Скачать 387.11 Kb.
|
Министерство здравоохранения Тверской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тверской медицинский колледж» ГБПОУ ТМК ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Методические рекомендации для преподавателей и студентов средних медицинских учебных заведений Тверь 2016 Издание 2-е Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения Разработчики: Тарасова Н.К., заместитель директора по учебной работе ГБПОУ «Тверской медицинский колледж» Двоенко Е.А., старший методист ГБПОУ «Тверской медицинский колледж» Утверждены на заседании Методического Совета средних медицинских учебных заведений Тверской области 16.03.2016, протокол № 2. В пособии доступно излагаются основные требования к выпускной квалификационной работе студента среднего медицинского учебного заведения, даются рекомендации по организации, подготовке и процедуре проведения защиты. Пособие адресовано студентам, преподавателям – руководителям ВКР, рецензентам. Рецензент: Лукина Н.С., заместитель директора по учебной работе ГБПОУ «Тверской колледж им. Коняева» ГБПОУ «Тверской медицинский колледж», 2016 СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения……………………………………………..…. 4 стр. 2. Руководитель выпускной квалификационной работы (ВКР) ....6 стр. 3. Подготовка к написанию ВКР …………………………………... 6 стр. 4. Требования к оформлению ……………………………………… 8 стр. 5. Порядок представления, рецензирования ВКР ………………… 19 стр. 6. Процедура публичной защиты ……………………………….….. 21 стр. 7. Критерии оценивания ВКР …………………………………….… 23 стр. 8. Приложения: 8.1 Образец титульного листа ………………………………….…....24 стр. 8.2 Структура отзыва руководителя о ВКР ………………………. 25 стр. 8.3 Структура рецензии на ВКР …………………………………...... 26 стр. 8.4 Примерный порядок защиты …………………………….………28 стр. 8.5 Критерии оценки ВКР …………………………………………… 31 стр. 8.6 Задание по выпускной квалификационной работе …………….. 33 стр. 8.7 План – график выполнения ВКР …………………………….….. 34 стр. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
9. Выпускная квалификационная работа может представлять собой результат исследовательской деятельности студента на протяжении всего периода обучения.
Руководитель обеспечивает научное руководство выполнением студентом ВКР. Им является преподаватель, назначенный приказом директора образовательного учреждения. Руководитель разрабатывает индивидуальные задания для каждого студента и согласовывает сроки их выполнения с каждым студентом. Основной формой руководства являются групповые и индивидуальные консультации, проводимые в соответствии с расписанием, составленным в начале каждого семестра обучения на выпускном курсе с указанием времени и места проведения (не реже 1 раза в неделю). Консультации рекомендуется проводить в форме собеседований, в ходе которых руководитель помогает выбрать студенту наиболее рациональные способы работы с научным материалом, а также решить теоретические и методические затруднения, возникшие в ходе проведения исследования. Руководитель информирует студента о требованиях к структуре ВКР и правилах ее оформления. На заключительном этапе тщательно проверяется окончательно оформленный текст ВКР и осуществляется подготовка к защите. Каждый руководитель несет ответственность за соблюдение студентом графика подготовки ВКР, качество оформления работы, своевременность представления работы на рецензирование, к защите и т.д.
Темы должны соответствовать задачам подготовки специалиста данного профиля, учитывать проблематику современных научных исследований, а также разнообразие профессиональных интересов студентов. Студенту предоставляется право выбрать тему из предложенного списка или предложить собственный вариант темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Официальное утверждение темы и назначение научного руководителя оформляется приказом директора в начале последнего года обучения.
Важнейшими этапами деятельности являются: - составление плана работы (см. приложение 7); - подбор необходимой литературы; - выбор методов исследования; - проведение исследования и обработка данных; - обработка и анализ полученной информации; -оформление текста работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ВКР. В плане должно полно отражаться содержание, последовательность подготовки, определение основных частей ВКР. 3.5 Осуществление исследовательской деятельности начинается с подбора литературы по выбранной теме, что позволяет оценить современное состояние вопроса, его историю, выбрать оптимальную методику работы. Подобрать книги для изучения помогут библиотечные каталоги: алфавитный, предметный, систематический. Студент составляет картотеку по теме и смежным вопросам. Для удобства на карточках можно указать степень пригодности данного источника для использования в ВКР.
4.1 Композиция ВКР – это последовательность расположения её основных частей, к которым относятся основной текст (главы и параграфы), а также сопроводительные материалы (приложения, список литературы и др.). Включает в себя:
Студенту стоит придерживаться правил оформления каждой части работы: 1). Титульный лист (см. приложение 1) – первая страница работы (номер страницы не пишется), которая заполняется по строго определённым правилам. Титульный лист работы должен содержать следующие сведения:
2). Содержание – вторая страница (номер страницы не пишется). В нем приводятся названия всех разделов с указанием страниц, с которых начинаются разделы. Названия разделов должны точно повторять названия в тексте. 3). Введение (до 2 листов). Здесь обычно обосновывается:
насущность, важность, значительность. Иными словами – это аргументация необходимости исследования темы дипломной работы, раскрытие реальной потребности в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций. Обязательным элементом являются следующие слова: «актуальность и практический аспект данных проблем связаны с тем …. или актуальность дипломной работы заключается в следующем…. или вопросы, касающиеся того-то и того-то являются очень актуальными. Важно показать суть проблемы, из этого и будет видна актуальность темы. Кроме того, следует также подчеркнуть границу между знанием и незнанием о предмете исследования в работах других авторов. Далее формулируется научный аппарат исследования. К нему относятся: Объект исследования – это определенная область реальности, социальное явление, которое существует независимо от исследователя. Предмет исследования – это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект. В каждом объекте исследования существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя. НАПРИМЕР: объект исследования – человек, предмет исследования – кожа. У данного объекта есть множество предметов исследования, как то лимфатическая, кровеносная система, желудочно-кишечный тракт и т.д. Но для исследователя имеет значение только кожа, это предмет его непосредственного исследования. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет во всех его взаимосвязях. Объект всегда шире, чем его предмет. Если объект - это область деятельности, то предмет - это изучаемый процесс в рамках объекта дипломной работы. Предмет указывается после определения объекта. Цель дипломной или курсовой работы показывает то, чего хочет достичь студент в своей исследовательской деятельности, цель показывает, какой необходимо достигнуть конечный результат. НАПРИМЕР: Целью дипломной (курсовой) работы является рассмотрение …., выявление актуальных проблем, возникающих в ходе ……, а также поиск путей решения …… Задачи раскрывают путь к достижению цели. Каждой задаче, как правило, посвящена глава (либо параграф) ВКР. Задачи могут вводиться словами: - выявить …; - раскрыть…; - изучить..; - разработать…; - исследовать..; - проанализировать…; - систематизировать…; - уточнить и т.д.
объяснения какого – либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы, она определяет главное направление научного поиска. ! Гипотеза должна быть проверяема при помощи имеющихся методик ! Гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены
Разделение на эти типы весьма условно, поскольку они тесно связаны друг с другом. Проводя при подготовке курсовой работы теоретическое исследование, студент работает не столько с действительной реальностью и конкретными цифрами, сколько с ее мысленной репрезентацией, т.е. определенным представлением в форме образов, наглядных схем, формул, заранее разработанных пространственно-динамических моделей, подготовленных описаний на естественном языке. В какой-то мере можно сказать, что все теоретические исследования проводятся в уме человека, позволяя сознанию сформировать для себя цельную картину рассматриваемой проблемы, но не включающую в себя конкретные значения, факты, цифры и т.п. Эмпирические же методы исследования проводятся с целью подтверждения выводов теоретических исследований. Как правило, подобные исследования проводятся в практической части работы. Для проведения эмпирических исследований используются реальные показатели анализируемого явления, т.е. имеется возможность проследить его развитие и получить определенную статистику.
4). Основная часть (10 – 15 листов) работы делится на главы, параграфы, абзацы. В структуре основной части, как правило, выделяются две-три главы, в их составе – не менее двух параграфов. Каждая глава завершается выводом. Обязательным структурным элементом основной части является эмпирическое исследование, проведенное автором работы. 5). В заключении (2 – 3 листа) приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы, излагаются предложения и рекомендации по использованию полученных результатов в практической медицине, определяется круг проблем, требующих дальнейшего разрешения. 6).Список литературы должен соответствовать следующим требованиям:
7). Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы членами ГАК в процессе защиты ВКР и может включать в себя методические материалы, дополняющие текст; таблицы вспомогательных данных, иллюстрации вспомогательного характера (инструкции, анкеты, методики) и др.. Приложения помещают в конце работы, при этом каждое из них должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. Порядковый номер приложения размещается в правом верхнем углу над названием приложения после слова «ПРИЛОЖЕНИЕ». На все приложения в основной части работы должны быть ссылки. 4.2 Подготовка черновой рукописи В самом начале работы целесообразно составить ее план-конспект. В нем должны быть отражены все основные компоненты. Затем вместе с руководителем целесообразно составить план каждой главы, параграфов:
Работая над черновой рукописью, писать надо разборчиво, четко. На рабочем листе необходимо оставлять поля не менее 3 см (для внесения правок). Также на полях или с противоположной стороны листа руководитель вносит свои поправки и замечания. Черновик рекомендуется писать, опираясь на индивидуальный план работы. 4.3 Работа должна быть представлена в печатном виде. Требования к печати:
«СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ» И «ПРИЛОЖЕНИЕ» пишутся заглавными буквами полужирным шрифтом и помещаются в середине строки без точки в конце.
автор – авт., город – г., дополнение – доп., издание – изд., Москва – М.,
В графиках таблиц необходимо повторять одинаковые цифры, символы, формулы и обозначения, не заменяя их кавычками или иными знаками.
При редактировании текста желательно добиваться, чтобы каждый абзац содержал самостоятельную, автономную мысль. После редакторской правки целесообразно на некоторое время отложить работу и затем прочитать ее с более взвешенной, объективной позиции, критически и строго. 4.4 К языку и стилю ВКР предъявляются определённые требования. Научное изложение состоит, главным образом, из рассуждений, основная цель которых – доказать истинность данных, полученных в ходе исследования теории и практики. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только сведения о полученных теоретических и эмпирических данных. При ссылках на авторские высказывания (суждения) можно использовать глаголы:
Как правило, в научных текстах не используется местоимение «я». Вместо этого автор может пользоваться местоимением «мы», а также формой изложения от третьего лица: «по нашему мнению», «предполагается…», «проведен анализ…». Обязательным требованием к качеству научной речи является краткость. Выполнение этого требования означает умение избегать смысловых повторов и излишней детализации. Главное в работе – кратко и точно изложить суть дела. Боязнь многих дипломников «не набрать нужное количество страниц» беспочвенна, так как не количество страниц, прежде всего, а содержание определят ценность проведённого исследования. В таблице приводятся примеры взаимосвязи речевых функций текста дипломной работы и логических средств их реализации.
Текст должен быть выверенным, не содержать грамматических, пунктуационных и других ошибок, а также исправлений от руки. 4.5 Ссылки в тексте дипломной работы По ходу изложения материала студенту-дипломнику приходится часто делать ссылки на таблицы, схемы, проведённое исследование или на факты, установленные другими авторами. Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы пишутся сокращённо без значка «№»: рис. 5, таб. 3, с. 27, гл.2. Например: «Динамика процесса формирования ответственности у школьников показана в табл. 2», или «По рис. 3 видно, что…». Образец:
Затекстовые ссылки предполагают указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце работы. Например: [7; 15]. Первая цифра в квадратных скобках указывает на номер источника в списке литературы (который дается в конце работы), вторая цифра указывает на номер страницы в этом источнике. 4.6 Заголовки Заголовок обычно выделяется из общего текста оформлением. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовки в основной части текста имеют более сложное строение, поскольку с их помощью необходимо отразить не только содержание рубрик, но и их соотношение. Так, заголовок главы состоит из двух частей. Первая содержит название рубрики и ее номер, который обозначается арабской цифрой, вторая – собственно название главы, выраженное словосочетанием. Первая часть отделяется от второй точкой. Например: Глава 1. Молодежь в современном социуме
4.7 Оформление графического материала
4.8 Оформление списка литературы В конце дипломной работы обычно помещают список всех источников, на основе изучения которых она была сделана или которые были использованы в ней. Этот раздел называется СПИСКОМ ЛИТЕРАТУРЫ. Библиографический список составляется в соответствии с ГОСТ 7.1.- 2003 (2008) «Библиографическое описание документа» и с учётом кратких правил «Составление библиографического описания» -М.: Изд-во Российская кн. Палата, 2008). Применяется алфавитный принцип расположения описаний источников. Сведения об авторах включают их фамилии, написанные полностью, без сокращений, и инициалы, которые располагаются после фамилии. Если книга имеет двух или трёх авторов, то их фамилии располагаются в том порядке, как они приведены в книге, и разделяются запятой. Например: Иванов А.А., Петров А.И., Сидоров Н.М. Методические рекомендации… Если книга имеет четырех и более авторов: Умеете ли вы общаться? / И.И. Иванов, В.А. Петров, Б.В. Сидоров и др. - М.: Знание, 2007 При описании статей из сборников, журналов или газет, а также произведений, являющихся частью какого-либо издания, сначала приводятся сведения о самом описываемом произведении – фамилия автора, инициалы, заглавие. Затем после знака « // » указываются сведения об издании, в котором оно опубликовано. Парсонс Т. Дифференциация науки // Научная деятельность. – М.: Прогресс, 1980. Если это журнал: Закон о предпринимательской деятельности // Экономика и жизнь. – 2006. - № 9
Согласно Положению «О Государственной итоговой аттестации выпускников средних учебных заведений РФ» выполненные ВКР подлежат рецензированию. К Государственной итоговой аттестации допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы, успешно сдавшие промежуточные аттестационные испытания и допущенные к защите. Допуск оформляется приказом. Если работа не предоставлена научному руководителю в установленный срок или содержание работы не соответствует предъявляемым требованиям, решением выпускающего отделения студент не допускается к защите ВКР. В случае решения выпускающего отделения о недопуске студента к защите, студент допускается к сдаче итогового междисциплинарного экзамена. Студент, получивший оценку «неудовлетворительно» на итоговом междисциплинарном экзамене допускается к защите ВКР. Завершенная и оформленная в соответствии с установленными требованиями ВКР представляется научному руководителю не позднее, чем за 2 недели до даты защиты для окончательной проверки и написания отзыва. Научный руководитель в течение недели со дня предоставления студентом работы, составляет отзыв (см. приложение 2), состоящий из:
Отзыв может содержать характеристику качеств выпускника, выявленных в период подготовки и выполнения работы. В нем могут быть отмечены и личностные качества выпускника – самостоятельность, ответственность, умение организовывать свой труд и т.д. Оценка соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ФГОС ПО может носить как положительный, так и отрицательный характер. Далее допущенная к защите ВКР направляется на рецензирование (см. приложение 3). Состав рецензентов утверждается директором. Рецензент обязан провести квалифицированный анализ существа и основных положений рецензируемой работы, а также оценить актуальность выбранной темы, самостоятельность подхода к ее раскрытию, наличие собственной точки зрения, степень обоснованности выводов и рекомендаций, достоверность полученных результатов. Следует по возможности направлять ВКР на внешнее рецензирование, привлекая в качестве рецензентов квалифицированных специалистов – работников образовательных учреждений. Вместе с тем авторами рецензий могут быть преподаватели высших учебных заведений или других колледжей. В рецензии необходимо отметить:
Защита ВКР носит публичный характер, проводится она по расписанию государственных экзаменов в установленном порядке перед государственной аттестационной комиссией (ГАК) в составе председателя ГАК, заместителя председателя ГАК, членов ГАК и всеми присутствующими. Расписание работы ГАК доводится до общего сведения студентов не позднее, чем за месяц до начала защиты. Явка студентов на защиту определяется по заранее составленному списку. Порядок защиты ВКР предусматривает:
выступление научного руководителя и рецензента, если они присутствуют на заседании ГАК. В своем выступлении на защите выпускник должен отразить: актуальность темы, сущность проблемы, гипотезу исследования; результаты проведённого анализа изучаемого явления; конкретные предложения по решению проблемы или совершенствованию соответствующих процессов с обоснованием возможностей их реализации в условиях конкретного образовательного учреждения. Особое внимание необходимо сосредоточить на собственных разработках и выводах. Решение об оценке работы принимается на закрытом заседании ГАК путем голосования и оформляется протоколом заседания. Результаты защиты оглашаются публично. (Образец процедуры публичной защиты приведен в приложении 4). Для студентов, не защитивших ВКР в установленные сроки по уважительной причине, подтверждённой документально, председателем ГАК может быть назначена специальная защита согласно Положению о ГИА. Защищенные работы сдаются в учебную часть для регистрации и хранятся в архиве в течение пяти лет. С указанным порядком защиты ВКР студентов заблаговременно знакомят их научные руководители.
Результаты любого вида испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, фиксируются в виде оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (см. приложение 5). Оценка объявляется одновременно всем студентам, защитившим работу, в день защиты. Оценка за ВКР идет в приложение к диплому. При несогласии с оценкой выпускник имеет право подать заявление в апелляционную комиссию в соответствии с Положением о ГИА ГБПОУ ТМК. После защиты ВКР хранятся в архиве учебного заведения, где ими могут пользоваться студенты и преподаватели. Примечание: Далее проводится совещание комиссии по выставлению оценок. Работа оценивается простым большинством голосов членов комиссии на основании критериев, перечисленных в приложении. Процедуру обсуждения и голосования организует председатель ГАК. Приложение 1. Образец титульного листа ВКР Министерство здравоохранения Тверской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тверской медицинский колледж» ГБПОУ ТМК ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ: Заместитель директора по учебной работе ГБПОУ ТМК ________________________________________ (инициалы, фамилия) ________________ (подпись) «________» ____________________ _______ г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА/ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ) _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ (название темы без кавычек) Автор выпускной квалификационной работы: _____________________________________ (ФИО студента полностью) Специальность: ____________________________________________________ (№ и название специальности) № группы:____________ Руководитель:______________________________________________ (подпись, дата, инициалы, фамилия, ученая степень, звание) Тверь 201_ |
Методические указания составлены в соответствии с учебной программой дисциплины оп. 12 «Основы предпринимательства» по специальности... | Гбпоу «пгк» по специальности спо 15. 02. 07 Автоматизация технологических процессов и производств» в соответствии с требованиями... | ||
Гоу спо со «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» по специальности спо 030912 «Право и организация социального обеспечения»... | Рецензенты: заместитель директора по методической работе Зарипова Миннигуль Минематовна, заместитель директора по учебной работе... | ||
Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Уфимский государственный колледж... | «Уфимский государственный колледж радиоэлектроники» по специальности спо 210709 «Многоканальные телекоммуникационные системы», 210723... | ||
Федерального государственного образовательного стандарт среднего профессионального образования по профессии 23. 01. 03, Автомеханик;... | Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное... | ||
Го контроля знаний и промежуточной аттестации учащихся и студентов гбоу спо ло «Политехнический колледж» (далее колледж), обучающихся... | Рецензент: Еременко В. Д., к в н., доцент, заместитель директора по учебной и воспитательной работе цф фгбоуво «ргуп» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |