 2011 году.
Число детей, родившихся в 2011 году (1796,6 тыс. человек), превысило аналогичный показатель 2010 года (1788,9 тыс. человек) на 7,7 тыс. человек или на 0,4%, показатель 2009 года (1761,7 тыс. человек) на 34,9 тыс. человек или на 2,0%.
Общий коэффициент рождаемости (рассчитан с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года) вырос с 12,5 на 1000 человек населения в 2010 году до 12,6 на 1000 человек населения в 2011 году.
Суммарный коэффициент рождаемости, характеризующий средний уровень рождаемости одной женщины репродуктивного возраста, в 2011 году составил 1,582 детей (в 2010 году – 1,567, в 2009 году – 1,542). Однако его уровень не обеспечивает необходимого для обеспечения воспроизводства населения (2,10-2,15).
Общий коэффициент смертности (рассчитан с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года) снизился с 14,2 на 1000 человек населения в 2010 году до 13,5 на 1000 человек населения в 2011 году.
Коэффициент младенческой смертности снизился незначительно: на 1,3% – с 7,5 на 1000 родившихся живыми в 2010 году до 7,4 на 1000 родившихся живыми в 2011 году.
В 2011 году увеличилось до 1316,0 тыс. число зарегистрированных браков (в 2010 году – 1215,1 тыс., в 2009 году – 1199,4 тыс.). Коэффициент брачности в 2011 году вырос на 8,2% и составил 9,2 на 1000 населения (в 2010 году – 8,5 на 1000 населения, в 2009 году – 8,4 на 1000 населения).
Вместе с тем соотношение браков и разводов улучшается. На 1000 браков в 2011 году приходилось 509 разводов (в 2010 году – 526 разводов, в 2009 году – 583 развода).
Продолжает сокращаться доля детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, в 2011 году она составила 24,6% (в 2010 году – 24,9%, в 2009 году – 26,1%).
Число детей в возрасте 0-17 лет включительно на начало 2012 года составило 26,5 млн человек*. Доля детей 0-17 лет в структуре населения России на начало 2012 года составляет 18,6% (на начало 2002 года – 22,2%).
На протяжении 18 лет (1990-2007 годы) численность детей в возрасте 0-15 лет сокращалась, начиная с 2008 года она начала увеличиваться.
На начало 2012 года численность детей в возрасте 0-15 лет составила 23,5 млн человек* или 16,5% (на начало 2002 – 18,7%).
Самая высокая доля детей в возрасте 0-15 лет на начало 2012 года отмечается в республиках Северо-Кавказского федерального округа: Чеченской – 34,5%, Ингушетии – 31,3%, Дагестан – 26,7%, а также в республиках Сибирского федерального округа: Тыва – 31,3%, Алтай – 25,8%, самая низкая в Москве (13,1%) и Санкт-Петербурге (12,4%).
Численность детей в возрасте 0-4 года на начало 2012 года составила 8,4 млн человек* или 5,9% (на начало 2002 – 4,4%).
*) Распределение населения по возрастным группам на начало 2011 года рассчитано от итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ Социально-экономические условия реализации государственной политики в отношении семей, имеющих детей
Необходимые предпосылки для решения задач социального развития, включая улучшение положения семьи и детей, создает развитие экономики. С учетом этого, основное внимание при определении мер социально-экономического развития уделяется поддержанию макроэкономической стабильности, привлечению инвестиций в экономику, созданию других условий устойчивой экономической динамики.
По итогам 2011 года экономика выросла на 4,3% (в 2010 году темп прироста составил 4,3%, в 2009 году ВВП снизился на 7,8%). Темпы роста ВВП во II полугодии 2011 года (около 5,0%) были самыми высокими с момента кризиса. На положительную тенденцию повлиял рост обрабатывающих производств, строительства, небывало высокие темпы в сельском хозяйстве. На экономический рост положительно повлияло увеличение спроса за счет повышения вклада потребления и инвестиций, а также рост запасов.
В 2011 году рост реальных располагаемых доходов населения составил 0,4% (в 2010 году – 5,9%; в 2009 году – 3,0%). На рост денежных доходов населения оказало влияние сокращение доли доходов от предпринимательской деятельности. Для 2011 года также характерно падение фондовых индексов и замедление роста депозитов населения, в совокупности со снижением процентной ставки по депозитам, что привело к снижению доходов от собственности.
Прирост реальной заработной платы в 2011 году составил 2,8%, при этом из-за значительного замедления в начале года, связанного с усилением инфляции, а также с увеличением социальных платежей он был ниже предыдущего года (в 2010 году – 5,2%, в 2009 году реальная заработная плата снизилась на 3,5%).
В целом за 2011 год объем денежных доходов населения вырос относительно предыдущего года на 9,6%. Денежные расходы и сбережения по сравнению с 2010 годом выросли на 10,3%.
Стоит отметить, что в течение года происходили существенные изменения в соотношении доходов и расходов. В целом за 2011 год денежные доходы населения превысили его расходы на 582 млрд рублей, против 735 млрд рублей за 2010 год, что объясняется высоким уровнем потребления.
В результате проводимых мероприятий Концепции демографической политики Российской Федерации созданы условия, позволяющие сгладить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций. Оценка социально-экономического положения семей, имеющих детей
Социально-экономическое положение семьи зависит от ее состава, количества и возраста детей, жилищной обеспеченности, трудовой деятельности и уровня дохода, состояния здоровья членов семьи и многих других факторов, влияющих на жизнедеятельность.
На стабильность семьи, репродуктивное поведение и здоровье членов семьи оказывает влияние уровень и качество их жизни.
В 2011 году темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения составил 100,4% (в 2010 году – 105,9%, и в 2009 году – 103,0%).
Реальная начисленная заработная плата в 2011 году составила 102,8% к уровню предыдущего года (в 2010 году – 105,2%, в 2009 году – 96,5%).
Рост реального размера назначенных пенсий составил в 2011 году 101,2% (в 2010 году – 134,8%, в 2009 году – 110,7%).
Покупательная способность денежных доходов населения (соотношение между среднедушевыми денежными доходами и величиной прожиточного минимума на душу населения) остается неизменной на протяжении последних нескольких лет и составляет 3,3 раза.
В 2011 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 18,0 млн человек или 12,7% от общей численности населения (в 2010 году – 17,7 млн человек или 12,5%, в 2009 году – 18,4 млн человек или 13,0%).
Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения (коэффициент фондов) уменьшилось и составило в 2011 году 16,2 раза (в 2010 году – 16,6 раза, в 2009 году – 16,6 раза).
Доходно-имущественное расслоение граждан в последние годы сильно не изменилось. На долю 20% наиболее обеспеченного населения в 2011 году приходилось 47,4% всех денежных доходов (в 2010 году – 47,7%, в 2009 году – 47,7%), а на долю 20% наименее обеспеченных граждан – 5,2% (в 2010 году - 5,2% и в 2009 году – 5,2%).
Основными факторами бедности, по-прежнему, остаются низкая заработная плата работников, прежде всего, в бюджетной сфере, невысокие размеры пенсий и ряда социальных пособий и других социальных выплат.
По имеющимся данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в 2011 году семьи с детьми в возрасте до 16 лет составляют 59,7% общей численности домохозяйств с уровнем располагаемых ресурсов ниже величины прожиточного минимума (в 2010 году – 57,5%, в 2009 году –54,6%), в том числе семьи с одним ребенком – 32,7% (в 2010 году – 31,2%, в 2009 году – 30,3%), семьи с двумя детьми – 20,6% (в 2010 году – 20,3%, в 2009 году – 18,6%), семьи с тремя и более детьми – 6,5% (в 2010 году – 6,0%, в 2009 году – 5,7%).
В общей численности крайне бедных домохозяйств (с располагаемыми ресурсами в два и более раза ниже величины прожиточного минимума) семьи с детьми в возрасте до 16 лет в 2011 году составили 67,5% (в 2010 году – 65,9%, в 2009 году – 65,9%), в том числе семьи с одним ребенком – 28,9% (в 2010 году – 28,6%, в 2009 году – 30,0%), семьи с двумя детьми – 22,9% (в 2010 году – 22,9%, в 2009 году – 23,2%), семьи с тремя и более детьми – 15,7% (в 2010 году – 14,4%, в 2009 году – 12,7%).
Среднедушевые располагаемые ресурсы в малоимущих домашних хозяйствах, имеющих несовершеннолетних детей, в 2011 году составили 4594 рубля, что на 13,2% больше, чем в 2010 году, и на 23,6% больше, чем в 2009 году.
Дефицит располагаемых ресурсов в домашних хозяйствах, имеющих детей в возрасте до 16 лет, составил в 2011 году 1768 рублей в месяц на одного члена малоимущего домашнего хозяйства (в 2010 году – 1637 рублей, в 2009 году – 1521 рубль), в том числе в семьях с одним ребенком – 1625 рублей (в 2010 году – 1501 рубль, в 2009 году – 1428 рублей), с двумя детьми – 1775 рублей (в 2010 году – 1634 рубля, в 2009 году – 1523 рубля), с тремя и более детьми – 2226 рублей (в 2010 году – 2118 рублей, в 2009 году – 1853 рубля), что выше, чем в целом по домохозяйствам (в 2011 году – 1703 рубля, в 2010 году – 1571 рубль, в 2009 году – 1451 рубль).
С увеличением числа детей среднедушевой доход домохозяйств уменьшается. Так, располагаемые ресурсы в домохозяйствах, имеющих одного ребенка в возрасте до 16 лет, в 2011 году составили 15183 рубля, что в 2,3 раза выше, чем в домохозяйствах с четырьмя детьми и более; в 2010 году – 12756 рублей (в 3,3 раза выше) и в 2009 году – 11314 рублей (в 2,7 раза выше). Располагаемые ресурсы в семьях с 4 и более детьми в 2011 году составили 39,9% от располагаемых ресурсов в целом по домохозяйствам (в 2010 году – 26,4%, в 2009 году – 33,6%).
Во всех семьях, независимо от числа детей в них, основным источником располагаемых ресурсов являются денежные доходы, удельный вес которых в семьях с одним ребенком составил в 2011 году 86,2% (в 2010 году – 88,2%, в 2009 году – 90,4%), а в семьях с четырьмя и более детей – 76,4% (в 2010 году – 83,3%, в 2009 году – 80,4%). Денежные доходы в семьях с четырьмя детьми и более в 2,5 раза ниже, чем в семьях с одним ребенком (в 2010 году – в 3,5 раза, в 2009 году – в 3 раза).
С увеличением числа детей возрастает значение для семьи такого источника ресурсов, как поступление продуктов питания в виде сельскохозяйственной продукции собственного производства, помощь родственников, поступление товаров и услуг, оплаченных работодателем. Удельный вес натуральных поступлений в располагаемых ресурсах домохозяйства увеличивается в 2011 году с 3,5% в семьях с одним ребенком до 14,0% в семьях с четырьмя и более детьми (в 2010 году – с 3,7% до 10,6% и в 2009 году – с 3,8% до 13,3% соответственно).
О низком уровне жизни семей с детьми свидетельствуют и данные о расходах на потребление.
В 2011 году расходы на конечное потребление в обследованных домохозяйствах увеличились по сравнению с 2010 годом на 11,4%, что немногим меньше роста располагаемых ресурсов (13,4%). В меньших размерах они возросли у семей с тремя детьми – на 5,3%, в тоже время у семей другого состава данные расходы увеличивались более высокими темпами по сравнению с 2010 годом: с двумя детьми - на 20,3%, четырьмя и более детьми – на 56,7%.
В то же время уровень расходов на конечное потребление в семьях с детьми ниже, чем в целом по обследованным домохозяйствам. В домашних хозяйствах с двумя детьми расходы на конечное потребление в 2011 году были на уровне 76,6% среднего уровня расходов на члена домохозяйства и составляли 8972 рубля (в 2010 году – на уровне 70,9% и составляли 7458 рублей), в семьях с тремя детьми – 51,5% среднего уровня и 6031 рубль (в 2010 году – 54,4% и 5725 рублей, соответственно), а в семьях с четырьмя и более детьми – 39,8% и составляли 4666 рублей (в 2010 году – 28,3% и 2977 рублей, соответственно).
В последние годы отмечаются следующие изменения в структуре потребления домашних хозяйств с детьми. Так, доля расходов на питание во всех семьях за 2011 год уменьшилась по сравнению с 2010 годом на 0,5 процентного пункта, а за период с 2009 года уменьшение составило 1,4 процентного пункта, составив 34,8% расходов на конечное потребление. В семьях с одним ребенком доля расходов на питание составила 32,5%, уменьшившись по сравнению с 2010 и 2009 годами на 0,8 процентного пункта и на 2,4 процентного пункта соответственно. Большую долю средств на питание продолжают тратить многодетные семьи (с четырьмя и более детьми) – 38,6%, при этом наблюдается значительное снижение доли расходов на питание по сравнению с 2010 и 2009 годами у этих семей – на 14,4 процентного пункта и на 14,1 процентного пункта соответственно.
С увеличением размера семьи в домохозяйствах с детьми понижается пищевая и энергетическая ценность питания. В многодетных домохозяйствах преобладает углеводная модель питания, для которой характерно превышение потребления хлебопродуктов и картофеля по сравнению с нормами потребления на эти продукты и недопотребление мяса и рыбы против соответствующих норм. Так, домохозяйства с четырьмя и более детьми по сравнению с домохозяйствами с одним ребенком в 2011 году потребляли мяса и мясопродуктов на 41,7% меньше (в 2010 году – на 44,3%), рыбы и рыбопродуктов – на 29,4% меньше (в 2010 году – на 35,3%).
В 2011 году расходы на непродовольственные товары по сравнению с 2010 годом крайне резко возросли в многодетных семьях (с четырьмя и более детьми). На покупку непродовольственных товаров эти семьи стали тратить в 2,0 раза больше. Соответственно и разрыв в расходах на непродовольственные товары между семьями с одним ребенком и семьями с четырьмя и более детьми существенно сократился и составил 2,4 раза (в 2010 году – 3,8 раза).
Расходы на оплату услуг в домохозяйствах, имеющих несовершеннолетних детей, наиболее значительно возросли в 2011 году по сравнению с 2010 годом в семьях с четырьмя и более детьми (в 1,3 раза), в семьях с двумя детьми – в 1,2 раза. Разрыв в расходах на оплату услуг между семьями с одним ребенком и семьями с четырьмя детьми и более за 2011 год уменьшился и составил 4,7 раза (в 2010 году – 5,5 раза). Низкий уровень расходов на оплату услуг в многодетных семьях связан, прежде всего, с худшими жилищными условиями.
В 2011 году за счет средств субсидий из федерального бюджета осуществлялась реализация мероприятий, оказывающих влияние на уровень жизни, образование и социальную обеспеченность детей, проживающих на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 217 «Об утверждении Правил распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Учащимся, студентам и слушателям подготовительных отделений из числа коренных малочисленных народов, являющимся малообеспеченными, осуществлялась компенсация расходов на оплату обучения, |