Скачать 0.85 Mb.
|
Департамент образования Вологодской области Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области «ВОЛОГОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ВЫПОЛНЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ (МДК.01.01) «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ» РАЗДЕЛ «АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ» Специальность 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Методическое пособие Вологда 2014 Методическое пособие разработано для оказания помощи студентам образовательных организаций среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» при выполнении курсового проекта по разделу «Архитектура зданий» междисциплинарного курса (МДК.01.01) «Проектирование зданий и сооружений», а также в дипломном проектировании. Методическое пособие содержит: требования ФГОС СПО к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена, соответствующие виду профессиональной деятельности «Участие в проектировании зданий и сооружений»; общие сведения о выполнении курсового проекта; инструкционно-технологические карты и методические указания по разработке курсового проекта гражданского здания; примеры оформления отдельных листов курсового проекта, приведенные в приложениях. Авторы: Н.Н. Мамедова, Н.В. Кодочигова (БОУ СПО ВО «Вологодский строительный колледж»). Рецензент: Н.Б. Максимова (ОАО «Проектно-изыскательский институт «Промлеспроект»).
ВВЕДЕНИЕ Программа междисциплинарного курса МДК.01.01 «Проектирование зданий и сооружений» по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» предусматривает выполнение на III курсе (в 5 семестре) курсового проекта по гражданским зданиям. Согласно программе, темой курсового проекта могут быть жилые дома или общественные здания с несложной объемно-планировочной схемой. Исходным материалом для проектирования является задание и паспорт проекта. Предлагаемое методическое пособие разработано по разделу «Жилые здания» и может быть использовано как при выполнении практических работ и курсового проекта, так и при выполнении архитектурно-строительной части дипломного проекта. Разработанные инструкционно-технологические карты (ИТК) позволяют организовать самостоятельную работу студентов как в аудитории, так и во внеурочное время. Каждая ИТК преследует определенную цель. Содержание ИТК соответствует изученному на уроках теоретическому материалу и определяет последовательность работы студента. Методические указания по каждой теме в ИТК определяют методику работы студентов, служат руководством к действию. По всем разделам проекта имеются образцы оформления чертежей, таблиц, спецификаций, что позволяет студентам грамотно оформить курсовой проект и выполнить работу самостоятельно. Каждая ИТК рассчитана на определенное учебное время и предполагает результат, выражающийся в отчетном материале, указанном в ее начале. 1. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС СПО к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена Специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Квалификация – техник/старший техник Техник/старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
Техник/старший техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основному виду профессиональной деятельности Участие в проектировании зданий и сооружений (в части архитектуры зданий):
В результате освоения профессионального модуля Участие в проектировании зданий и сооружений (в части архитектуры зданий обучающийся должен: иметь практический опыт:
уметь:
знать:
2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Курсовой проект по гражданским зданиям состоит из графической части и расчетно-пояснительной записки. Графическая часть проекта выполняется на двух листах формата А1 или на 8-10 листах формата А3 (420×297). В последнем случае чертежи сброшюровываются и имеют титульный лист. В состав графической части входят следующие чертежи:
Чертежи сопровождаются спецификациями к схемам расположения сборных элементов, ведомостью перемычек, экспликацией полов. При выполнении графической части на двух листах формата А1 (рисунок 1) рекомендуется следующее расположение чертежей на листах: 1-й лист – планы этажей, фасады, генплан, экспликация к генплану, технико-экономические показатели (ТЭП) здания, спецификация окон и дверей, экспликация полов; 2-й лист – схемы расположения, спецификации к ним, разрез, конструктивные узлы, ведомость перемычек. Если темой курсового проекта является многоэтажное гражданское здание секционного типа, то дается план типового этажа, фрагмент плана 1 этажа с входным узлом и главный фасад. Если здание усадебного типа, то даются планы 1 и 2 этажей, 2 фасада, а второй лист может быть дополнен схемой расположения стропил. Рисунок 1. Пример компоновки чертежей При выполнении курсового проекта на форматах А3 чертежи компонуются по тому же принципу, что и в типовых проектах:
Расчетно-пояснительная записка выполняется в объеме 12-15 листов и включает в себя следующие разделы: Введение
Количество подразделов зависит от вида зданий, определяется их решением.
Литература
Графическая часть проекта выполняется с обязательным соблюдением правил графического оформления чертежей, установленных Единой системой конструкторской документации (ЕСКД) и Системой проектной документации в строительстве (СПДС). Комплектность и состав чертежей курсового проекта должны соответствовать заданию на проектирование, выданному руководителем проекта. Чертежи выполняются в ручной графике, а также с применением компьютерных графических программ. При разработке чертежей используют упрощенные и условные графические изображения. Чертежи выполняются в максимальных масштабах в зависимости от сложности изображений строительных деталей и конструкций, но обеспечивающих четкость их восприятия. В правом нижнем углу выполняется основная надпись по форме 1 (приложение Б). Масштаб на чертежах не проставляется, за исключением специально оговоренных случаев. Направление взглядов на разрезах принимают, как правило, по плану снизу вверх и справа налево. Изображение до оси симметрии планов и фасадов зданий, схем расположения элементов конструкций не допускается. Планы зданий располагают, как правило, длинной стороной вдоль горизонтальной стороны листа. При изображении на одном листе чертежа плана и фасада план размещают под фасадом и увязывают их по масштабу и осям. Рисунок 2. Выносные надписи к многослойным конструкциям Название изображений, заголовки ведомостей, таблиц не подчеркивают. В названиях разрезов и видов указывают обозначение соответствующей секущей плоскости, например «РАЗРЕЗ 1-1». В названии плана здания дают отметку чистого пола, например, «ПЛАН на отм. 0.000». В названиях фасадов зданий или сооружений указывают крайние оси, между которыми расположен фасад, например, «ФАСАД 1-13», а в названиях фрагментов: разрезов, планов и фасадов – порядковый номер, например: «фрагмент 3». Выносные надписи к многослойным конструкциям следует наносить в соответствии с рисунком 2. Выносные элементы (фрагмент фасада, плана, разрезов и узла) выполняют с учетом следующих требований:
Рисунок 3. Изображение выносного элемента
Текстовая часть курсовых и дипломных проектов выполняется в соответствии с ГОСТ [22]. Пояснительная записка выполняется на листах писчей бумаги формата А4 (210×297), на которых нанесены рамки рабочего поля документа. Может быть двухстороннее заполнение листов пояснительной записки. Эти рамки отстают от внешней стороны листа слева (или справа на оборотной стороне листа) на 20 мм, а от других сторон – на 5 мм (рисунок 6). Рисунок 6. Оформление листа пояснительной записки Основная надпись выполняется в соответствии с ГОСТ [24] по форме 2 (приложение Б). После заглавного листа основную надпись следует помещать по форме 3 (приложение Б). Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней линии внутренней рамки должно быть не менее 10 мм. На листах рабочих чертежей основная надпись выполняется по форме 1 (приложение Б). Текстовая часть курсового и дипломного проектов оформляется в виде сброшюрованной пояснительной записки, включающей титульный лист, задание на курсовой проект, содержание, разделы записки, список используемой литературы, приложения. Титульный лист текстового документа содержит основные сведения о документе и оформляется в соответствии с ГОСТ [22]. Пример заполнения и компоновки титульного листа представлен в приложении В. Заглавным является лист (страница), на котором располагается содержание проекта. За содержанием следует перечень графического материала с указанием номеров листов и наименованием изображений, помещенных на данных листах (приложение Г). Содержание пояснительной записки состоит из введения, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов (при необходимости), а также списка используемой литературы и приложений. Нумерация листов (страниц) текста, списка литературы и приложений, входящих в состав записки, должна быть сквозная. Первой страницей (листом) является титульный лист. В заключительной части введения указывается состав и объем курсового (дипломного) проекта, например: пояснительная записка на 18 страницах, графическая часть на 2 листах. Разделы, подразделы, пункты должны иметь собственные порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами в пределах всей пояснительной записки, например: 7 Конструктивное решение здания (раздел) 7.1 Фундаменты (подраздел) и т.п. Наименование разделов в тексте записки оформляются в виде заголовков прописными буквами шрифтом размера 7. Наименования подразделов и пунктов записывают в виде заголовков строчными буквами шрифтом размера 5. Выполненные заголовки не подчеркиваются. Переносы слов в заголовках пояснительной записки не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Расстояние между заголовками и последующим текстом должно быть не менее 10мм. Расстояние между последней строкой текста и последующим заголовком не должно превышать 15мм. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту, так и в конце его, в приложении. Все иллюстрации (чертежи, схемы, рисунки), если их более одного, нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста, например: рисунок 7 (полностью, без сокращений). В расчетно-пояснительной записке могут быть даны спецификации к схемам расположения сборных элементов. Допускается выполнение одной спецификации для нескольких схем расположения, при этом наименование каждой схемы указывают в виде заголовка в графе «Наименование». Форма спецификации приведена в приложении А. Пояснительная записка должна быть аккуратно переплетена.
2.4.1 Чертежи архитектурно-конструктивных решений В курсовом проекте гражданского здания выполняется план типового и первого этажей. Для разработки плана и других чертежей необходимо заранее подобрать конструкции, выполнить их эскизы, заполнить спецификацию. На плане наносятся и указываются:
Конструкции, расположенные выше секущей плоскости (антресоли, площадки), изображают схематично штрихпунктирной линией с двумя точками. Чертежи разрезов выполняют в масштабе 1:50 или 1:100. На разрезах изображают элементы конструкций здания, лифты, лестницы с площадками, находящиеся непосредственно за мнимой плоскостью. На разрезах здания без подвалов грунт и элементы конструкций, расположенные ниже фундаментных балок и верхней части ленточных фундаментов, не показываются. Пол на грунте изображают одной сплошной линией, пол по перекрытию и кровлю – одной сплошной тонкой линией независимо от числа слоев в их конструкции. Состав и толщину конструкции показывают в выносной надписи (рисунок 2). Если в нескольких разрезах показаны покрытия, не отличающиеся по составу, выносную надпись приводят только на одном из разрезов. На разрезах выносят и указывают:
Чертежи фасадов выполняются после окончания работы над планом и разрезом. Все линейные размеры переносятся с чертежа плана, а высотные отметки – с разрезов. На фасадах наносят и указывают:
Чертежи планов кровли. На плане кровли наносят:
Пример выполнения плана кровли приведен в приложении П. 2.4.2 Схемы расположения элементов Чертеж, на котором показаны в виде условных или упрощенных изображений элементы конструкции и связи между ними, называется схемой расположения элементов сборных конструкций или, кратко, схемой расположения. Схемы расположения выполняют для элементов, связанных условиями и последовательностью строительно-монтажных работ. На схемах расположения элементов конструкций указывают:
На схемах расположения сборных элементов (при необходимости) приводят указания о порядке монтажа, замоноличивания швов, а также требования к монтажным соединениям. К схемам расположения выполняют спецификации по установленной форме (приложение А). Согласно ГОСТ [23] в схемах расположения элементов конструкций применяют упрощенные марки, состоящие из условных буквенных наименований элементов с добавлением порядкового номера в пределах данного обозначения, например: К1, К2 или цифрами. Марки преобладающих элементов на схемах расположения не наносят, а оговаривают в общих указаниях. Марки (позиции) элементов разрешается наносить на общей полке нескольких линий-выносок рядом с изображением элемента или в пределах его контура. Размер шрифта марок (позиций) должен быть на один-два номера больше, чем размер шрифта, принятого для размерных чисел на том же чертеже. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ На выполнение курсового проекта по учебной программе отводится 50 часов. Занятия по курсовому проектированию могут быть организованы по-разному. В данном случае предусмотрено, что сначала будет проработана конструктивная схема и планировочное решение здания, запроектированы отдельные конструктивные элементы, затем проработано объемно-планировочное решение здания в целом, выполнены фасады и генплан. В соответствии с этим определен порядок и содержание ИТК, представленных в данных методических рекомендациях. При этом принято во внимание, что это первый курсовой проект, выполняемый студентами, и потому работа идет от более простого к сложному. По усмотрению преподавателя, последовательность работы может быть изменена. Например, после планировочного можно проработать конструктивное решение здания в целом, т.е. выполнить разрез здания, а уже затем проработать отдельные конструктивные элементы – фундаменты, перекрытия и выполнить схемы расположения. Возможен и такой вариант, когда эти работы будут выполняться параллельно, т.е. одновременно прорабатывается соответствующий фрагмент разреза и схема расположения элементов. Например, на разрезе прорабатывается конструкция крыши, и одновременно выполняется схема расположения элементов стропил или плит покрытий и план кровли. Возможно совместное проведение занятий по курсовому проектированию и инженерной графике когда выполняется непосредственно конструирование здания и чертежи оформляются начисто. При оформлении чертежей в компьютерной графике отрабатываются умения и навыки использования графических программ. Такой подход позволяет систематизировать знания студентов, осуществить межпредметные связи, экономить время студентов, позволяет повысить качество чертежей и осуществить нормоконтроль в курсовом проектировании. Ниже дается примерный календарно-тематический план занятий по курсовому проектированию. ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
4. ИНСТУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1 |
Методическое пособие предназначено в помощь студентам учебных заведений спо заочного обучения по специальности «Строительство и эксплуатация... | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, выполняющих практическую и самостоятельную работу по теме 3 «Строительное... | ||
Методические рекомендации предназначены для студентов техникума обучающихся по специальности «Строительство и эксплуатация зданий... | Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08. 02. 01 «Строительство... | ||
Методическое пособие по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов II курса специальности... | Методические указания к курсовому проекту разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего... | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для оказания методической помощи студентам тф ноу впо «Росноу» в изучении курса «Римское... | Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08. 02. 01 Строительство... | ||
Методическое пособие предназначено для организации эффективной самостоятельной внеаудиторной работы студентов второго курса, получающих... | Рекомендации составлены в соответствии с фгос спо по специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |