МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Отдел по вопросам нормативных правовых актов субъекта РФ,
ведения реестра муниципальных образований,
регистрации и ведения реестра уставов
муниципальных образований
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
г. НОВОСИБИРСК
2012 г.
Уважаемые представители
органов местного самоуправления
Новосибирской области! Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области (далее – Главное управление) разработаны методические рекомендации для органов местного самоуправления Новосибирской области (далее – методические рекомендации).
Данные методические рекомендации предназначены для оказания практической помощи главам муниципальных образований по порядку принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, и их последующей государственной регистрации и опубликования (обнародования).
Надеемся, что методические рекомендации помогут в повседневной практической деятельности.
Список используемых сокращений:
Федеральный закон № 131-ФЗ – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральный закон № 97-ФЗ – Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;
Устав/МПА – устав муниципального образования либо муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 4
II. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 5
III. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 11
IV. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 15
Приложение № 1 30
Образец доверенности. 30
Приложение № 2 31
Образец Заявления на проведение проверки проекта Устава или муниципального правового акта муниципального образования 31
Приложение № 3 32
Образцы документов для регистрации Устава муниципального образования 32
ПРОТОКОЛ 35
Приложение № 4 40
Образцы документов для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования 40
ПРОТОКОЛ 43
Приложение № 5 48
Схема процедуры принятия и регистрации Устава/МПА 48
I. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Устав муниципального образования - основной, важнейший нормативный правовой акт, принимаемый на местном уровне, своеобразная малая конституция на территории муниципального образования.
Свой устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке, обязано иметь каждое муниципальное образование. Устав муниципального образования занимает главное место среди других локальных нормативных актов и является документом комплексного нормативного характера. Он призван детализировать и конкретизировать все, что касается организационно-правового статуса соответствующего муниципального образования. Все другие акты, издаваемые органами и должностными лицами местного самоуправления, должны соответствовать и не противоречить не только федеральному и региональному законодательству, но и уставу соответствующего муниципального образования.
Правовое значение устава муниципального образования заключается в том, что он является правовым актом, которым муниципальное образование фиксирует свой статус, систематизирует все принципы и основные начала организации и деятельности местных органов власти, определяет предметы ведения, права и обязанности муниципального образования и компетенцию органов местного самоуправления, обеспечивающие осуществление местного самоуправления населением данного муниципального образования.
Обязательным этапом процедуры вступления устава в силу и всегда предшествующая его опубликованию является государственная регистрация устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав. Незарегистрированные устав и муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав считаются недействующими и не подлежат применению.
Государственная регистрация устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав направлена на обеспечение соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации.
Таким образом, государственная регистрация имеет юридическое значение, поскольку влечет правовые последствия для устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав. Согласно части 6 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав вступает в силу после его государственной регистрации и опубликования (обнародования). Более того, Федеральным законом № 97-ФЗ предусмотрено, что глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования. Данные сведения включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований.
В соответствии с действующим законодательством государственную регистрацию уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования на территории Новосибирской области проводит территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований – Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области.
|