Российской Федерации «Земельный налог»


Скачать 414.42 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации «Земельный налог»
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3


Обобщение практики применения главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации «Земельный налог»
26.09.2008

Арбитражным судом Амурской области проведено обобщение практики применения положений главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации «Земельный налог».

В обобщении проанализированы судебные решения Арбитражного суда Амурской области за период 2006-2008 гг.
Земельный налог является местным налогом, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах, он обязателен к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог вводится в действие и прекращает действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

При установлении земельного налога представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

Иные элементы налогообложения, а именно налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база и порядок ее определения, налоговый и отчетный периоды, налоговые льготы определены Налоговым кодексом Российской Федерации.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Положение о земельном налоге на территории города Благовещенска, утвержденное решением Думы города Благовещенска от 29.09.2005 № 4/32, устанавливает и вводит в действие на территории муниципального образования города Благовещенска земельный налог, а также определяет налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога, налоговые льготы и порядок подтверждения налоговых льгот.

На территории Амурской области действуют в частности Положение об установлении земельного налога на территории города Свободного, утвержденное Решением Свободненского городского Совета народных депутатов от 03.11.2005 № 75; Положение «О земельном налоге на территории муниципального образования города Белогорска», принятое Белогорским городским Советом народных депутатов 29.09.2005; Положение «О земельном налоге на территории муниципального образования города Шимановска», утвержденное решением Шимановского городского Совета народных депутатов от 29.09.2005 № 37/9; Положение «О земельном налоге на территории города Тынды», утвержденное решением муниципального Совета города Тынды от 20.10.2005 № 310 и др.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» Глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации «Земельный налог» вступала в силу с 01.01.2005, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования.

Статьей 2 этого же Закона признан утратившим силу с 01.01.2006 Закон Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738 «О плате за землю», ранее регулировавший отношения по уплате земельного налога.

Учитывая изложенное, практика применения положений главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации «Земельный налог» выражена в принятии арбитражным судом следующих решений, обобщенных с учетом основных элементов налогообложения земельным налогом.
Налогоплательщики земельного налога.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом (утратила силу с принятием Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ).

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст.388 НК РФ).

Поскольку вид пользования земельным участком, на основании которого начислен земельный налог, налоговым органом не доказан, оснований для внесения платы за землепользование в виде земельного налога у общества не имелось.
Дело № А04-1262/07-9/143 (решение от 24.05.2007).

Общество обжаловало в арбитражном суде решение налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам камеральной проверки по земельному налогу за 2004 год, 2005 год, 1 квартал 2006 года, 1 полугодие 2006 года, 9 месяцев 2006 года.

Основанием для начисления налоговым органом земельного налога, пени за его несвоевременную уплату и привлечения общества к налоговой ответственности послужила информация о земельных участках, принадлежащих обществу, полученная от Управления Роснедвижимости по Амурской области, на основании которой было установлено, что у общества имеются в собственности объекты недвижимости: автогараж и здание конторы, что подтверждалось свидетельствами о государственной регистрации права, согласно представленному кадастровому плану объекты недвижимости находились на спорном земельном участке.

Общество в обоснование своих требований указало, что спорный земельный участок не находится в собственности общества, им не использовался весь предъявленный к уплате земельного налога земельный участок, так как на нем находится только два принадлежащих обществу объекта недвижимости, площадь земельного участка определена на основании кадастрового плана, однако, в данном плане границы земельного участка показаны условно, площадь декларативна и требует уточнения.

Позиция налогового органа сводилась к обязанности организаций, владеющих объектами недвижимого имущества на праве собственности и не уплачивающих арендную плату за земельные участки, в случае наличия правоустанавливающих документов на земельные участки, уплачивать земельный налог.

Суд удовлетворил требования общества, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» (применяется к отношениям 2004-2005 гг.) собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

В соответствии со ст.388 НК РФ (с 01.01.2006) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Согласно п.3 ст.5 Земельного кодекса РФ под собственниками земли понимаются лица, являющиеся собственниками земельных участков, под землепользователями - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного, срочного пользования, а под землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

В силу ст.33, 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Суд пришел к выводу, что налоговым органом не доказан вид пользования земельным участком, на основании которого начислен земельный налог.

Судом установлено, что ни собственником земельного участка, ни субъектом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявитель не является и не являлся, спорный земельный участок обществу не выделялся.

В судебном решении суд подчеркнул, что речь идет не об отсутствии документа, подтверждающего право пользования земельным участком, а об отсутствии подтвержденного права пользования землей.

На основании изложенного суд сделал вывод, что оснований для внесения платы за землепользование в виде земельного налога в силу ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации у общества не имелось.
Вопрос о плательщиках земельного налога был предметом исследования в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации по конкретным делам.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи являются плательщиками земельного налога.

Постановление Президиума ВАС РФ от 20.03.2007 № 14201/06.

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) обратилось в ВАС РФ с заявлением о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, в котором просило отменить данные постановления как не соответствующие законодательству и нарушающие единообразие судебной практики.

ТСЖ во вновь создаваемом кондоминиуме направило в арбитражный суд заявление о признании недействительными решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности на основании п.1 ст.122 НК РФ в связи с неуплатой земельного налога за пользование земельным участком за 2002 и 2003 гг. и налоговых санкций.

Решением арбитражного суда заявленное требование удовлетворено на том основании, что товарищество не является пользователем упомянутого земельного участка. Однако апелляционная и кассационная инстанции удовлетворили требования налоговых органов.

Согласно ст. 1 Закона «О плате за землю» (в редакции, действовавшей в 2002 - 2003 гг.) ежегодный земельный налог должны были уплачивать собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. Вывод, что товарищество является пользователем земельного участка, суды апелляционной и кассационной инстанций обосновали расположением на указанном участке объектов социально-культурного назначения, переданных товариществу открытым акционерным обществом.

Между тем, ВАС РФ указал, что суды не учли следующее. Как видно из материалов дела, общество передало товариществу эти объекты для эксплуатации, а не в собственность. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество является собственником объектов и вправе самостоятельно распоряжаться ими. В деле имеется только свидетельство о принадлежности земельного участка обществу на праве постоянного бессрочного пользования.

В отсутствие документов о переходе товариществу от общества права собственности на объекты социально-культурного назначения нельзя признать обоснованным вывод судов апелляционной и кассационной инстанций о возникновении у товарищества права бессрочного пользования земельным участком, на котором расположены упомянутые объекты. По этой же причине не основан на доказательствах довод суда апелляционной инстанции, что получение документа, удостоверяющего право пользования земельным участком, зависело исключительно от волеизъявления товарищества.

Президиум ВАС РФ отменил постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, а решение арбитражного суда по указанному делу оставил без изменения.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.09.2007 № А55-18705/2006.



Вопрос об обязанности уплачивать земельный налог не может быть поставлен в зависимость от предоставления права аренды земельного участка и обязанности уплачивать арендную плату.

Постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 14292/06.

Постановлением Правительства Москвы в пользование открытого акционерного общества на праве аренды был выделен земельный участок под строительство жилого комплекса.

Однако до 2003 г. строительство данного жилого комплекса не осуществлялось.

Названное Постановление было признано утратившим силу. Функции заказчика по строительству жилого комплекса были возложены на другую организацию (застройщик), которой было предложено оформить в установленном порядке земельно-правовые отношения на период проектирования и строительства комплекса.

Застройщик оформил такие отношения, заключив с Московским земельным комитетом договор аренды земельного участка.

Открытое акционерное общество, уплачивавшее земельный налог с 2002 г. по сентябрь 2004 г., обратилось в инспекцию с заявлением о возврате налоговых платежей, так как оно фактически не воспользовалось правом аренды земельного участка.

Налоговая инспекция в возврате налога отказала.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, поддержал налогоплательщика, указав следующее.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» (в настоящее время утратил силу) земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи; за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком (ст. 15 Закона № 1738-1).

Постановлением Правительства Москвы обществу выделялся земельный участок на праве аренды с обязательством оформить договор аренды в месячный срок.

Однако договор аренды обществом заключен не был и фактически оно не воспользовалось правом на аренду земельного участка.

Наделение же общества Постановлением Правительства Москвы правом на заключение договора аренды земельного участка не влечет обязанности по уплате арендной платы или земельного налога.

Таким образом, открытое акционерное общество не являлось в 2002 - 2004 гг. лицом, обязанным в силу закона или договора вносить плату за землю.
Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю.

Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2006 № 11991/05.

По договору хозяйственного ведения Муниципальному унитарному предприятию был передан комплекс производственных зданий и сооружений.

Права на земельный участок, на котором расположен данный комплекс, никаким образом не были оформлены. На этом основании МУП в 2004 г. не учитывало данный земельный участок для расчета земельного налога.

Налоговая инспекция расценила данные действия МУП как неправомерные и доначислила земельный налог с учетом площади указанного земельного участка.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, встал на сторону налоговых органов, указав следующее.

В соответствии с п.1 ст.216 ГК РФ право хозяйственного ведения является вещным правом.

Исходя из принципа, что судьба земли следует судьбе недвижимости, МУП, получив на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, получило в фактическое владение, пользование, распоряжение с учетом ограничений, установленных законом и договором, и земельные участки.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» (в настоящее время утратил силу) использование земли в РФ является платным, формы платы за землю - земельный налог и арендная плата.

Поскольку МУП не является арендатором земель, оно обязано исчислять и уплачивать земельный налог.

Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего. Следовательно, с момента составления актов приема-передачи комплекса муниципального имущества у МУП возникла обязанность по уплате земельного налога в связи с использованием соответствующих земельных участков.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2006 № 11403/05.
Впоследствии данная позиция находила свое отражение при рассмотрении споров на уровне федеральных арбитражных судов - Постановления ФАС СЗО от 07.05.2008 № А56-18358/2007, ФАС ЗСО от 11.03.2008 № Ф04-1521/2008(1742-А27-26), ФАС ВСО от 28.11.2007 № А19-4107/07-43-Ф02-8860/07.
Дело № А04-6777/06-25/548 (решение от 16.02.2007).

В арбитражный суд обратилось крестьянское фермерское хозяйство с заявлением к налоговой инспекции о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе и в части начисления земельного налога.

Налоговым органом в результате выездной налоговой проверки было установлено нарушение Закона РФ «О плате за землю» в связи с занижением по декларации за 2004 год площади земельного участка под сельскохозяйственными угодьями, в связи с чем, была занижена сумма земельного налога к уплате в бюджет.

Заявитель посчитал необоснованным начисление земельного налога с площади земельного участка в размере 6 009 га, поскольку не имел в собственности такого участка. Площадь земли сложилась из участков, собственниками которых являются физические лица, пайщики, которые в соответствии с договором аренды передали свои земельные участки в пользование крестьянского фермерского хозяйства и которым КФХ выплачивает арендную плату зерном. Кроме того, КФХ отказалось от лишних площадей и уменьшило посевы.

Представитель налоговой инспекции указал, что земельный налог был начислен правомерно исходя из площади земельного участка указанного в ответе на запрос в Федеральное агентство кадастра управления Роснедвижимости Михайловского района в количестве 6009 га, в том числе: пашни – 4132 га, сенокосы- 1877 га.

Суд, частично удовлетворив заявленные требования, а именно применив в соответствии со ст.112, пунктом 3 статьи 114 НК РФ смягчающие обстоятельства и снизив размер санкций по земельному налогу, пришел к следующим выводам.

В соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» (действовавшим на период проверки) собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

Статьей 4 закона было определено, что с колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других сельскохозяйственных предприятий взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются. На предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающий двадцать пять процентов, это положение не распространяется.

Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, кроме налога на землю, уплачивают и другие налоги в установленном порядке.

В силу ст.5 закона земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливался с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

Согласно свидетельству на право собственности на землю крестьянское фермерское хозяйство имело в общей долевой собственности земельный участок, предоставленный для сельскохозяйственного производства, сельхозугодья, на основании постановления Главы администрации Михайловского района.

Согласно постановлений администрации Михайловского района площадь КФХ с учетом заключенных договоров и выхода собственников долей из КФХ уменьшилась на 533 га и составила 7 320 га, из которых земельным налогом облагаются только 6 009 га, из них пашни 4 132 га, сенокосы 401 га, пастбища 1 476 га.

Данное обстоятельство было подтверждено в ходе рассмотрения дела информацией Управления Роснедвижимости по Амурской области (территориальный отдел по Михайловскому району).

Таким образом, материалами дела подтвердилось обоснованное начисление крестьянскому фермерскому хозяйству земельного налога с площади земли 6 009 га.

Довод заявителя о том, что собственниками земельных участков являются физические лица, которые передали КФХ свои участки в аренду, не был принят судом по следующим основаниям.

В соответствии со ст.8 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» коллективам колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств предоставлялось право раздела земельных угодий на паи (доли) по одному из двух вариантов.

Вариант 1. Земельные участки подлежат денежной оценке. Колхозникам, работникам совхозов выдаются земельные акции, удостоверяющие их долю в стоимости сельскохозяйственных угодий. Владельцы акций имеют право получать дивиденды, передавать акции по наследству.

Вариант 2. Земли колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств подлежат условному разделу между постоянными членами коллектива на количественно определенные паи, которые обеспечивают каждому колхознику, работнику совхоза, подсобного сельского хозяйства персональное право на земельный участок при работе в коллективном хозяйстве. Размер земельного пая каждого члена колхоза (работника совхоза) определяется по решению коллектива и удостоверяется соответствующим документом. Земельный пай может передаваться по наследству. Он может учитываться при распределении части прибыли.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ ««О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в состав имущества фермерского хозяйства может входить земельный участок.

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

Так, в соответствии с представленными свидетельствами о праве собственности на землю физических лиц, являющихся членами крестьянского фермерского хозяйства, от 1994 года граждане приобретали право общей долевой собственности на земельную долю, расположенную на землях КФХ, на что прямо было указано в данных свидетельствах.

Довод заявителя о том, что от части площади земельного участка КФХ отказалось, поскольку не использует его в деятельности, также был судом отклонен.
Приведенное решение состоялось в начале 2007 года.

В 2008 году Высший Арбитражный суд Российской Федерации высказал свою позицию по данному вопросу.

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.03.2008 № 14382/07.

Общество было создано в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и являлось правопреемником коллективного сельскохозяйственного предприятия, за которым земля была закреплена не на праве собственности, а на праве пользования (по договору аренды). По результатам выездной налоговой проверки обществу был доначислен налог на землю.

Налогоплательщик не согласился с доводами налогового органа, поскольку земельный участок был ему предоставлен в аренду гражданами.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций поддержали налоговиков. Рассмотрев дело, Президиум ВАС РФ отменил судебные акты, указав следующее.

В соответствии со ст.5 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могли передаваться в коллективную собственность. На основании постановлений администрации гражданами реорганизованного предприятия были получены свидетельства о праве собственности на земельную долю.

Поэтому общество не является единоличным собственником земли.

Плательщиками земельного налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов (ст.1 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю»). К данным лицам заявитель не относится в той части, в которой право собственности на землю распределено между гражданами.

Статья 45 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать налоги, если иное не установлено налоговым законодательством (п.1 ст.45 НК РФ).

С прекращением действия Указа Президента РФ от 07.03.1996 № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» отменена возможность арендатора уплачивать земельный налог.

Таким образом, произведенные налоговым органом доначисления земельного налога за 2004 год являются неправомерными.

  1   2   3

Похожие:

Российской Федерации «Земельный налог» iconОбобщение судебной практики по вопросу применения отдельных положений...
Й федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и...

Российской Федерации «Земельный налог» iconПриказ от 14 ноября 2013 года n ммв-7-3/501@ о внесении изменений в приказы фнс россии
Транспортный налог", 29 "Налог на игорный бизнес", 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание...

Российской Федерации «Земельный налог» iconМетодические материалы для налогоплательщиков предприниматель платит...
Об изменениях, связанных с вступлением в силу главы 31 «Земельный налог» нк рф, в порядке исчисления этого налога, применения льгот...

Российской Федерации «Земельный налог» iconЗакон кыргызской республики
Кыргызской Республики, состоящий из разделов: «Общие положения», «Администрирование», «Подоходный налог с физических лиц», «Налог...

Российской Федерации «Земельный налог» iconОб изменении сроков уплаты имущественных налогов физическими лицами
Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в главу 28 «Транспортный налог», 31 Налогового кодекса Российской Федерации...

Российской Федерации «Земельный налог» iconПособие для органов местного самоуправления Имущественные налоги физических лиц
От качества их проведенной работы во многом зависит работа налоговых органов, осуществляющих исчисление имущественных налогов физических...

Российской Федерации «Земельный налог» iconРешение Волгоградской городской Думы от 19 ноября 2014 г. N 21/632
Налогового кодекса Российской Федерации", статьями 12 и 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, главой 31 "Земельный...

Российской Федерации «Земельный налог» iconМетодические рекомендации по подготовке проекта муниципального правового...
I основные положения налогообложения земельных участков, установленные главой Налогового кодекса Российской Федерации «Земельный...

Российской Федерации «Земельный налог» iconПерераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся...
С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом от 23...

Российской Федерации «Земельный налог» iconПравила
Пд (налог), формы № пд-4сб (налог), используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск