№
| Вопрос
| Ответ
|
| В какой форме предусмотрена проверка уровня освоения студентами содержания образовательной программы?
| В текущей практике – в форме теста или собеседования с использованием ФОС вуза или материалов эксперта.
|
| Предусмотрены ли критерии для оценки качества фондов оценочных средств ФГОС?
| В настоящее время такие критерии не определены.
|
| По каким стандартам заканчивают обучение студенты 2-4 курсов, по ФГОС ВПО или по ФГОС ВО?
Студенты, выпускающиеся в 2014 году, должны быть выпущены согласно ФГОС ВО?
| После вступления в силу актуализированного стандарта (ФГОС ВО), все студенты, продолжающие обучение, должны быть переведены на данный стандарт. В соответствии с ним необходимо внести изменения в ООП и осуществлять обучение и выпуск по ФГОС ВО
|
| Какого года показатель мониторинга учитывается при реализации п.7.1.7. ФГОС ВО?
| Используются последние опубликованные в информационной системе анализа деятельности образовательных организаций высшего образования результаты мониторинга. (http://miccedu.ru/monitoring/)
|
| Выпуск обучающихся в 2015 году, ФГОС ВО на данный момент не опубликован, нужно ли аккредитовывать программу после вступления ФГОС ВО?
| Если образовательная программа была аккредитована ранее, то по «переходнику» данная образовательная программа считается аккредитованной. Если планируется открытие новых образовательных программ, то для их аккредитации необходимо будет пройти процедуру государственной аккредитации в соответствии с установленным порядком (Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1039).
Если заканчивается срок действия свидетельства о государственной аккредитации и вышел актуализированный стандарт, то аккредитация проводится в соответствии с ФГОС ВО
|
| Каким образом будет осуществляться аккредитация аспирантуры в этом учебном году? Продолжают ли обучение в соответствии с ФГТ аспиранты, зачисленные до 1 сентября 2013 года?
Нужно ли до 01.01.2015 перевести всех обучающихся в аспирантуре на ФГОС ВО?
| Процедура гос. аккредитации проводится в соответствии с установленным порядком – постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1039. Обучение по ФГТ осуществляется до конца реализации срока обучения аспирантов, зачисленных в соответствии с данными требованиями. Переводить аспирантов, обучающихся по ФГТ на обучение в соответствие с ФГОС ВО обязательного требования нет, по усмотрению образовательной или научной организации.
|
| В чем отличие процедуры государственной аккредитации по ФГОС ВПО и ФГОС ВО?
| процедура не меняется, меняются требования ФГОС ВО, которые являются показателями для оценки при экспертизе ООП.
|
| Есть ли методика, учитывающая аккредитацию по образовательным стандартам?
| Да, отдельная методика для государственной аккредитации программ, реализуемых в соответствии с самостоятельно установленными образовательными стандартами в н.в. используется.
|
| В методике (в описи документов и материалов, представленных для проведения аккредитационной экспертизы) присутствует необходимость требования от ВУЗа документов по результатам проверки ВКР на антиплагиат. Нигде в нормативных документах обязательность такой проверки не предусмотрена. На каком основании её нужно требовать?
| Такого требования уже нет.
|
| Какова методика определения базового образования? Считается ли специалитет базовым образованием?
| Да. Скорее речь идет о предыдущем образовании. Например, для выпускника института базовым будет образование, которое он получил в вузе. Для кандидата наук – в аспирантуре, защита диссертации. Для доктора – учеба в докторантуре, кандидатская диссертация и защита докторской.
Во ФГОС ВО понятия «базовое» образование нет.
|
| Применяется ли методика проведения аккредитационной экспертизы образовательных программ по ФГОС ВПО при аккредитации ООП по ФГОС ВО?
| Нет. Для актуализированных стандартов ФГОС ВО разработана и используется отдельная методика.
|
| В новую методику проведения аккредитационной экспертизы включены вопросы проведения соответствия условий для инклюзивного образования? Но ведь это вопросы лицензирования?
| В том случае, если по образовательной программе обучаются лица с ограниченными возможностями, им должны быть созданы особые условия, предусмотренные ФГОС ВО. Экспертная группа проверяет выполнение данных требований, если на момент проведения аккредитационной экспертизы такие обучающиеся по программе есть.
|
| Каковы рекомендации Росаккредагентства по проведению оценки качества обучения обучающихся?
| Экспертиза оценочных материалов по программе.
Анкетирование обучающихся по вопросам удовлетворенности качеством получаемых образовательных услуг.
Анкетирование научно-педагогических работников по вопросам удовлетворенности условиями организации образовательного процесса.
Оценка сформированности компетенций обучающихся программы.
|
| Как рассчитывается учебная нагрузка? На текущий учебный год или за весь период обучения? Как быть в текущем учебном году последнему курсу, если других курсов нет (программа завершается)?
| За весь период обучения.
|
| Если в ЭБС или правовой базе есть подписка на периодические журналы, должен ли ВУЗ выписывать печатный вариант (стандарт Юриспруденция) ?
| В соответствии с требованиями стандарта, например, для стандарта второго поколения (ГОС) по юриспруденции наличие печатных вариантов определенных изданий обязательно. Для ФГОС ВПО3 и ФГОС ВО – такого требования стандартов нет.
|
| Фонд ЭБС считается в общий фонд библиотеки по требованиям обновления и количества?
| Ежегодно должны обновляться современные профессиональные базы данных и информационно-справочные системы.
|
| В какие сроки будет организована переаккредитация экспертов?
| Аккредитация экспертов в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 20.05.2014 №556 проходит в настоящее время на ежемесячных заседаниях Аккредитационной комиссии. График проведения размещен на сайте Росаккредагентства. Аккредитация действующих аттестованных экспертов должна пройти до 30.06.2015.
|
| Имеется ли утвержденная форма отчета по самообследованию? Может ли ВУЗ подавать в виде отчета о самообследовании апрельский модуль сбора данных?
| Отчет о самообследовании в настоящее время не входит в перечень документов, обязательных к представлению при прохождении государственной аккредитации.
|
| Имеем ли мы право выдать дипломы заочникам в июле, если учебный год начинается 1 октября и выпуск должен состояться через 4 года?
| Для ответа на данный вопрос Вам необходимо обратиться за разъяснениями в Минобрнауки России.
Рекомендуем обратить внимание на то, что каникулы входят в срок обучения.
|
| Учитывается ли стаж управленческой работы в общем образовании более 10 лет? Или стаж работы только в ВУЗе?
| Учитывается.
|
| Какие требования предъявляются к фонду оценочных средств? Необходимо ли получать дополнительно рецензии работодателей?
| ФГОС данных требований не устанавливает. Законом определена обязательность наличия ФОС
|
| Каким образом и на основании каких документов эксперт определяет валидность/невалидность ФОС организации? Каким образом готовятся собственные ФОС? Невалидность оценочных средств ОУ оформляется документально?
| На основании своих профессиональных компетенций.
В случае несоответствия – прикладываются копии ФОС, заверенные образовательной организацией, суть несоответствия.
|
| Если в ВУЗе нет студентов с ОВЗ, обязательно ли иметь, разрабатывать, а затем требовать наличие адаптивных программ?
| В случае наличия контингента Вам необходимо уже иметь разработанные адаптивные программы.
|
| При анкетировании по удовлетворенности студентов какой процент положительных ответов считать достаточным?
| Такое значение не установлено. Анкетирование проводится для определения экспертом общей удовлетворенности студентов организацией обучения и должно учитываться экспертом при оценки качества освоения.
|
| Будет ли информация об особенностях аккредитации программ аспирантуры и магистратуры?
| Для данных уровней образования используются отдельные методики, которые размещаются в рабочем кабинете эксперта.
|
| Если в год аккредитации нет выпуска студентов по ФГОС ВПО, но есть выпуск по этой ОП по ГОС-2, то аккредитовываться будет только ОП по ГОС-2?
| В связи с вступлением в силу 500-ФЗ, аккредитация проводится в отношении всех программ, реализуемых в рамках УГСН.
|
| Что под собой подразумевают финансовые условия реализации программы в рамках ФГОС ВО?.
| п.7.4. Требования к финансовому обеспечению программы аспирантуры. В стандартах др. образовательных уровней нумерация этого пункта может меняться. Это обоснование финансового обеспечения реализации программы. А эксперт смотрит - соответствует оно или нет требованиям пункта стандарта
|
| Является ли ФОС обязательным документом?
| Да, ФОС является обязательным в соответствии с п.9 ст. 2 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
|
| В письме зам. Министра АК-2612/05 и прил. К нему раздел 8 об оценке качества освоения ООП- исключен. Как будет проводиться оценка качества, если этого во ФГОС ВО нет(п.8)?
| текущая практика - тест или собеседование с использованием ФОС вуза или материалов эксперта
|
| Необходимо ли привести в соответствие с ФЗ-273 Устав учреждения?
| Рекомендуем обратиться с данным вопросом в Минобрнауки России
|
| Будет ли проводиться аккредитация ординатуры в 2015 году?
| Аккредитация проводится в отношении программ, по которым есть ФГОС и контингент обучающихся.
|
| С какого периода должны быть разработаны индивидуальные планы обучающихся и для каких категорий студентов (для ускоренников или для всех)?
| С момента принятия решения о переводе студента на ИУП
|
| Имеет ли право ВУЗ выбрать только один вид профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник?
| Да, это определенно ФГОС ВО. При разработке и реализации программы организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится обучающийся, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации
|
| Наличие обучающихся в текущем учебном году – как быть, если они выпускаются до приезда эксперта?
| Если Вы сталкиваетесь с такой ситуацией, Вам необходимо связаться с куратором в первый же день проведения аккредитационной экспертизы и донести эту информацию. В каждой ситуации решение принимается аккред. органом. В случае наличия обучающихся на «младших» курсах, экспертиза проводится безусловно.
|
| Каковы особенности аккредитации режимных объектов ОУ, форма допуска №3?
| эксперты должны иметь допуск, заключение группы не публикуется, в отчете не указываются сведения, составляющие государственную тайну.
|
| Какие особенности аккредитации дистанционной формы обучения?
| Оценивать необходимо по методике, но важно посмотреть информационные ресурсы, компьютерные каналы и разработку методической документации.
|
| Как высчитывать процент преподавателей, имеющих ученые степени и звания по аудиторной нагрузке ППС или по общей нагрузке РУП?
| По контактной работе ППС
|
| Можно ли ознакомиться с проектами приказов Минобрнауки РФ?
| Конечно, существуют несколько официальных сайтов, где Вы можете посмотреть проекты приказов, а также статусы их рассмотрения - минобрнауки.рф и regulation.gov.ru
|
| В таблицах к материалам (последний столбец) нужно ли подробно описывать документы, которые перечислены в самом начале, или достаточно отвечать кратко в точном соответствии с установкой в таблице?
| Перечисляются материалы, в которых выявлено несоответствие. Прикладываются копии документов, заверенные образовательной организацией, подтверждающие выявленные нарушения требованиям ФГОС
|
| Необходимо ли указывать все реквизиты по полному перечню документов при проведении аккредитационной экспертизы?
| Перечисляются материалы, в которых выявлено несоответствие. В их отношении указываются все реквизиты. Данные материалы копируются, прошиваются и заверяются образовательной организацией.
|
| Как проводить экспертизу, если ФГОС ВО по одной программе опубликован, а по другой - нет? По какой форме писать отчет эксперта и приложения к нему?
| Форма отчета одинакова. Меняются отчетные материалы, по каждому поколению стандартов надо использовать свою методику, которая в соответствии с заданием эксперту, размещается в его личном кабинете.
|
| Сколько отчетов необходимо предоставить, один по направлению подготовки или по каждому профилю?
| Один по направлению подготовки с указанием профилей.
|
| Экспертная группа работает коллегиально или каждый эксперт делает своё индивидуальное заключение?
| Эксперт формирует отчет (ы) по программе (ам), которую (ые) проверяет. Заключение экспертной группы формируется коллегиально.
|
| Расскажите алгоритм действий эксперта в случае предоставления образовательной организацией недостоверной информации, в т.ч. подложных и/или фальсифицированных документов?
| Предоставление недостоверной информации является основанием для отказа в государственной аккредитации, решение принимается на основании заключения экспертной группы, к которому прикладываются заверенные и прошитые копии документов, подтверждающие предоставление недостоверной информации либо акт о непредставлении документов.
|
| Расскажите алгоритм действий эксперта в случае задержки образовательной организацией документов, запрашиваемых экспертом.
| Если документы не представляются в течение двух часов, то эксперт составляет акт о непредставлении документов
|
| Что нужно дополнительно отражать, если обучающиеся на завершающем курсе есть только по сокращенной или ускоренной форме?
| Указываете форму обучения в отчетной документации, наличие контингента и оцениваете по методике ООП. Очень важна оценка индивидуального плана, локальных актов образовательной организации, промежуточная, текущая и итоговая аттестация (см. результаты прохождения обучающимся).
|
| Можно ли сократить срок нахождения эксперта в ВУЗе, если у него одна ОП в УГС?
| По заданию эксперт осуществляет проверку в течение 18 часов, это 3 рабочих дня.
|
| Каким образом проводить анкетирование и тестирование студентов, если они находятся на практике?
| Не проводить.
|
| Экспертиза проводится только по контингенту выпускного курса или всех курсов этой ООП?
| По контингенту обучающихся по заявленной к государственной аккредитации программе.
|
| Какая информация и документы должны быть размещены на сайте образовательной организации, подтверждающие фиксацию хода образовательного процесса, результатов освоения ООП?
| По актуализированным стандартам должна быть создана электронная образовательная информационная среда. Фиксация учебного процесса включает: расписание учебных занятий в открытом доступе; механизм обновления расписания в онлайн-режиме с информированием участников об изменениях; механизм публикации и обновления экзаменационных ведомостей с оповещением студентов о результатах в режиме доступа только для пользователей; Мониторинг реализации программы с формированием статистических сведений о присутствии НПК, студентов, иных участников образовательного процесса; интерактивный механизм отслеживания выполнения учебной нагрузки НПК
|
| Какие документы запрашивает эксперт при определении финансового содержания ООП?
| Приказ об утверждении стоимости обучения по ОПОП; договоры на обучение по ОПОП; справка образовательной организации о финансировании ООП, заявленной к государственной аккредитации.
|
| Если образовательная организация не имеет своей лаборатории, требуемой по стандарту, но использует лаборатории профильной организации на основе договора, можно ли это считать наличием лаборатории при проведении аккредитационной экспертизы?
| Да. Необходимо проверить срок и предмет договора.
|
| Правомерно ли проведение аккредитационной экспертизы образовательных программ по ГОС, если в законе указано « в отношении федеральных государственных образовательных стандартов»?
| Экспертиза по ГОС проводится до окончания обучения по данным стандартам.
|
| Какие доп. материалы получает эксперт кроме материалов из образовательного учреждения?
| Распоряжение, задание на проведение экспертизы, договор, заявление образовательной организации, методику проведения аккредитационной экспертизы.
|
| Должны ли ВУЗы предоставлять во время проверок паспорта компетенций?
| Нет.
|
| Можно ли принять в зачет Сертификат качества ФЭПО взамен тестирования (собеседования) обучающихся?
| По усмотрению эксперта.
|
| Есть ли регламентация проведения анкетирования и собеседования?
| Регламентация приведена в методике.
|
| Какая репрезентативная группа должна быть при анкетировании удовлетворенности обучающихся и НПР?
| Анкетируем всех обучающихся и НПР, реализующих программу. Но количество обучающихся, принимающих участие в процедурах, должно быть не менее 80% при контингенте обучающихся на курсе до 50 человек. Если курс составляет от 50 человек и более, то количество обучающихся для оценки компетенций может быть в размере 1-2 групп.
|
| Эксперт сам должен обобщать материалы анкет?
| Да. В процентном соотношении в протоколе анкетирования.
|
| Имеет ли право эксперт при проведении экспертизы в одной образовательной организации совершать запросы в другую образовательную организацию? Например, один и тот же преподаватель по основному месту работы числится сразу в двух ОО?
| Это не относится к компетенции эксперта. Вместе с тем, информация о ППС размещена на сайтах образовательных организаций в открытом доступе. В случае выявления о подобных ситуаций рекомендуем информировать руководителя группы и куратора в Росаккредагентстве.
|
| Существуют ли критерии соответствия работы эксперта по таким параметрам, как предоставленные документы, оценка регулирующего воздействия и/или по иным параметрам?
| В случае непредставления документов составляется акт.
|
| Как поступать, если часть документов, размещенных на сайте доступна только для внутреннего доступа студентам и преподавателям (УМК, ФОС)? Является ли это нарушением?
| Данная ситуация нарушает требования законодательства о размещении информации на сайте образовательной организации. Вместе с тем, экспертиза проводится на соответствие стандарту. В актуализированных стандартах ФГОС ВО информация, подлежащая размещению в открытом доступе, указана в соответствии с нормами законодательства. В стандартах 2-го и 3-го поколения присутствуют устаревшие требования.
|
| Как проверять ООП «Педагогическое образование», если в вузе более 10 профилей и программ, учебных планов?
| В соответствии с заданием на проведение аккредитационной экспертизы.
|
| По каким документам выявляется наличие студентов на выпуске?
| форма стат. отчетности ВПО-1, приказы о движении контингента, приказы о допуске к ГИА, приказы об утверждении ВКР, руководителей ВКР, протоколы ГЭК
|
| На основании какого нормативного документа предъявляется требование ежегодного обновления лицензионного ПО и профессиональных баз данных?
| Если есть такое требование во ФГОС.
|
| В законе об образовании, в Порядке осуществления образовательной деятельности нет понятия ГАК, а в действующем Положения об ИГА выпускников сохранились понятия ГАК и ГЭК, то есть ВУЗ так и продолжает формировать и ГАК и ГЭК до утверждения нового Положения по ИГА?
| Рекомендуем обратить внимание на ст. 59 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
|
| Можно уточнить норму, согласно которой все направления, входящие в аккредитованную УГС считаются аккредитованными? Нужно ли при этом проводить доп. аккредитацию направлений, которые не учитывались в процессе работы экспертной комиссии (т.к. не было на этот момент студентов на выпуске)?
| п. 7, 8 ст. 92 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Если планируется открытие новых образовательных программ, то для их аккредитации необходимо будет пройти процедуру гос. аккредитации в соответствии с установленным порядком (Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1039).
|
| По каким стандартам подавать на аккредитацию бакалавров, завершающих обучение в этом учебном году?
| По стандартам, действующим на момент подачи заявления. При вступлении стандарта ФГОС ВО предварительно необходимо переоформить лицензию.
|
| Примет ли Рособрнадзор заявление от ВУЗа на гос. аккредитацию ОП, в том числе по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, если предыдущая аккредитация заканчивается в июле 2015 г.?
| Да.
|