№239 – 21 июня 2012 года Затраты на медицинский осмотр сотрудников


Скачать 237.62 Kb.
Название№239 – 21 июня 2012 года Затраты на медицинский осмотр сотрудников
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы

№239 – 21 июня 2012 года Затраты на медицинский осмотр сотрудников


Затраты на медицинский осмотр сотрудников

Сегодня в материале:


Работодатель как лицо социально ответственное во исполнение требований законодательства обязан нести определенные затраты, связанные с охраной труда. К примеру, за свой счет он проводит обязательные предварительные и периодические медосмотры сотрудников. Также существует практика, когда работодатель оплачивает медицинские осмотры работников, для которых обязательные медицинские осмотры законодательно не предусмотрены. Рассмотрим особенности учета таких затрат работодателя.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.

Нормами Трудового кодекса установлена обязанность по прохождению медицинских осмотров для отдельных профессий.

Так, работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Отметим, что Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). Также приказом утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Медицинские осмотры проводятся медицинскими организациями, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности ( п. 4 Порядка проведения медосмотров , утвержденного приказом № 302н).

Работодатель, у которого в штате есть работники, подлежащие предварительному или периодическим медосмотрам, должен заключить договор с такой медицинской организацией.

По согласованию с медицинским учреждением определяется график проведения осмотров.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Важным моментом является то, что Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры (обследования) в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены).

Также следует отметить, что, например, лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию) (ст. 266 ТК РФ). Аналогично, прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта (ст. 328 ТК РФ).

При этом время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований) включается в рабочее время.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 213 ТК РФ).

Следует иметь в виду, что предусмотренные статьей 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Однако заметим, что ТК РФ регулирует отношения только между работником и работодателем, и из указанных норм следует, что расходы на обязательные медосмотры работник организации не несет, они «ложатся на плечи» работодателя.

В то же время работодатель вправе оплатить обязательные медосмотры за счет взносов на случай травматизма. Правила финансового обеспечения таких мероприятий утверждаются ежегодно. На 2012 год Правила утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 10.02.2012 № 113н (далее — Правила).

В 2012 году за счет сумм страховых взносов на случай травматизма разрешается профинансировать только проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (подп. «е» п. 3 Правил). Другие виды обязательных медицинских осмотров проводятся исключительно за счет работодателя.

При этом абзацем 1 пункта 4 Правил определен порядок подачи заявления на финансирование проведения обязательных медосмотров Фондом социального страхования: страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

Итак, мы выяснили, что медосмотры бывают как предусмотренные трудовым законодательством РФ (так называемые, обязательные медосмотры) и не предусмотренные законодательством (не обязательные медосмотры), предварительные и периодические. Обязательные медицинские осмотры могут осуществляться как за счет средств работодателя, так и финансироваться за счет средств ФСС.
Бухгалтерский учет
В соответствии с п.5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н (далее – ПБУ 10/99) расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров являются расходами по обычным видам деятельности.

Пунктом 7 ПБУ 10/99 определено, что расходы по обычным видам деятельности формируют:

- расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

- расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

Согласно п.4 ПБУ 10/99 расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Для целей ПБУ 10/99 расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

В силу п.16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Таким образом, операции по расчетам за медосмотры со сторонней медицинской организацией отражаются в бухгалтерском учете следующими записями:
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 60 отражена стоимость услуг по проведению медосмотров

Дебет 19 Кредит 60 отражен НДС со стоимости услуг

Дебет 68 Кредит 19 принят к вычету НДС

Дебет 60 Кредит 51 отражена оплата услуг на дату оплаты.
Если проведение обязательных медосмотров финансируется за счет взносов на травматизм, для учета выделенных фондом средств используется синтетический счет 86 «Целевое финансирование».

Пример

Стоимость медосмотра при проведении его медицинской организацией составляет 125 900 руб. В мае 2012 года ФСС РФ одобрил финансирование данного медосмотра, разрешив использовать на него 15 400 руб. (110 500 руб. организация заплатит из собственных средств). Как отразить в бухгалтерском учете такой медосмотр, если он проведен в июле?

Решение

Бухгалтер сделает следующие проводки.

в мае:

Дебет 76 Кредит 86 - 15 000 руб. - получено целевое финансирование на проведение обязательного медосмотра;

в июне:

Дебет 60 Кредит 51 - оплачены услуги медицинской организации;

Дебет 86 Кредит 60 -  15 400 руб. - часть суммы, перечисленной в оплату медосмотра, списана за счет средств целевого финансирования;

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 60 - 110 500 руб. (125 900 руб. – 15 400 руб.) — отнесена на затраты часть суммы оплаты за медосмотр, в части, превышающей выделенный ФСС РФ лимит;

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на случай травматизма» - 2 530 руб. - начислены страховые взносы на случай травматизма за июнь 2012 года;

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на случай травматизма» Кредит 76 – 2 530 руб. - часть суммы целевого финансирования зачтена в счет уменьшения начисленных взносов на случай травматизма за июнь 2012 года.

Остальная часть суммы — 12 870 руб. (15 400 руб. – 2 530 руб.), выделенной на оплату медосмотра, будет зачтена в счет уменьшения начисленных взносов на случай травматизма в следующих месяцах.
Налог на прибыль
Порядок учета расходов на обязательный медосмотр будет зависеть от того, из каких средств он был оплачен.

Как известно, в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией относятся в том числе расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Таким образом затраты работодателя на прохождение работниками медосмотров можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Аналогичное мнение отражено, например, в письмах Минфина РФ от 31 марта 2011 г. N 03-03-06/1/196, от 21.11.2008 N 03-03-06/4/84, а также письмах УФНС РФ по г. Москве от 16.08.2006 N 20-12/72394, от 26.10.2005 N 20-12/77744.

Также в Письме от 26.10.2005 N 20-12/77744 налоговый орган отмечает, что в отношении расходов организации, связанных с предварительными медосмотрами работников (до приема на работу), следует иметь в виду, что эти расходы также могут быть учтены для целей налогообложения в виде расходов на подбор кадров на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Вместе с тем, контролирующие органы в своих разъяснениях отмечают, что если прохождение медицинских осмотров законодательством не предусмотрено, то расходы, связанные с их проведением, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Таким образом, расходы на прохождение медосмотров работниками могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль только в том случае, если прохождение медосмотров этими работниками является обязательным в соответствии с законодательством РФ.

При этом стоит учитывать, что в результате предварительного медосмотра (при приеме на работу), кандидат на вакантную должность может быть как принят, так и не принят на работу к определенному работодателю. По этому поводу Минфин РФ в Письмо от 06.10.2009 N 03-03-06/1/648 отметил, что затраты на проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров (обследований) работников, проводимых в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России или Минздрава России, относятся к прочим расходам, учитываемым при налогообложении прибыли. При этом затраты на предварительный медицинский осмотр лиц, которые по результатам осмотра или по иным основаниям не были приняты на работу, также учитываются для целей налогообложения прибыли.

То есть затраты на любые обязательные медосмотры работников, понесенные работодателем, можно учесть в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Если же прохождение медосмотра не является обязательным в соответствии с законодательством, то расходы на их проведение не учитываются при определении налоговой базы.

Аналогичную позицию поддерживают и суды. Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2007 N А33-32437/05-Ф02-7147/06-С1 по делу N А33-32437/05, суд указал, что для работников бухгалтерии не предусмотрено обязательное проведение медосмотров. Расходы на их проведение по инициативе работодателя не учитываются при налогообложении прибыли.

Что же касается сумм, выделяемых на финансирование обязательных медосмотров в счет уплаты страховых взносов на случай травматизма, они не увеличивают облагаемую базу по налогу на прибыль. Такое мнение выражено в письмах Минфина России от 24.09.2010 № 03-03-06/1/615 и от 15.02.2011 № 03-03-06/ 2/33. Согласно мнению, отраженному в указанных письмах, приходим к выводу, что финансовое обеспечение осуществляется в счет уплаты страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации в текущем календарном году, и не влияет на состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Следовательно, и расходы, осуществленные в порядке, установленном Правилами в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ, для целей налогообложения прибыли не учитываются.
НДС
Рассмотрим порядок принятия к вычету НДС со стоимости услуг по проведению медосмотров в случае его предъявления.

Согласно пп.1 п.2 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.

В соответствии с п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, организация вправе принять к вычету НДС, предъявленный ей со стоимости медосмотров при наличии счета-фактуры, первичных документов, факта принятия услуг на учет. При этом, если расходы на медосмотр организация не учитывает в целях налогообложения прибыли, то принятие к вычету НДС по таким расходам может повлечь налоговые риски. Кроме этого, сумму входного НДС нельзя будет учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (ст. 170, п.19 ст.270 НК РФ).

Отметим, что в отношении вычета НДС по услугам, не уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, разъяснений Минфина РФ и налоговых органов нет. Однако, финансовое ведомство в одном из своих Писем (от 03.08.2010 № 03-07-08/220) указывало, что налоговый агент имеет право на вычет сумм НДС в порядке, указанном в ст. 171 НК РФ, в том числе в случае, если расходы на приобретение этих услуг не учитываются организацией в расходах, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль.

Что касается судебной практики по данному вопросу, то она противоречива.

Так, например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 № 09АП-16500/2008-АК по делу № А40-46871/08-115-163, Постановлении ФАС Поволжского округа от 01.07.2008 по делу № А57-10917/07 суды пришли к выводам, что право на применение вычета налога на добавленную стоимость не поставлено в зависимость от того обстоятельства, учитываются или не учитываются расходы на приобретение товаров (работ, услуг) при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

В Постановлении ФАС Московского округа от 22.02.2012 по делу № А41-23656/11 суд установил, что инспекция отказала налогоплательщику в вычетах сумм НДС по расходам, которые не были приняты при исчислении налога на прибыль. По мнению инспекции, данные расходы не относятся к операциям, признаваемым объектом налогообложения по НДС. Суд признал неправомерным отказ в вычете по этому основанию и указал, что критерии обоснованности расходов, установленные ст. 252 НК РФ, не могут служить критериями обоснованности налоговых вычетов по НДС, так как они не регулируются правилами, относящимися к налогу на прибыль.

А в Постановлении ФАС СЗО от 02.07.2008 № А05-6193/2007, суд поддержал налогового органа и не признал право на вычет НДС при отсутствии права на признание расходов в целях налогообложения прибыли.

В Постановлении ФАС Московского округа от 27.07.2011 № КА-А40/7350-11 по делу № А40-75706/10-142-393 (Определением ВАС РФ от 31.12.2011 N ВАС-14202/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) суд указал, что, по его мнению, общество не доказало, что понесенные расходы направлены на получение дохода согласно ст. 252 НК РФ и на привлечение внимания к объекту рекламирования, увеличение покупательского спроса, поддержание интереса к организации и ее продукции. Учитывая это, суд признал неправомерным применение вычета по соответствующим услугам

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что при получении услуг, которые не уменьшают налогооблагаемую прибыль, сумму входного НДС можно приять к вычету на основании того, что главой 21 НК РФ не предусмотрено такого условия для применения вычета, как использование приобретенных товаров, работ, услуг именно в «производственной деятельности».

Однако у организации в данном случае могут возникнуть налоговые риски при возмещении суммы НДС с данных расходов, несмотря на то, что Налоговый кодекс не содержит такого требования, а исходя из наличия судебной практики, налоговые органы могу рассматривать указанную ситуацию, как использование услуг для деятельности не облагаемой НДС.

Для минимизации рисков организация вправе направить запрос в Минфин о возможности принятия к вычету НДС по услугам, стоимость которых не учитывается в целях налогообложения прибыли и руководствоваться полученными на Ваше имя разъяснениями.

При этом, согласно пп.3 п.1 ст.111 НК РФ выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции является обстоятельством, исключающим вину в совершении налогового правонарушения.
НДФЛ
В соответствии с п. 10 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.

Таким образом, сделал вывод Минфин в Письме от 31 марта 2011 г. N 03-03-06/1/196, в случае наличия у организации средств после уплаты налога на прибыль, из которых производится, в частности, оплата медицинского обслуживания работников (в данном случае проведения медицинских осмотров), стоимость проведения медицинских осмотров не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 10 ст. 217 НК РФ независимо от вида деятельности, выполняемой работниками.

Кроме того, нельзя не отметить Письмо Минфина РФ от 21 марта 2011 г. N 03-04-06/9-47 где указано, что в случаях, если организация расходы за лечение и медицинское обслуживание своих работников включает в состав расходов в целях обложения налогом на прибыль, оплата полученного медицинского лечения в случае обращения работника за медицинской помощью подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

В этом случае, являясь налоговым агентом, организация обязана вести персонифицированный учет по стоимости оказанных услуг.

В этих целях медицинская организация, оформляя акт об оказанных медицинских услугах, должна указывать в нем стоимость услуг по каждому физическому лицу, которому были оказаны такие услуги.

В Письме Минфина РФ от 21 ноября 2008 г. N 03-03-06/4/84 указано, что оплата работодателем проведения медицинских осмотров работников и оформления медицинских книжек, обусловленных требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, не может быть признана экономической выгодой (доходом) работников, поскольку указанная оплата необходима для обеспечения деятельности организации.

Аналогичное мнение выражают суды. Так, например, ФАС Московского округа в Постановлении от 21.03.2011 N КА-А40/1449-11 по делу N А40-36395/10-107-192 указал, что оплата медицинского осмотра сотрудников не является их доходом в натуральной форме, поскольку такой осмотр связан с производственной деятельностью организации и предпринят в ее интересах.

А в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2011 по делу N А56-12834/2010 суд установил, что обязанность поступающего на работу лица пройти первичный медицинский осмотр предусмотрена законодательством и обусловлена спецификой деятельности организации (работа с пищевыми продуктами). Оплата таких осмотров осуществляется работодателем за счет собственных средств и не облагается НДФЛ.
Таким образом, суммы оплаты организацией обязательных медицинских осмотров работников не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц. Если же проведение медосмотров не обязательно, суммы их оплаты не облагаются НДФЛ при условии, что организация оплачивает медосмотр за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль
Существует практика, когда работодатель не оплачивает непосредственно медицинской организации стоимость медосмотра, а компенсирует работнику потраченные на медосмотр денежные средства. Официальной позиции по поводу удержания НДФЛ из суммы такой компенсации у контролирующих органов нет. Однако есть решения судов, согласно которым компенсация работнику расходов на прохождение медосмотра не облагается НДФЛ.

Так в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11.08.2006 по делу N А56-31936/2005 суд установил, что организация возместила работникам затраты по прохождению первичного медицинского осмотра при поступлении на работу. Суд указал, что работодатель должен за счет собственных средств обеспечить сотрудникам прохождение этого осмотра в соответствии с законодательством. Поэтому данные выплаты в пользу работников не облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ).

А в Постановлении ФАС Центрального округа от 15.12.2005 N А64-1991/05-10 суд установил, что организация компенсировала работникам затраты на прохождение медицинского осмотра. При этом данные расходы понесены в производственных интересах и не являются доходом сотрудников, облагаемым НДФЛ.

В связи со сложившейся судебной практикой можно сделать вывод, что компенсация стоимости обязательных медицинских осмотров работников не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц. Если же проведение медосмотров не обязательно, компенсации не облагаются НДФЛ при условии, что организация компенсирует медосмотр за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль
Страховые взносы
Организация, производящая выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, признается плательщиком страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Основание - пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Поскольку расходы организации на прохождение медицинских осмотров не признаются выплатами в пользу указанных работников по трудовому или гражданско-правовому договору, они объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды не являются.

Тем не менее, существует риск, что оплата работодателем медосмотра работника в том случае, когда он не предусмотрен законодательством РФ, будет расцениваться контролирующими органами как выплата работнику в натуральной форме.

При этом согласно пункту 6 статьи 8 Закона № 212-ФЗ, при расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора.

Аналогичная ситуация возникает при рассмотрении вопроса об обложении затрат на прохождение работниками медосмотра страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – Закон № 125-ФЗ), объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

С одной стороны, поскольку расходы организации на прохождение медицинских осмотров не признаются выплатами в пользу работников по трудовому или гражданско-правовому договору, они объектом обложения страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не являются.

Однако при расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора (п.3 ст.20.1 Закона № 125-ФЗ).

Нельзя не отметить, что до 2011 г. вопрос начисления страховых взносов на оплату работодателем медицинских осмотров физических лиц также был спорным.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 02.07.2008 N Ф09-4689/08-С1 по делу N А76-26230/07 суд указал, что действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов являются любые денежные выплаты, произведенные физическому лицу по месту его работы, а лишь начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуг). Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты по существу представляют собой оплату труда.

В Постановлении от 02.06.2005 N А78-7502/04-С2-28/599-Ф02-1953/05-С2 суд рассмотрел ситуацию, когда работники проходили медосмотр в нерабочее время. При этом он указал, что если работодатель оплатил такие медосмотры, то начислить взносы на эти расходы он обязан. Аргументация суда сводилась к тому, что указанные расходы не входят в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 765 (данный документ действовал до 1 января 2011 года).

Таким образом, учитывая что официальной позиции контролирующих органов по вопросу обложения страховыми взносами стоимости медосмотров работников нет, данный вопрос остается спорным. Рекомендуем обратиться с запросом в ФСС РФ по вопросу обложения страховыми взносами со стоимости медосмотров (как обязательных, так и не обязательных) и руководствоваться полученными на имя организации разъяснениями.

Подведем итоги.

Порядок учета расходов на обязательный медосмотр будет зависеть от того, из каких средств он был оплачен.

В целях исчисления налога на прибыль затраты работодателя на прохождение работниками обязательных медосмотров можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, что также подтверждается письмами контролирующих органов. Если же прохождение медосмотра не является обязательным в соответствии с законодательством, то расходы на их проведение не учитываются при определении налоговой базы.

Что же касается сумм, выделяемых на финансирование обязательных медосмотров из средств ФСС в счет уплаты страховых взносов на случай травматизма, они не увеличивают облагаемую базу по налогу на прибыль, следовательно, и расходы, осуществленные в порядке, установленном Правилами в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ, для целей налогообложения прибыли не учитываются.

Также организации вправе принимать к вычету НДС, предъявленный ей со стоимости медосмотров при наличии счета-фактуры, первичных документов, факта принятия услуг на учет. При этом, если расходы на медосмотр организации не учитывают в целях налогообложения прибыли, то принятие к вычету НДС по таким расходам может повлечь налоговые риски.

Суммы оплаты организацией обязательных медицинских осмотров работников не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц. Если же проведение медосмотров не обязательно, суммы их оплаты не облагаются НДФЛ при условии, что организация оплачивает медосмотр за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль.

Официальных разъяснений по поводу обложения оплаты медосмотров работодателем страховыми взносами нет. С одной стороны, поскольку такие расходы не признаются выплатами в пользу указанных работников по трудовому или гражданско-правовому договору, они объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не являются. С другой стороны, данная оплата может быть квалифицирована контролирующими органами, как доход работника в натуральной форме и будет облагаться страховыми взносами.



Аудиторская компания «Бетроен» т./ф. (495) 641-59-49

Похожие:

№239 – 21 июня 2012 года Затраты на медицинский осмотр сотрудников iconРешение от 04 июня 2012 года №2-589С/2012
Порхунова Евгения Николаевича о признании действий сотрудников рэо гибдд ммо мвд россии «Ревдинский» незаконными

№239 – 21 июня 2012 года Затраты на медицинский осмотр сотрудников iconПредварительный медицинский осмотр на специальность

№239 – 21 июня 2012 года Затраты на медицинский осмотр сотрудников iconКонтрольная работа №1 по дисциплине «Документационное обеспечение и управление»
Медицинский осмотр работника в предусмотренном законом случаях стр

№239 – 21 июня 2012 года Затраты на медицинский осмотр сотрудников iconМедицинское обслуживание
Углубленный медицинский осмотр учащихся 1 классов проводится по графику, утвержденному органами здравоохранения г-к Анапа

№239 – 21 июня 2012 года Затраты на медицинский осмотр сотрудников iconСанитарно-эпидемиологический консультационный центр им. Ф. Ф. Эрисмана
Прошу Вас выдать личную медицинскую книжку, провести гигиеническое обучение, медицинский осмотр

№239 – 21 июня 2012 года Затраты на медицинский осмотр сотрудников iconО базовых таблицах «затраты выпуск» Что такое таблицы «затраты-выпуск»? Таблицы «затраты-выпуск»
Выборочное федеральное статистическое наблюдение за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами...

№239 – 21 июня 2012 года Затраты на медицинский осмотр сотрудников iconШаг Подписание Основного Договора купли-продажи При заключении Основного...
Шаг Осмотр Квартиры (первичный осмотр и осмотр на предмет устранения замечаний) происходит на Объекте в будние дни с 10. 00 до 17....

№239 – 21 июня 2012 года Затраты на медицинский осмотр сотрудников iconНаправление на предварительный (периодический) медицинский осмотр
Вредные и (или) опасные вещества и производственные факторы в соответствии с приложением 1 и виды работ в соответствии с приложением...

№239 – 21 июня 2012 года Затраты на медицинский осмотр сотрудников iconПорядок оплаты за обучение
Оплата за 1-е полугодие 2012/13 учебного года производится в срок до 25 июня 2012 г

№239 – 21 июня 2012 года Затраты на медицинский осмотр сотрудников iconПриказ от 14 июня 2012 г. N 250-п об утверждении административного...
Зарегистрировано в Государственном комитете юстиции рс(Я) 30 июня 2012 г. N ru140152012035

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск