Человека и гражданина на территории хабаровского края и о деятельности


НазваниеЧеловека и гражданина на территории хабаровского края и о деятельности
страница1/16
ТипДоклад
filling-form.ru > бланк заявлений > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16




О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ И СВОБОД

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

НА ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

И О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ В 2014 ГОДУ






Хабаровск

2015

ВВедение

Настоящий ежегодный доклад подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Хабаровского края «Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае» по итогам деятельности Уполномоченного по правам человека в 2014 году.

Целью ежегодного доклада является информирование Губернатора Хабаровского края, депутатов Законодательной Думы, органов государственной власти края, органов местного самоуправления, общественных объединений и населения о положении дел с правами человека в крае и мерах, принимаемых Уполномоченным, для обеспечения гарантий правовой защиты населения, проживающего в регионе.

В докладе анализируются наиболее актуальные проблемы соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Хабаровского края, приводится информация
о рассмотрении Уполномоченным индивидуальных и коллективных обращений и жалоб,
о действиях, предпринятых для восстановления нарушенных прав и свобод граждан.


При подготовке доклада использовались:

- аналитические и статистические материалы, предоставленные Уполномоченному государственными органами края;

- материалы научных конференций и выступлений, а также публикации средств массовой информации;

- материалы, собранные по итогам инспекций мест принудительного содержания
и других учреждений.


На основе всестороннего изучения полученной информации в докладе отражена реальная ситуация, сложившаяся в крае по соблюдению прав человека, затронуты наиболее острые проблемы обеспечения прав и свобод граждан в различных сферах общественной
и социальной жизни.


Доклад не является простой констатацией фактов, а содержит предложения
и рекомендации, которые, по мнению Уполномоченного, будут способствовать устранению имеющихся нарушений прав граждан.


Доклад построен на программно-целевых принципах, включающих в себя: выявление системных нарушений и их причин, выработку механизма для устранения выявленных нарушений, наши действия и ожидаемый результат.

Особое место в докладе уделено как вопросам несовершенства нормативно-правовых актов Российской Федерации и края, так и вопросам устранения выявленных в ходе рассмотрения обращений граждан «пробелов» в законодательстве, а также способам их восполнения.

Практика и итоги деятельности Уполномоченного показали, что данный правозащитный институт способен эффективно влиять на соблюдение прав и свобод человека государственными и правоохранительными органами, а также органами местного самоуправления. Однако еще много предстоит сделать для того, чтобы институт Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае, а также в других субъектах Российской Федерации, отвечал тем высоким задачам, для решения которых он создан.

Опыт становления этого государственного правозащитного института в нашей стране был не прост, и до настоящего времени не в каждом субъекте Российской Федерации он присутствует. Это, безусловно, является нарушением прав граждан на получение равнозначной государственной защиты их прав и свобод на всей территории России.

Сегодня становится очевидным необходимость совершенствования и дальнейшего развития института Уполномоченного по правам человека. Об этом, в частности, было отмечено Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на встрече с Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации и региональными представителями специализированных институтов государственной правозащиты, прошедшей в декабре 2014 г.

Итогом встречи стало внесение Президентом Российской Федерации
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека», которые закладывают федеральные основы законодательного регулирования деятельности Уполномоченных по правам человека. Более того, они направлены на создание единого государственного правозащитного поля во всех субъектах страны и дальнейшее совершенствование законодательства как непосредственно в сфере защиты прав и свобод человека, так и деятельности государственных правозащитных институтов.


Безусловно, развитие законодательства о государственном правозащитном институте повлияет на деятельность института Уполномоченного по правам человека, не изменив при этом основного направления его деятельности – защита прав и свобод человека и гражданина. В связи с чем, в 2015 году деятельность Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае будет направлена на совершенствование работы с обращениями граждан, расширение информационной открытости деятельности правозащитного института, усовершенствование программ правового просвещения, развитие координации деятельности в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в крае.

Уполномоченный признателен всем, кто помогал осуществлять деятельность краевого правозащитного института, способствовал восстановлению и защите прав и законных интересов населения Хабаровского края.

РАЗДЕЛ I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ

ЧЕЛОВЕКА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ В 2014 ГОДУ

Провозглашение в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека
и гражданина как высшей ценности предъявляет особые требования к деятельности всех органов государственной власти и должностных лиц. Главным принципом этой деятельности должен быть принцип обеспечения всех прав и свобод человека и гражданина.


В связи с этим важное значение приобретает не только непосредственное законодательное закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и внедрение эффективных средств правовой защиты таких прав и свобод в случае их нарушения.

На законодательном уровне внедрение таких правозащитных механизмов предусматривается рядом положений Конституции Российской Федерации. В частности, часть 2 статьи 45 предоставляет возможность каждому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе обратиться в судебные органы,
к Уполномоченному по правам человека, в межгосударственные органы по защите прав
и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты
1.

Таким образом, Конституцией Российской Федерации заложены основы эффективной системы защиты прав и свобод человека и гражданина.

Безусловно, одним из важных составляющих системы защиты прав человека
и гражданина является судебная система. Поскольку юрисдикция судов распространяется
на все правоотношения, в том числе, предоставляя гражданам возможность обжаловать решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц
2.

Вместе с тем, наличие независимых судов, которые являются необходимым
и основным элементом системы защиты прав человека и гражданина, не исключает возможности защиты прав и свобод иными способами, не запрещенными законом.


В связи с этим важным является предусмотренное Конституцией Российской Федерации учреждение в нашей стране должности Уполномоченного по правам человека.

Роль Уполномоченного среди субъектов государственной системы защиты прав
и свобод человека и гражданина определяется спецификой его статуса, кругом полномочий,
а также методами работы, которыми он пользуется при рассмотрении обращений граждан.


Во-первых, процедура обращения к Уполномоченному по правам человека не обременена формальными требованиями, как например, при обращении в суд или ряд профильных органов исполнительной власти, где установлены обязательные требования
к заявлению
3.

Это значительно упрощает процесс обращения к Уполномоченному по правам человека, делает этот институт привлекательным средством отстаивания своих нарушенных прав.

Во-вторых, Уполномоченный дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет их и не влечет за собой пересмотр компетенции государственных органов, которые обеспечивают защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

В-третьих, основной задачей Уполномоченного по правам человека при рассмотрении поступивших в его адрес обращений является содействие в восстановлении нарушенных органом государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами прав и свобод человека, с использованием при этом всех доступных правовых средств.

Кроме того, оказывая содействие в восстановлении нарушенного права конкретного лица, Уполномоченный при наличии фактов массовых, систематических нарушений прав
и свобод человека может способствовать их устранению посредством внесения предложений, в том числе в законодательные органы, о пересмотре того ли иного закона или изменения практики его применения, которая привела к нарушению прав граждан.


Также следует отметить, что получая обращения из всех муниципальных образований субъекта Российской Федерации, региональный Уполномоченный по правам человека получает уникальную возможность осуществить всесторонний анализ обращений
по характеру и объему нарушаемых прав, определить муниципальные органы власти, которые их нарушают, проанализировать причины таких нарушений и принять соответствующие меры по их устранению и предупреждению. Наличие такой информации является чрезвычайно важным для выстраивания дальнейшей работы Уполномоченного, а также при подготовке ежегодных и специальных Докладов Уполномоченного.


В свою очередь, открытая дискуссия, которая ежегодно проходит в законодательном органе субъекта Российской Федерации после представления Доклада Уполномоченного, позволяет найти эффективные механизмы по искоренению причин, способствовавших нарушению прав и законных интересов граждан.

Вышесказанное является свидетельством того, что работа с обращениями
и заявлениями граждан является, по сути, центральным звеном во всей деятельности Уполномоченного по правам человека.


Со дня становления краевого правозащитного института к Уполномоченному
по правам человека в Хабаровском крае поступило более 26 тысяч обращений, что, бесспорно, является свидетельством того, что региональный государственный правозащитный институт сформировался как инструмент действенной защиты прав человека и гражданина, стал привычным и понятным для людей, которые в большинстве своем осознают его компетенцию и реальную возможность по защите их законных прав и интересов.


Непосредственно за 2014 год к Уполномоченному поступило 3143 обращения граждан. 95,9% всех обращений было получено с территории Хабаровского края. 4,1% обращений поступило от жителей других регионов Российской Федерации, а также жителей иностранных государств4.

Распределение жалоб по муниципальным районам края практически не претерпело изменений по сравнению с предыдущим годом: 55,6% всех обращений поступило
из г.Хабаровска; 8,7% - из г.Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского муниципального района, 7,2% - из Хабаровского муниципального района, 4,8% - из Советско-Гаванского муниципального района; 4,5% - из Ванинского муниципального района и 3,4% - из Амурского муниципального района
5.

Неравномерное распределение обращений между городскими округами
и муниципальными районами края, прежде всего, связано с численностью населения районов, уровнем восприятия населением степени нарушения своих конституционных прав, свобод
и законных интересов, осознанием необходимости их правовой защиты.


В отчетном году на 1 тысячу человек населения края приходилось в среднем
2,3 обращения, что соответствует показателю 2013 года
6.

Выше указанного среднего значения были показатели Ванинского муниципального района – 4 обращения; Советско-Гаванского муниципального района – 3,6; г. Хабаровска – 2,9; Вяземского муниципального района – 2,8; Ульчского и Хабаровского муниципальных районов – 2,5.

Значительно ниже среднего значения показатели Бикинского муниципального
района – 1,3; Солнечного муниципального района – 1,2; Верхнебуреинского муниципального района – 1,0; г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского муниципального
района – 1,0 и муниципального района имени Полины Осипенко – 1,0.


Граждане обращались к Уполномоченному как в устной форме на личных приемах, так и посредством письменных обращений, в том числе в форме электронного документа, через официальный сайт Уполномоченного в сети Интернет.

В целом в 2014 году на личном приеме в аппарате Уполномоченного по правам человека побывали 1494 человек, в частности, 527 человек были приняты во время выездов
в муниципальные районы.


Устная форма обращения позволяет заявителю оперативно получать ответ
на интересующий вопрос. Однако, основное количество обращений, поступающих
в государственный правозащитный институт – письменные. Это обусловлено желанием заявителя, во-первых, получить более детальный ответ на волнующий вопрос, а во-вторых, иметь письменное доказательство рассмотрения его обращения по существу при наличии какой-либо спорной ситуации.


В отчетном году Уполномоченному поступило 1649 письменных заявлений и жалоб, связанных с нарушениями прав и законных интересов граждан, 40,2% из них поступили
в электронном виде, в том числе на официальный сайт Уполномоченного.


Положительное решение проблем граждан, указанных в обращениях, составило 26,8%.

Безусловно, основной целью рассмотрения обращений Уполномоченным является оказание содействия в восстановлении нарушенных краевым органом власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами прав и свобод человека
с использованием при этом всех доступных правовых средств. Однако не только число восстановленных индивидуальных прав должно быть критерием эффективности деятельности государственного правозащитного института.


Зачастую помощь Уполномоченного предоставляется в форме квалифицированных юридических консультаций, а также советов относительно использования альтернативных средств защиты в каждом конкретном случае, разъяснения правовых проблем. Именно этим видам правовой помощи другие государственные органы уделяют мало внимания. В 2014 году по 54,7% обращений были даны письменные юридические консультации и ответы.

Необходимо отметить, что обращения, поступающие Уполномоченному, являются непосредственной связью, соединяющей государство, в лице его институтов, с теми, чьи права нарушены.

Анализ социального статуса заявителей, проведенный на основании устных заявлений поступивших Уполномоченному из разных муниципальных образований края, указывает,
что наиболее часто за помощью к Уполномоченному обращаются социально незащищенные категории граждан. Так, в 2014 году от пенсионеров, ветеранов труда и Великой Отечественной войны поступило 577 обращений или 38,6% от общего количества обращений поступивших Уполномоченному в устной форме, от неработающих лиц – 294 обращения (19,8%). Далее следуют рабочие и служащие, количество обращений которых составило 230 (15,4%) и 143 (9,6%) соответственно
7.

Социальный статус заявителей, безусловно, влияет и на характер их обращений. Наибольшее количество обращений, поступивших Уполномоченному в 2014 году, было связано с защитой или восстановлением личных (гражданских) и социальных прав граждан, их доля в общем объеме поступивших обращений составила 72%.

По сравнению с предыдущим годом, в 2014 году на 6,5% возросло количество обращений по проблемам защиты экономических прав. Их доля в общем объеме поступивших обращений составила 13,2%.

Прошедшие в 2014 году выборы в органы местного самоуправления и депутатов Законодательной Думы Хабаровского края не внесли значительных изменений
в количественные показатели работы Уполномоченного. Доля обращений, касающихся восстановления нарушенных политических прав, как в 2013 году, так и отчетном году, составила 1,05%.


В то же время, в отчетном году на 73% сократилось количество обращений
на нарушение культурных прав человека и гражданина. Их доля в общем количестве поступивших обращений составила 0,1%.


Детальные сведения о количестве и тематике обращений граждан представлены
в Приложении к Докладу «Сведения о количестве и тематике обращений граждан
к Уполномоченному по правам человека в Хабаровском крае в 2014 году».


Следует указать, что деятельность Уполномоченного, как в 2014 году,
так и в предшествующие годы, была направлена на реализацию еще одной важной задачи – это содействие повышению уровня правовой грамотности населения Хабаровского края (пункт 1 статьи 2 Закона Хабаровского края «Об уполномоченном по правам человека
в Хабаровском крае»). Ведь лишь изменяя правовое сознание и культуру отдельных членов общества можно обеспечить реальное утверждение новой системы ценностей в обществе
в целом, которая базировалась бы на принципах демократии, верховенства права и уважения
к правам и свободам человека.


Реализуя эту функцию, Уполномоченный применяет разные средства, в частности, осуществляет постоянное информирование о результатах своей деятельности через средства массовой информации (печатные, телевизионные), распространяет разнообразную информацию познавательно-правового характера и, опять же, предоставляет правовые консультации и разъяснения заявителям по конкретным вопросам.

Значительные усилия в этом направлении Уполномоченный затрачивает
на распространение знаний о правах человека и гражданина среди молодежи, ведь именно сегодняшняя молодежь закладывает устои нового правосознания. Несомненным достижением в правозащитной деятельности Уполномоченного в крае стало учреждение в 2014 году по его инициативе в Дальневосточном институте управления кафедры «Уполномоченного по правам человека».


Образованная кафедра призвана расширить рамки учебной аудитории. Планируется  привлекать студентов к участию в мероприятиях, проводимых под эгидой Уполномоченного, и это будут не только «круглые столы», семинары, конференции,
но и непосредственное оказание юридической помощи жителем нашего края – проведение проверок по обращениям граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов, оказание помощи в составлении документов процессуального характера (исковых заявлений, отзывов на исковые заявления, ходатайств, претензий, жалоб, мировых соглашений), участие
в приемах граждан, проводимых омбудсменом Хабаровского края.


Другими словами, созданная кафедра нацелена на симбиоз теории и практики,
а от этого, без сомнения, выиграют все. Работодатели получат более подготовленных к работе сотрудников, правозащитная отрасль будет развиваться благодаря более профессиональным кадрам, институт будет выпускать более компетентных специалистов, а студенты смогут освоить практические навыки, завязать контакты профессионального свойства и претендовать на достойную трудозанятость после окончания института.


Безусловно, это лишь первый шаг. В дальнейшем планируется развитие организационной работы кафедры. В первую очередь, это расширение тематики проблем
и развитие кадрового потенциала кафедры через привлечение к ее работе уполномоченных
по правам ребенка и по защите прав предпринимателей, действующих на территории Хабаровского края и специалистов их аппаратов.


Более того, совместные мероприятия, проводимые в рамках кафедры при непосредственном участии научного сообщества, включающего в себя экспертов
в определённой области – будь то законотворчество, правозащитная или научно-исследовательская деятельность – позволят, с учетом требований законодательства
и жизненных реалий, системно оценить возникающие противоречия в правоприменительной практике. А это, в свою очередь, будет способствовать выявлению причин нарушений прав и формированию на территории Хабаровского края консолидирующих решений, направленных на разрешение проблем в области защиты прав, свобод и законных интересов граждан.


Позитивное влияние на эффективность деятельности Уполномоченного и его аппарата оказывают Соглашения о сотрудничестве в защите прав и свобод человека, заключенные
с большинством действующих в крае региональных структур федеральных органов. Основным аспектом такого взаимодействия является участие Уполномоченного
в различных заседаниях, координационных советах, коллегиях, конференциях, проводимых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, что предоставляет ему возможность влиять на их работу с точки зрения защиты прав и свобод граждан.


Деятельность Уполномоченного находит понимание и поддержку Губернатора, Законодательной Думы Хабаровского края, а также краевых министерств и ведомств. Основными формами взаимодействия с последними, как в предыдущие годы, так и в 2014 году, были и остаются – получение сведений, документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращений и жалоб. Также в рамках данного взаимодействия Уполномоченный получает различные разъяснения по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения обращений и жалоб, участвует через специалистов своего аппарата в проведении проверки
по ним, присутствует на заседаниях их коллегиальных органов. В 2014 году, как
и в предыдущем году, бесспорным лидером в вопросах взаимодействия, были органы краевой власти, осуществляющие деятельность в социальной сфере - образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилье и коммунально-бытовое обслуживание.


В октябре 2014 года состоялось первое заседание депутатов Законодательной думы Хабаровского края VI созыва. С ними Уполномоченному еще только предстоит налаживать взаимодействие и решать задачи, направленные на соблюдение прав и законных интересов граждан. Началом этого взаимодействия будет представление настоящего Доклада.

В качестве итога, отметим, что Уполномоченный и специалисты его аппарата полны решимости совершенствовать свою деятельность, повышать ее эффективность
и результативность, тем самым внося свой вклад в обеспечение и защиту прав и свобод человека в Хабаровском крае.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Человека и гражданина на территории хабаровского края и о деятельности iconМедицинской помощи на территории хабаровского края
Хабаровского края (далее также край), основанных на данных медицинской статистики, климатических и географических особенностей края,...

Человека и гражданина на территории хабаровского края и о деятельности iconРаспоряжение
Хабаровского края, и государственными гражданскими служащими, замещающими должности государственной гражданской службы Хабаровского...

Человека и гражданина на территории хабаровского края и о деятельности iconКультуры Хабаровского края от №
«Согласование рекламных конструкций и вывесок на объектах культурного наследия и в зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных...

Человека и гражданина на территории хабаровского края и о деятельности iconВ соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона Забайкальского края «Об Уполномоченном...
Ь двадцать лет. Конституция закрепила в качестве высшей ценности самого человека, установив, что «признание, соблюдение и защита...

Человека и гражданина на территории хабаровского края и о деятельности iconДоклад разработан в соответствии со статьей 13 Закона Хабаровского...
«Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае». Этот документ необходим для информирования органов государственной власти...

Человека и гражданина на территории хабаровского края и о деятельности iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
Целью настоящего доклада является информирование органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, общественных...

Человека и гражданина на территории хабаровского края и о деятельности iconИнструкция по делопроизводству в администрации сельского поселения...
«Село Лончаково» Бикинского муниципального района и руководствуясь распоряжением Губернатора Хабаровского края от 23. 01. 2008 №14-р...

Человека и гражданина на территории хабаровского края и о деятельности iconИнструкция по делопроизводству в администрации сельского поселения...
«Село Лончаково» Бикинского муниципального района и руководствуясь распоряжением Губернатора Хабаровского края от 23. 01. 2008 №14-р...

Человека и гражданина на территории хабаровского края и о деятельности iconРазвитию детей №44 «Огонёк» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского...
«Огонёк» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края на основании решения Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского...

Человека и гражданина на территории хабаровского края и о деятельности iconОб утверждении государственной программы хабаровского края обеспечение...
В целях совершенствования нормативного правового регулирования реализации государственных полномочий Хабаровского края в сфере обеспечения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск