Уфимский государственный колледж радиоэлектроники утверждаю


НазваниеУфимский государственный колледж радиоэлектроники утверждаю
страница1/14
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Министерство образования Республики Башкортостан

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ






УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора

_____________ Л.Р. Туктарова

«_____» ______________2011 г.



СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ДИСЦИПЛИНА «Метрология и стандартизация»
специальность 280703 «Пожарная безопасность»

(базовой подготовки)
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

СОГЛАСОВАНО

_________________Р.М Халилова.
РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры электроники и вычислительной техники

_______________________ Хакимова Г.Г.

«_____» ________________________2011 г.

РАЗРАБОТЧИК

____________ Г.М.Королькова




Уфа 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ





Стр.

Предисловие

2

Практическое занятие 1 «Выбор средств измерений и расчет их погрешностей»

5

Практическое занятие 2 «Изучение структуры и основных положений закона РФ об обеспечении единства измерений»

20

Практическое занятие 3 «Решение задач по определению соотношения Международной системы единиц ЕГС и внесистемными единицами»

24

Практическое занятие 4 «Выбор рядов предпочтительных чисел для величин, связанных между собой определенной математической зависимостью. Подбор нормальных линейных размеров вала»

Практическое занятие 5 «Изучение кодирования информации о товаре»

Практическое занятие 6,7 «Составление и оформление текстового конструкторского документа согласно ГОСТ 2.105-95»

Практическое занятие 8,9 «Оформление технологической документации на объекты стандартизации»

Практическое занятие 10 «Определение показателей продукции с помощью экспертного метода»

Практическое занятие 11 «Изучение закона о защите прав потребителей»

Практическое занятие 12,13 «изучение проведения сертификации и сопутствующих документов»



27

35

38
77
107
112

115



















































ПРЕДИСЛОВИЕ
Методические указания для студентов по выполнению практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Уфимский государственный колледж радиоэлектроники» по специальности СПО 280703«Пожарная безопасность» базовой подготовки.

в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Методические указания для студентов по выполнению практических работ адресованы студентам очной, заочной и заочной с элементами дистанционных технологий формы обучения.

Методические указания созданы в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практической работы, необходимо внимательно прочитать цель работы, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими сведениями, выполнить задания работы, ответить на контрольные вопросы для закрепления теоретического материала и сделать выводы.

Отчет о практической работе необходимо выполнить и сдать в срок, установленный преподавателем.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине «Метрология и стандартизация», поэтому в случае отсутствия студента на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую необходимо найти время для ее выполнения или пересдачи.
Правила выполнения практических работ

1. Студент должен прийти на практическое занятие подготовленным к выполнению практической работы.

2. После проведения практической работы студент должен представить отчет о проделанной работе.

3. Отчет о проделанной работе следует выполнять в журнале практических работ на листах формата А4 с одной стороны листа.
Оценку по практической работе студент получает, если:

- студентом работа выполнена в полном объеме;

- студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

- отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы;

- студент отвечает на контрольные вопросы на удовлетворительную оценку и выше.

Зачет по выполнению практических работ студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой практических работ после сдачи журнала с отчетами по работам и оценкам.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Обеспеченность занятия (средства обучения):


  1. Учебно-методическая литература:

  1. Хромой Б.П. Метрология, стандартизация и измерения в технике связи. - М.: Радио и связь, 2009г.

  2. Хрусталева З.А. Электротехнические измерения. Задачи и упражнения – М.: КноРус, 2011г.

  3. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия. М.: Юрайт, 2010. - 315с.

  4. Федюкин В.К. Квалиметрия. Измерение качества промышленной продукции. – М.: КНОРУС, 2009. – 320с.

  5. ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – М.: ППК изд-во стандартов, 2004. – 48 с.

  6. ГОСТ 7.12-93 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила [Текст]. – М.: Изд-во стандартов, 1995. –17 с.

  7. ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [Текст]. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2001. – 22 с.

  8. ГОСТ 7.82-2001 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления [Текст]. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2001

  9. ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин [Текст]. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2003

  10. ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам [Текст]. – М. : Изд-во стандартов, 1995. – 123 с.

  11. ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов [Текст]. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2003

  12. ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка : общие требования и правила составления [Текст]. – М. : Стандартинформ, 2008



Дополнительные источники:

  1. Закон РФ «О техническом регулировании».

  2. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений».

  3. ГОСТ 8.417-81 ГСИ «Единицы физических величин».

  4. Закон РФ «О защите прав потребителей».

  5. Нефедов В.И. Метрология и электрорадиоизмерения в телекоммуникационных системах - М.: Высшая школа, 2008г.

  6. Дворяшин Б.В. Метрология и радиоизмерения - М.: ACADEMA, 2009г.


Интернет ресурсы:

1. Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии ( Росстандарт) [Электронный ресурс] – режим доступа: http://standard.gost.ru

  1. 2. Библиотека ГОСТов [Электронный ресурс] – режим доступа: http://vsegost.com/

  2. Рабочая тетрадь

  3. Калькулятор (указать, инженерный или простой).

  4. Карандаш простой (при необходимости, цветные карандаши – для построения графиков, диаграмм, проекций точек на поверхности детали).

Порядок выполнения отчета по практической работе


  1. Ознакомиться с теоретическим материалом по лабораторной работе.

  2. Записать краткий конспект теоретической части.

  3. Выполнить предложенное задание согласно варианту по списку группы.

  4. Продемонстрировать результаты выполнения предложенных заданий преподавателю.

  5. Ответить на контрольные вопросы.

  6. Записать выводы о проделанной работе.



Практическое занятие 1

Выбор средств измерений и расчет их погрешностей

1. Цель занятию

1.1 Научиться определять класс точности прибора

1.2 Научится снимать показания с приборов.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой СИ

знать:

- основные понятия метрологии

- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой СИ

.Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы


Учёт всех нормируемых метрологических характеристик средств измерений – сложная и трудоёмкая процедура, оправданная только при измерениях очень высокой точности, характерных для метрологической практики. Поэтому для средств измерений, используемых в повседневной практике, принято деление по точности на классы

Согласно ГОСТ 8.401-80 классом точности средства измерений называют обобщенную характеристику средства измерений, определяемую пределами допускаемых основных и дополнительных погрешностей, а также другими свойствами средств измерений, влияющими на точность, значения которых устанавливаются в стандартах на отдельные виды средств измерений.

Следует отметить, что класс точности средств измерений характеризует их свойства в отношении точности, но не является непосредственным показателем точности измерений, выполняемых с помощью этих средств.

Предел допускаемой основной погрешности – это наибольшая (без учёта знака) основная погрешность средств измерений, при которой оно может быть признано годным и допущено к применению.

Предел допускаемой абсолютной основной погрешности может быть выражен: одним значением

= a, (1)

где  – предел допускаемой абсолютной основной погрешности, выраженной в единицах измеряемой величины или условно в делениях шкалы; a – постоянная величина; (это относится к приборам, у которых преобладает аддитивная составляющая погрешности); в виде линейной зависимости

= (a+bx), (2)

где a, b - положительные числа, не зависящие от x (такая формула применяется для приборов, у которых аддитивная и мультипликативная составляющие погрешности соизмеримы), или иным уравнением  =f(x); при сложной зависимости последняя представляется таблицей или графиком.

Предел допускаемой приведенной основной погрешности следует устанавливать по формуле:

(3)

где  - предел допускаемой приведенной основной погрешности, % ХN - нормирующее значение, выраженное в тех же единицах, что и А;

р - отвлеченное положительное, число, выбираемое из ряда 110n, 1,510n, 210n, 2,510n, 410n, 510n, 610n (n=1,0,-1,-2 и т.д.).

Нормирующее значение XN принимается равным конечному значению шкалы прибора, если нулевая отметка находится на краю или вне шкалы; сумме модулей пределов измерения, если нулевая отметка находится внутри шкалы; номинальному значению измеряемой величины, если таковое установлено; длине шкалы или её части, соответствующей диапазону измерений, если шкала существенно неравномерна. В этом случае пределы абсолютной погрешности, как и длину шкалы, выражают в единицах длины; в иных случаях указания по выбору нормирующего значения должны быть приведены в стандартах на средства измерений конкретного вида.

Предел допускаемой относительной основной погрешности (в процентах) устанавливают по одной из следующих формул:



где q – отвлеченное положительное число, выбираемое из того же ряда, что и р ; ХК – больший (по модулю) из пределов измерений; c, d – положительные числа, выбираемые из рада, что и q



формула (5) получена из (4) следующим преобразованием:



В обоснованных случаях пределы допускаемой относительной основной погрешности устанавливают по более сложной формуле или в виде графика либо таблицы.

В стандартах или технических условиях на средства измерений должно быть установлено минимальное значение х, равное х0 , начиная от которого применим принятый способ выражения пределов допускаемой относительной погрешности, иначе при х0, .

С использованием чисел указанного выше для p, q, c, d ряда разработаны условные обозначения классов точности, применяемые в документации на средства измерений, а также обозначения, наносимые на них. Примеры принятых обозначений классов точности этих средств измерений приведены в таблице 1.

Пределы всех дополнительных погрешностей и другие свойства средств измерений, влияющие на точность результатов измерений, также связаны с их классом точности. Эта связь раскрывается в частных стандартах. Пределы допускаемых дополнительных погрешностей выражают в той же форме, что и основной. Например, изменение показаний электроизмерительного прибора класса точности 1.0, вызванное изменением температуры, не должно выходить за пределы 1,0 % на каждые 10 К изменения температуры в пределах рабочего интервала.

Нормирование динамических характеристик средств измерений интересует нас в тех случаях, когда их нужно считать метрологическими. Задачи нормирования и общие принципы их решения остаются теми же, что и при нормировании погрешностей средств измерений.

Таблица 1.1 - Обозначения классов точности


Форма выражения погрешности

Пределы допускаемой основной погрешности.

Пределы допускаемой основной погрешности

%

Обозначение класса точности

В докумен-тации

На средстве измерения

Приведенная

По формуле 3 если нормирующее значение выражено в единицах величины на входе или выходе средств измерений, если в нормирующее значение принято равным длине шкалы или ее части.

=1.5
=0.5

Класс точности 1.5
Класс точности 0.5


1.5
0.5


Относительная


По формуле 4
По формуле 5


=0.5
=[0.02+0.01(|Xk/x|1)]


Класс точности 0.5
Класс точности 0.02/0.01


0.5
0.02/0.01

Относительная







Класс точности С.

С

Абсолютная

По формулам 1 и 2




Класс точности М.

М



Классы точности присваиваются типам средств измерений с учётом результатов государственных приёмочных испытаний. Средствам измерений с несколькими диапазонами измерений одной и той же физической величины или предназначенным для измерений разных физических величин могут быть присвоены различные классы точности для каждого диапазона или каждой измеряемой величины. Так, амперметр с диапазонами 0-10, 0-20,0-50 А может иметь разные классы точности для отдельных диапазонов; электроизмерительному прибору; предназначенному для измерений напряжения и сопротивления, могут быть присвоены два класса точности: один как вольтметру, другой – как омметру.

Обозначения классов точности наносятся на циферблаты, щитки и корпуса средств измерений, приводятся в нормативно-технических документах.

Различают равномерные (рисунке 1, а, б, в, г) и неравномерные шкалы. Последние делятся на существенно неравномерные и степенные.

Под существенно неравномерной шкалой понимают шкалу с сужающимися делениями, на которой отметка, соответствующая полусумме начального и конечного значения рабочей части шкалы, расположена между 65 и 100% длины этой рабочей части (рисунке 1,д).

Под степенной шкалой понимают шкалу с расширяющимися или сужающимися делениями, но не попадающими под определение существенно неравномерных (рисунке 1,е).

Тогда нормирующее значение принимается равным:

конечному значению рабочей части шкалы xN= xK, если нулевая отметка — на краю или вне рабочей части шкалы (равномерная шкала рисунке 1, а — xN = 50; рисунке 1, б — xN = 55; степенная шкала — xN = 4 на рисунке 1,е);

сумме конечных значений шкалы (без учета знака), если нулевая отметка — внутри шкалы рисунке 1,в, xN = 20+20=40; рисунке 1,г, х„= 20+40=60;

длине шкалы, если она существенно неравномерна. В этом случае поскольку длина выражается в миллиметрах, то абсолютную погрешность надо выражать также в миллиметрах (рисунке 1,д);

номинальному значению х, если СИ предназначено для измерения отклонения измеряемой величины от номинального значения.



Рисунок 1 - Виды шкал СИ
Обозначения могут иметь форму заглавных букв латинского алфавита (например, М, С и т. д.) или римских цифр (I, II, III, IV и т. д.) с добавлением условных знаков. Если класс точности обозначается арабскими цифрами с добавлением какого-либо условного знака, то эти цифры непосредственно устанавливают оценку снизу точности показаний средства измерений.

Для средств измерений с равномерной, практически равномерной или степенной шкалой, нулевое значение входного (выходного) сигнала у которых находится на краю или вне диапазона измерений, обозначение класса точности арабскими цифрами из ряда (1; 1,5; 1,6; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6) , где= 1, 0, —1, —2 и т. д., означает, что значение измеряемой величины не отличается от того, что показывает указатель отсчетного устройства, более чем на соответствующее число процентов от верхнего предела измерений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Уфимский государственный колледж радиоэлектроники утверждаю iconУфимский государственный колледж радиоэлектроники утверждаю
Тесты разработаны преподавателем Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники

Уфимский государственный колледж радиоэлектроники утверждаю iconУфимский государственный колледж радиоэлектроники утверждаю
Практическая работа №29 Разработка проекта плана мероприятий угкр по совершенствованию пожарной безопасности объекта

Уфимский государственный колледж радиоэлектроники утверждаю iconУфимский государственный колледж радиоэлектроники утверждаю
Практическое занятие №13 «Решение задач по определению соотношения Международной системы с единицами системы егс и внесистемными...

Уфимский государственный колледж радиоэлектроники утверждаю iconПрактическая работа №1, 2 «Выполнение титульного листа»
Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Уфимский государственный колледж...

Уфимский государственный колледж радиоэлектроники утверждаю iconПрактическая работа №1, 2 «Выполнение титульного листа»
«Уфимский государственный колледж радиоэлектроники» по специальности спо 210709 «Многоканальные телекоммуникационные системы», 210723...

Уфимский государственный колледж радиоэлектроники утверждаю iconГосударственный колледж радиоэлектроники
Бухгалтерский учет”, разработанную преподавателем Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники Гимаевой Р. Г. для специальности...

Уфимский государственный колледж радиоэлектроники утверждаю iconРоссийской Федерации Томский государственный университет систем управления...
Ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники

Уфимский государственный колледж радиоэлектроники утверждаю iconГосударственный колледж радиоэлектроники
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Уфимский государственный колледж радиоэлектроники утверждаю iconТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроники утверждаю
Законом РФ «Об образовании» в редакции от 03. 01. 96 г. №12-Ф3, инструктивным письмом Министерства образования РФ №14-51-580 ин/12...

Уфимский государственный колледж радиоэлектроники утверждаю iconГосударственный колледж радиоэлектроники
Гиндуллин Н. Ф., к с н., доцент кафедры политологии, социологии и связей с общественностью угнту

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск