Методические рекомендации для преподавателей по написанию рецензии


Скачать 190.11 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей по написанию рецензии
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Губкинский горно-политехнический колледж»

Методические рекомендации

для преподавателей по написанию рецензии

Губкин 2014 г.

Методические рекомендации для преподавателей по написанию рецензии
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения, разрабатывающих методическое обеспечение внедрения и реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, и методическое сопровождение разработки рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП). Методические рекомендации определяют порядок написания рецензий на методическое пособие, разработку учебного занятия, учебную программу, дипломную и проектную работы.

В рекомендациях представлены требования к рецензии, примерная структура и алгоритм написания рецензии.

Составитель: Мелихова О.Н., методист высшей квалификационной категории.

Одобрены и рекомендованы к использованию методическим советом ОГАОУ СПО «Губкинский горно-политехнический колледж».

Содержание

Введение

  1. Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на методическое пособие. стр. 4

  2. Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на учебную программу. стр.11

  3. Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на методическую разработку занятия. стр.14

  4. Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на дипломную работу. стр. 16

  5. Рекомендации по написанию рецензии на проектную работу. стр. 18

Заключение стр.20

Список литературы стр.21

Введение

Одной из составляющих методической работы является анализ и рецензирование материалов, разработанных педагогами. Предлагаемые рекомендации могут помочь рецензентам в осуществлении научно-методического анализа материалов из опыта работы педагогов и в написании рецензий на авторские образовательные программы, а также на методические разработки занятий, содержащих новизну.

Рецензирование (англ. Peer review) является процессом, благодаря которому педагоги, методисты  в качестве экспертов оценивают работы своих коллег, предназначенные для публикаций или использования в практической деятельности. 

Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) -  разбор и оценка какого-либо художественного произведения (книги, фильма и др.) или научной работы, образовательной программы, пособия  (научно-методического, методического, учебного и т.д.), данные лицом, компетентным в данной области знаний. В рецензии оценивается качество работы, ее соответствие стандартам, новизна, а также то, была ли достигнута поставленная перед автором цель (если речь идет о научной работе). 

Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на методическое пособие

Рецензия на методическое пособие - это оценка работы, данная рецензентом, предполагающая наличие не только комментариев к основным разделам и темам методического пособия, но и указание замечаний и недочетов данного пособия. В рецензии, как правило, присутствует некоторая структурность. Автор рецензии старается определить актуальность темы, кратко описать, о чём оно и сделать определённые выводы. 

Требования к оформлению

В рецензии на методическое пособие должно быть кратко, но аргументировано, отражено мнение рецензента о работе по следующим позициям:

  • тема или наименование рецензируемой работы;

  • ее автор;

  • актуальность выбранной темы методического пособия;

  • анализ проведенного обзора литературы;

  • информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз);

  • использование научного аппарата;

  • качество изложения теоретического материала; 

  • четкость структуры и содержания методического пособия; 

  • наличие оригинальных способов организации соответствующей деятельности;

  • наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания;

  • подтверждение эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями или материалами экспериментальной апробации;

  • возможность теоретического и практического использования предложенных материалов;

  • результаты анализа экономической целесообразности, если необходимо;

  • наличие четких выводов;

  • качество оформления;

  • недостатки, имеющиеся в работе;

  • вывод о возможности публикации (или предоставлении иного права).

Требования к рецензии, ее структура

Объём рецензии, как правило, составляет 1-2 печатных листа. Форма написания рецензии – произвольная. Размер шрифта должен быть 14 пунктов, с полуторным междустрочным интервалом. Рецензия должна быть представлена в двух экземплярах. Подпись рецензента должна быть заверена печатью организации.

Рецензия - это письменный разбор работы, который предполагает не только комментирование и раскрытие основных моментов (толкование мыслей автора, собственные дополнения к авторской мысли, выражение отношения к постановке проблемы и т.д.), но и аргументированную оценку, и, конечно, выводы о значимости данной работы. Ниже приведены примеры клише, которые могут быть использованы при написании Вами рецензии на методическое пособие.

Рецензия должна включать в себя следующую информацию:

1. Полное название методического пособия, должность автора статьи, Ф.И.О. автора.

Пример:

РЕЦЕНЗИЯ

на методическое пособие "Контроль в обучении иностранному языку (ИЯ)" преподавателя ОГАОУ СПО «Губкинский горно-политехнический колледж» Коршиковой Татьяны Степановны

2. Краткое описание проблемы, которой посвящено методическое пособие.

Пример:

Методическое пособие Коршиковой Т.С. посвящено определению основных функций и важности их соблюдения при организации контроля знаний, умений и навыков обучающихся

3. Степень актуальности предоставляемого  методического пособия.

Пример:

Актуальность данного методического пособия не вызывает сомнения, поскольку проверка и оценка знаний, умений и навыков владения обучающимися навыками аудирования является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса, а овладение методикой проверки знаний является одной из важных и трудных задач, стоящих перед преподавателем.

4. Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в методическом пособии.

Пример:

Автором проведена серьезная работа по определению функций обратной связи или контроля при обучении иностранному языку обучающихся. Немаловажным является и то, что Т.С. Коршикова пишет о необходимости изменения роли преподавателя в процессе обучения, так как сегодня преподаватель перестает являться основным источником информации, он должен скорее направлять обучение, а не управлять им.

5. Рекомендацию к публикации.

Пример:

Методическое пособие Т.С.Коршиковой "Контроль  в  обучении иностранному языку " соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данное методическое пособие может быть рекомендовано к публикации.

6. Ученое звание, ученая степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать, подпись.
Примерная структура (план) написания рецензии

Раздел рецензии

Клише для использования в рецензии на методическое пособие

Предмет анализа

  • В предмете анализа... 

  • В рецензируемом методическом пособии... 

  • В рассматриваемой работе автор...

Актуальность проблемы, темы

  • Актуальность темы обусловлена... 

  • Работа посвящена актуальной проблеме... 

  • В условиях реализации новой модели образования актуальность темы не вызывает сомнений (вполне очевидна)...

  • Актуальность проблемы не нуждается в дополнительных доказательствах...

Формулировка основных тезисов

  • Центральной задачей пособия является... 

  • В методическом пособии разработана методика

Краткое содержание работы

Кратко(!) излагаете содержание методического пособия

Общая оценка

  • Таким образом, данное пособие... 

  • Рассматривая работу в целом... 

  • Значимой заслугой автора работы является новый методологический подход ... 

  • Автор, бесспорно, углубляет (расширяет) представление о проблеме (теме, явлении)... 

  • Работа, безусловно, открывает...

  • Данное методическое пособие имеет практическую значимость …..

Недочеты и недостатки

  • Однако вызывает сомнение утверждение о том... 

  • К недостаткам методического пособия можно отнести допущенную неточность при изложении... 

  • Работа построена несколько нерационально, следовало бы более подробно прокомментировать... 

  • Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать... 

  • Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на практическую значимость данного пособия ... 

  • Значимым недостатком работы является... 

  • Упомянутые недочеты связаны не столько с..., сколько с...

Выводы

  • Считаю, что методическое пособие имеет большое практическое значение для... 

Фразы, рекомендуемые для написания рецензии

  • Автор в своей работе дает подробный анализ... 

  • Автор грамотно анализирует... 

  • Автор акцентирует внимание... 

  • Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области... 

  • Автор на конкретных примерах доказывает... 

  • Автор на основе большого фактического материала рассматривает... 

  • Автор обращает внимание на то, что... 

  • Автор справедливо отмечает... 

  • Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения... 

  • Автором предложены оригинальные идеи... 

  • В качестве основных моментов используемой автором методологии... 

  • В методическом пособии автор предлагает ... 

  • В методическом пособии представлены основные подходы... 

  • Все содержание методического пособия логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников. 

  • Данное пособие демонстрирует... 

  • Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)... 

  • Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется... 

  • К положительным сторонам работы можно отнести... 

  • Как положительный факт, можно отметить то, что... 

  • Материал пособия основан на детальном анализе... 

  • Особо следует подчеркнуть, что... 

  • Особое внимание в разработке... уделено... 

  • Особый интерес представляет вывод о... 

  • Отдельного внимания заслуживает... 

  • Практическая значимость данного пособия заключается в... 

  • Следует отметить, что в данном методическом пособии  представлен ряд практических заданий и упражнений... 

Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на учебную программу.

Рецензия на учебную программу – это письменный разбор представленного материала. Заголовок рецензии должен содержать полное название учебной программы, определение ее вида, а также персональные данные автора (ФИО, квалификация, должность, место работы). К основным разделам рецензии относятся:

1) введение;

2) констатирующая часть;

3) аналитическая часть;

4) заключение.

Во введении формулируется аргументированная оценка актуальности, новизны программы и потребности в ней в целях повышения эффективности образовательного процесса.

В констатирующей части рецензии дается всесторонняя и объективная оценка:

  • соответствия указанных целей и задач предмету и содержанию программы;

  • научности содержания программы, соответствия его современному состоянию науки;

  • связности и логичности структурирования учебного материала;

  • обоснованности выбора методов обучения;

  • диагностического и критериального аппарата для определения качества освоения данной программы обучающимися;

  • оптимальности распределения учебного времени, отведенного на освоение программы;

  • предлагаемого учебно-методического комплекта для реализации данной программы;

  • структуры программы.

В аналитической части рецензии отмечаются отличительные особенности данной программы в сравнении с существующими, а также подробно указываются и анализируются замеченные рецензентом недостатки. В аналитической части следует сформулировать мотивированные рекомендации по совершенствованию программы.

В заключении формулируется вывод о возможности утверждения программы для учебно-методического обеспечения образовательного процесса в представленном виде либо после переработки с учетом указанных рецензентом недостатков. Рецензент может указать на необходимость последующего рецензирования исправленного варианта программы.

Подпись рецензента должна быть расшифрована с указанием полного наименования его должности, уровня квалификации, званий, научных степеней, фамилии, имени, отчества и должна быть заверена в установленном порядке печатью по месту его работы или должностным лицом и печатью организации, проводящей апробацию рецензируемой программы.

Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на методическую разработку занятия.

Рецензия на методическую разработку – это письменный разбор представленного материала. Заголовок рецензии должен содержать вид урока (занятия), его тему, предмет или направленность (в зависимости от вида), место данного занятия в образовательном процессе или возраст детей, на которых оно рассчитано, продолжительность, а также персональные данные автора (ФИО, квалификация, должность, место работы).

К основным разделам рецензии относятся:

1) введение;

2) констатирующая часть;

3) аналитическая часть;

4) заключение.

Во введении формулируется аргументированная оценка актуальности дидактических, методических и содержательных компонентов занятия, элементов новизны, присутствующих в разработке.

В констатирующей части рецензии дается всесторонняя и объективная оценка:

  • соответствия содержания занятия выбранной образовательной программе, стандартам;

  • соответствия занятия комплексу психолого-педагогических принципов, обеспечивающих целостность образовательного процесса;

  • реальности, целесообразности и операциональности задания целей занятия;

  • соответствия структуры и содержания занятия указанным целям и задачам;

  • обеспечения мотивации деятельности обучающихся;

  • научности содержания занятия, соответствия его современным достижениям в науке;

  • связности, логичности, полноты структурирования занятия;

  • обоснованности выбора методов, приемов, средств и форм обучения;

  • соответствия содержания учебно-познавательного материала возрастным особенностям обучающихся, на которых рассчитано данное занятие;

  • оптимальности распределения учебного времени;

  • рациональности подходов по развитию навыков самообразования;

  • использования учебно-познавательного материала, компонентов педагогической деятельности для формирования и развития у обучающихся социальных ценностей.

В аналитической части рецензии отмечаются преимущественные отличительные особенности данной разработки, а также подробно указываются и анализируются замеченные рецензентом недостатки. В аналитической части следует сформулировать мотивированные рекомендации по совершенствованию представленной разработки.

В заключении формулируются выводы:

  • о возможности использования данной разработки в образовательном процессе в представленном виде либо после переработки с учетом указанных рецензентом недостатков;

  • о возможности организации обобщения и распространения представленных в разработке передовых методических идей.

Рецензент может указать на необходимость последующего рецензирования исправленного варианта разработки. В качестве концовки можно использовать тонкий комментарий всего вышеизложенного или сделать вывод по-своему. Рецензия должна иметь завершённую форму.

Подпись рецензента должна быть расшифрована с указанием полного наименования его должности, уровня квалификации, званий, научных степеней, фамилии, имени, отчества.

Подпись рецензента должна быть заверена в установленном порядке печатью по месту его работы или должностным лицом и печатью организации, в которой работает автор рецензируемой разработки.

Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на дипломную работу

Изложенное понимание дипломной работы как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.

Новизна текста:

а) актуальность темы исследования;

б)новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных);

в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал;

г) явность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений;

д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

Степень раскрытия сущности вопроса:

а) соответствие плана теме дипломной работы;

б) соответствие содержания теме и плану дипломной работы;

в) полнота и глубина знаний по теме;

г) обоснованность способов и методов работы с материалом;

е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

Обоснованность выбора источников: оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).

Эрудированность в рассматриваемой области:

    • актуальность заявленной проблемы;

    • степень знакомства с современным состояниям проблемы;

    • использование известных результатов и научных фактов в работе;

    • полнота цитируемой литературы.

Собственные достижения автора:

    • использование знаний вне программы;

    • степень новизны;

    • научная значимость проблемы;

    • владение научным и специальным аппаратом.

Характеристика работы:

    • грамотность и логичность изложения материала;

    • структура работы (введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы);

    • соответствие оформления дипломной работы стандартам.

Соблюдение требований к оформлению:

а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;

б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;

в) соблюдение требований к объёму работы.

Рецензент должен чётко сформулировать замечание и вопросы, желательно со ссылками на работу (можно на конкретные страницы работы), на исследования и фактические данные, которые не учёл автор.

Рецензент может также указать: обращался ли обучающийся к теме ранее (рефераты, письменные работы, творческие работы, олимпиадные работы и пр.) и есть ли какие-либо предварительные результаты; как выпускник вёл работу (план, промежуточные этапы, консультация, доработка и переработка написанного или отсутствие чёткого плана, отказ от рекомендаций руководителя).

В конце рецензии руководитель и консультант, учитывая сказанное, определяют оценку. Рецензент сообщает замечание и вопросы обучающемуся за несколько дней до защиты.

Обучающийся представляет работу на рецензию не позднее, чем за неделю до экзамена. Рецензентом является научный руководитель. Опыт показывает, что целесообразно ознакомить обучающегося с рецензией за несколько дней до защиты. Оппонентов назначает председатель аттестационной комиссии по предложению научного руководителя. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку после защиты дипломной работы. Для устного выступления обучающемуся достаточно 10-20 минут (примерно столько времени отвечает по билетам на экзамене).  

Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите дипломной работы: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка 4 – основные требования к работе и ее защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём дипломной работы; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к работе, в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка 2 – тема работы не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Рецензия на проектную работу по ………..

Тема работы ………………….

1. Краткая характеристика работы: В данной работе представлен обзор вопросов, связанных с……………. Раскрыта значимость …………. Работа носит …..частично исследовательский характер.

2. Актуальность: Вопросы, связанные с ……………….

3. Новизна и практическая значимость проекта: В работе сведены в одно целое…….. Хорошим дополнением работы является исследовательская часть, в которой представлена методология исследования, и анализ полученных результатов обследования ……Материал может быть полезен …….

4. Качество обзора и полнота использования источников информации: В работе выполнен обзор …….– ти источников литературы. Обзор выполнен качественно и полно.

5. Основные результаты: При работе над теоретической частью работы проведена большая работа с литературой. Автор показал умение логически излагать материал на основе научных и научно-популярных текстов.

6. Оригинальность предлагаемых решений: В подаче материала используются интерактивные компьютерные технологии – презентация, а также …………………..

7. Качество выполнения текстовой и графической части работы, грамотность: Работа выполнена на персональном компьютере с использованием современного программного обеспечения. Текст работы выполнен аккуратно и грамотно.

Рецензент:


Заключение

Составление рецензии развивает критическое мышление, умение обобщать, анализировать. Умело составленные рецензии позволяют экономить время и осуществлять наиболее сознательный выбор материала.

Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии: подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать саму разработку; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

Рецензию стоит писать так, как будто никто с рецензируемой разработкой не знаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.

Список литературы

    1. Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.

    2. Как написать рецензию [Электронный ресурс]// school-vosmero4ka.ru/recenziya.html



Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей по написанию рецензии iconМетодические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию...
Рекомендован для преподавателей редакционным советом Красноярского медицинского техникума

Методические рекомендации для преподавателей по написанию рецензии iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию Иваново 2012
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей Ивановского фармацевтического колледжа

Методические рекомендации для преподавателей по написанию рецензии iconМетодические рекомендации по написанию выпускной квалификационной...
Методические рекомендации предназначены для студентов-выпускников, научных руководителей, рецензентов, консультантов преподавателей...

Методические рекомендации для преподавателей по написанию рецензии iconМетодические рекомендации содержат основные сведения о правилах и...

Методические рекомендации для преподавателей по написанию рецензии iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению письменных экзаменационных работ
Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы предназначены для обучающихся и преподавателей с целью...

Методические рекомендации для преподавателей по написанию рецензии iconА. С. Саядова Методические рекомендации по написанию и защите
Методические рекомендации по написанию и защите магистерской диссертации – Ростов н/Д: юфу, 2014

Методические рекомендации для преподавателей по написанию рецензии iconА. С. Саядова Методические рекомендации по написанию и защите
Методические рекомендации по написанию и защите магистерской диссертации – Ростов н/Д: юфу, 2014

Методические рекомендации для преподавателей по написанию рецензии iconМетодические рекомендации по подготовке, написанию и защите выпускных...
Методические рекомендации предназначены в помощь слушателям групп по программам профессиональной переподготовки по написанию и правилам...

Методические рекомендации для преподавателей по написанию рецензии iconМетодические рекомендации по написанию и защите выпускной квалификационной работы
Методические указания содержат требования и рекомендации факультета по написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных...

Методические рекомендации для преподавателей по написанию рецензии iconМетодические рекомендации для преподавателей и студентов по оформлению...
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов специальности 060301 Фармация. Рекомендации содержат пояснительную...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru
Поиск