Именем Российской Федерации решение


Скачать 155.04 Kb.
НазваниеИменем Российской Федерации решение
ТипРешение
filling-form.ru > бланк заявлений > Решение
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

от 6 сентября 2012 г. по делу N 3-80/2012г.
Волгоградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,

при секретаре судебного заседания Б.С.

с участием:

прокурора Волгоградской областной прокуратуры Маминой Н.Л.

представителя Губернатора Волгоградской области С.Д.

представителя министерства социальной защиты населения Волгоградской области В.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 06 сентября 2012 года гражданское дело по заявлению К.В. о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в отношении лиц, имеющих звание "Ветеран труда", пункта 2.2 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 29.03.2010 г. N 90-п в части слов "пенсионное удостоверение",
установил:
К.В. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащей применению в отношении лиц, имеющих звание "Ветеран труда", пункта 2.2 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 29.03.2010 г. N 90-п в части слов "пенсионное удостоверение", по тем основаниям, что данным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации вводятся дополнительные условия для получения мер социальной поддержки, что противоречит ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В обоснование требований К.В. указал на то, что приведенное положение областного законодательства ограничивает полную реализацию его прав на меры социальной поддержки как лица, имеющего звание "Ветерана труда", так как ему необоснованно отказали в назначении ежемесячных денежных выплат и выплат на оплату жилищно-коммунальных услуг как ветерану труда, сославшись на ст. 1 Закона Волгоградской области от 03.03.2005 г. N 1016-ОД "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области". Во исполнение данного Закона Администрацией Волгоградской области 29.03.2010 г. было принято постановление N 90-п, которым утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих на территории Волгоградской области, согласно п. 2.2 которого граждане, обратившиеся за назначением областной ЕДВ, обязаны представить в центр социальной защиты населения по месту жительства следующие документы: заявление, паспорт или заменяющий его документ, пенсионное удостоверение, документ о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом N 1016-ОД и Законом 1197-ОД.

Считает, что устанавливаемые п. 2.2. "Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих на территории Волгоградской области" дополнительные требования, (в частности требование о предъявлении пенсионного удостоверения), фактически создают дополнительное препятствие на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 28 Федерального закона "О ветеранах" и противоречат Федеральному закону, в связи с чем просит признать его недействующим и не подлежащим применению в части слов "пенсионное удостоверение" в отношении лиц, имеющих звание "Ветеран труда".

Заявитель К.В. и его представитель В.Д. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, представили суду письменные заявления с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие.

С учетом характера заявленных требований по делу, мнения представителей заинтересованных лиц, заключения прокурора и при отсутствии оснований для признания явки представителей заявителя и заинтересованных лиц обязательной по правилам части 4 статьи 246 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и его представителя.
КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 122-ФЗ принят 22.08.2004, а не 02.08.2004.
Представитель Губернатора Волгоградской области С.Д. и представитель министерства социальной защиты населения Администрации Волгоградской области В.Е., действующие на основании доверенностей, просили суд в удовлетворении заявленных требовании отказать, указав в обоснование, что в силу ст. 22 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1905 г. меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Названные меры являются согласно п. 2 ст. 10 указанного Закона расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В силу положений ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 02.08.2004 г., при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки, в том числе ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже размеров по состоянию на 31 декабря 2004 года, а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляющейся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Установление в оспариваемом заявителем п. 2.2 Порядка предоставления ЕДВ обязанности граждан по предоставлению пенсионного удостоверения и необходимость достижения возраста 60 лет для мужчин имеет цель точного определения круга субъектов из числа лиц, имеющих звание "Ветеран труда", пользующихся правом на получение мер социальной поддержки, в полной мере отвечает требованиям федерального законодательства о сохранении условий предоставления мер социальной поддержки соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В силу положений ст. 22 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", в редакции, действовавшей до передачи соответствующих полномочий субъектам Российской Федерации (до принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), правом на получение соответствующих льгот обладали лица, имеющим звание "Ветеран труда" только после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 ст. 22). Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 статьи 22, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставлялись при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" - то есть при достижении 60 лет для мужчин.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, просивших отказать в удовлетворении требований заявителю, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Маминой Н.Л., полагавшей заявленные требования необоснованными, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7 и 39); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации (пункты "б", "ж" части 1 статьи 72).

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на субъекты Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такие законы и подзаконные акты, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В целях реализации Закона Волгоградской области от 03 марта 2005 г. N 1016-ОД "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" и Закона Волгоградской области от 14 февраля 2006 г. N 1197 "О социальной поддержке граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы" Администрация Волгоградской области постановлением от 29 марта 2010 г. N 90-п утвердила Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области (далее Порядок).

Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волгоградская правда", 07.04.2010 года N 61.

В настоящее время Порядок действует в редакции постановления Администрации Волгоградской обл. от 20.12.2010 г. N 702-п, постановлений Правительства Волгоградской области от 09.04.2012 г. N 7-п, от 24.07.2012 N 262-п.

Изменения, внесенные постановлением Правительства Волгоградской обл. от 24.07.2012 N 262-п, вступили в силу со дня его официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2012 года (опубликован в "Волгоградской правде" - 01.08.2012).

Нормативный правовой акт принят с соблюдением компетенции, порядка и в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2.2 Порядка, "граждане, обратившиеся за назначением областной ЕДВ, представляют в центр социальной защиты населения по месту жительства следующие документы: заявление; документ, удостоверяющий личность; пенсионное удостоверение - для ветеранов военной службы и ветеранов труда; документ о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом N 1016-ОД и Законом N 1197-ОД.".

Установление в оспариваемом в части пункте Порядка требований о предоставлении пенсионного удостоверения и необходимость достижения мужчинами, получившими удостоверение "Ветеран труда", возраста 60 лет, требованиям федерального законодательства не противоречит.

Так, на федеральном уровне правоотношения, связанные с социальной поддержкой ветеранов труда, регулируются Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями).

Статьей 22 данного Федерального закона (действовавшей в редакции Федерального закона от 8 августа 2001 года N 124-ФЗ до 1 января 2005 года) предусматривалось, что льготы лицам, имеющим звание "Ветеран труда", предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности. При этом пунктом 4 этой статьи было установлено, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) в статью 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12.01.1995 года N 5-ФЗ) внесены изменения, согласно которым меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу положений части 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не можем быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Действующие в настоящей редакции вышеуказанные федеральные законы не содержат предписаний о конкретных мерах социальной поддержки ветеранов труда, принимаемых субъектами Российской Федерации. Также они не определяют круг лиц, имеющих звание "Ветеран труда", которым данные меры социальной поддержки должны предоставляться, и условий предоставления мер социальной поддержки.

Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно пункту 2 статьи 3 названного Федерального закона субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В рамках реализации переданных субъектам Российской Федерации полномочий в Волгоградской области принят и действует Закон Волгоградской области от 03.03.2005 N 1016-ОД (ред. от 21.07.2011) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области".

Из системного анализа приведенных выше норм федерального законодательства следует, что Волгоградская область как один из субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать вопрос социальной поддержки ветеранов труда, в том числе определять круг лиц, которым надлежит предоставлять меры социальной поддержки, и определять условия их предоставления.

Абзацами 2 и 3 пункта 2 части 1 статьи 1 Закона области N 1016-ОД установлено, что право на социальную поддержку в соответствии с настоящим Законом имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Волгоградской области (кроме граждан, находящихся на полном государственном обеспечении), из числа лиц, получивших удостоверение ветерана, образец которого утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1995 г. N 423 "Об удостоверениях, на основании которых реализуются меры социальной поддержки ветеранов военной службы и ветеранов труда":

получающих трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

получающих пенсию по иным основаниям либо пожизненное содержание за работу или службу при присвоении им звания "Ветеран труда" до 10 августа 2001 года - независимо от возраста, после 10 августа 2001 года - по достижении ими возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин (если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное).

Кроме того, статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ в редакции от 8 августа 2001 года (действовавшей до 1 января 2005 года), также было предусмотрено, что лица, имеющие звание "Ветеран труда", получали право на льготы после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а в случае получения такими лицами пенсии по иным основаниям, либо получения пожизненного содержания за работу (службу), право на льготы предоставлялось при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

При таких обстоятельствах требование п. 2.2 Порядка о предоставление лицом, претендующим на получение государственной услуги, пенсионного удостоверения необходимо для подтверждения факта установления (назначения) названному лицу пенсии и не противоречит федеральному законодательству.

Установление в Порядке условия достижения лицами, имеющими звание "Ветеран труда", возраста 60 лет для мужчин также соответствует положениям статьи 22 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ в редакции от 8 августа 2001 года (действовавшей до 1 января 2005 года), которым корреспондируют сходные по регулированию положения Закона Волгоградской области от 03.03.2005 N 1016-ОД (ред. от 21.07.2011) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области".

Доводы заявителя о противоречии оспариваемых норм Закона области статье 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" являются несостоятельными в силу следующего. Согласно вышеуказанной статье Федерального закона N 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, должны определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, принятие Порядка во исполнение Закона Волгоградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категории граждан, проживающих на территории Волгоградской области" в полной мере соответствует требованиям федерального законодательства.

Содержащееся в ст. 28 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" положение о том, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации, не свидетельствует о том, что для реализации названных мер законодатель субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать для этого дополнительные условия и требования по сравнению к условиям и требованиям действующего до 31 декабря 2004 года федерального законодательства.

В оспариваемом заявителем пункте Порядке дополнительных требований не установлено, поскольку федеральный законодатель среди условий реализации права на получение мер социальной поддержки лиц, имеющих звание "Ветеран труда", закреплял требования установления (назначения) пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". В случае получения такими лицами пенсии по иным основаниям, либо получения пожизненного содержания за работу (службу), обязательным условием являлось достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", то есть 60 лет для мужчин.

Принимая во внимание, что оспариваемые заявителем нормы Порядка федеральному законодательству не противоречат, в удовлетворении заявленных требований К.В. надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 251 - 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление К.В. о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в отношении лиц, имеющих звание "Ветеран труда" пункта 2.2 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 29.03.2010 г. N 90-п в части слов "пенсионное удостоверение" - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Волгоградский областной суд.

Решение вступило в законную силу 12 декабря 2012 года.
Судья Волгоградского

областного суда

М.Б.ГАЙДАРОВ


{Решение Волгоградского областного суда от 06.09.2012 по делу N 3-80/2012г. <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2.2 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, утв. постановлением Администрации Волгоградской обл. от 29.03.2010 N 90-п, в части слов "пенсионное удостоверение"> {КонсультантПлюс}}

Похожие:

Именем Российской Федерации решение iconРешение именем Российской Федерации
Мотивированное решение, в порядке подп. 2 п. 4 ч. 2 ст. 199 Гпк РФ принято в окончательной форме 21 октября 2013 г

Именем Российской Федерации решение iconРешение именем российской федерации

Именем Российской Федерации решение iconРешение именем Российской Федерации

Именем Российской Федерации решение iconРешение именем Российской Федерации

Именем Российской Федерации решение iconРешение именем Российской Федерации

Именем Российской Федерации решение iconИменем Российской Федерации 614990, г. Пермь, ул. Луначарского, 3 решение
Арбитражный суд Пермского края Именем Российской Федерации 614990, г. Пермь, ул. Луначарского, 3

Именем Российской Федерации решение iconИменем Российской Федерации решение
...

Именем Российской Федерации решение iconИменем Российской Федерации решение
...

Именем Российской Федерации решение iconВерховный суд российской федерации именем Российской Федерации решение...
Н. о признании недействующим Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 июля 2007 года n 60н "Об утверждении формы бланка...

Именем Российской Федерации решение iconРешение именем Российской Федерации
Верхотурский районный суд Свердловской области — 07. 04. 2011г решение по заявлению Гашева Ю. А. о признании действий сотрудников...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск