Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров»


НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров»
страница1/4
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4




Содержание


  1. Аннотация………………………………………………………………………3

2. Рабочая программа……………………………………………………………..7

3. Конспекты лекций…………………………………………………………….33

4. Материалы практических занятий ……….………………………………...42

5. Материалы для организации самостоятельной работы студентов ………..44

6. Контрольно-измерительные материалы……………………………………..50

7. Список литературы……………………………………………………………56

8. Глоссарий……………………………………………………………………...60

Аннотация

учебно-методического комплекса дисциплины

«Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров»

Специальность 080401.65 «Товароведение и экспертиза товаров»

(по областям применения)
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» разработан для студентов 4-5 курсов специальности 080401.65 «Товароведение и экспертиза товаров» (по областям применения) в соответствии с требованиями ГОС ВПО по данной специальности и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования.

Дисциплина «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» входит в состав дисциплин специальности цикла ДС – дисциплины специализации.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 200 час. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (20 час.), практические занятия (50 час.), самостоятельная работа студентов (130 час.). Дисциплина реализуется на 4-5 курсах в 8-9 семестрах.

Дисциплина охватывает следующий круг вопросов: информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров: виды, функции, формы и средства, требования к информационному обеспечению.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций выпускника и предназначена для усвоения знаний и умений по обеспечению информативности товаров в процессе товародвижения.

Дисциплина «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» связана с другими дисциплинами межпредметными связями: предшествующими – с теоретическими основами товароведения и



Abstract

teaching complex subjects

"Information support of merchandising and examination of goods"

Specialty 080401.65 "Commodity and examination of goods"
Training complex discipline "Information support of merchandising and examination of goods" is designed for students of 4-5 courses of the specialty 080401.65 "Commodity and examination of goods" (by application) in accordance with the requirements of the SES of HPE of the profession and the position of the teaching disciplines complexes educational programs of higher education.

Discipline "Information support of merchandising and examination of goods" is part of the disciplines of the specialty cycle DC - discipline of specialization.

The total complexity of the development of the discipline of 200 hours. Curriculum provides lectures (20 hours), Workshops (50 hours), Independent work of students (130 hours). The discipline is implemented for 4-5 courses in semesters 8-9.

The discipline covers the following issues: information system and merchandising expertise of goods: types, functions, forms and means, the requirements for information provision.

Discipline aimed at the formation of common cultural and general professional skills of the graduate and is intended for acquisition of knowledge and skills to ensure the information content of the goods in the goods movement.

Discipline "Information support of merchandising and examination of goods" associated with other disciplines interdisciplinary communication: previous - with a theoretical basis and merchandising expertise, commercial business, legal regulation of professional activities and related – from merchandizing homogeneous groups of goods, logistics, packaging and storage, commercial equipment.

Discipline is studied on the basis of the course "Computer Science" in relation to the economic, trade, commercial, accounting and finance and other disciplines, creating a substantive basis for this discipline.

Training complex includes:

- Work program of discipline;

- Lecture notes (detailed plan of lectures);

- Materials of practical training;

- Materials for independent work of students;

- Measuring and control materials;

- References;

- Glossary.

The advantage of this is to present the authors UMKD detailed plan of practical work, the development and implementation of the business game.
Authors-training complex:

Ph.D., assistant professor of merchandising and product expertise

School of Economics and Management A.G. Vershinina

Ph.D., assistant professor of merchandising and examination of goods

School of Economics and Management T.V. Chadova

Head of the Department of Commodity and Examination of goods L.A. Tekuteva



АННОТАЦИЯ

Требования ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста по специальности 080401.65 «Товароведение и экспертиза товаров» (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров).

Дисциплина «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» входит в состав дисциплин специальности цикла ДС – дисциплины специализации.

Требования к обязательному минимуму содержания ООП по дисциплине «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» (п.4 ГОС ВПО).

Объем _200_ час.

Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров: виды, функции, формы и средства, требования к информационному обеспечению.

Освоение дисциплины «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» направлено на выполнение следующих требований к профессиональной подготовленности специалиста (п.7.1.3.) ГОС ВПО:

- знать федеральные законы, нормативные документы в области информационного обеспечения торгового предприятия;

- знать нормативные документы, определяющие качество, производство, маркирование, упаковку, транспортирование и хранение товаров;

- знать идентификацию товаров: виды, признаки и методы:

- знать структуру, назначение и правила маркировки товаров; требования к ней;

- знать учет и проведение инвентаризации материальных ценностей и денежных средств;

- знать условия поставки, закупки, хранения и транспортировки товароматериальных ценностей;

- уметь анализировать и работать с нормативными документами и законодательными актами;

- уметь проводить идентификацию и обнаруживать фальсификацию товаров на всех этапах товародвижения;

- уметь составлять договора (контракты) купли-продажи потребительских товаров;

- уметь организовать метрологическое обеспечение торгового процесса;

- уметь проводить инвентаризацию, учет и списание товароматериальных ценностей; расчет потребности в них, составлять отчетность.

Дисциплина «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» связана с другими дисциплинами межпредметными связями: предшествующими – с теоретическими основами товароведения и экспертизы, торговым делом, правовым регулированием профессиональной деятельности и сопутствующими – с товароведением однородных групп товаров, логистикой, упаковкой и хранением, торговым оборудованием.

Дисциплина изучается на базе курса «Информатика» во взаимосвязи с экономическими, торгово-коммерческими, учетно-финансовыми и другими дисциплинами, создающими предметную основу для указанной дисциплины.

Программа курса включает в себя материал лекций и практических занятий, а также вопросы, изучаемые студентами самостоятельно в течение 8-9 семестров. Для проверки знаний студентов по окончании изучения отдельных разделов дисциплины рекомендуется проводить рубежный контроль. Он может быть реализован опросом, контрольными работами или в иной форме. Итоговой формой контроля является зачет.


  1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины – овладение теоретическими знаниями и приобретение умений их применять в области информационного обеспечения товародвижения, формирование у студентов навыков, необходимых для квалифицированной разработки и ведения информационного обеспечения товароведения и экспертизы товаров с помощью методов и средств современных информационных технологий.

Задачи дисциплины:

- изучение видов, форм, функций и средств товарной информации, а также требований, предъявляемых к ней;

- изучение особенностей разработки локальных классификаторов и справочников торгового предприятия;

- сформировать у студентов практические навыки применения ЭВМ и сетевых технологий для разработки и ведения информационного обеспечения товароведения и экспертизы товаров;

- распознавание информационных документов;

- анализирование информации в товарно-сопроводительных документах и на маркировке.
2. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:

  • виды, формы и средства товарной информации и и информационного обеспечения;

  • требования к товарной информации, к информационному обеспечению;

  • основы разработки информационного обеспечения;

  • особенности разработки локальных классификаторов и справочников торгового предприятия;

  • нормативно-правовую базу информационного обеспечения товародвижения;

  • товарно-сопроводительные документы, носители и состав маркировки, группы информационных знаков;

  • особенности разработки локальных классификаторов и справочников торгового предприятия;


В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:

  • определять виды и формы товарной информации;

  • выявлять нарушение прав потребителей на информацию о товарах;

  • оформлять товарно-сопроводительные документы;

  • распознавать и расшифровывать информацию на отечественных и импортных товарах;

  • оценивать и подтверждать соответствие информации на маркировке требованиям действующих стандартов;

  • применять современные методы сбора, хранения и обработки информации в профессиональной деятельности;

  • применять ЭВМ для документального оформления торговых операций.

  • использовать информационно-поисковые системы;

  • использовать возможности глобальных и локальных сетей в своей профессиональной деятельности.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

Семестры

8

9

-

-

Аудиторные занятия (всего)

70

32

38







Лекции (Л)

20

10

10







Практические занятия (ПЗ)

50

22

28







Семинары (С)
















Лабораторные занятия (ЛР)
















Самостоятельная работа (СРС) (всего)

130

40

90







Курсовая проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















Другие виды СРС
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

зачет

зачет







Общая трудоемкость

200

97

103







4. Содержание теоретической части курса
РАЗДЕЛ I . ВВЕДЕНИЕ (0,5 час.)

Тема 1.1 Предмет, цели и задачи дисциплины (0,5 час.)

Ведение. Предмет, цели и задачи дисциплины. Место учебной дисциплины в профессиональной подготовке специалистов товароведов. Межпредметные связи с другими учебными дисциплинами: товароведением, маркетингом, логистикой и др. Структура учебной дисциплины. Право потребителей на информацию и защита прав потребителей. Состояние вопроса в России и за рубежом.
РАЗДЕЛ II. Методологические основы информационного обеспечения товароведения и экспертизы товаров (4 час.)

Тема 2.1 Виды и формы товарной информации. Сектора информации (1 час.)

Товарная информация: основные понятия. Виды товарной информации: основополагающая, коммерческая и потребительская (информация для потребителей). Формы информации: словесная, изобразительная, символическая. Сектора информации. Назначение и краткая характеристика товарной информации разных видов и форм. Функции товарной информации. Интернет как средство товарной информации, его возможности при информационном обеспечение товароведения и экспертизы
Тема 2.2 Правовая и нормативная база информационного обеспечения (1 час.)

Правовая база: Федеральные законы в области информационного обеспечения продавцов и потребителей; объекты, нормы, устанавливаемые ими. Права и ответственность продавцов по вопросам товарной информации. Права потребителей на информацию о товарах, их изготовителях и продавцах. Права юридических лиц на информацию при осуществлении торговых операций (ГК ч.11., 1,4), контрольных мероприятий. Роль органов Федерального управления и органов местного самоуправления в информационном обеспечении граждан, в том числе и товарной информацией.

Нормативная база: виды нормативных документов, регламентирующих требования к товарной информации. Нормы и правила, установленные в этих документах.
Тема 2.3 Требования к товарной информации (1 час.)

Основные требования к товарной информации. Федеральные законы и постановления правительства, устанавливающие требования к товарной информации. Характеристика отдельных требований. Оценка соответствия товарной информации установленным требованиям. Признаки недостоверной информации: искажение, умышленная неполнота (умалчивание), введение потребителя в заблуждение. Показатели достаточности информации о товарах. Стандарты их регламентирующие.
Тема 2.4 Классификация и назначение средств товарной информации (0,5 час.)

Средства товарной информации: классификация, назначение.

Информационные ресурсы: понятие, назначение, виды. Характеристика нормативных и технических документов как носителей товарной информации. Применение информационных ресурсов товароведами и экспертами.
Тема 2.5 Товарно-сопроводительные документы (ТСД) (0,5 час.)

Товарно-сопроводительные документы (ТСД): понятие, классификация, назначение, основные реквизиты, правила заполнения. Обязательные и необязательные ТСД. Ответственность за отсутствие обязательных ТСД. Эксплуатационные документы: понятие, назначение, разновидности. Требования к информации в эксплуатационных документах. Правила оформления эксплуатационных документов при реализации технически сложных товаров.
РАЗДЕЛ III. Маркировка товаров (5,5 час.)

Тема 3.1 Маркировка товаров (2 час.)

Маркировка: понятие, назначение, функции, виды. Производственная маркировка: понятие, носители, способы нанесения информации и требования к ним. Нормативные документы, устанавливающие требования к производственной маркировке товаров.

Торговая маркировка: понятие, носители, требования к информации и нормативные документы, их устанавливающие. Структура маркировки, ценники: понятие назначение, виды, обязательная и добровольная информация для создания потребительских предпочтений.
Тема 3.2 Информационные знаки (1,5 час.)

Понятие, назначение. Классификация на группы и подгруппы. Характеристика информационных знаков разных групп и подгрупп: понятие, назначение, применяемая символика, сущность заложенной в информационных знаках информации. Ошибки и заблуждения по отдельным группам и видам информационных знаков (штрих-кодов, экологических знаков и др.). Использование защитных знаков. Особенности маркировки сертифицированных товаров и их упаковки.
Тема 3.3 Правовая база использования товарных знаков (1 час.)

Право на товарный знак, регистрация, экспертиза, выдача свидетельства. Международная регистрация знаков.

Передача товарного знака. Прекращение правовой охраны товарного знака. Государственное патентное ведомство Российской Федерации: область компетенции. Ответственность за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара. Права иностранных юридических и физических лиц, предусмотренные Законом РФ «О товарных знаках, знаках.
Тема 3.4 Штриховое кодирование (1 час.)

Понятие, назначение. История создания штрихового кодирования. Преимущества использования штрих-кодов. Классификация штриховых кодов: коды: EAN, UPC, Code 39, Codabar и др. Типы кода EAN. Структура кодов EAN разных типов. Требования ГОСТ Р 51201-98 к штрих-кодам. Критерии правильности считывания штрих-кодов: воспроизводство символов, уведомление партнеров, соблюдение цветовых сочетаний, размеров светового поля, размещение на маркировке, размеры штрихового кода.

Типовые ошибки при нанесении и расшифровывании кодов. Технология нанесения и считывания штрих-кодов. Внутримагазинное штриховое кодирование: назначение, структура кода.

Особенности технологии товародвижения с использованием штриховых кодов. Штрих-код как критерий предпочтительного выбора товаров продавцами, применяющими технологию товародвижения с использованием штрих-кодов. Контроль качества штрих-кодов при приемке товаров.

Оценка качества штрих-кода с помощью верификатора штрихового кода.
РАЗДЕЛ IV. Маркировка товаров однородных групп (5 час.)

Тема 4.1 Маркировка продовольственных товаров (2 час.)

Стандарты, устанавливающие требования к информации для потребителей. Общие и специфичные требования к информации для потребителей пищевых продуктов и табачных изделий.

Особенности маркировки консервов: расшифровка условных обозначений на штампах банок. Новое в маркировке консервов.

Ветеринарная и товароведная маркировка мясных туш: назначение, нормативные документы, штампы и клейма для разных видов и категорий мяса.

Специфика маркировки алкогольных напитков: носители (этикетка, контрэтикетка, кольеретка) и их назначение, требования к информации. Применение акцизных марок, их назначение, порядок маркировки, документы, их регистрирующие. Идентификационные номера: назначение, порядок получения и нанесения. Защитные знаки: назначение, виды.

Особенности маркировки безалкогольных напитков: носители, назначение, требования к информации.

Особенности маркировки зерномучных, плодоовощных, кондитерских, вкусовых, молочно-жировых, мясных и рыбных товаров.

Особенности маркировки табачных изделий: требования к информации, предупредительные надписи, акцизные марки и идентификационные номера.
Тема 4.2 Маркировка непродовольственных товаров (2 час.)

Стандарты, устанавливающие требования к информации для потребителей. Общие и специфичные требования для товаров однородных и разнородных групп.

Особенности маркировки непродовольственных товаров однородных групп: носители, сведения о товаре. Производственная и торговая маркировка обувных, текстильных, швейно-трикотажных, металло-хозяйственных, парфюмерно-косметических и других непродовольственных товаров. Применение идентификационных номеров для аудио- и видеотехники: назначение, порядок получения и нанесения.
Тема 4.3. Маркировка товаров за рубежом (1 час.)

Международные документы, устанавливающие требования к маркировке потребительских товаров. Правила этикетирования пищевых продуктов по Директивам Совета ЕЭС. Обоснование необходимости информации о требованиях к маркировке экспортных и импортных товаров.

Особенности маркировки импортных товаров отдельных групп. Общность и отличия от маркировки российских товаров. Информация о наименовании товара и сроках годности на маркировке импортных товаров. Идентификация товарных партий.

Ознакомление с товарными знаками крупнейших корпораций по производству импортных товаров.
Раздел V. Автоматизация информационного обеспечения товароведов (5 час.)

Тема 5.1 Информационные процессы в торговле (1 час.)

Понятие информационного обеспечения как части автоматизированной информационной системы (АИС). Автоматизированные информационные системы и технологии, их классификация. Структура и состав АИС. Понятие информационного обеспечения как части АИС.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) – средство автоматизации работы пользователя. Состав АРМ. Информационное обеспечение АРМ. АРМ товароведа.

Технология автоматизации документального оформления товарных операций.

Современные торгово-складские программы. Их классификация и основные характеристики. Выбор торговых программ для предприятия и предъявляемые к ним требования.
Тема 5.2 Внемашинное информационное обеспечение торгового предприятия (0,5 час.)

Структура и содержание внемашинного информационного обеспечения.

Методы классификации и системы кодирования информации. Классификаторы информации и технология их применения.

Разработка классификаторов товаров, поставщиков, покупателей применительно к специфике предприятия (фирмы). Переменная и условно-постоянная (нормативно-справочная) информация, определение её состава и содержания для торгового предприятия.

Технология и области применения штрихового кодирования.

Тема 5.3 Документация и технология её подготовки (0,5 час.)

Структурные единицы информации. Понятие документа, классы документов. Унифицированные системы документации. Стандартизация документов. Основные виды документов в торговле.

Разработка форм первичных и отчетных документов. Технология постановки задачи автоматизированного получения на ПК первичных и отчетных документов. Подготовка товарных документов с помощью текстовых редакторов и электронных таблиц.

Способы ввода информации в систему. Автоматизация ввода документов на бумажных носителях. Потоковая обработка стандартных форм документов. Способы вывода информации.

Тема 5.4. Информационно-поисковые системы в торговле (1 час.)

Понятие информационно-поисковых систем и их виды. Поисковые возможности систем. Гипертекстовая технология. Использование информационных ресурсов сети Интернет в электронной коммерции. Электронная почта. Применение информационно-поисковых систем в торговле.

Правовая информация и способы её распространения. Основные характеристики и классификация справочно-правовых систем. Обзор рынка справочно-правовых систем. Специализированные справочно-правовые системы для торговли.
  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» iconРабочая программа учебной дисциплины «информационное обеспечение...
«Товароведение и экспертиза товаров в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» iconМетодические рекомендации к выполнению индивидуальных заданий по...
Индивидуальные задания: методические рекомендации к выполнению индивидуальных заданий по дисциплине «Информационное обеспечение товароведения...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору б дв 1
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Error: Reference source not found

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по 1С»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Таможенное дело»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы организации труда»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «таможенное оформление товаров...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Таможенное оформление товаров и транспортных средств» подготовлен в соответствии с требованиями...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск