Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права» Кафедра мировой экономики и таможенного дела
Учебно-методический комплекс МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА Программа учебной практики для студентов 3-го курса направления
38.03.01 «Экономика», профиль «Мировая экономика»
Хабаровск 2014
ББК У 5
Х 12 Мировая экономика : программа учебной практики для студентов 3-го курса направления 38.03.01 «Экономика», профиль «Мировая экономика» / сост. Н. Л. Шлык, канд. экон. наук, профессор, Т. В. Артеменко, канд. экон. наук, доцент, О. В. Бартюк, канд. экон. наук. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2014. – 32 с.
Рецензент Кочемасова А. В., генеральный директор ООО «Дальневосточный международный центр логистики», канд. экон. наук, доцент
Утверждено издательско-библиотечным
советом академии в качестве
методических указаний для студентов
Учебно-методический комплекс
Шлык Надежда Леонтьевна
Артеменко Татьяна Валериановна
Бартюк Ольга Викторовна Мировая экономика
Программа учебной практики для студентов 3-го курса направления
38.04.01 «Экономика», профиль «Мировая экономика»
Редактор Г. С. Одинцова
Подписано в печать ____________. Формат 60х84/16. Бумага писчая.
Печать цифровая. Усл. п. л. 2,1. Уч.- изд. л. 1,5. Тираж 20 экз. Заказ №___.
680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ
© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2014
Содержание
1. Общие положения ………………………………………………………..…
| 4
| 2. Вид практики, способ и форма её проведения……………………………...
| 5
| 3. Результаты обучения при прохождении учебной практики………………..
| 5
| 4. Место учебной практики в структуре основной образовательной программы, её цель, задачи и трудоёмкость……………………………………...
|
7
| 5. Содержание учебной практики……………………………………………..
| 9
| 5.1. Производственные предприятия и организации сферы услуг (торгово-посреднические, туристские, транспортно-логистические, маркетинговые, образовательные, консалтинговые и т.п.)………………….
|
9
| 5.2. Коммерческие банки………………………………………………………
| 12
| 5.3. Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края……………………………………………………………...
|
15
| 5.4. Хабаровская таможня……………………………………………………...
| 18
| 5.5. Администрация города Хабаровска……………………………………...
| 20
| 5.6. Научно-исследовательские организации (ИЭИ ДВО РАН)…………….
| 22
| 6. Индивидуальные задания руководителей практики……………………….
| 24
| 7. Формы отчётности по учебной практике…………………………………..
| 25
| 8. Оценка учебной практики………………………………………………….
| 26
| 9. Список рекомендуемой учебной литературы и интернет-ресурсов……..
| 27
| 10. Информационные технологии, используемые при проведении учебной практики……………………………………………………………………………..
|
29
| 11. Материально-техническая база учебной практики……………...…………
| 29
| 12. Организация учебной практики…………………………………………….
| 29
| Приложение
|
|
Общие положения
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Экономика» (бакалавриат), Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры и Положением о порядке проведения практики студентов ХГАЭП.
ФГОС ВПО по направлению «Экономика» (бакалавриат) определены количество и виды практики, инициатор постановки цели и задач практики, программ и форм отчётности по практике, а также порядок аттестации. В соответствии с ФГОС ВПО предусмотрено два вида практики – учебная и производственная.
Цели и задачи, программы и формы отчётности определяются вузом по каждому виду практики.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае её наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение предоставляет возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в области экономики;
участвовать в проведении научных исследований;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
составлять отчёты (разделы отчёта) по теме или её разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференциях различного уровня.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики осуществляется на основе оценки решения обучающимся задач практики, отзыва руководителей практики об уровне его знаний и квалификации. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.
2. Вид практики, способ и форма её проведения
Вид практики в соответствии с ФГОС ВПО – учебная.
Организация проведения практики осуществляется непрерывно – путём выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения учебной практики, предусмотренной образовательной программой. Учебная практика является завершающим этапом 3-го года обучения и проводится в 6-м семестре после освоения студентами программы теоретического обучения.
Проведение учебной практики может осуществляться двумя способами: в качестве стационарной (проводится в организациях, расположенных на территории населённого пункта, в котором расположена образовательная организация) и выездной (проводится в том случае, если место её проведения расположено вне населённого пункта, в котором расположена образовательная организация) практики.
Выпускающей кафедрой учебная практика в основном организуется стационарным способом в г. Хабаровск в таких организациях – субъектах внешнеэкономической деятельности, как производственные, транспортно- логистические, торгово-посреднические, туристские, финансовые, научно-исследовательские, образовательные и др. организации, а также в соответствующих подразделениях министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края и администрации города Хабаровска, Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Дальний Восток и Забайкалье», Хабаровской таможни и т.п.
Учебную практику студенты проходят в организациях, которые соответствуют направлению и профилю подготовки, и осуществляют свою деятельность, как правило, не менее 3 лет.
Форма проведения учебной практики – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
3. Результаты обучения при прохождении учебной практики
Учебная практика направлена на формирование у студента следующих компетенций:
1. Общекультурные компетенции (ОК):
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
умение использовать нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-5);
способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).
Профессиональные компетенции (ПК):
Расчётно-экономическая деятельность
способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчёта экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2).
Аналитическая, научно-исследовательская деятельность
способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчётов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчётности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и (или) аналитический отчёт (ПК-9);
способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).
Организационно-управленческая деятельность
способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12).
В результате прохождения учебной практики студент должен:
знать вид и тип организации, её организационную структуру, функции и задачи структурных подразделений, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность, характеристику ресурсов предприятия, содержание основных направлений деятельности, систему основных экономических показателей деятельности организации, действующие в организации системы учёта и отчётности, налогообложения;
уметь пользоваться нормативными и инструктивными документами, регламентирующими деятельность организации и её внешнеэкономическую деятельность; выполнять отдельные функциональные обязанности сотрудника подразделения ВЭД без права принятия решения (под руководством руководителя практики от организации);
владеть первичными практическими навыками расчётно-экономической, анали-тической, научно-исследовательской, организационно-управленческой деятельности.
4. Место учебной практики в структуре основной образовательной программы, её цель, задачи и трудоёмкость
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Экономика» (бакалавриат) раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» (базовая часть) является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
В зависимости от основного вида экономической деятельности организации – базы практики для прохождения учебной практики – требуются знания, полученные студентом при изучении следующих дисциплин:
1. Дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла – деловая этика; конкурентоспособность товаров и услуг на внешнем рынке; право; экономика труда; экономика организации; экономическая информатика.
2. Профессиональные дисциплины – банковские продукты и услуги; бухгалтерский учёт и анализ; деньги, кредит, банки; макроэкономика; маркетинг; менеджмент; микроэкономика; мировая экономика и международные экономические отношения; налоги и налогообложение; статистика; финансы.
В свою очередь знания, умения и навыки, полученные студентом при прохождении учебной практики, необходимы для освоения дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла – эффективность внешнеторговых операций, дисциплины математического и естественнонаучного цикла – управление бизнес-процессами внешнеэкономической деятельности, дисциплин профессионального цикла – внешнеэкономическая деятельность предприятия, международный бизнес, международная инвестиционная деятельность, международные валютно-кредитные отношения, таможенное дело, управление внешнеэкономическими связями, экономический анализ.
Цель учебной практики состоит в закреплении и углублении знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения и приобретении студентами первичных профессиональных умений и навыков.
Задачи учебной практики заключаются в обеспечении подготовки студента к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности:
расчётно-экономическая деятельность
подготовка исходных данных для проведения расчётов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, в том числе внешнеэкономическую;
проведение расчётов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учётом действующей нормативно-правовой базы;
аналитическая, научно-исследовательская деятельность
поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчётов;
обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
подготовка информационных обзоров, аналитических отчётов;
организационно-управленческая деятельность
организация выполнения порученного этапа работы.
Объём и график прохождения учебной практики установлены учебным планом подготовки студентов по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль «Мировая экономика». Объём (трудоёмкость) учебной практики составляет 3 зачётных единицы, продолжительность 2 недели, 108 часов.
5. Содержание практики
Содержание учебной практики включает:
Изучение организации как хозяйствующего субъекта и правовой основы его деятельности.
Изучение внешнеэкономической деятельности организации (или международной деятельности организации, управления внешнеэкономическими связями региона, города, содействия внешнеэкономической деятельности организаций региона, города и др.).
Выполнение индивидуальных заданий.
Программа практики включает перечень вопросов, а также типовые контрольные задания, которые обязательно должны быть выполнены студентом при подготовке соответствующих разделов отчёта. Программа практики согласована с организациями – основными базами учебной практики.
5.1. Производственные предприятия и организации сферы услуг (торгово-посреднические, туристские, транспортно-логистические, маркетинговые, образовательные, консалтинговые и т.п.)
|