Материалы семинара Порядок формирования органов управления садоводческих, дачных и гаражных кооперативов, в том числе порядок инициирования и проведения


НазваниеМатериалы семинара Порядок формирования органов управления садоводческих, дачных и гаражных кооперативов, в том числе порядок инициирования и проведения
страница1/9
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Материалы семинара «Порядок формирования органов управления садоводческих, дачных и гаражных кооперативов, в том числе порядок инициирования и проведения соответствующих собраний, определения кворума. Процедура внесения изменений в учредительные документы садоводческих, дачных и гаражных некоммерческих объединений»
Законы, регламентирующие деятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, существуют, и исполнять их обязаны все без исключения садоводы, дачники и огородники.

Специальным законом, регламентирующим деятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и их членов, является Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ).

Основными правовыми источниками, кроме названного Закона, обеспечивающими гарантии прав граждан, ведущих садоводство, огородничество и дачное хозяйство, являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Приказ Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307 «Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений».

Однако при его применении следует учитывать, что 01.09.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Этот Закон внёс существенные изменения в главу 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации о юридических лицах. Поскольку садоводческие и дачные объединения также являются юридическими лицами, новый Закон имеет непосредственное отношение и к ним.

О том, какие изменения, внесённые в Гражданский кодекс Российской Федерации, имеют отношение к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, рассмотрим в главе 1 настоящего доклада.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ДЛЯ САДОВОДОВ И ДАЧНИКОВ

С 1 СЕНТЯБРЯ 2014 ГОДА
В 2013 году законодателем уже был предпринят ряд мер для того, чтобы облегчить ситуацию садоводов с недостаточной проработанностью правовой базы, необходимой для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В частности, был принят Федеральный закон от 07.05.2013 № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», целью которого можно назвать в том числе урегулирование положения садоводческих и дачных объединений и их членов.

Указанным Законом были раскрыты понятия оспоримости, ничтожности решения общего собрания, определены критерии, по которым решение органа управления может быть признано недействительным в судебном порядке, утвержден круг лиц, имеющих право оспаривать такие решения.

Новой главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации «Решения собрания» были урегулированы и другие вопросы, которые призваны помочь садоводам более разумно и юридически грамотно подходить к проведению общих собраний и не допускать коллапса, когда обжалуются все принятые ранее в садоводстве решения, а само объединение фактически остаётся без органов управления.

Поправки, внесённые в Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившие в силу 1 сентября 2014 года, значительно изменили главу о юридических лицах.

Напомним, что в соответствии со статьёй 4 Закона № 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могли создавать:

1) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества;

2) садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы;

3) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.

С 1 сентября 2014 года садоводческие, огороднические и дачные объединения граждан могут создаваться только в двух формах:

1) садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы;

2) товарищество собственников недвижимости.

Созданные ранее садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, кооперативы и партнёрства продолжают действовать в этом виде до тех пор, пока ими не будут внесены изменения в устав объединения, которые надлежит зарегистрировать в налоговом органе по месту нахождения юридического лица.

Надо отметить, что законом не установлен предельный срок, до которого ранее созданные садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, кооперативы и партнерства должны внести в свои документы соответствующие изменения.


УПРАВЛЕНИЕ САДОВОДЧЕСКИМИ, ОГОРОДНИЧЕСКИМИ И ДАЧНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
Порядок управления в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, состав органов управления, пределы их компетенции предусмотрены главой V Закона № 66-ФЗ.

Помимо норм специального Закона, объединения садоводов, огородников и дачников должны теперь, при принятии решений об избрании органов управления, руководствоваться и статьёй 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Высший орган управления - общее собрание или конференция.

Высшим органом корпорации, в соответствии со статьёй 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, является общее собрание её участников.

В некоммерческих корпорациях, в том числе в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, с числом участников более 100 высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 66-ФЗ и уставом корпорации.

Закон № 66-ФЗ, так же как и Гражданский кодекс Российской Федерации, устанавливает, что высшим органом управления в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан является общее собрание.

В пункте 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации перечислено, какая деятельность отнесена к исключительной компетенции высшего органа управления корпорации.

Так, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа управления корпорации относятся:

- определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

- утверждение и изменение устава корпорации;

- определение порядка приёма в состав участников корпорации и исключения из числа её участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

- образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

- утверждение годовых отчётов и бухгалтерской (финансовой) отчётности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

- принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с Законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

- принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

- избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Высший орган управления товарищества собственников недвижимости может также принимать решения об установлении размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.

Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции её высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.

В товариществе собственников недвижимости помимо высшего органа управления создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).
Единоличный орган управления (председатель).
В пункте 1 статьи 23 Закона № 66-ФЗ указано, что правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления сроком на два года.

Следовательно, исполнительным органом управления, в соответствии с Законом № 66-ФЗ, может быть гражданин, являющийся членом садоводческого, огороднического или дачного объединения.

Новые нормы Гражданского кодекса Российской Федерации вносят в это правило значительные изменения.

Теперь в уставе корпорации (потребительского кооператива или товарищества собственников недвижимости) можно предусмотреть предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга.

Кроме этого, в качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое, так и юридическое лицо.
Товарищество собственников недвижимости.
Новелла среди организационно-правовых форм юридических лиц - товарищество собственников недвижимости.

Именно так должны теперь именоваться вновь создаваемые садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения, в том случае, если они не избрали организационно-правовой формой потребительский кооператив.

Товарищество собственников недвижимости - это добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

Из определения товарищества собственников недвижимости, закреплённого законом, следует, что создать такое юридическое лицо могут лишь собственники недвижимого имущества. При этом неясно, каким образом следует поступать тем садоводческим и дачным объединениям и их членам, у которых земельные участки находятся не в собственности, а в постоянном (бессрочном) пользовании или аренде, а таких немало.

Сложное положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и их членов, не владеющих своим имуществом на праве собственности, заключается в том, что законом предусмотрена необходимость смены наименования организационно-правовой формы и внесения изменений в учредительные документы объединения.

Следует отметить, что закон не ограничивает срок внесения изменений в учредительные документы и регистрации таких изменений в налоговом органе, но указывает, что учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.

Учитывая, что многие некоммерческие объединения и их члены до сих пор не оформили свои земельные участки и другое имущество общего пользования в частную собственность и собственность юридического лица, возникает вопрос, смогут ли такие юридические лица стать товариществами собственников недвижимости.
Устав товарищества собственников недвижимости
Учредительным документом товарищества собственников недвижимости является устав. Устав должен содержать сведения о наименовании юридического лица и содержать слова «товарищество собственников недвижимости».

В уставе товарищества также следует, в обязательном порядке, указать:

- место нахождения юридического лица;

- предмет и цель деятельности;

- состав и компетенцию органов товарищества, порядок принятия ими решений;

- иные сведения, предусмотренные законом.

Товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов. Члены товарищества собственников недвижимости не отвечают по его обязательствам (п. 3 ст. 123.12 ГК РФ).

Общее собрание или конференция товарищества собственников недвижимости может своим решением досрочно прекратить полномочия постоянно действующих органов товарищества (правления, председателя) в том случае, если ими будут грубо нарушены свои обязанности либо если будет обнаружена неспособность выполнения ими возложенных на них полномочий или при наличии иных серьезных оснований.
Имущество товарищества собственников недвижимости
Закон указывает, что товарищество собственников недвижимости является собственником своего имущества (п. 1 ст. 123.13 ГК РФ).

Объекты общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах принадлежат членам соответствующего товарищества собственников недвижимости на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено законом. Состав такого имущества и порядок определения долей в праве общей собственности на него устанавливаются законом (п. 2, 3 ст. 123.13 ГК РФ).

Для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений состав общего имущества перечислен в статье 1 Закона № 66-ФЗ.

Имущество общего пользования - это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и т.п.).

Особой проблемой представляется решение вопроса взаимоотношений между садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением и гражданами, ведущими хозяйство в индивидуальном порядке, в отношении пользования общим имуществом. Фактически такие граждане становятся заложниками тех решений, которые принимаются органами управления некоммерческой организации и которые могут им навязывать условия пользования общим имуществом.

Новые статьи Гражданского кодекса Российской Федерации никак не помогают решить данную проблему и «садоводам-индивидуалам», как и прежде, остаётся руководствоваться единственной нормой, посвященной самостоятельному ведению садоводства и дачного хозяйства - статья 8 Закона № 66-ФЗ.


УСТАВ САДОВОДЧЕСКОГО, ОГОРОДНИЧЕСКОГО И ДАЧНОГО

НЕКОММЕРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Устав садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения является учредительным документом, и его положения не могут противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации.

Как указано в статье 16 Закона № 66-ФЗ, учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав, утверждённый общим собранием учредителей некоммерческого объединения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Материалы семинара Порядок формирования органов управления садоводческих, дачных и гаражных кооперативов, в том числе порядок инициирования и проведения iconУказ президента республики беларусь
В целях совершенствования правового регулирования деятельности потребительских кооперативов, организованных для строительства и эксплуатации...

Материалы семинара Порядок формирования органов управления садоводческих, дачных и гаражных кооперативов, в том числе порядок инициирования и проведения icon«Планирование и застройка территорий садоводческих (дачных) некоммерческих объединений граждан»
Зонирование территории Пермского края для организации садоводческих (дачных), огороднических объединений граждан 10

Материалы семинара Порядок формирования органов управления садоводческих, дачных и гаражных кооперативов, в том числе порядок инициирования и проведения iconПорядок проведения единого государственного экзамена
Порядок определяет правила организации и проведения единого государственного экзамена на территории Российской Федерации и за ее...

Материалы семинара Порядок формирования органов управления садоводческих, дачных и гаражных кооперативов, в том числе порядок инициирования и проведения iconПорядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей...
Личный прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, проводится в целях поддержания непосредственных контактов...

Материалы семинара Порядок формирования органов управления садоводческих, дачных и гаражных кооперативов, в том числе порядок инициирования и проведения iconКаким образом рассчитывается налог на участок в садоводческом, огородническом...
Порядок начисления земельного налога для садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан зависит от того, на кого оформлено...

Материалы семинара Порядок формирования органов управления садоводческих, дачных и гаражных кооперативов, в том числе порядок инициирования и проведения iconАдминистративный регламент администрации муниципального образования...
Ставления муниципальной услуги, в том числе сроки и последовательность административных процедур и административных действий администрации...

Материалы семинара Порядок формирования органов управления садоводческих, дачных и гаражных кооперативов, в том числе порядок инициирования и проведения iconИ. М. Романив «01» декабря 2015г. Положение
Порядок проведения аукциона регламентируется, в том числе, статьями 447-449 Гражданского Кодекса Российской Федерации

Материалы семинара Порядок формирования органов управления садоводческих, дачных и гаражных кооперативов, в том числе порядок инициирования и проведения iconПоложение об организации и проведении государственной (итоговой)...
Аттестация, их права и обязанности, сроки и порядок проведения Аттестации, в том числе порядок проверки экзаменационных работ, формы...

Материалы семинара Порядок формирования органов управления садоводческих, дачных и гаражных кооперативов, в том числе порядок инициирования и проведения iconРегламент предоставления муниципальной услуги предоставления земельных...
Об утверждении административного регламента муниципальной услуги, предоставляемой администрацией Татарского района «Предоставления...

Материалы семинара Порядок формирования органов управления садоводческих, дачных и гаражных кооперативов, в том числе порядок инициирования и проведения iconПравила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг г. Москва
Порядок формирования системы ведения реестра (в том числе при передаче свр от одного держателя реестра другому)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск