Скачать 190.11 Kb.
|
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Губкинский горно-политехнический колледж» Методические рекомендации для преподавателей по написанию рецензии Губкин 2014 г. Методические рекомендации для преподавателей по написанию рецензии Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения, разрабатывающих методическое обеспечение внедрения и реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, и методическое сопровождение разработки рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП). Методические рекомендации определяют порядок написания рецензий на методическое пособие, разработку учебного занятия, учебную программу, дипломную и проектную работы. В рекомендациях представлены требования к рецензии, примерная структура и алгоритм написания рецензии. Составитель: Мелихова О.Н., методист высшей квалификационной категории. Одобрены и рекомендованы к использованию методическим советом ОГАОУ СПО «Губкинский горно-политехнический колледж». Содержание Введение
Заключение стр.20 Список литературы стр.21 Введение Одной из составляющих методической работы является анализ и рецензирование материалов, разработанных педагогами. Предлагаемые рекомендации могут помочь рецензентам в осуществлении научно-методического анализа материалов из опыта работы педагогов и в написании рецензий на авторские образовательные программы, а также на методические разработки занятий, содержащих новизну. Рецензирование (англ. Peer review) является процессом, благодаря которому педагоги, методисты в качестве экспертов оценивают работы своих коллег, предназначенные для публикаций или использования в практической деятельности. Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) - разбор и оценка какого-либо художественного произведения (книги, фильма и др.) или научной работы, образовательной программы, пособия (научно-методического, методического, учебного и т.д.), данные лицом, компетентным в данной области знаний. В рецензии оценивается качество работы, ее соответствие стандартам, новизна, а также то, была ли достигнута поставленная перед автором цель (если речь идет о научной работе). Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на методическое пособие Рецензия на методическое пособие - это оценка работы, данная рецензентом, предполагающая наличие не только комментариев к основным разделам и темам методического пособия, но и указание замечаний и недочетов данного пособия. В рецензии, как правило, присутствует некоторая структурность. Автор рецензии старается определить актуальность темы, кратко описать, о чём оно и сделать определённые выводы. Требования к оформлению В рецензии на методическое пособие должно быть кратко, но аргументировано, отражено мнение рецензента о работе по следующим позициям:
Требования к рецензии, ее структура Объём рецензии, как правило, составляет 1-2 печатных листа. Форма написания рецензии – произвольная. Размер шрифта должен быть 14 пунктов, с полуторным междустрочным интервалом. Рецензия должна быть представлена в двух экземплярах. Подпись рецензента должна быть заверена печатью организации. Рецензия - это письменный разбор работы, который предполагает не только комментирование и раскрытие основных моментов (толкование мыслей автора, собственные дополнения к авторской мысли, выражение отношения к постановке проблемы и т.д.), но и аргументированную оценку, и, конечно, выводы о значимости данной работы. Ниже приведены примеры клише, которые могут быть использованы при написании Вами рецензии на методическое пособие. Рецензия должна включать в себя следующую информацию: 1. Полное название методического пособия, должность автора статьи, Ф.И.О. автора.
2. Краткое описание проблемы, которой посвящено методическое пособие.
3. Степень актуальности предоставляемого методического пособия.
4. Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в методическом пособии.
5. Рекомендацию к публикации.
6. Ученое звание, ученая степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать, подпись. Примерная структура (план) написания рецензии
Фразы, рекомендуемые для написания рецензии
Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на учебную программу. Рецензия на учебную программу – это письменный разбор представленного материала. Заголовок рецензии должен содержать полное название учебной программы, определение ее вида, а также персональные данные автора (ФИО, квалификация, должность, место работы). К основным разделам рецензии относятся: 1) введение; 2) констатирующая часть; 3) аналитическая часть; 4) заключение. Во введении формулируется аргументированная оценка актуальности, новизны программы и потребности в ней в целях повышения эффективности образовательного процесса. В констатирующей части рецензии дается всесторонняя и объективная оценка:
В аналитической части рецензии отмечаются отличительные особенности данной программы в сравнении с существующими, а также подробно указываются и анализируются замеченные рецензентом недостатки. В аналитической части следует сформулировать мотивированные рекомендации по совершенствованию программы. В заключении формулируется вывод о возможности утверждения программы для учебно-методического обеспечения образовательного процесса в представленном виде либо после переработки с учетом указанных рецензентом недостатков. Рецензент может указать на необходимость последующего рецензирования исправленного варианта программы. Подпись рецензента должна быть расшифрована с указанием полного наименования его должности, уровня квалификации, званий, научных степеней, фамилии, имени, отчества и должна быть заверена в установленном порядке печатью по месту его работы или должностным лицом и печатью организации, проводящей апробацию рецензируемой программы. Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на методическую разработку занятия. Рецензия на методическую разработку – это письменный разбор представленного материала. Заголовок рецензии должен содержать вид урока (занятия), его тему, предмет или направленность (в зависимости от вида), место данного занятия в образовательном процессе или возраст детей, на которых оно рассчитано, продолжительность, а также персональные данные автора (ФИО, квалификация, должность, место работы). К основным разделам рецензии относятся: 1) введение; 2) констатирующая часть; 3) аналитическая часть; 4) заключение. Во введении формулируется аргументированная оценка актуальности дидактических, методических и содержательных компонентов занятия, элементов новизны, присутствующих в разработке. В констатирующей части рецензии дается всесторонняя и объективная оценка:
В аналитической части рецензии отмечаются преимущественные отличительные особенности данной разработки, а также подробно указываются и анализируются замеченные рецензентом недостатки. В аналитической части следует сформулировать мотивированные рекомендации по совершенствованию представленной разработки. В заключении формулируются выводы:
Рецензент может указать на необходимость последующего рецензирования исправленного варианта разработки. В качестве концовки можно использовать тонкий комментарий всего вышеизложенного или сделать вывод по-своему. Рецензия должна иметь завершённую форму. Подпись рецензента должна быть расшифрована с указанием полного наименования его должности, уровня квалификации, званий, научных степеней, фамилии, имени, отчества. Подпись рецензента должна быть заверена в установленном порядке печатью по месту его работы или должностным лицом и печатью организации, в которой работает автор рецензируемой разработки. Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на дипломную работу Изложенное понимание дипломной работы как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению. Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б)новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) явность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт. Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме дипломной работы; б) соответствие содержания теме и плану дипломной работы; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме). Обоснованность выбора источников: оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.). Эрудированность в рассматриваемой области:
Собственные достижения автора:
Характеристика работы:
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму работы. Рецензент должен чётко сформулировать замечание и вопросы, желательно со ссылками на работу (можно на конкретные страницы работы), на исследования и фактические данные, которые не учёл автор. Рецензент может также указать: обращался ли обучающийся к теме ранее (рефераты, письменные работы, творческие работы, олимпиадные работы и пр.) и есть ли какие-либо предварительные результаты; как выпускник вёл работу (план, промежуточные этапы, консультация, доработка и переработка написанного или отсутствие чёткого плана, отказ от рекомендаций руководителя). В конце рецензии руководитель и консультант, учитывая сказанное, определяют оценку. Рецензент сообщает замечание и вопросы обучающемуся за несколько дней до защиты. Обучающийся представляет работу на рецензию не позднее, чем за неделю до экзамена. Рецензентом является научный руководитель. Опыт показывает, что целесообразно ознакомить обучающегося с рецензией за несколько дней до защиты. Оппонентов назначает председатель аттестационной комиссии по предложению научного руководителя. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку после защиты дипломной работы. Для устного выступления обучающемуся достаточно 10-20 минут (примерно столько времени отвечает по билетам на экзамене). Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите дипломной работы: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. Оценка 4 – основные требования к работе и ее защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём дипломной работы; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к работе, в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. Оценка 2 – тема работы не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. Рецензия на проектную работу по ……….. Тема работы …………………. 1. Краткая характеристика работы: В данной работе представлен обзор вопросов, связанных с……………. Раскрыта значимость …………. Работа носит …..частично исследовательский характер. 2. Актуальность: Вопросы, связанные с ………………. 3. Новизна и практическая значимость проекта: В работе сведены в одно целое…….. Хорошим дополнением работы является исследовательская часть, в которой представлена методология исследования, и анализ полученных результатов обследования ……Материал может быть полезен ……. 4. Качество обзора и полнота использования источников информации: В работе выполнен обзор …….– ти источников литературы. Обзор выполнен качественно и полно. 5. Основные результаты: При работе над теоретической частью работы проведена большая работа с литературой. Автор показал умение логически излагать материал на основе научных и научно-популярных текстов. 6. Оригинальность предлагаемых решений: В подаче материала используются интерактивные компьютерные технологии – презентация, а также ………………….. 7. Качество выполнения текстовой и графической части работы, грамотность: Работа выполнена на персональном компьютере с использованием современного программного обеспечения. Текст работы выполнен аккуратно и грамотно. Рецензент: Заключение Составление рецензии развивает критическое мышление, умение обобщать, анализировать. Умело составленные рецензии позволяют экономить время и осуществлять наиболее сознательный выбор материала. Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии: подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать саму разработку; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом. Рецензию стоит писать так, как будто никто с рецензируемой разработкой не знаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте. Список литературы
|
Рекомендован для преподавателей редакционным советом Красноярского медицинского техникума | Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей Ивановского фармацевтического колледжа | ||
Методические рекомендации предназначены для студентов-выпускников, научных руководителей, рецензентов, консультантов преподавателей... | |||
Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы предназначены для обучающихся и преподавателей с целью... | Методические рекомендации по написанию и защите магистерской диссертации – Ростов н/Д: юфу, 2014 | ||
Методические рекомендации по написанию и защите магистерской диссертации – Ростов н/Д: юфу, 2014 | Методические указания содержат требования и рекомендации факультета по написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных... | ||
Методические рекомендации предназначены в помощь слушателям групп по программам профессиональной переподготовки по написанию и правилам... | Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальности 080105 «Финансы и кредит» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |