Методическое пособие разработано в рамках


НазваниеМетодическое пособие разработано в рамках
страница1/57
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > бланк заявлений > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57


Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

О РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ У ДЕТЕЙ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Разработано в рамках государственного контракта 14-К-13-Т-131 от 01.09.2014 г. по

оказанию услуг по написанию, редактированию, рецензированию методического пособия по методике проведения медико-социальной экспертизы и формирования заключений о реабилитационных мероприятиях у детей

Санкт-Петербург

2014
УДК 618Д:616.036.865.331
Методика проведения медико-социальной экспертизы и формирование заключений о реабилитационных мероприятиях у детей: методическое пособие / под редакцией В.Г.Помникова, Г.О.Пениной, О.Н.Владимировой – СПб: СПбИУВЭК Минтруда России, 2014. – 281 с.
Авторский коллектив

Сотрудники ФГБУ ДПО «СПбИУВЭК» Минтруда России:

доктора медицинских наук:

А.В.Адрианов, Л.А.Карасаева, М.В.Коробов, С.М.Милютин, Т.Ф.Мурзина, Г.О.Пенина, В.Г.Помников, Р.Т.Скляренко, М.И.Разумовский;

кандидаты медицинских наук:

А.О.Андриевская, О.Н.Владимирова, Р.М.Войтенко, И.А.Дубинина, Г.П.Квашнина, Ю.А.Колчева, О.В.Макарова, В.Ф.Николаев, А.М.Разумовская, В.С.Спиридонова, О.А.Шабанова;

кандидат психологических наук Н.Г.Травникова;

Н.П.Чистякова.

Сотрудники ФГБУ «РНЦ «ВТО» им. акад. Г.А.Илизарова» Минздрава России:

доктор медицинских наук А.А.Корюков.

Сотрудники ФКУ «ГБ МСЭ по г. Санкт-Петербургу» Минтруда России:

Л.А.Бессонова, Н.В.Лебедева, Т.Б.Поддубная,


Рецензенты:

доктора медицинских наук:

С.П.Запарий, Т.К.Кручина, Л.Л.Науменко, А.Б.Орешков, В.П.Шестаков;

кандидат медицинских наук А.Г.Рябоконь;

А.В.Абросимов


Методическое пособие содержит общие вопросы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов, основы их комплексной реабилитации и подходы к медико-социальной экспертизе и реабилитации детей-инвалидов при отдельных заболеваниях.

Издание предназначено для врачей различных специальностей по медико-социальной экспертизе, специалистов по реабилитации, социальной работе, психологов учреждений МСЭ. Также пособие может быть использовано широким кругом специалистов медицинских организаций, учреждений реабилитации и образования, общественных организаций инвалидов и др., осуществляющих направление детей на медико-социальную экспертизу и их комплексную реабилитацию.
СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Список сокращений ……………………………………………………………………………






5

Введение………………………………………………………………………………………..

6

Раздел 1. Общие вопросы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов………..

7

1.1 Теоретические основы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов ……………

7

1.2 Организационно-правовые основы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов

11

1.2.1 Порядок направления на медико-социальную экспертизу…………………………

11

1.2.2 Порядок проведения медико-социальной экспертизы ……………………………..

12

1.3 Методические основы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов…………….

15

1.3.1 Современные основы реабилитационно-экспертной диагностики ………………

15

1.3.2 Установление категории «ребенок-инвалид»……………………………………….

23

1.3.3 Установление срока категории «ребенок-инвалид»………………………………..

26

Раздел 2. Основы комплексной реабилитации детей-инвалидов……………………….

28

2.1 Теоретические и организационные основы реабилитации детей-инвалидов………….

28

2.2 Порядок разработки индивидуальной программы реабилитации ……………………..

33

2.2.1 Программа медицинской реабилитации …………………………………………….

36

2.2.2 Программа психолого-педагогической реабилитации………………………….......

43

2.2.3 Программа социальной реабилитации……………………………………………….

51

2.2.4 Технические средства реабилитации ………………………………………………..

59

2.3 Современные подходы к организации комплексной реабилитации детей-инвалидов

63

2.4 Алгоритм оценки результатов комплексной реабилитации детей-инвалидов…………

69

Раздел 3. Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при отдельных болезнях……………………………………………………………………………


72

3.1 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при внутренних болезнях…………………………………………………………………………………………..


72

3.1.1 Болезни дыхательной системы ……………………………………………………….

72

3.1.2 Болезни сердечно-сосудистой системы ………………………………………………

81

3.1.3 Болезни мочевыделительной системы………………………………………..............

91

3.1.4 Болезни пищеварительной системы………………………………………………….

99

3.1.5 Болезни эндокринной системы………………………………………………..............

109

3.1.6 Болезни иммунной системы…………………………………………………………..

120

3.1.7 Болезни кожи………………………………………………………………………….

122

3.2 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при

врождённых аномалиях (пороках развития) внутренних органов………………………..

3.2.1.Врожденные пороки сердца……………………………………………………………


123

123

3.2.2 Врожденные аномалии (пороки развития) кровеносных сосудов (ангиодисплазии)

128

3.2.3 Врожденные аномалии (пороки развития) и болезни органов дыхания……………

134

3.2.4 Врожденные аномалии (пороки развития) органов пищеварения…………………..

139

3.3 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при врожденных аномалиях (пороках развития) и деформациях костно-мышечной системы…………...


144

3.3.1 Врожденные аномалии (пороки развития) и деформации верхней конечности……

144

3.3.2 Врожденные аномалии (пороки развития) и деформации нижней конечности ……

167

3.3.3 Врожденные аномалии (пороки развития) деформации стопы ……………………..

3.3.4 Врожденные аномалии (пороки развития) и деформации костно-мышечной системы (врожденные системные заболевания)……………………………………………….

184
191

3.4 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани …………………………………..


202

3.4.1 Врожденные заболевания позвоночника………………………………………………

202

3.4.2 Врожденный вывих бедра………………………………………………………………

207

3.4.3 Болезнь Легга-Кальве-Пертеса…………………………………………………………

3.4.4 Остеомиелит……………………………………………………………………………..

209

212

3.5 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при болезнях нервной системы…………………………………………………………………………………


214

3.5.1 Эпилепсия………………………………………………………………………………..

214

3.5.2 Родовые черепно-мозговые травмы, последствия черепно-мозговой травмы …….

219

3.5.3 Детский церебральный паралич……………………………………………………….

224

3.5.4 Первичные прогрессирующие мышечные дистрофии……………………………….

232

3.5.5 Наследственные моторно-сенсорные полиневропатии……………………………..

235

3.5.6 Спинальные амиотрофии …………………………………………………………….

238

3.5.7 Наследственно-дегенеративные заболевания………………………………………...

241

3.6. Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при психических расстройствах и расстройствах поведения ………………………………….


245

3.6.1 Олигофрения (умственная отсталость)…………………………………………………

3.6.2 Неврозы (невротические расстройства и состояния)…………………………………

245

251

3.6.3 Органические поражения головного мозга и эпилепсия с нервно-психическими расстройствами …………………………………………………………………………………..


256

3.6.4 Шизофрения и аффективные расстройства …………………………………………

264

3.6.5 Аутизм……………………………………………………………………………….......

270

3.7 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при расстройствах развития речи и языка……………………………………………………….


273

3.8 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при болезнях уха

277

3.9 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при болезнях глаза………………………………………………………………………………………………..


280







Рекомендуемая литература ………………………………………………………………………

288

Приложения………………………………………………………………………………………..

296


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
DQ – коэффициент развития

IQ – коэффициент интеллектуальности

РСО2 – парциальное содержание углекислого газа.

РО2 – парциальное содержание кислорода

АД – артериальное давление

БКН – белково-калорийная недостаточность

ВМ – венозные мальформации

ВМП – высокотехнологичная медицинская помощь

ВОЗ – Всемирная Огранизация Здравоохранения

ВПС – врожденные пороки сердца

ВЭМ – велоэргометрия

ГКС – глюкокортикостероиды

ДДП – дегенеративно-дистрофическое поражение

ДМЖП – дефект межжелудочковой перегородки

ДМПП – дефект межпредсердной перегородки

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

ИМТ – индекс массы тела

КА – коарктация аорты

КТ – компьютерная томография

ЛА – легочная артерия

МКН – Международная классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности

МКФ – Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья

МСЭ – медико-социальная экспертиза

МРТ – магнитно-резонансная томография

НК – нарушение кровообращения

ОАП – открытый артериальный проток

ОЖД – ограничение жизнедеятельности

ОЛС – общее легочное сопротивление

ОМС – обязательное медицинское страхование

ООН – Организация Объединенных Наций

ОФВ – объем физиологического вдоха

ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссия

ПРЛ – патологическое развитие личности

РЭГ – реоэнцефалография

СЛБ – среднесуточная лабильность бронхов

СН – сердечная недостаточность

СПБ – среднесуточная проходимость бронхов

ТСР – технические средства реабилитации

ТФ – ТетрадаФалло

УЗИ – ультразвуковая допплерография

ФВД – функция внешнего дыхания

ФГБУ – федеральное государственное бюджетное учреждение

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

ФК – функциональный класс

ФКУ – федеральное казенное учреждение

ФСС – Фонд социального страхования

ХРП – хроническое расстройство питания

ХСН – хроническая сердечная недостаточность

ЭКГ – электрокардиография

ЭПО – экспериментально-психологическое исследование

ЭхоКГ – эхокардиография

ЭЭГ – электроэнцефалография

Введение
Данное методическое пособие разработано в целях реализации мероприятий пункта 2.7 «Внедрение подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в субъектах Российской Федерации с учетом результатов пилотного проекта» подпрограммы 2 «Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы1.

К подготовке методического пособия были привлечены профессорско-преподавательский состав Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов, имеющий 55-летний опыт работы в сфере врачебно-трудовой и медико-социальной экспертизы, в том числе, научные и научно-практические разработки первой в Российской Федерации кафедры педиатрии, медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов, созданной 15 лет назад под руководством профессора Е.В.Прониной, а также специалисты ФКУ «Главное бюро МСЭ по Санкт-Петербургу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и ФГБУ «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Методическое пособие разработано сотрудниками института в содружестве со специалистами ФГУ «Федеральное бюро МСЭ», ФГУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» и ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ленинградской области», которые оказывали необходимые консультации.

Методическое пособие учитывает принципы Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006), которой признается, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми; а также концептуальные подходы Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, или МКФ (ВОЗ, 2001).

Авторами в методическом пособии сформулированы общие теоретические основы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов, включая анализ нормативно-правовых документов, порядок направления детей на медико-социальную экспертизу и порядок ее проведения; актуальные методические вопросы медико-социальной экспертизы детей, такие как современные основы реабилитационно-экспертной диагностики детей, установление категории «ребенок-инвалид» в соответствии с административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, установление срока инвалидности у детей.

В издании рассмотрены теоретические и организационные основы комплексной реабилитации детей-инвалидов, алгоритм формирования индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, алгоритм оценки результатов комплексной реабилитации детей-инвалидов.

Особое внимание уделено современным подходам к медико-социальной экспертизе и реабилитации детей-инвалидов при отдельных наиболее часто встречающихся заболеваниях. Представлены особенности направления детей на медико-социальную экспертизу, критерии инвалидности, количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентах, конкретные мероприятия для включения в программу реабилитации ребенка-инвалида.

Использование данных сведений позволит повысить качество и эффективность медицинского, экспертного и реабилитационного обслуживания детского населения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

Похожие:

Методическое пособие разработано в рамках iconМетодическое пособие по работе участковой избирательной комиссии...
Уважаемые коллеги! Настоящее методическое пособие разработано с целью оперативного и грамотного рассмотрения заявлений и жалоб членами...

Методическое пособие разработано в рамках iconМетодическое пособие по определению стоимости инженерных изысканий для строительства
Методическое пособие разработано Производственным и научно-исследовательским институтом по инженерным изысканиям в строительстве...

Методическое пособие разработано в рамках iconМетодическое пособие Вологда 2014 Методическое пособие разработано...
Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области

Методическое пособие разработано в рамках iconУчебно-методическое пособие выполнено в рамках внутривузовского гранта...
Учебно-методическое пособие предназначено для руководителей структурных подразделений университета и профессорско-преподавательского...

Методическое пособие разработано в рамках iconМетодическое пособие Введение Настоящие методическое пособие разработано...
Настоящие методическое пособие разработано в соответствии с гостом 15. 011-96 «Система разработки и постановки продукции на производство....

Методическое пособие разработано в рамках iconМетодическое пособие разработано в рамках городской долгосрочной...
Бизнес от а до Я. Карманный справочник. – Красноярск, 2012 – 152 с. Департамент экономики администрации г. Красноярска; мау центр...

Методическое пособие разработано в рамках iconМетодическое пособие международные валютно-кредитные и финансовые отношения
Учебно методическое пособие «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» разработано в соответствии с требованиями Федерального...

Методическое пособие разработано в рамках iconМетодическое пособие по получению и замене свидетельств пилотов (Разработано...
Методическое пособие предназначено для обладателей свидетельств пилотов-любителей и свидетельств коммерческих пилотов, членов Федерации...

Методическое пособие разработано в рамках iconУчебно-методическое пособие по дисциплине выполнению выпускной квалификационной...
Учебно-методическое пособие по дисциплине выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями...

Методическое пособие разработано в рамках iconМетодическое пособие «Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся...
Методическое пособие разработано комитетом по образованию администрации города Мурманска

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск