Скачать 0.86 Mb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ по формированию системы мониторинга реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий 1. Общие положения Настоящие методические материалы разработаны в соответствии с решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол №4, предусматривающим осуществление мониторинга реализации программ инновационного развития (далее — программа) акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (далее — компании). Методические материалы содержат положения по системе мониторинга реализации программ федеральными органами исполнительной власти в части принципов ее формирования и организации, системы показателей, состава, структуры и содержания представляемых компаниями отчетных материалов, порядка проведения мониторинга. Целью мониторинга является содействие обеспечению реализации программ инновационного развития компаний в полном объеме и в установленные сроки, а также анализ влияния программ на формирование конкурентоспособной национальной инновационной системы. Формирование системы мониторинга направлено на решение следующих задач:
Предметом мониторинга являются:
При формировании системы мониторинга учитываются положения следующих поручений и актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также документов федеральных органов исполнительной власти:
2. Принципы формирования системы мониторинга Выстраивание системы мониторинга осуществляется исходя из следующих основных принципов:
3. Организация мониторинга Мониторинг реализации программ инновационного развития осуществляет Правительственная комиссия в лице Рабочей группы, федеральные органы исполнительной власти, закрепленные решением Правительственной комиссии за каждой из компаний, входящих в Перечень, с учетом отраслевой принадлежности компаний (далее — отраслевые ведомства), Минэкономразвития России, Минобрнауки России. Организационное и методическое обеспечение деятельности Рабочей группы осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти принимают участие в мониторинге по следующим направлениям:
4. Система показателей мониторинга Для осуществления мониторинга реализации программы формируется система показателей, включающая:
Состав показателей, единых для всех компаний, приведен в приложении 1. Указания по расчету показателей, приведенных в приложении 1, представлены в приложении 3. 5. Структура и содержание отчетных материалов Настоящими методическими материалами устанавливаются единые для всех компаний перечень отчетных материалов и сроки их предоставления в федеральные органы исполнительной власти. Отчетные материалы предоставляются с периодичностью один раз в год. В состав отчетных материалов входят:
Рекомендации по структуре и содержанию отчетных материалов даны ниже. Ежегодный отчет о реализации программы инновационного развития содержит: 1) данные (выраженные как в качественной, так и в количественной форме), в полном объеме характеризующие ход реализации программы в отчетном году; 2) аналитическую часть, в которой: а) рассматриваются факторы, оказавшие существенное влияние на выполнение программных мероприятий и достижение текущих значений КПЭ; б) выделяются основные проблемы, барьеры и ограничения при реализации программы; в) определяются имеющиеся благоприятные для компании возможности в сфере науки, технологий и инноваций; г) вырабатываются рекомендации по улучшению реализации программы. В структуре ежегодного отчета выделяются введение, основная часть и заключение. В приложении к ежегодному отчету содержатся: 1) методика расчета КПЭ (форма представлена в приложении 8); 2) заполненная форма ежегодного мониторинга реализации программы (приложение 2); 3) отчет о выполнении среднесрочного плана реализации программы за прошедший период (приложение 5); 4) перечень дочерних и зависимых обществ компании, участвующих в реализации программы (приложение 6); 5) актуализированный паспорт программы4; По усмотрению компании в приложении к ежегодному отчету могут быть представлены дополнительные материалы, характеризующие ход реализации программы. К ежегодному отчету также прилагается краткая пояснительная записка, отражающая его основные положения. Во введении к ежегодному отчету рекомендуется охарактеризовать основные особенности отчетного этапа реализации программы, в том числе: ключевые задачи, которые решались в отчетном году, основные проблемы и важнейшие достижения в текущем периоде, ближайшие перспективы. Основную часть отчета составляют следующие разделы:
В соответствующих разделах ежегодного отчета рекомендуется:
Рекомендации по содержанию отдельных разделов ежегодного отчета представлены ниже. Раздел 1 ежегодного отчета содержит сведения о финансировании мероприятий программы в отчетном году. Рекомендуется представить: описание основных организационных механизмов и корпоративных практик финансирования реализации программы; описание основных проблем и рисков в области финансирования, с которыми пришлось столкнуться в отчетном году; оценку устойчивости финансирования реализации программы. Также характеризуется структура источников финансирования реализации программы и ее динамика. Рекомендуется отдельно охарактеризовать практику использования компанией инструментов прямой господдержки развития науки, технологий и инноваций (средства ФЦП, институтов развития и др.), механизмов венчурного инвестирования, банковского кредитования. В данном разделе также даются разъяснения, в каком объеме положения программы отражены в инвестиционной программе компании, плане по ее реализации, а также других документах компании, определяющих ее финансовую и инвестиционную политику. По усмотрению компании в данном разделе могут быть обозначены подходы к финансовому планированию реализации программы, применяемые в компании, и их развитие в отчетном году. Раздел 2 ежегодного отчета содержит оценку соответствия промежуточных результатов реализации программы значениям КПЭ, запланированным в программе. В данном разделе: приводятся текущие значения КПЭ; дается оценка соответствия текущих и запланированных значений (рекомендуемая форма представления информации представлена в приложении 7); производится анализ факторов, оказывающих определяющее влияние на формирование текущих значений показателей и их отклонений от запланированных значений. При этом для целей мониторинга рекомендуется отдельно отметить, какие из показателей, установленных в программе, являются наиболее значимыми с точки зрения достижения ее основных целей (не более 5–7 показателей). В данном разделе также могут быть приведены предложения по изменению состава и/или запланированных значений КПЭ, предусмотренных в программе. Наряду с предложениями по изменению состава и/или запланированных значений КПЭ, приводится их комплексное обоснование с учетом соответствующих факторов. Рекомендуется представить оценку влияния предлагаемых изменений состава и/или запланированных значений КПЭ на итоговую результативность реализации программы (достижение запланированных значений наиболее значимых КПЭ, выполнение ключевых мероприятий программы, выход на заданный технологический уровень производства, выход на установленные позиции в научно-технологической сфере по сравнению с основными зарубежными конкурентами и др.). В случае если по оценкам компании предлагаемые изменения состава и/или запланированных значений КПЭ должны привести к существенному снижению итоговой результативности реализации программы, рекомендуется по возможности разработать и представить комплекс компенсационных мер. В случае если в ежегодном отчете о реализации программы компанией представлены предложения по изменению состава и/или запланированных значений КПЭ, предусмотренных в программе, вместе с ежегодным отчетом компания представляет проект программы, содержащий предлагаемые изменения. В приложении к отчету также приводится методика расчета КПЭ (форма представлена в приложении 8). В данном разделе также приводятся значения показателей, единых для всех компаний. Состав показателей приведен в приложении 1. Указания по расчету показателей, приведенных в приложении 1, представлены в приложении 3. Значения показателей представляются за отчетный год и за год, предшествующий отчетному. Раздел 3 ежегодного отчета содержит данные о выполнении основных мероприятий, предусмотренных в программе, а также в среднесрочном плане ее реализации в отчетном году, включая конкретные результаты (вехи), достигнутые в ходе реализации основных мероприятий (или их этапов). Рекомендуется привести характеристику влияния выполнения этих мероприятий на достижение текущих значений КПЭ (прежде всего, наиболее значимых). Кроме этого, может быть: приведено описание новых стратегических инициатив, запущенных компанией в отчетном году; дана оценка их влияния на содержание программы и ход ее реализации. В разделе приводится информация, характеризующая:
В разделе 3 также приводятся сведения об изменениях, внесенных в текст программы (в части, не касающейся КПЭ). При наличии таких изменений вместе с ежегодным отчетом компания представляет актуальную версию программы (с учетом внесенных изменений). Раздел 4 включается в состав ежегодного отчета в случае принятия компанией решения о целесообразности подготовки предложений по развитию государственного регулирования в научно-технической и инновационной сфере в целях содействия инновационному развитию компании. Предложения включают в том числе следующие направления регулирования:
По своему усмотрению компания может включать в ежегодный отчет дополнительные данные и разделы, характеризующие ход реализации программы. В заключении к ежегодному отчету приводятся: краткая характеристика результатов реализации программы за отчетный год, описание первоочередных действий по устранению имеющихся отклонений от заявленных в программе планов и развитию механизмов реализации программы. Отчет о выполнении среднесрочного плана за отчетный год. Среднесрочный план реализации программы является основным инструментом планирования реализации мероприятий программы инновационного развития (рекомендованная форма плана приведена в приложении 4). Среднесрочный план разрабатывается на три следующие за отчетным года и носит скользящий характер. Среднесрочный план подлежит актуализации по мере внесения изменений в программу и с учетом достигнутых в ходе ее реализации результатов (в том числе, промежуточных). Отчет о выполнении среднесрочного плана за прошедший (отчетный) период представляется в составе отчетных материалов в качестве приложения (форма отчета приведена в приложении 5). В случае целесообразности, рекомендуется прилагать к отчету о выполнении среднесрочного плана пояснительную записку. Перечень дочерних и зависимых обществ компании, участвующих в реализации программы, в том числе которые уже разработали собственные программы инновационного развития и приступили к их реализации (форма перечня представлена в приложении 6). В случае целесообразности, к перечню также прилагается пояснительная записка, которая содержит указания на то, какие основные изменения в корпоративной структуре произошли в отчетном году (реорганизация, слияние, присоединение, разделение, выделение, вхождение в структуру компании или выход из нее дочерних или зависимых обществ, вовлеченных в реализацию программы). 6. Порядок проведения мониторинга В определенные настоящими методическими материалами сроки компания представляет в федеральные органы исполнительной власти отчетные материалы. В случае наличия в отчетных материалах сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну, соответствующие данные представляются отдельно в установленном порядке. По направлениям, обозначенным в разделе 3 настоящих методических материалов, Рабочая группа, Минэкономразвития России, Минобрнауки России, отраслевое ведомство проводят экспертизу представленных компанией отчетных материалов и готовят заключения о ходе реализации программы и другие материалы в соответствии с порядком, установленным ниже. Представление и экспертиза ежегодного отчета о реализации программы, формирование по результатам экспертизы системы соответствующих мероприятий осуществляется в следующем порядке:
Заключение должно содержать мотивированные предложения по: одобрению / неодобрению ежегодного отчета в целом; одобрению / неодобрению предложений компании по изменению состава и/или запланированных значений КПЭ (если компанией предлагаются соответствующие изменения); содействию реализации программы; проектам поручений Правительственной комиссии по итогам реализации программы для рассмотрения Рабочей группой (при необходимости).
В случае если по итогам оценки соответствия результатов реализации программы, полученных за отчетный год, заявленным в программе планам выявляется отставание от графика или факт недостижения запланированных значений КПЭ, отраслевое ведомство проводит анализ причин невыполнения программы. При этом у компании может запрашиваться дополнительная информация по отдельным вопросам реализации программы. В случае если в ежегодном отчете компания представила предложения по изменению состава и/или запланированных значений КПЭ, предусмотренных в программе, отраслевое ведомство готовит заключение на предложения компании и приводит его в докладе о реализации компанией программы. При подготовке заключения на предложения компании по изменению состава и/или запланированных значений КПЭ отраслевое ведомство учитывает соответствующее заключение Минобрнауки России. Внесение изменений в текст программы в части, не касающейся изменения состава и/или запланированных значений ключевых показателей эффективности, предусмотренных в программе, осуществляется компанией самостоятельно с уведомлением об этом федеральных органов исполнительной власти (уведомительный порядок, согласование изменений не требуется). При этом сведения о внесении таких изменений приводятся в ежегодном отчете. Отраслевое ведомство направляет доклад о реализации компанией программы в компанию и на рассмотрение Рабочей группы в Минэкономразвития России в течение 21 календарного дня после получения от компании ежегодного отчета.
Заключение должно содержать предложения по: одобрению / неодобрению ежегодного отчета в целом; одобрению / неодобрению предложений компании по изменению состава и/или запланированных значений КПЭ (если компанией предлагаются соответствующие изменения); содействию реализации программы (при необходимости); проектам поручений Правительственной комиссии по итогам реализации программы для рассмотрения Рабочей группой (при необходимости).
По итогам рассмотрения данных документов Рабочая группа направляет в компанию соответствующее заключение. В случае если Рабочая группа не может вынести свое заключение (по причине нехватки данных и т.п.), Рабочая группа может принять решение о проведении дополнительного аудита реализации компанией программы инновационного развития. Рабочая группа ежегодно готовит Сводный доклад о ходе реализации компаниями программ инновационного развития и направляет его в Правительственную комиссию. Одновременно с отчетными материалами компания представляет в отраслевое ведомство, Минэкономразвития России и Минобрнауки России актуализированный по состоянию на конец отчетного периода среднесрочный план реализации программы. Отраслевое ведомство, Минобрнауки России и Минэкономразвития России осуществляют оценку среднесрочного плана по направлениям, установленным в разделе 3 настоящих методических материалов. По итогам оценки отраслевое ведомство, Минобрнауки России, Минэкономразвития России могут направить в компании рекомендации по доработке среднесрочного плана и предложения по государственным инструментам поддержки реализации запланированных мероприятий. Кроме того, на основе данных среднесрочного плана федеральными органами исполнительной власти осуществляется оценка соответствия фактических результатов реализации программы, достигнутых в отчетном периоде, установленным плановым значениям. Наряду с представлением ежегодного отчета, компании в срок до 1 мая года, следующего за отчетным, вводят данные о значениях всех показателей, указанных в ежегодной форме мониторинга (приложение 2), за отчетный год в специализированную информационную систему (ряд показателей может вводиться в разрезе дочерних и зависимых обществ). Вход в информационную систему реализован на портале www.innoedu.ru. Поддержка компаний при работе со специализированной информационной системой осуществляется Консультационной группой Минобрнауки России по программам инновационного развития. Информация о составе консультационной группы размещена на портале www.innoedu.ru. В ежеквартальном режиме компании в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, вводят данные о значениях показателей (в том числе в ряде случаев в разрезе дочерних и зависимых обществ), отмеченных в ежегодной форме мониторинга (приложение 2) и в перечне показателей мониторинга (приложение 1) знаком «*», за отчетный квартал в специализированную информационную систему на портале www.innoedu.ru. Приложение 1. Перечень показателей мониторинга реализации программы, единых для всех компаний
Данные о значениях отмеченных показателей вводятся компанией и/или ее дочерними и зависимыми обществами в специализированную информационную систему на портале www.innoedu.ru в ежеквартальном режиме. Приложение 2. Форма мониторинга реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий Форма мониторинга реализации программы инновационного развития |
Программе инновационного развития (далее пир или Программа), в виде конкретных мероприятий типовых разделов, с предусмотренными для... | Процесс динамичного создания государственных корпораций и расширения масштабов их деятельности породил множество дискуссий о рациональности... | ||
Регламент разработан с целью регулирования деятельности, связанной с созданием образовательным учреждением акционерных обществ или... | Целью настоящего Стандарта является установление об щи Х принципов, правил и процедур проведения проверки финансово-хозяйственной... | ||
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года №234 «О порядке заключения трудовых договоров... | В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года №234 «О порядке заключения трудовых договоров... | ||
Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации,... | Памятка предназначена для заполнения паспорта архивов исполнительных органов государственной власти Тверской области, государственных... | ||
Форма мониторинга реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда | Анализ соответствия основных профессиональных образовательных программ требованиям Государственных образовательных стандартов и Федеральных... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |