Стратегия развития НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт» опирается на следующие нормативные акты:
Стратегия развития России до 2020 года.
Стратегия развития образования до 2020 года.
Национальный проект «Образование»
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.
Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года.
Негосударственное образовательное учреждение Восточно-Европейский институт (далее НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт», Институт)был создан10.06.1999 г. ведущими предприятиями региона, при поддержке Правительства Удмуртской республикис участием международных партнеров для качественной подготовки специалистов по востребованным направлениям подготовки.НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт» - это крупнейший негосударственный вуз в Удмуртии, имеющий бессрочную лицензию - серия ААА №001076 от 15.03.2011г. и свидетельство о государственной аккредитации -серия 90А01 №0000409 от 04.02.2013г.
Объективные показатели государственной аккредитации института позволяют констатировать, что Институт сегодня - динамично развивающееся высшее учебное заведение, ориентированное на новейшие образовательные технологии, с определенным научным потенциалом, материальной базой, в целом достаточной для обеспечения образовательного и научного процессов.
В настоящее время институт реализует более 40 образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования. Учебный процесс осуществляется по очной, заочной и очно-заочной формам обучения. Значительная часть студентов обучаются с применением дистанционных образовательных технологий.
НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт» входит в Ассоциацию образовательных учреждений «Международный Восточно-Европейский университет» (далее - МВЕУ) вместе с НОУ СПО «Высший юридический колледж» и НОУ ДПО «Ижевская школа бизнеса», благодаря чему осуществляется принцип непрерывного образования.
С августа 2013 года Институт входит в образовательный консорциум с тремя московскими вузами: НОУ ВПО «Московский экономический институт», НОУ ВПО «Московский институт психоанализа», НОУ "Институт Мировой экономики и информатизации", а также с ТОО МВУЗ «Казахско-Русский Международный Университет». Данное партнерство позволяет совершенствовать методическую базу вуза, осуществлять совместные проекты в рамках сетевого образования, в части учебной, научной, инновационной и воспитательной деятельности, дает возможность студентам продолжить свою образовательную траекторию в магистратуре и аспирантуре вузов-партнеров.
НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт» имеет региональных представителей в 40 точках присутствия, благодаря чему вуз выбирают студенты со всей территории Российской Федерации и странах СНГ.
Отличительными особенностями образовательного процесса в НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт» являются:
Акцент на формирование у студентов общекультурных, профессиональных и личностных компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда. Данная задача реализуется в том числе, за счет Центра развития карьеры, где:
проводится самоопределение и профориентация студентов: комплексная диагностика студента; консультации профессионального психолога / профориентатора; обучение студентов способам самодиагностики и саморазвития; помощь в составлении плана индивидуального развития; выстраивании карьерной траектории; конкурсы по самоопределению, профориентации, карьерному развитию; информирование о ситуации на рынке труда и его тенденциях;
происходит формирование навыков и компетенций: образовательные программы по развитию навыков эффективного поведения на рынке труда (мотивированность на достижения, умения эффективно организовать свою деятельность, ориентация на развитие, коммуникабельность, ориентация на клиента); обучение студентов самостоятельному поиску работы, ориентированию на рынке труда; обучение написанию резюме; обучение эффективному прохождению собеседования;
проходят стажировки, профессиональные и социальные пробы: презентации компаний, мастер-классы руководителей и представителей компаний; экскурсии на предприятия; организация стажировок по запросу студентов (не производственных практик);
оказывается помощь в трудоустройстве: подготовка резюме и портфолио достижений студента; проведение Дней карьеры; проведение Ярмарок вакансий.
Тесное взаимодействие с государственными и частными организациями, потенциальными работодателями,обеспечивает с одной стороны трудоустройство выпускников, с другой -удовлетворяет образовательные потребности данных организаций. В частности, в НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт» в течение 5 лет реализуется проект «Институт офицеров», созданный для обучения сотрудников силовых структур без отрыва от службы с применением дистанционных образовательных технологий.
Активное использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе позволяет студентам в любое время иметь доступ ко всем учебным материалам, а также привлекать высококвалифицированных преподавателей со всей территории России для on-line обучения и разработки учебно-методических материалов.
Корпоративное обучение коммерческих предприятий Удмуртской республики, реализация научно-исследовательских разработок под заказ предприятий и организаций.
Участие в развитии малого и среднего бизнеса путем реализации совместных программ с Министерством экономики Удмуртской республики и участие успешных предпринимателей республики в образовательном процессе по основным образовательным программам и программам дополнительного профессионального образования;
Межкультурная интеграция в студенческой среде, подготовка специалистов с толерантным мировоззрением:с каждым годом расширяется география студенчества Восточно-Европейского института, а вместе с тем множится его этнический состав, межкультурное взаимодействие студентов и преподавателей, среди которых так же люди разных национальностей; внедрение в образовательный процесс электронных технологий позволяет вузу принимать на обучение иностранных граждан, проживающих у себя на родине и прежде всего русскоговорящих студентов из стран СНГ; формирование в вузе толерантных взаимоотношений, которые предполагают познание культуры, традиций, религиозного мировоззрения многонационального состава студентов, создание условий для культурного взаимообмена, пропаганды многообразия, богатства и красоты народов мира;организация воспитательной и внеучебнойдеятельности в институте реализуется с комплексно - целевым подходом: разработана и утверждена «Комплексная Программа по гражданско - патриотическому воспитанию студентов, противодействию молодежному национальному экстремизму и формированию у студентов толерантных установок поведения на 2012-2016 гг.» - в качестве положительного примера можно привести реализацию этнокультурного образовательного проекта «Открытие мира», стартовавшего в 2012г. За это время в институте с участием студентов очной формы обучения состоялись Дни, азербайджанской, еврейской, армянской, русской культуры. День таджикской культуры в октябре 2012г. прошел с участием вице-посла Таджикистана в Уфе. В реализации проекта используются самые различные образовательные формы: форум национальных воскресных школ г. Ижевска; фотовыставки «Мы, многонациональный народ Российской Федерации» и «Дорога к храму»; экскурсия в Центр декоративно-прикладного искусства удмуртов; поездка в деревню с компактным проживанием марийцев для создания фильма «Возвращение к истокам». В рамках международной деятельности, в 2013г. Восточно-Европейский институт стал региональным центром проведения всероссийского конкурса «Азербайджан глазами российских студентов», по итогам которого сотрудники института и студенты совершили недельный тур по городам Азербайджана. 2014г. в институте прошла научно-практическая конференция с международным участием в честь персидского поэта 12 в. «Наследие Низами – как источник развития мировой культуры». Почетным гостем института стал сотрудник Института НизамиКаримовДжалалКязимоглы из г. Баку. Для многонационального состава студенчества (10 национальностей), участие в проекте «Открытие мира» - это и возможность получить новые знания о самобытных культурах народов России, почувствовать величие и гордость за свою Родину. Это и условие для раскрытия своих творческих способностей, и, самое главное, это - опыт межкультурной интеграции, школа межнационального диалога. За реализацию проекта НОУ ВПО ВЕИ награжден Благодарностью Министерства национальной политики Удмуртской Республики. Реализация проекта имеет и важное значение для продвижения института, расширения международных связей, взаимодействия с различными институтами гражданского общества. Ежегодно в НОУ ВПО ВЕИ растет численность иностранных студентов из стран СНГ.
Миссия НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт»
Подготовка профессионалов, востребованных обществом и экономикой, вооруженных современными знаниями и навыками, обладающих личностными компетенциями для реализации в карьере и жизнина основе оптимального сочетания традиционных и инновационных методов обучения, интеграции новейших достижений образования, науки и бизнеса.
Видение
НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт» – обладающая всероссийской известностью уникальная площадка, где традиционные форматы образования тесно интегрированы с комплексной системой личностного роста учащихся, за счет реализации индивидуальных образовательных траекторий, проектной работы и создания мотивирующей социальной среды. НОУ ВПО ВЕИ является одним из крупнейших негосударственных вузов Приволжского федерального округа и признан как центр инноваций, творческой и культурной жизни региона. Институт – территория сотрудничества и сотворчества, диалога культур, гармоничного развития академического, эмоционального и социального интеллекта. Здесь постоянно проводятся открытые лекции, мастер-классы, творческие встречи с представителями науки, культуры, яркими спикерами и мыслителями со всего мира. Вуз является центром кластера, объединяющего не только ведущие предприятия региона, но и органы региональной власти, образовательные центры различных уровней и некоммерческие предприятия.
Анализ внешней и внутренней среды
Направления анализа
| Сильные стороны ВЕИ
| Слабые стороны ВЕИ
| Возможности
| Угрозы
| Образовательная деятельность
| 1.15 лет на рынке образовательных услуг региона
2.Соответствие критериям эффективности, предъявляемыми вузу со стороны государства
3.Развита система ДПО.
4.Востребованность выпускников всех специальностей и направлений по профилю вуза.
5.Непрерывная подготовка обучающихся: реализация проекта школа-ссуз-вуз (НОУ СПО «Высший юридический колледж»)-вуз (НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт»)- образовательное учреждение ДПО (НОУ ДПО «Ижевская школа бизнеса»).
6. Развита проектная деятельность: реализуются проекты – «Высшая школа управления и политики» во взаимодействии с органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях, «Институт Практической психологии», «Центр развития карьеры» во взаимодействии с крупными представителями бизнес-сообщества Удмуртской Республики, «Институт офицеров» во взаимодействии с МВД, ФСИН, ФССП,образовательный проект «Открытие мира», направленного на взаимодействие с международными партнерами.
7. Развита система собственных стипендий для талантливых и
социально незащищенных студентов; скидок, льгот для способных студентов.
8.Реализуются проекты по целевой подготовке студентов по заказу предприятий (за счет средств работодателя).
| 1.Требуется расширение технических и IT направлений подготовки.
2.Появилась необходимость в реализации программ магистратуры и аспирантуры.
3.Система трудоустройства студентов требует совершенствования.
| 1.Государственная политика, направленная на сокращение неэффективных вузов и филиалов – дает возможность НОУ ВПО ВЕИ активно развиваться на образовательном пространстве ПФО.
2.Развитие более широкого спектра дополнительных образовательных программ для детей и взрослых и дополнительных профессиональных программ.
3. Мониторинг востребованных специалистов региона.
4. Реализация программ технологической направленности.
| Ужесточение показателей эффективности вузов, слабо адаптированных под развитие системы ДОТ, что вынуждает ограничивать прием
Ужесточение правил приема в вузы для лиц, окончивших школу до 2009г., отчислившихся из вузов, что сокращает рынок «взрослых» абитуриентов.
2.Обострение демографической ситуации в регионе, в целом в РФ, что приведет к снижению контингента.
Недобросовестная ценовая конкуренция со стороны «слабых» вузов приводит к оттоку абитуриентов
Снижение спроса на гуманитарные направления подготовки ведет к снижению контингента на основных направлениях подготовки вуза.
| Образовательные технологии
| 1.Наличие современной дистанционной платформы обучения (с авторскими практико-ориентированными дистанционными курсами, разработанными в соответствии с образовательными стандартами (ГОС И ФГОС ВПО)).
2.Процесс обучения строится, исходя из принципов творческого подхода ППС к преподавательской деятельности и активизации творческого мышления студентов и состязательности.
3. Использование интерактивных методов обучения.
| 1.Процесс внедрения модульно-рейтинговой технологии обучения не завершен.
2. В разработке и ведении дистанционных курсов задействованы преимущественно преподаватели из УР.
| 1.Доступность современныхIT-технологий, позволяет усовершенствовать систему дистанционного обучения:
- это расширяет рынок за пределы Ижевска и УР,
- обеспечивает доступность обучения для лиц с ограниченными возможностями.
- позволяет привлекать к разработке методических материалов и ведению on-line курсов квалифицированных преподавателей со всего мира.
| Нет четкой нормативной базы, регламентирующей организацию образовательного процесса с использованием ДОТ
|
НИД. НИРС
| 1. Большое количество традиционных научных и научно-практических конференций на базе Института.
2. Опыт успешной реализации грантов федеральных фондов.
3. Развитое межрегиональное и международное научное сотрудничество: НОУ ВПО «Московский экономический институт», НОУ ВПО «Московский институт психоанализа», НОУ "Институт Мировой экономики и информатизации", ТОО МВУЗ «Казахско-Русский Международный Университет», Белорусский национальный технический университет, Донецкий университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского.
4. Наличие собственного научного журнала («Восточно-Европейский научный вестник»).
5. Наличие договоров и опыта сотрудничества с Национальной Электронной Библиотекой.
| 1.Требуется укрепление материально-технической базы для ведения фундаментальных исследований.
2. Недостаточный опыт научной работы у профессорско-преподавательского состава Института.
3. Низкий уровень владения английским языком у профессорско-преподавательского состава Института.
4. Низкая мотивация студентов заочной формы обучения на участие в научно-исследовательской деятельности.
| 1.Развитие грантового финансирования научных проектов на федеральном и местном уровнях.
Повышение спроса на консалтинговые и исследовательские услуги со стороны реального сектора экономики.
2. Создание системы мотивации НПР и студентов для участия в НИР и НИРс.
2. Регистрация научного журнала в ВАК.
| 1. Научная изоляция России и российских вузов, ограничение контактов и форм сотрудничества с западным научным сообществом.
2. Сокращение затрат компаний на научно-исследовательскую деятельность вследствие общего экономического спада.
| Воспитательная и внеучебная деятельность
| 1.В организации воспитательной и внеурочной деятельности в Восточно-Европейском институте, применяется комплексно - целевой подход. Разработана и утверждена «Комплексная Программа по гражданско - патриотическому воспитанию студентов, противодействию молодежному национальному экстремизму и формированию у студентов толерантных установок поведения на 2012-2016 гг.».
2.Реализация с 2012г. этнокультурного образовательного проекта «Открытие мира».
4. Развита система кураторства и наставничества.
5.Сотрудничество с НКО «Ассоциация развития города» (АРГО)
| 1.Недостаточно развита система внутренней поддержки студентов и сотрудников.
2. Организация коалиций в студенческой среде о национальному признаку.
| 1. Активное развитие программ поддержки молодежи на Федеральном и местном уровне, что предоставляет студентам:
- возможность получение стипендий, выделяемых регионом
- возможность реализации в волонтерских и других социальных проектах.
2. Смена ценностных приоритетов современной молодежи в сторону здорового образа жизни, социальной и политическойактивности.
| 1. Снижение толерантных установок в обществе к лицам других национальностей (националистические тенденции в обществе)
| Информационно-библиотечное обеспечение образовательного процесса, информационно-коммуникационные технологии
| 1.Реализуется единая концепция развития библиотечного и информационного обслуживания.
2.Наличие информационно-библиотечного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС (Договора №891/11 от 01.09.2011г., № 896/13 от 01.09.2013г. на предоставление доступа к электронной библиотечной системе IPRbooks).
3. Достаточный уровень обеспеченности учебного процесса компьютерной техникой и информационными ресурсами.
4. Периодическое обновление материально-технической базы образовательного процесса, инноваций в обучение и введение
| 1. В библиотеке не достаточно функционально используется электронный каталог, позволяющий произвести поиск необходимой литературы.
2.Требуется создание собственной электронно-библиотечной системы вуза.
| 1.Развитие автоматизированной системы информационного обслуживания, обеспечивающей информацию по всем аспектам деятельности института.
| 1. Уменьшение срока устареваемости учебной и учебно-методической литературы
| Маркетинговая инфраструктура - позиционирование и продвижение
| 1.Высокая узнаваемость вуза и положительная репутация в городах и населенных пунктах Приволжского федерального округа (ПФО) с населением до 400000 жителей
2.Налаженная сеть представителей, осуществляющих продвижение образовательных услуг на территории РФ и странах СНГ.
3. Наличие эффективной службы маркетинга.
| 1.Система стратегического маркетинга и бизнес-аналитики находится в стадии разработки и реализации начального этапа.
2. Низкий объем продвижения программ ДПО через региональную сеть
3. Отсутствие системы внутреннего маркетинга, недостаточная связь вуза с выпускниками.
| 1.Низкая конкуренция на рынке образовательных услуг в Удмуртии: среди вузов, реализующих аналогичные направления подготовки- 2 государственных и 1 частный.
2. Неограниченный рынок всего русскоговорящего пространства мира, через реализацию дистанционного обучения
| 1.Негативный имидж негосударственных вузов, поддерживаемый в сми.
2. Демпинг цен а обучение со стороны вузов на территории Удмуртской Республики
| Управление, кадры, ППС
| 1.Соответствие формальным критериям (аккредитационным и критериям эффективности) в части ППС
2. Эффективная организационная структура вуза
3. Использование возможностей консорциума в части привлечения наиболее квалифицированных профессорско-преподавательских кадров из столичных и зарубежных вузов
4. Регулярное повышение квалификации НПР института.
5. Участие в разработке и реализации образовательных программ представителей работодателей и преподавателей-практиков.
| 1.Принципы подбора, приема на работу и развития персонала не полностью отражены в соответствующих документированных правилах, процедурах.
2.Система оплаты труда ППС и АУП нуждается в совершенствовании для привлечения лучших профессионалов республики.
| 1.Высвобождение квалифицированных кадров за счет реорганизации государственных вузов
2.Широкие возможности для повышения квалификации преподавательских, научных и административных кадров вузов
3.Требования привлекать к преподавательской деятельности действующих специалистов из реального сектора экономики.
|
1.Узкий рынок труда в образовательной отрасли в регионе.
2.Отток профессионалов из республики в столичные города
3.По ряду направлений подготовки (IT направления) отсутствие квалифицированных преподавателей в республике.
| | |