Содержание Содержание 3
Введение 3
1. Учебные практики: 5
1.1. Ознакомительная практика по специальности. 5
1.1.1. Цели и задачи ознакомительной практики по специальности. 5
1.1.2. Объекты ознакомительной практики по специальности. 5
Приложение 1.Образец заявления на прохождение практики……….12
Приложение 2. Образец Отчета о прохождении практики студента..13
Приложение 3. Образец дневника о прохождении практики студента14
Введение
Практики являются одной из составляющих учебного процесса основной образовательной программы ВПО по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом). Они проводятся в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебным планом.
Формирование современного механизма ведения бизнеса самостоятельными хозяйствующими субъектами рынка недвижимости представляет повышение требования к уровню профессиональных знаний и практических навыков специалистов высшей квалификации в области операций с недвижимым имуществом.
Практика студентов является составной частью основной образовательной программы ВПО по специальности «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)».
В связи с этим, для закрепления теоретических знаний по общепрофессиональным (базовым) и специальным дисциплинам, а также дисциплинам специализации Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)» предусмотрены следующие основные виды учебных практик студентов:
Учебные практики общей продолжительностью – 6 недель, в т.ч.:
- ознакомительная по специальности – 2 недели;
- по информатике и информационным технологиям в экономике – 2 недели;
- по технологии отраслевого производства – 2 недели.
Прохождение практик осуществляется в соответствии с учебным планом. Виды учебных практик и их продолжительность приведены в таблице 1.
Таблица 1
Виды учебных практик и их продолжительность по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии
(операции с недвижимым имуществом)»
Очная форма обучения
| Название практики
| Количество недель
| № семестра
| Форма контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| Учебные:
| 6
|
|
| в т.ч.
|
|
|
| ознакомительная по специальности
| 2
| 6
| Зачет
| по информатике и информационным технологиям в экономике
| 2
| 8
| Зачет
| по технологии отраслевого производства
| 2
| 8
| Зачет
|
Организация учебных практик должна быть направлена на обеспечение условий для овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника по специальности «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)».
Каждая практика, как вид учебной работы, завершается защитой отчёта по практике. Оценка по практике приравнивается к оценкам (зачётам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов успеваемости студентов.
Для лиц, осваивающих основную образовательную программу в сокращённые сроки на базе среднего профессионального образования, производится переаттестация (полная, частичная) ознакомительной и производственной практик.
Для лиц, имеющих высшее профессиональное образование с профилем, соответствующим получаемому образованию и осваивающих основную образовательную программу в сокращённые сроки, проводится перезачёт части ознакомительной и производственных практик.
Прохождение практики студентами должно быть обеспечено документами и учебно-методическим материалами. Для этого в установленные учебными планами сроки факультетом подготавливаются:
•договоры, заключенные между Университетом и предприятиями (организациями), и (или) гарантийные письма от предприятий (организаций) о приеме студентов на практику;
распоряжения декана факультета о направлении студентов на практику;
направление студентов на практику в соответствии с договором и/или гарантийным письмом организации (Приложение 1);
УМК по практикам и дневники.
Перед началом практики заведующим кафедрой проводится организационное собрание, на котором рассматриваются следующие вопросы:
Успеваемость по результатам сессии для выявления студентов, имеющих академическую задолженность, и установление сроков ее ликвидации. На практику направляются только успевающие студенты;
ознакомление студентов с их распределением по базам практики и назначение ответственных из числа студентов по каждой базе практики;
информация о руководителях практик от кафедр Университета и от предприятия (организации);
цели и задачи практики в соответствии с Учебно-методическим комплексом по практике;
требования к трудовой дисциплине во время прохождения практики;
общие указания по соблюдению Правил техники безопасности и действующих Правил внутреннего распорядка на предприятиях (в организациях).
1. Учебные практики: 1.1. Ознакомительная практика по специальности. 1.1.1. Цели и задачи ознакомительной практики по специальности. Ознакомительная практика по специальности имеет своей целью расширение и углубление теоретических знаний по управлению предприятиями по операциям с недвижимым имуществом, получение первичных профессиональных навыков, подготовку к осознанному изучению профессиональных и специальных дисциплин.
К задачам практики относятся:
- изучение вида деятельности предприятия по операциям с недвижимым имуществом, его организационно-правовой формы, структуры, количественных параметров, принадлежности капитала;
- изучение истории создания предприятия, его состояния и дальнейшего развития;
- ознакомление с практическими методами, навыками и приемами работы основных служб предприятия, знакомство с различной нормативно-технической документацией его деятельности;
- сбор информационного материала для написания отчета;
- анализ основных экономических показателей деятельности предприятия и определение уровня ее эффективности;
- определение конкурентоспособности предприятия и перспектив развития.
1.1.2. Объекты ознакомительной практики по специальности. Ознакомительная практика по специальности может проводиться в структурных подразделениях Университета или на предприятиях по операциям с недвижимым имуществом, которые определяются заведующим кафедрой.
При подготовке договоров о приеме студентов Университета очной формы обучения на практику заведующий кафедрой обязан ознакомить руководство предприятия с УМК по кафедре. Представителю кафедры, ответственному за проведение ознакомительной по специальности практики, необходимо заранее ознакомиться с базой практики на предмет её соответствия профилю подготовки специалиста и наличия квалифицированных кадров для руководства практикой студентов.
Самостоятельный выбор студентом очной формы обучении базы ознакомительной практики разрешается заведующим кафедрой в исключительных случаях на основании личного заявления студента и гарантийного письма от предприятия, предоставляющего место для прохождения практики.
Студентам очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, работающим по специальности, предоставляется возможность организовывать ознакомительную практику самостоятельно на основе договора с предприятиями или гарантийного письма о приеме студентов на практику. 1.1.3. Содержание ознакомительной практики по специальности.
Продолжительность и распределение времени ознакомительной практики по специальности для студентов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)», представлены в таблице 2.
За время прохождения ознакомительной практики по специальности студенты должны полностью выполнить программу по всем разделам, подготовить письменный отчет и защитить его перед комиссией. Таблица 2
Календарно-тематический план
ознакомительной практики по специальности
Разделы
| Очная форма обучения
| 1. Изучение истории создания предприятия.
| 1 день
| 2. Ознакомление с практическими методами, навыками и приемами работы основных служб предприятия.
| 1 день
| 3. Изучение Устава предприятия, его организационно-правовой формы.
| 1 день
| 4.Знакомство с различной нормативно-технической документацией и организацией обслуживания клиентов.
| 1 день
| 5. Сбор информационного материала для написания отчета.
| 2 дня
| 6. Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия и определение уровня ее эффективности.
| 4 дня
| 7. Определение конкурентоспособности предприятия и перспектив развития.
| 2 дня
| Всего
| 12 дней
| 2 недели
|
1.2. Практика по информатике и
информационным технологиям в экономике.
1.2.1. Цели и задачи практики по информатике
и информационным технологиям в экономике.
Практика имеет своей целью расширение и углубление теоретических знаний по основам информатики и информационным технологиям в экономике на примере работы конкретной организации, выполняющей операции с недвижимым имуществом, получение первичных профессиональных умений и навыков, подготовка к осознанному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.
К задачам практики относятся:
изучение рынков недвижимости и моделирования ассортимента услуг;
изучение информационных систем, используемых в коммерческой организации различными службами при решении практических задач:
- продвижение услуг,
- взаимодействие с потенциальными клиентами,
- оформление пакета документов для клиентов и внутренних документов,
- взаимодействие между различными службами организации,
- оперативный контроль выполнения заданий сотрудниками;
ознакомление с практикой проведения переговоров, заключением и исполнением договоров на обслуживание клиентов, формы договоров и их учет в информационной системе организации;
изучение способов информационного взаимодействия с организациями-партнерами: продавцами и покупателями объектов недвижимости.
1.2.2. Объекты практики по информатике
и информационным технологиям в экономике.
Практика может проводиться в структурных подразделениях Университета или на предприятии, в учреждениях организациях сферы недвижимости.
Практика, как правило, проводится на ведущих предприятиях отрасли, которые определяются заведующим кафедрой. При подготовке договоров о приеме студентов Университета очной формы обучения на практику заведующий кафедрой обязан ознакомить руководство предприятия (организации) с УМК по практике. Представителю кафедры, ответственному за проведение практики, необходимо заранее ознакомиться с базой практики на предмет ее соответствия профилю подготовки специалиста и обеспечения квалифицированными кадрами для руководства практикой студентов.
Самостоятельный выбор студентом очной формы обучения базы ознакомительной практики разрешается заведующим кафедрой в исключительных случаях на основании личного заявления студента и гарантийного письма от предприятия (организации), предоставляющего место для прохождения практики.
Студентам очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, работающим по специальности, предоставляется возможность организовывать учебно-ознакомительную практику самостоятельно на основе договора с предприятиями (организациями) или гарантийного письма о приеме студентов на практику. 1.2.3. Содержание практики по информатике
и информационным технологиям в экономике.
Продолжительность и распределение времени практики по информатике и информационным технологиям в экономике для студентов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)», представлены в таблице 3.
Таблица 3
Календарно-тематический план практики по информатике
и информационным технологиям в экономике
Разделы
| Очная форма обучения
| 1. Общая характеристика объекта практики, его основной и специализированных информационных систем
| 2 дня
| 2. Анализ информационной системы для продвижения услуг предприятия, использование Интернета
| 2 дня
| 3. Ознакомление с информационной системой для взаимодействия с клиентами, оформления пакета документов и контроля качества предоставления услуг
| 2 дня
| 4. Описание информационной системы для организации и управления процессами взаимодействия с партнерами, использование Интернета
| 2 дня
| 5. Изучение информационной системы для взаимодействия между различными службами организации
| 4 дня
| Всего:
| 12 дней
| 2 недели
| Основными методами проведения практики являются: решение сквозных задач, отработка конкретных ситуаций при проведении деловых игр, посещение предприятий (организаций) по профилю, изучение информации о них на сайтах Интернет-ресурсов, проведение тренингов и др. 1.3. Практика по технологии отраслевого производства.
1.3.1. Цели и задачи практики по технологии отраслевого производства.
Цель практики – закрепить теоретические знания, полученные студентами в процессе обучения в университете; овладеть производственными навыками и передовыми методами управленческого труда; приобрести опыт общественной, организаторской и воспитательной работы.
Основные задачи практики:
- применение знаний, приобретенных студентами в университете, набора определенных методов и способов работы экономиста-менеджера;
- выполнение различных функций и действий в службах предприятий, занимающихся недвижимым имуществом;
- подбор материалов по производственной деятельности предприятия во взаимодействии с маркетингом, менеджментом, экономикой, для дальнейшего их использования в будущей выпускной квалификационной работе. 1.3.2. Объекты практики по технологии отраслевого производства.
Практика по технологии отраслевого производства студентов проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях на основе договоров, заключенных между Университетом и предприятиями (организациями), в соответствии с которыми указанные предприятия (организации) предоставляют места для прохождения студентами Университета практики.
Объектами данной практики могут быть предприятия (организации) и учреждения, различных форм собственности и правового статуса: государственные предприятия и учреждения, индивидуальные предприятия, акционерные общества, объединения, ассоциации, концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, инвестиционные компании и т.д.
Базовые предприятия для студентов должны отвечать следующим требованиям:
- соответствовать профилю подготовки специалиста;
- располагать квалифицированными кадрами для руководства практикой студента;
- иметь материально-техническую и информационную базу с инновационными технологиями.
Объект практики определяется заведующим кафедрой экономики недвижимости, который готовит договоры с ведущими отраслевыми предприятиями (организациями) о приеме студентов Университета на практику. Договоры с предприятиями (организациями) и/или гарантийные письма от предприятий (организацией) о приеме студентов на практику должны быть оформлены за месяц до начала практики в текущем учебном году. Целесообразность индивидуального прохождения практики студентом очной формы обучения определяется заведующим выпускающей кафедры на основании личного заявления студента и гарантийного письма от предприятия (организации), предоставляющего место для прохождения практики. 1.3.3. Содержание практики по технологии отраслевого производства.
В начале практики студенты должны получить базовые знания о предприятии:
Основные технико-экономические показатели предприятия:
- организационная структура предприятия (агентства недвижимости, риэлтерские компании, НИИ, девелопперские компании и др.);
- численность и состав обслуживаемых клиентов;
- наименование предприятия, правовой статус;
- годовой объем сделок в руб.
Организационно-технологические аспекты деятельности предприятия:
- заключение договора об оказании услуг клиенту;
- изучение особенностей предлагаемого для купли-продажи объекта недвижимости;
- визуальное обследование состояния основных частей здания, их конструкции;
- проведение правовой экспертизы объекта недвижимости, поступившей на рынок;
- определение степени физического и морального (функционального) износа;
- составление технико-экономического заключения по результатам обследования и экспертизы;
- определение рыночной и потребительной стоимостей объекта недвижимости;
- оформление договора купли-продажи объекта и акта передачи его новому собственнику;
- регистрацию собственности на объект в отделении регистрационной палаты РФ.
Таблица 4
Календарно-тематический план практики
по технологии отраслевого производства
№ п/п
| Содержание работ
| Количество рабочих дней
| 1
| Оформление на практику и общее знакомство с предприятием, уставом предприятия.
| 1
| 2
| Ознакомление с работой служб предприятия.
| 1
| 3
| Визуальное обследование состояния здания и конструкций.
| 1
| 4
| Определение степени износа здания и его конструкций.
| 2
| 5
| Расчет рыночной и потребительной стоимостей здания.
| 4
| 6
| Проведение правовой экспертизы объекта.
| 2
| 7
| Составление технико-экономического заключения по результатам выполненной работы.
| 1
|
| Итого:
| 12 дней
| 2. Обязанности студента-практиканта в период прохождения практики.
За время прохождения практики на предприятии (организации) студент Университета обязан:
- выполнить задания, предусмотренные УМК по практикам;
- подчиняться действующим на предприятии Правилам внутреннего распорядка, изучить и строго соблюдать Правила охраны труда, Правила техники безопасности и производственной санитарии;
- систематически отчитываться перед руководителями практики о проделанной работе за определенный срок;
- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
- вести дневник практики по форме, указанной в приложении 2;
- по окончании срока практики представить письменный отчет (форма титульного листа дана в приложении 3).
К отчету должна быть приложена характеристика, подписанная руководителем практики и заверенная печатью.
3. Руководство практикой.
Практикой студентов руководят руководители от Университета, которые назначаются распоряжением декана факультета по представлению заведующего кафедрой, и руководители практикой от предприятий (организаций), назначенные приказами руководителей от предприятий (организаций).
Руководитель практики от Университета перед ее началом консультирует студентов о выполнении заданий программы практики и написанию отчетов, периодически посещает базы практики и оказывает студентам методическую и организационную помощь при выполнении ими программы практики, ведет учет выхода студентов на практику, знакомит руководителей практики от предприятия (организации) с Учебно-методическим комплексом по практике и методикой проведения практики, требованиями к студентам-практикантам и критериями оценки их работы во время практики.
Руководитель практики от предприятия организует прохождение практики студентом: знакомит с организацией и методами работы на конкретном рабочем месте, с охраной труда; помогает выполнить все задания и консультирует по вопросам, возникающим в процессе практики; проверяет ведение студентом дневника и подготовку отчета о прохождении практики; осуществляет постоянный контроль за практикой студентов; кроме того, составляет характеристики, содержащие данные о выполнении программы практики и индивидуальных знаний, об отношении студентов к работе и их профессиональной подготовке.
По согласованию с руководителями практики студент (или группа студентов) может получить индивидуальное задание на период производственной практики, увязанное с решением конкретных задач, стоящих перед предприятием или связанных с научно-исследовательской работой кафедры.
4. Структура отчета по учебной практике.
Структура Отчета по практике включает: титульный лист (см. приложение 2), содержание отчета (в соответствии с перечнем заданий), приложения, дневник (приложение 3) и отзыв-характеристику.
Титульный лист Отчета должен содержать сведения: о студенте (Ф.И.О., курс, форма обучения), месте и сроке прохождения практики, Ф.И.О. и должность руководителей практики от предприятия (организации) и Университета, их подписи. При этом реквизиты предприятия (организации), приведенные в отчете о практике, должны соответствовать данным, указанным в распоряжении декана факультета о направлении студента на практику).
Содержание практики определяется заданиями, установленными студенту (или группе студентов) руководителями практики от университета и предприятия. Отчет обязательно должен содержать не только информацию о выполнении заданий программы практики, но и анализ этой информации, выводы и рекомендации, разработанные каждым студентом самостоятельно.
В приложения к отчету включают таблицы, схемы, графики, копии документов, не представляющих коммерческую тайну, а также дневник прохождения практики на предприятии, в котором должны найти отражение конкретные действия студента в процессе практической деятельности на предприятии.
Отзыв-характеристика руководителя практики от предприятия (организации) о выполнении студентом-практикантом своих обязанностей должна быть заверена печатью предприятия (организации).
Примерный объем Отчета по производственной и преддипломной практикам – 30-40 страниц формата А4 вместе с приложениями. В конце отчета должны быть сформулированы выводы, в которых необходимо отразить, что удалось получить при прохождении практики и сформулировать предложения по повышению эффективности работы организации, на которой проходила практика.
Оформление Отчета должно соответствовать требованиям ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам», предъявляемым к работам, направляемым в печать. При наборе текста на компьютере:
- шрифт должен быть Times New Roman Cyr или Times New Roman;
- размер шрифта основного текста - 14 пт;
- размер шрифта сносок, таблиц, приложений - 12пт;
- файл должен быть подготовлен в текстовом редакторе Word из пакета Microsoft Office 2000, при этом должны быть установлены следующие параметры документа (Файл / Параметры / Поля):
- верхнее поле- 2,0 см;
- нижнее поле - 2,0 см;
- левое поле - 3,0 см;
- правое поле - 2,0 см;
- межстрочный интервал (Формат/Абзац) - полуторный;
- формат страницы (Файл / Параметры страницы / Размер бумаги) – А 4.
Страницы текста нумеруются, начиная с титульного листа. Нумерация страниц должна быть арабскими цифрами, сквозной по всему тексту. 5. Порядок подведения итогов практики
Оформленный отчет представляется студентом на кафедру в сроки, определенные графиком учебного процесса, но не позже срока окончания практики. Руководитель практики от кафедры проверяет представленный студентом отчет о практике и решает вопрос о допуске данного отчета к защите.
Отчет, допущенный к защите руководителями практики, защищается в комиссии, состоящей из двух преподавателей кафедры: руководителя практики и еще одного преподавателя кафедры, ответственного за организацию соответствующей практики.
Защита отчетов на кафедре или на предприятии (организации) проводится в последний день практики. Защита отчетов может производиться на предприятии, если там проходит практику не менее 5 студентов одновременно. На предприятии защита должна производиться перед комиссией, состоящей из руководителей практики от кафедры и предприятия.
При выставлении оценки за практику, помимо результатов защиты отчета, учитывается отзыв-характеристика, представленной на студента руководителем практики от предприятия (организации). Результаты защиты отчетов о практике проставляются в зачетной ведомости и в зачетной книжке студента.
Студент, не выполнивший программу практики, по уважительной причине, направляется на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студент, не выполнивший программу практики, без уважительной причины, направляется на практику повторно в свободное от учебы время или отчисляется из Университета в установленном порядке.
В случае, если руководитель практики не допускает к защите отчет по практике, то отчет с замечаниями руководителя возвращается на доработку, а после устранения замечаний и получения допуска защищается студентом в установленный срок.
Студент, не защитивший в установленные сроки отчет по практике, считается имеющим академическую задолженность. Приложение 1
Руководителю_______________________
наименование организации
___________________________________
ФИО руководителя
Уважаемый____________________________________
В соответствии с договором (гарантийным письмом) от «__»_______ 20__г. №_____, направляем Вам нижеперечисленных студентов ___________________курса ______формы обучения по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)» для прохождения _____________________________________
вид практики
практики в структурных подразделениях Вашей организации с «___» _______ 20__ г. по «__»____________20__ г.:
1. Ф.И.О. (в вин. п.)
2.
3. ...
Просим Вас обеспечить руководство практикой студентов и оказать содействие в сборе необходимого информационного материала.
По окончании практики просим представить на каждого студента отзыв-характеристику о качестве выполненных им работ за время прохождения практики.
Контактные телефоны:
Деканат факультета:
номера телефонов Кафедра :
номер телефона
Декан факультета
ФИО
«____»____________20__ г.
Приложение 2 Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова” Факультет бизнеса
Кафедра «Управление проектами и программами»
ОТЧЕТ по учебной практике
________________________________________________________________
(вид практики)
студента (ки) курса
(Ф.И.О.)
специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии
(операции с недвижимым имуществом)». Место прохождения практики
Срок практики с « » 20__ г. по « » 20 г.
Руководитель практики от предприятия (организации)
_________________________________________ _________________ (Ф.И.О., должность) (подпись)
М.П.
Руководитель практики от Университета
_________________________________________ _________________
(Ф.И.О., должность) (подпись)
Приложение 3
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова” Факультет бизнеса
Кафедра «Управление проектами и программами» ДНЕВНИК
____________________________________________________________________
(вид практики)
Студента (ки)
(ф.и.о.)
Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)
курс (год обучения) / группа
форма обучения
№
п/п
| Дата
(число,
месяц)
| Краткое содержание ежедневных заданий по практике
| Отметка руководителя практики от кафедры Университета о
выполненной студентом-практикантом работе
| Подпись руководителя
| Отметка руководителя практики от предприятия (организации) о выполненной студентом-практикантом работе
| Подпись руководителя
| 1.
|
|
|
|
|
|
| 2.
|
|
|
|
|
|
| 3.
|
|
|
|
|
|
| 4.
|
|
|
|
|
|
| 5.
|
|
|
|
|
|
|
|