АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
«Узнай себя»
9 класс (34 часа)
Учитель Огнева Раиса Николаевна МКОУ Рудовская СОШ 2013-2014г. Составлена на основе программы «КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ ЮССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида
Новые учебные программы и методические материалы
Книга вторая под редакцией
кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника
А.М. Щербаковой
Москва
«Издательство НЦ ЭНАС» 2002
Пояснительная записка Ситуации профориентации, поиска работы и трудоустройства включенные в программу предмета «Социально-бытовая ориентация» объединены в специальный раздел «Узнай себя» для 9-го класса.
Выпускники, вступая в самостоятельную жизнь, после обучения по предложенной программе будут знать, как поступить в ПТУ; искать работу и трудоустроиться; обращаться в различные учреждения; работать с различными документами; общаться с работодателями и членами трудового коллектива.
В программе предусматривается создание ситуации выбора жизненного пути после окончания 9-го класса и предлагаются различные варианты ее решения: продолжение обучения в 10-м классе и допрофессиональная адресная подготовка по различным специальностям в школе; профессиональное обучение в ПУ; пути поиска работы, трудоустройство и увольнение, взаимодействие со специалистами территориальных отделений службы занятости, работодателями. Учащихся знакомят с аттестационным документом «Рекомендательное письмо», которое поможет им соотнести свои возможности и желания при поиске работы. Формируют у них знания о правах и обязанностях трудящихся в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ТК РФ) и Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
В программу включены различные формы обучения: уроки и экскурсии; различные методы учебы: объяснение, беседа, деловое письмо, составление словаря понятий, пояснительное чтение, упражнение, ролевая игра, тестирование.
Программа 9-го класса дает общие сведения о документах гражданина РФ: название, содержание записей, их предназначение, условия хранения и заполнение различных анкет, карточек на основании личных документов учащихся. Предусматривается изучение всех нормативных документов, имеющих отношение к изучению той или иной темы, экскурсии и практическое ознакомление с работой всех служб, занимающихся трудоустройством, а также тренинги по заполнению различных анкет и документов, которые могут встречаться в обстановке реального общения с предполагаемым работодателем. Все документы соответствуют ТК РФ и Закону о занятости.
В программу включено проведение занятий по профориентации подростков. При проведении уроков по профориентации широко используется плакат «У меня растут года. Будет мне 17... Где работать мне тогда, чем заниматься?», который наглядно показывает возможность выбора выпускника 9-го класса. Особое внимание в программе уделяется профессиональным училищам как наиболее соответствующим детям с легкой степенью умственной отсталости, дающим возможность приобретения профессий с последующим трудоустройством. Предусматриваются заочные экскурсии в ПУ, принимающие выпускников вспомогательных школ. Учебный материал содержит условия приема в ПУ и порядок зачисления; знакомство с учебным процессом и профессиями, с документом выпускника училища; рассматриваются возможности трудоустройства по полученной профессии.
Программа представляет учащимся возможность в конце учебного года, посоветовавшись с родителями, классным руководителем, сделать свой осознанный выбор, что позволит администрации школы иметь полное представление о предварительном трудоустройстве выпускников.
Важную роль играет отработка навыков общения в сфере поиска работы. Решаются задачи нравственного воспитания: принятие норм и правил поведения, действующих в обществе, как регламентируемых Законом, так и общечеловеческих; выработка качеств, которые ценятся в работниках.
Программа познакомит с вариантами поиска работы и банком вакансий п. Жигалово, нацеливает учащихся на оценку своих трудовых и профессиональных возможностей при подборе подходящей работы. Особое место отводится проблемам трудоустройства, где изучаются основные положения ТК РФ и Закона о занятости, порядок обращения в службу занятости и отдел кадров предприятия. Программа предусматривает практические занятия и упражнения по составлению заявлений о приеме на работу и об увольнении, заполнению анкет, карточек по учету кадров, бланков договора при оформлении сберегательной книжки. Подробно изучаются документы, необходимые при трудоустройстве и увольнении; обязанности работников предприятия по соблюдению трудовой дисциплины и техники безопасности.
9 класс. Первая четверть, ДОКУМЕНТЫ Содержание материала. Общие сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ. Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина Российской Федерации. Страховой полис. Пенсионное удостоверение инвалида. Анкета. Содержание записей в документах. Условия хранения документов.
Практические работы. Составление словаря понятий. Прочтение документов и анкет. Запись в тетрадь. Уточнение знаний учащегося по записям своего документа. Заполнение необходимых сведений по своему документу на образце.
Учащиеся должны знать: название документа; содержание документа; фамилию, имя, отчество ученика; дату рождения;
название страны, где ученик родился; название учреждения, выдавшего документ; условия хранения документов. Учащиеся должны уметь: ориентироваться в документе; находить требуемые сведения; заполнять анкету.
Экскурсия. Паспортный отдел РОВД. Ознакомительная экскурсия. Знакомство со стендами по заполнению документов на получение паспорта. Порядок получения паспорта. Возможность обращения в паспортный отдел в случае утери паспорта.
Вторая четверть
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. СИТУАЦИЯ ВЫБОРА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ 9 КЛАССА
Содержание материала. Возможность самоопределения по окончании 9-го класса. Трудоустройство. Продолжение обучения в школе. Адресная подготовка. Содержание плаката «У меня растут года. Будет мне 17... Где работать мне тогда, чем заниматься?»
Выбор: трудоустройство; продолжение обучения в школе; получение профессии в ПУ.
Трудоустройство с помощью родителей.. ПУ. Практические работы. Составление словаря понятий. Ролевая игра по отработке навыков общения с работодателями, приемной комиссией ПУ, администрацией школы. Работа с анкетами, документами.
Заполнение образцов анкет. Заполнение анкет, написание заявлений.
Учащиеся должны знать:
свои возможности трудоустройства или продолжения профессионального обучения в ПУ.
Краткие сведения о взаимодействии с работодателями. Перечень ПУ, имеющих учебные группы для выпускников школы, и профессии, которым они обучают. Перечень документов, необходимых для трудоустройства, поступления в ПУ.
Учащиеся должны уметь:
написать заявление при поступлении на работу, в ПУ; соотносить свои желания и свои возможности; уметь общаться с работодателями, с комиссией по приему в ПУ.
Экскурсия. Ознакомительные экскурсии в территориальные отделения службы занятости. Третья четверть ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
Содержание материала. Раздел. «ПУ» на плакате «У меня растут года...». Возможности выпускника школы для поступления в ПУ. Обращение в приемную комиссию. Условия приема в училище.
Документы для поступления в ПУ: заявление, анкета, свидетельство об окончании школы, копии документов.
Учебный процесс в ПУ. Профессия, полученная по окончании училища. Трудоустройство по полученной профессии.
Практические работы. Составление словаря понятий. Запись в тетрадь. Знакомство со свидетельством об окончании школы. Знакомство с документом об окончании ПУ. Написание заявлений и заполнение анкет.
Учащиеся должны знать:
порядок зачисления на учебу в ПУ;
перечень документов, необходимых для представления в приемную комиссию ПУ;
название учреждений, выдающих справку с места жительства, медицинский страховой полис;
сроки представления документов в приемную комиссию.
Учащиеся должны уметь:
скомплектовать пакет документов для поступления в ПУ;
обращаться с просьбами в учреждения за справками;
написать заявление;
составлять анкету.
Экскурсия. Ознакомительная экскурсия в ПУ. Участие в Днях открытых дверей. Четвертая четверть СИТУАЦИЯ ВЫБОРА
Содержание материала. Возможности самоопределения по окончании 9-го класса. Анализ результатов анкетирования.
Образцы документов и анкет в зависимости от выбора обучения или трудоустройства. Ознакомление с анкетой по выбору возможностей после окончания школы. Заполнение анкеты. Выбор нужного образца заявления в ПУ, для трудоустройства, для зачисления в 10-й класс.
Практические работы. Тренировка по заполнению образцов заявлений и анкет.
Учащиеся должны знать:
свои возможности выбора после окончания 9-го класса; перечень документов, для получения профессионального обучения в ПУ, для поступления на работу;
название документов, используемых для заполнения анкет. Учащиеся должны уметь: писать заявление; составлять анкету;
пользоваться своими документами при заполнении анкет; обращаться с просьбой к администрации школы, в приемную комиссию ПУ, к работодателю;
составлять пакет документов для поступления в ПУ. Экскурсия в ПУ, отдел кадров предприятия, службу занятости. СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ Содержание материала. Закон о занятости. Служба занятости: структура, функции, режим приема граждан, причины обращения. Порядок обращения в службу занятости. Консультация, регистрация граждан в службе занятости. Карточка персонального учета гражданина, I ищущего работу. Варианты подходящей работы в банке вакансий службы занятости. Работодатель. Безработный гражданин. Гражданин, ищущий работу. Карточка учета гражданина, ищущего работу. Условия признания гражданина безработным.
Практические работы. Составление словаря понятий. Прочтение гл. I Закона РФ «О занятости населения в РФ». Заполнение карточки персонального учета гражданина, ищущего работу. Составление обращения к работодателю по рекомендации службы занятости (запись в тетрадь). Подбор вариантов подходящей работы в банке вакансий службы занятости.
Ролевая игра: обращение к специалисту службы занятости по поиску подходящей работы.
Учащиеся должны знать: порядок обращения в службу занятости; перечень документов при обращении в службу занятости; требования к заполнению карточки гражданина, ищущего работу. Категории социальной защиты: молодежь, учащийся, инвалид. Требования к желаемой работе. Учащиеся должны уметь:
заполнять карточку персонального учета гражданина, ищущего работу;
обращаться к работодателю по рекомендации службы занятости; подбирать подходящую работу с помощью специалиста группы содействия службы занятости в банке вакансий;
взаимодействовать со специалистами службы занятости. Экскурсия в территориальное отделение службы занятости по поиску подходящей работы в банке вакансий.
ПРИЕМ И УВОЛЬНЕНИЕ Содержание материала. Рекомендательное письмо выпускника школы. Свидетельство об окончании школы.
Документы, необходимые для поступления на работу и для увольнения.
Трудовая книжка. Обязанности работников в соответствии с ч. Ill ст. 57 ТК РФ. Охрана труда.
Практические работы. Составление заявления о приеме на работу. Составление заявления об увольнении. Заполнение анкет, карточек по учету кадров. Заполнение бланка договора при оформлении сберегательной книжки. Написание заявлений. Заполнение анкет. Учащиеся должны знать:
перечень документов при трудоустройстве и увольнении; продолжительность рабочего времени;
перечень документов при получении заработной платы в сберегательном банке.
Учащиеся должны уметь:
подбирать необходимые документы при трудоустройстве;
составлять заявление с просьбой о приеме на работу и об увольнении;
заполнять анкеты, личную карточку, листок по учету кадров;
открывать счет в сберегательном банке.
Экскурсия в отдел кадров предприятия «Прием на работу»
Тематическое планирование.
№ п./п.
| Тема занятия
| Количество часов
| Часы теоретических занятий
| Часы практических занятий
| I четверть
Документы, удостоверяющие личность гражданина РФ.
|
| Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина Р.Ф. Страховой полис. Пенсионное удостоверение инвалида.
| 4
| 2
| 2
|
| Анкета. Содержание записей в документах.
| 1
| 0
| 1
|
| Условия хранения документов.
| 1
| 1
| 0
|
| Экскурсия в паспортный отдел РОВД.
| 2
| 1
| 1
| II четверть
Профориентация. Ситуация выбора после окончания 9 класса.
|
| Трудоустройство.
| 2
| 1
| 1
|
| Профессиональные училища.
| 4
| 2
| 2
|
| Заполнение анкет.
| 2
| 1
| 1
| III четверть
Профессиональное училище.
|
| Условия приёма в училище.
| 3
| 1
| 2
|
| Учебный процесс в училище.
| 3
| 2
| 1
|
| Трудоустройство по получении профессии.
| 2
| 1
| 1
|
| Заочная экскурсия в училище. Видеозвонок по скайпу.
| 2
| 1
| 1
| IV четверть
Служба занятости
|
| Закон о занятости. Структура, функции С.З.
| 2
| 1
| 1
|
| Безработный гражданин.
| 2
| 1
| 1
|
| Ролевая игра.
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| Экскурсия в службу занятости.
| 1
|
|
| Приём и увольнение.
|
| Заявление.
| 1
| 1
| 0
|
| Документы при получении заработной платы в сберегательном банке.
| 1
| 1
| 0
|
| Экскурсия в сбербанк, в отдел кадров судостроительного завода.
| 1
| 0
| 1
|
| Итого:
| 35
| 17,5
| 16,5
|
|