Содержание
Введение 3
1. Цель и задачи практики 4
2. Организация и руководство практикой 5
2.1. Места и сроки прохождения практики 5
2.2. Обязанности руководителя практики от кафедры 6
2.3. Обязанности студентов-практикантов 7
3. Содержание ознакомительной (учебной) практики 8
4. Структура отчета по ознакомительной (учебной) практике и требования к его содержанию 9
5. Оформление отчета по практике 11
6. Подведение итогов практики 11
Введение
Ознакомительная (учебная) практика у студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)» проводится в 6-м семестре согласно сквозному графику учебных практик, стандарту и учебному плану специальности. Продолжительность ознакомительной (учебной) практики для студентов очной формы обучения – 2 недели. Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с рабочим учебным планом специальности 080502 и годовым календарным графиком учебного процесса.
Ознакомительная (учебная) практика является обязательным этапом профессиональной подготовки экономиста-менеджера.
Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Российской Федерации «Высшее образование. Общие требования».
1. Цель и задачи практики
Цели ознакомительной (учебной) практики – подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также усиление связи теоретической подготовки студентов с практической деятельностью предприятий торговли и общественного питания. Задачами ознакомительной (учебной) практики являются:
- получение представления о современном предприятии торговли и общественного питания;
- расширение понимания сущности и социальной значимости будущей специальности;
- получение представления о роли экономиста-менеджера в управлении предприятием;
- закрепление теоретических знаний по менеджменту, маркетингу, делопроизводству, экономической теории;
- приобретение навыков в сборе необходимой информации для проведения дальнейших аналитических исследований;
- изучение основных направлений коммерческой деятельности организации или предприятия;
- приобретение навыков работы с первичными документами (устав, отчеты, планы, формы бухгалтерской и статистической отчетности, лицензии, налоговые декларации);
- изучение организации технологического процесса на предприятии;
- участие в практической работе соответствующих подразделений на местах прохождения практики;
- овладение навыками формулирования управленческих решений;
- приобретение навыков работы в трудовых коллективах;
- расширение и закрепление навыков работы с методической, научной литературой и нормативными документами.
Во время прохождения ознакомительной (учебной) экономико-управленческой практики студент осуществляет подбор необходимой исходной информации как для написания отчета по практике, так и для последующего выполнения курсовых работ.
2. Организация и руководство практикой
2.1. Места и сроки прохождения практики
Место прохождения практики может быть предоставлено выпускающей кафедрой или выбрано студентом самостоятельно, с согласия заведующего кафедрой.
Студенты могут проходить практику на предприятиях оптовой и розничной торговли, общественного питания или на промышленных предприятиях, имеющих отдел сбыта, снабжения (коммерческий отдел). Иногородние студенты могут проходить практику на предприятиях, расположенных за пределами города Хабаровска.
Распределение студентов по местам прохождения ознакомительной практики осуществляется на основании заявлений, написанных в произвольной форме и сданных на выпускающую кафедру до срока, установленного графиком прохождения практики.
Перед началом ознакомительной практики выпускающей кафедрой проводится организационное собрание, где определяются цели и задачи практики, доводятся до сведения студентов их обязанности в период прохождения практики, выдаются дневники ознакомительной практики, путевки на предприятия с указанием сроков прохождения практики (приложение 1, 2), определяется порядок представления отчета и его защиты.
После окончательного распределения студентов по базам практики кафедра оформляет приказ о закреплении студентов за конкретной организацией с указанием фамилии руководителя практики от кафедры.
На предприятии, по месту прохождения практики, руководителями практики могут быть директора, их заместители, начальники отделов, экономисты. Руководитель практики от предприятия знакомит практиканта с организационно-правовой структурой предприятия, его уставом, внутренним распорядком, проводит инструктаж по охране труда, производственной санитарии и безопасности жизнедеятельности, закрепляет за студентом место и время работы в том или ином отделе, предоставляет необходимые документы и контролирует выполнение графика прохождения практики.
В период прохождения практики студент дублирует работу экономиста-менеджера в течение времени, отведенного для практики.
Руководитель ознакомительной практики от предприятия подписывает дневник, путевку и составляет характеристику на студента по окончании практики. Все перечисленные документы заверяются печатью организации.
2.2. Обязанности руководителя практики от кафедры
Учебно-методическое руководство за прохождением ознакомительной практики осуществляет кафедра экономики и управления на предприятиях торговли.
Руководитель практики обязан:
- направить студентов на ознакомительную практику в соответствии с приказом, выдав путевку на предприятие, заверенную печатью и подписанную заведующим кафедрой;
- провести обязательный инструктаж студентов о порядке прохождения практики, охране труда и безопасности;
- проводить регулярные консультации для студентов-практикантов по вопросам ознакомительной практики;
- осуществлять контроль за прохождением практики;
- прорецензировать отчеты по практике и принять их защиту в сроки, установленные кафедрой;
- представить на кафедру отчет о результатах выполнения программы практики.
2.3. Обязанности студентов-практикантов
Студент проходит практику в качестве стажера-менеджера.
Студент обязан:
- своевременно представить заявление на кафедру о месте прохождения ознакомительной практики;
- полностью выполнить задание, предусмотренное программой практики;
- подчиняться правилам внутреннего распорядка работы по месту прохождения практики;
- изучить и строго соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
- регулярно заполнять дневник прохождения практики, занося в него краткие сведения о проделанной работе;
- своевременно предоставить руководителю практики письменный отчет о результатах практики и защитить его;
- подготовить сообщение по итогам практики.
3. Содержание ознакомительной (учебной) практики
По прибытии на место прохождения практики студент совместно с руководителем практики от предприятия составляет календарный план прохождения практики.
Ежедневно студент вносит в дневник практики результаты своей работы. Например: 1. 07. 200
* г. – знакомился с уставом предприятия, с формами отчетности; 2. 07. 200
* г. – изучал ассортиментный перечень реализуемых товаров и т.д.
Руководитель практики от предприятия ежедневно проверяет запись в дневнике и ставит свою роспись, подтверждая таким образом проделанную студентом за день конкретную работу. По окончании практики дневник заверяется печатью организации.
Содержание практики включает:
а) общие вопросы:
- характеристика торгового предприятия (месторасположение, название, вид деятельности, история развития);
- правовой статус предприятия (содержание Устава предприятия, лицензирование деятельности);
- материально-техническая база предприятия (площадь, оборудование, информационные технологии);
- система налогообложения;
- организационная структура построения организации;
- классификация основных категорий работников, их функций и должностных обязанностей (должностные инструкции);
б) менеджмент организации:
- цели и задачи организации;
- миссия организации;
- формы годовой статистической и оперативной отчетности, которые использует руководитель в процессе принятия управленческих решений (приложить копии документов);
в) организация производства (торговли):
- тип торгового предприятия;
- устройство и планировка магазина (начертить схему);
- характеристика торгового оборудования;
- ширина и глубина ассортимента реализуемых товаров;
- выкладка товаров;
- содержание «уголка для потребителей» и наличие другой информации в магазине (указатели, реклама и др.);
- организация контроля за сохранностью товаров в магазине;
- характеристика форм материальной ответственности на предприятии;
- методы розничной продажи товаров;
- организация обслуживания покупателей и культура торговли (наличие очередей, жалобы, грубость);
- характеристика основных поставщиков товаров (приложить копию договора);
- динамика развития товарооборота;
- основные статьи затрат на предприятии;
- основные источники доходов на предприятии;
- структура баланса предприятия;
- конкурентные позиции организации на рынке;
- используемые средства стимулирования сбыта;
- эффективность использования рекламы.
4. Структура отчета по ознакомительной (учебной) практике и требования к его содержанию
В отчете приводится краткая организационно-управленческая характеристика предприятия: полное наименование, местонахождение, форма собственности, вид деятельности, применяемые методы обслуживания, ассортимент реализуемых товаров, планировочное решение, оснащенность оборудованием, организация обслуживания покупателей и другие вопросы, перечисленные в разделе "Содержание ознакомительной практики".
В подтверждение того, что студент ознакомился с программой ознакомительной практики и закрепил полученные знания, к отчету следует приложить копии следующих документов:
- Устав предприятия;
- штатное расписание;
- бухгалтерский баланс (форма №2);
- товаротранспортные, накладные;
- договор поставки или договор купли-продажи;
- ассортиментный перечень;
- акты проверок государственными органами контроля;
- рекламная информация;
- акты ревизии;
- отчет о прибылях и убытках (форма №2);
- налоговая декларация;
- лицензии;
- другие документы.
К каждому разделу по содержанию ознакомительной практики по ходу изложения материала приводятся таблицы, диаграммы, графики (по товарообороту, затратам, доходам), схемы (организационное построение организации, внутренняя планировка торгового зала или склада), а также краткая пояснительная записка, характеризующая истинное положение дел на предприятии.
Отчет вместе с характеристикой руководителя практики от предприятия, дневником и путевкой сдается студентом на кафедру для рецензирования. В случае наличия замечаний работа дополняется соответствующей информацией.
5. Оформление отчета по практике
Объем отчета должен составлять не менее 25 листов печатного текста шрифтом Times New Roman, размер 14 пунктов, интервал полуторный, без учета приложений (копии документов организации). Отчет должен соответствовать программе практики. Кроме текстовой части он должен содержать копии документов, связанных со всеми рассматриваемыми вопросами.
Оформление отчета должно соответствовать требованиям ГОСТ.
Отчет предоставляется в сброшюрованном виде, в плотной обложке, с титульным листом (приложение 3).
6. Подведение итогов практики
По окончании практики студент защищает предварительно проверенный отчет перед преподавателем – руководителем практики от кафедры. На защите отчета студент должен раскрыть основное содержание вопросов программы практики, показать знания по содержанию и оформлению документов, находящихся в приложениях.
При защите отчета учитывается характеристика, данная студенту руководителем практики от предприятия. Результаты защиты оформляются в ведомости и зачетной книжке студента и сдаются в деканат.
Студенту, не выполнившему программу практики или получившему неудовлетворительную оценку при защите отчета, практика не засчитывается. В таком случае практика назначается повторно либо рассматривается вопрос о дальнейшем пребывании студента в академии.