Программа по курсу «Бухгалтерский учет в страховых организациях» Раздел 1


НазваниеПрограмма по курсу «Бухгалтерский учет в страховых организациях» Раздел 1
страница1/5
ТипПрограмма
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Программа
  1   2   3   4   5
Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области

среднего профессионального образования

«Энгельсский колледж профессиональных технологий»

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В страховых организациях


Курс лекций

Энгельс 2014

Оглавление




Введение

4

Программа по курсу «Бухгалтерский учет в страховых организациях»




Раздел 1. Теоретические основы бухгалтерского учета

5


Тема 1.1. Общая характеристика бухгалтерского учета
5

Тема 1.2 Бухгалтерский баланс и система счетов бухгалтерского учета

36

Тема 1.3 Документация и инвентаризация

65


Введение
Учебное пособие представляет собой систематизированное изложение основных разделов курса «Бухгалтерский учет в страховых организациях» в полном соответствии с Государственными образовательными стандартами, утвержденными Министерством образования России.

Учебное пособие состоит из 3 глав, где изложены общие положения о бухгалтерском учете, его объектах, задачах, нормативных основах. Приведены документация бухгалтерского учета, правила документооборота и технология обработки учетной информации. В пособии даны вопросы для контроля знаний, тесты. Приведен иллюстративный материал (схемы, таблицы, логические структуры).

Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения.

Раздел 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Тема 1.1. Общая характеристика бухгалтерского учета
1.1.1 Понятие о хозяйственном учете, его виды

Хозяйственную деятельность организаций нельзя правильно вести, добиваясь положительных результатов, если не организованы наблюдение и контроль за всеми фактами, явлениями, из которых она складывается. Учет — это непременная функция управления. Он состоит в наблюдении, измерении, регистрации и группировке учитываемых явлений. В показателях учета раскрываются количественная и качественная стороны хозяйственных процессов, характеризуя факторы хозяйственной жизни.

Хозяйственный учет — это количественное отражение и качественная характеристика хозяйственных явлений в целях контроля и активного на них воздействия.

При любом общественно-экономическом строе хозяйственный учет обязан:

— полностью удовлетворить потребности управления в информации о фактически свершившихся хозяйственных процессах и явлениях;

— отразить эти процессы и явления таким образом, чтобы на основе количественных данных можно было получить их достоверную качественную характеристику.

Для реализации контрольной функции хозяйственного учета важнейшими условиями являются: достоверность, правдивость учетной информации; возможность контроля за соблюдением всех норм правового регулирования деятельности организации.

Хозяйственный учет — не пассивный регистратор фактов, отражающих производственный процесс. Он непосредственно влияет на результаты производственной деятельности, а именно:

  • предоставляет достаточно детальную и подробную информацию, на основе которой можно выявить и познать причинно-следственные связи явлений и процессов;

  • поставляет управляющей системе информацию в сроки, обеспечивающие возможность своевременного принятия управленческих решений, направленных на ликвидацию и предупреждение нежелательных отклонений в состоянии объекта управления или, наоборот, на поощрение прогрессивных направлений его развития.

Единая система хозяйственного учета в Российской Федерации включает три вида учета: оперативный, статистический и бухгалтерский. Эти виды учета органически связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, хотя и отличаются сферой их применения, назначением и способом осуществления.

Оперативный учет используется для наблюдения, регистрации, обработки и контроля отдельных явлений финансово-хозяйственной деятельности организации. Чаще всего он ограничивается рамками одного предприятия и организуется на местах совершения хозяйственных операций (участок, цех, склад, отдел). Его отличительная особенность — быстрота обеспечения данных, которые могут быть получены по телефону, телефаксу, в устной беседе, в виде извещения по почте. Данные оперативного учета используются для повседневного, текущего руководства и управления деятельностью предприятия (учет выработки, выпуска продукции, оказанных услуг, выполнения договоров, отгрузки и реализации, наличия материальных запасов, явки на работу, поступления товаров от поставщиков, состояние покупательского спроса и т. д.).

Статистический учет применяется при изучении массовых социально-экономических явлений в области экономики, культуры, науки, здравоохранения и т. д. Статистика собирает и обобщает информацию о состоянии экономики, движении рабочей силы, складывающихся ценах на региональных рынках труда, товаров, ценных бумаг и др., численности и составе населения с целью анализа и прогнозирования социально-экономического развития общества. Статистике присущи особые методы собирания и обработки первичных данных: статистическое наблюдение (сплошное или выборочное), сводка и группировка данных статистического наблюдения, исчисление средних индексов и т. д.

Для получения первичных учетных данных статистика использует бухгалтерские документы и данные специальных статистических наблюдений.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет — одна из важнейших функций управления. В странах с развитой рыночной экономикой его называют «языком бизнеса», предпринимательства. Достижения любого коллектива во многом зависят от того, как организованы получение и переработка экономической информации. Чем достовернее сведения о производстве и чем быстрее их получают, тем шире возможности эффективного управления организацией. Бухгалтерский учет дает наиболее важную, достоверную информацию, систематизирует и обрабатывает разрозненные данные, после чего они становятся основой для принятия управленческих решений.

В настоящее время совокупность применения оперативного, статистического и бухгалтерского учета, их своевременность, полнота и объективность позволяют коллективу организации вести хозяйственную деятельность экономично, расчетливо, не допуская непроизводительных затрат, потерь и брака продукции, постоянно изыскивать резервы производства, снижать себестоимость продукции, увеличивать прибыль.

К хозяйственному учету предъявляются определенные требования.

  1. Учет должен быть своевременным. Это предупреждает возможные недостачи, растраты, помогает управленческому аппарату вовремя принимать правильные решения, своевременно устранять недостатки. Несвоевременность поступления учетных данных исключает возможность оперативного руководства.

  2. Учет должен быть достоверным. Показатели учета должны быть правдивы, точны и объективны, данные учета должны подтверждаться документами. Всякая неточность в учете приводит к его запутыванию и создает возможность различных злоупотреблений. За искажение учетных данных руководитель и главный бухгалтер несут ответственность.

  3. Плановые и учетные данные должны быть сопоставимы, иначе учет утрачивает контрольные функции, исключается возможность контроля за выполнением плана и разработки прогнозов дальнейшей работы организации.

  4. Учет должен быть доступным для понимания.

  5. Учет должен быть экономичным, рационально организованным, что достигается его упрощением, совершенствованием, использованием механизации, автоматизации, компьютеризации. При наименьших затратах на ведение учета не должно ухудшаться качество его ведения.


1.1.2 Виды измерителей, используемые в хозяйственном учете
Ведение хозяйственного учета прежде всего предполагает количественное измерение учитываемых объектов. С этой целью используются учетные измерители: натуральные, трудовые, денежные.

  1. Натуральные измерители служат для отражения в учете хозяйственных средств и процессов в их натуральном выражении, мерой, массой. Применение натуральных измерителей зависит от особенностей учитываемых объектов, т.е. от их физических свойств. Объекты учета могут измеряться единицами массы (килограммы, тонны и т.д.), счетом (количество штук, пар и т. д.). С помощью натурального учета ведется систематическое наблюдение за состоянием и движением конкретных видов материальных средств (основных средств, готовой продукции и т. д.) и осуществляется контроль за их сохранностью, а также за объемом процесса заготовок, производства и реализации продукции.

  2. Трудовые измерители применяют для отражения в учете количества затраченного рабочего времени, исчисленного в рабочих днях, часах, минутах. Трудовые измерители в сочетании с натуральными используют для исчисления размера оплаты труда, выявления производительности труда, определения норм выработки и т. д.

3. Денежный измеритель занимает центральное место в учете и используется для отражения разнообразных хозяйственных явлений и обобщения их в единой денежной оценке. Только с помощью денежного измерителя можно посчитать общую стоимость разнородного имущества предприятия (зданий, станков, материалов и т. д.). Денежный измеритель выражается в рублях и копейках. Посредством их суммируются произведенные затраты (расходы) предприятия, ранее выраженные в трудовых и натуральных измерителях. Денежный измеритель необходим, в частности, для калькуляции себестоимости продукции, определения прибыли или убытков организации, отражения итогов хозяйственной деятельности.
1.1.3 Основные требования к ведению бухгалтерского учета, основные задачи бухгалтерского учета
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34-н (в ред. Приказа МФ РФ от 30.12.99 № 107-н), требования к ведению бухгалтерского учета следующие:

  • Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

  • Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации.

  • Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте РФ, в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных факторов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности производится на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь подстрочный перевод на русском языке.

— Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обоснованность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность факторов хозяйственной деятельности.

  • Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

  • В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.


Бухгалтерский учет как источник информации и контроля.

1.1.4 Объекты бухгалтерского учета
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.98 г. №123-Ф3), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утвержденным Приказом МФ РФ от 29.07.98 г. №34-н (в ред. Приказа МФ РФ от 30.12.99 г. №107-н), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденной Приказом МФ РФ от 31.10.2000 г №94-н. нормативными актами, методическими указаниями по бухгалтерскому учету все организации независимо от организационно-правовой формы собственности должны вести бухгалтерский учет.

Бухгалтерский учет отражает финансово-хозяйственную деятельность, воздействует на нее. Бухгалтерский учет предоставляет важную информацию, которая позволяет планировать деятельность организации, оптимально использовать ресурсы, контролировать и оценивать результаты деятельности. Бухгалтерский учет дает информацию о динамике активов и обязательств, о финансовых результатах, контролирует платежную и финансовую дисциплину, обоснованность и законность хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет обеспечивает:

  • правильное, полное и своевременное документирование хозяйственных операций;

  • контроль за сохранностью материальных, трудовых и денежных ресурсов;

  • состояние сметной, финансовой и платежной дисциплины;

  • выявление бесхозяйственности и расточительства;

  • своевременное составление отчетности;

  • формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования банковскими, налоговыми органами, поставщиками, инвесторами;

  • выявление и эффективное использование внутренних ресурсов.

Испанский ученый Бартоломео де Салозано писал: «Бухгалтерский учет стоит выше всех наук и искусств, ибо все нуждаются в нем, а он ни в ком не нуждается, без бухгалтерского учета мир был бы неуправляем и люди не смогли бы понимать друг друга».

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные one рации в процессе их деятельности.
Предмет и метод бухгалтерского учета

1.1.5 Классификация хозяйственных средств по составу и размещению
Для осуществления хозяйственной деятельности каждая организация должна располагать определенными средствами. Размер средств, характер использования зависят от вида, объема деятельности организации.

Хозяйственные средства любой организации бухгалтерия рассматривает с двух точек зрения; с одной стороны, надо знать, из каких видов эти средства состоят, в какой сфере размещены (производство, торговля и т. д.), с другой — надо знать, за счет каких источников это имущество приобреталось или формировалось. Например, чтобы начать предпринимательскую деятельность, необходим капитал, собственный или заемный.

Хозяйственные средства организации — товарно-материальные ценности и денежные средства, как принадлежащие организации, так и временно или постоянно находящиеся вне ее собственности. Они являются активом организации и классифицируются по составу: внеоборотные и оборотные средства.

Внеоборотные активы подразделяются на:

1. Основные средства — это предметы, срок службы которых составляет более 1 года. Они используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своей формы и изнашиваясь постепенно, что и позволяет включать их стоимость в затраты на производство (расходы на продажу) продукции частями по мере износа, через амортизационные отчисления. К основным средствам относятся:

  • здания,

  • сооружения,

  • машины и оборудование,

  • транспортные средства,

  • инструменты,

  • производственный инвентарь и принадлежности,

  • вычислительная техника,

  • прочие основные средства.

2. Нематериальные активы — это вид средств, не имеющих материально-вещественной (физической) структуры; используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг или для управленческих нужд организации; в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; если организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества; способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, и т.д.

К нематериальным активам могут быть отнесены объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):

  • исключительное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

  • исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

  • исключительное право владельца на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

  • исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных и др.

В состав нематериальных активов включаются также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

3. Оборудование к установке — это технологическое, энергетическое и производственное оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки в строящихся объектах. К оборудованию, требующему монтажа, также относятся:

  • оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей;

  • комплект запасных частей;

  • измерительная аппаратура и др.

4. Вложения во внеоборотные активы — затраты организации на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также затрат организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота. К вложениям во внеоборотные активы относятся затраты на:

  • приобретение земельных участков,

  • приобретение объектов природопользования,

  • строительство объектов основных средств,

  • приобретение отдельных объектов основных средств,

  • приобретение нематериальных активов,

  • перевод молодняка животных в основное стадо,

  • приобретение взрослых животных и др.


Оборотные средства

Участвуют только в одном кругообороте капитала и полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт. Основное отличие их состоит в том, что в короткий срок они могут быть обращены в деньги. К ним относятся:

1. Производственные запасы:

  • материалы (сырье, материалы, топливо, запасные части, инвентарь, тара и др.);

  • животные на выращивание и откорм (молодняк животных, взрослые животные, птицы; кролики, семьи пчел и др.);

  • резервы под снижение стоимости материальных ценностей;

  • заготовление и приобретение материальных ценностей;

  • отклонение в стоимости материальных ценностей;

  • налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.

2. Затраты на производство — расходы по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу):

  • основное производство — затраты производства, продукция которого явилась целью создания данной организации;

  • полуфабрикаты собственного производства;

  • вспомогательные производства — затраты производств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства организации;

  • общепроизводственные расходы — расходы по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации;

  • общехозяйственные расходы — расходы для нужд управления, непосредственно не связанных с производственным процессом;

  • брак в производстве;

  • обслуживающие производства и хозяйства — затраты, связанные с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации.

3. Готовая продукция и товары:

выпуск продукции (работ, услуг);

  • товары — товарно-материальные ценности, приобретенные в качестве товаров для продажи;

  • торговая наценка;

  • готовая продукция;

  • расходы на продажу, связанные с продажей продукции, товаров, работ и услуг;

  • товары отгруженные — отгруженная продукция, выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, а также готовые изделия, переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах;

— выполненные этапы по незавершенным работам.

4. Денежные средства — денежная наличность в российской и иностранных валютах, находящаяся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а также ценные бумаги, платежные и денежные документы:

— касса;

  • расчетные счета — денежные средства в валюте РФ на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях;

  • валютные счета — денежные средства в иностранной валюте на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами;

  • специальные счета в банках — денежные средства в валюте РФ и иностранных валютах, находящиеся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах, на текущих, особых и иных специальных счетах;

  • переводы в пути — денежные суммы, внесенные в кассы кредитных организаций, кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленные по назначению;

  • финансовые вложения — инвестиции организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации, а также предоставленные другим организациям займы;

  • резервы под обесценение вложений в ценные бумаги.

5. Расчеты:

  • с покупателями и заказчиками;

  • с подотчетными лицами (расчеты с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы);

  • с разными дебиторами.

Дебиторская задолженность — это задолженность различных организаций или отдельных лиц данной организации.

Дебиторами называются организации или отдельные лица, которые используют средства данной организации.

1.1.6 Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению
По источникам образования и целевому назначению хозяйственные средства организации подразделяются на две группы:

Собственные средства:

  1. Уставный капитал образуется при формировании организации за счет вкладов учредителей (участников) организации.

  2. Собственные акции (доли)акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования. Некоторые хозяйственные общества и товарищества используют этот счет для учета доли участника, приобретенной самим обществом или товариществом для передачи другим участникам или третьим лицам.

  3. Резервный капитал создается за счет отчислений от нераспределенной прибыли и предназначен для покрытия убытков организации за отчетный год; погашения облигаций акционерного общества.

  4. Добавочный капитал образуется за счет прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемых по результатам их переоценки; суммы, разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества.

  5. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

  6. Целевое финансированиесредства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения; средства, поступившие от других организаций и лиц, бюджетные средства и др.

  7. Прибыли и убытки — конечный финансовый результат деятельности организации в отчетном году, который слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные.


Привлеченные (заемные) средства:

  1. Расчеты по краткосрочным кредитам и займамсуммы краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией.

  2. Расчеты по долгосрочным кредитам и займамсуммы долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией.

  3. Кредиторская задолженностьэто задолженность данной организации другим организациям или отдельным лицам. Кредиторами называются организации и лица, которым должна данная организация.

Кредиторская задолженность возникает, в частности, если материалы и товары поступают в организацию раньше, чем она произвела платеж за них, т. е. поступление товарно-материальных ценностей предшествует его оплате.

К обязательствам относят:

  • задолженность бюджету по налогам и сборам;

  • задолженность коллективу по оплате труда;

  • задолженность социальному страхованию и обеспечению.

Задолженность бюджету и социальному страхованию и обеспечению может иметь место, так как начисление налогов и отчислений предшествует погашению данной задолженности. Задолженность по оплате труда возникает в связи с тем, что выполнение работы предшествует расчетам за нее.

Приведенная классификация объектов бухгалтерского учета не охватывает всего их многообразия. Однако на данном этапе изучения классификация в достаточной степени характеризует предмет бухгалтерского учета.
1.1.7 Характеристика предмета бухгалтерского учета
Предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение имущества, источники его формирования и использование, а также возникшие обязательства и полученные результаты деятельности экономического субъекта. При этом в ходе работы экономического субъекта, финансово-хозяйственной деятельности происходит кругооборот хозяйственных средств; здесь можно выделить процессы снабжения, производства и реализации, представленные в учете отдельными хозяйственными операциями.

Хозяйственная операция (от лат. operatio — действие) характеризует отдельные хозяйственные действия, вызывающие изменения в составе, размещении и источниках образования имущества. При этом хозяйственные операции могут затрагивать только имущество организации или только источники его образования, или одновременно и имущество, и источники его формирования.

Имущество (сырье, материалы, основные средства и т. п.), обязательства и хозяйственные операции выражаются в денежной оценке путем суммирования фактически произведенных расходов. Имущество экономического субъекта, его обязательства, источники формирования этого имущества (собственные, заемные и др.), хозяйственные операции составляют объекты бухгалтерского учета. Внеоборотные и оборотные активы в основе своей состоят из движимого и недвижимого имущества и различных видов дебиторской задолженности.

Текущая деятельность организации возможна, если она располагает определенным размером собственных и заемных средств, соотношение которых зависит как от вида ее деятельности, так и финансовой устойчивости. Стоимостной и натурально-вещественный состав хозяйственных средств определяется спецификой производственной деятельности организации, основу которой составляют три хозяйственных процесса:

заготовление приобретение товарно-материальных ценностей различного вида, необходимых для производственных и хозяйственных нужд и реализации товаров;

производство — выполняется основная задача организации — изготовление продукции, оказание услуг;

реализация — осуществляются договорные обязательства перед заказчиками и покупателями, а выручка от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг зачисляется на расчетный счет.

В результате учета процесса заготовления и производства, путем сопоставления плановых и отчетных показателей выявляется экономия или перерасход, а в учете реализации — прибыль или убытки. Следовательно, необходимо обеспечивать контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; представлять полную и достоверную информацию; выявлять внутрипроизводственные резервы и эффективно их использовать.
1.1.8 Характеристика метода бухгалтерского учета
Метод бухгалтерского учета — совокупность всех приемов и способов, с помощью которых в бухгалтерском учете отражается движение и состояние хозяйственных средств и источников их образования. Он включает в себя следующие приемы и способы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.

Документация — письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для отражения операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, позволяет проводить документарные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

Инвентаризация — способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуре данным учета.

Оценка — способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости, благодаря чему достигается ее реальность.

Для руководства хозяйством организации требуется знать все затраты на его ведение, причем не только величину каждого вида затрат, но и общую их сумму, относящуюся к определенному объекту, т. е. исчисляется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.

Для постоянного контроля за хозяйственными процессами организации, состоянием средств и источников их образования необходимо непрерывно учитывать все хозяйственные операции по отдельным стадиям, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств. В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов производится путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.

Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета, позволяющая получать показатели, необходимые для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью, обеспечивается системой счетов, поскольку сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета. Счета в бухгалтерском учете позволяют группировать и получать обобщенные характеристики объектов учета.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями. Такой способ записей раскрывает их экономическое содержание, позволяя глубже изучать хозяйственную деятельность организации.

Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования, так называемого балансового обобщения.

Балансовое обобщение характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования, которое сохраняется постоянно. Балансовое обобщение позволяет осуществлять строгий контроль за наличием и использованием средств любого хозяйствующего субъекта.

Результаты хозяйственной деятельности, а также конкретизация отдельных показателей баланса содержатся в отчетности. Бухгалтерская отчетностьединая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенное время. К отчетности как элементу метода бухгалтерского учета предъявляется целый ряд требований:

  • достоверность — отчетность должна содержать достоверные данные об имущественном и финансовом положении;

  • целостность, которая она должна охватывать все без исключения хозяйственные операции, в том числе в ее филиалах, представительствах;

  • сопоставимость, т. е. соблюдение постоянства в содержании и формах отчетности;

  • последовательность — сравнение данных отчетного периода с предыдущими:

  • отчетный период — период, за который должна составляться отчетность;

  • оформление — отчетность должна быть составлена на русском языке и в валюте РФ, подписана руководителем организации и главным бухгалтером.


Нормативные основы бухгалтерского учета

1.1.9 Регулирование бухгалтерского учета
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулировать бухгалтерский учет, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и предоставления хозяйственной отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по проблемам бухгалтерского учета.

В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ. Организации самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

  • единообразное ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

  • составление и представление сопоставимой информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности;

  • повышение достоверности и своевременности учетной информации.

В современных условиях система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов ряда уровней:

  • законы, указы Президента, постановления Правительства;

  • положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;

  • методические указания, инструкции, рекомендации и т. д.;

  • учетная политика организаций.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа по курсу «Бухгалтерский учет в страховых организациях» Раздел 1 iconПрограмма преддипломной практики Направление подготовки 080100 Экономика...
...

Программа по курсу «Бухгалтерский учет в страховых организациях» Раздел 1 iconПрограмма преддипломной практики Направление подготовки 080100 Экономика...
...

Программа по курсу «Бухгалтерский учет в страховых организациях» Раздел 1 iconУчебное пособие по курсу «Бухгалтерский (финансовый) учет»
Конспект лекций предназначен для самостоятельного изучения студентами дневного и заочного отделения специальности 080109 «Бухгалтерский...

Программа по курсу «Бухгалтерский учет в страховых организациях» Раздел 1 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Бухгалтерский учет в банках и страховых организациях»
Направление подготовки – 080100. 68 «Экономика» Профиль – «Международная практика и системы регулирования бухгалтерского (финансового)...

Программа по курсу «Бухгалтерский учет в страховых организациях» Раздел 1 iconТема 1 Организация бухгалтерского учета в банках. План счетов в кредитных...
Тема 4 Бухгалтерский учет и документальное оформление кассовых операций в кредитных организациях. Учет операций кредитной организации...

Программа по курсу «Бухгалтерский учет в страховых организациях» Раздел 1 iconРабочая программа Дисциплины Документационное обеспечение управления
...

Программа по курсу «Бухгалтерский учет в страховых организациях» Раздел 1 iconРабочая программа по дисциплине : «бухгалтерский учет»
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности...

Программа по курсу «Бухгалтерский учет в страховых организациях» Раздел 1 iconУчебной дисциплины по курсу «бухгалтерский учет и налогообложение» (для студентов сузов и вузов)
Содержание учебной дисциплины по курсу «бухгалтерский учет и налогообложение» (для студентов сузов и вузов)

Программа по курсу «Бухгалтерский учет в страховых организациях» Раздел 1 iconРабочая программа учебной практики по пм. 5 Выполнение работ по профессии...
...

Программа по курсу «Бухгалтерский учет в страховых организациях» Раздел 1 iconРабочая программа дисциплины «Лабораторный практикум по бухгалтерскому...
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск