Методика определения статуса школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях Москва, 2016


НазваниеМетодика определения статуса школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях Москва, 2016
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк доверенности > Документы
  1   2   3   4   5
Методика определения статуса школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях

Москва, 2016



Методика определения статуса школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях

1. Актуальность применения методики, разработка единого подхода к определению статуса школ и критериям их отнесения к категории функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с различными социальными статусами и затратами ресурсов школы


Адресатами поддержки в регионах должны стать школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях, с различными социальными статусами и затратами ресурсов школы. Для выделения этой группы школ необходимо уметь точно определять их статус, а именно проводить контекстуализацию образовательных результатов школ. Таким образом, приоритетная помощь должна быть оказана школам с низкими образовательными результатами, которые, как будет показано ниже, во многом определяются сложностью социальных условий, в которых они работают. Повысив качество образовательных результатов в этой группе школ (переведя их в эффективный режим работы) можно повысить общее качество образовательных результатов региональной (муниципальной) систем образования.

Как показывает зарубежный опыт, для эффективной работы в неблагоприятных социальных условиях школы нуждаются в дополнительных ресурсах прежде всего, кадровых, но также и материально-технических, поскольку сложный контингент учащихся и депривированное внешнее окружение таких школ влекут за собой недостаток образовательных ресурсов. Под кадровыми ресурсами, в данном случае, понимается уровень кадрового обеспечения школы, включая уровень квалификации педагогических кадров наличие штата специалистов психологов, дефектологов, лечебных и социальных педагогов. Материально-технические ресурсы включают финансовое обеспечение школы, наличие необходимого учебного оборудования и расходных материалов. Важным критерием, определяющим сложность контингента, является уровень социального и экономического благополучия школы, который включает: образовательный уровень родителей учащихся, миграционный и языковой статус учащихся, долю детей с девиантным поведением, долю учащихся с низкими и высокими достижениями.

Таким образом, категория школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, испытывающая дефицит изложенных выше разнообразных ресурсов должна рассматриваться в качестве требующей особого внимания и находиться в фокусе мер, направленных на повышение качества образования.

Несколько лет исследований на материале российских школ ещё раз подтвердили факт, который в последние пятьдесят лет находится в фокусе образовательной политики и управленческих стратегий ведущих мировых систем образования: связь между учебными результатами школьников и внешними, не зависящими от школы факторами, определяющими условия её деятельности, актуальна и для отечественных школ. Важными составляющими являются характеристики школьных ресурсов и школьного контингента.

Эти результаты исследований широко представлялись на разных общественных площадках1, обсуждались в ходе профессиональных дискуссий2.

Важно, что идентификация выделенной группы школ может повлечь за собой трансформацию сложившегося подхода к оценке деятельности образовательных организаций исключительно по результатам государственной итоговой аттестации. Необходимо введение в анализ результатов, прежде всего, условий работы школ, иначе говоря, школьного контекста.

Так, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», декларировало важность «непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность); усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений»3. В Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, согласно указанному Постановлению, входят некоторые данные о школьных ресурсах, но отсутствуют наиболее существенные характеристики контингента учащихся. Такой подход существенно ограничивает возможность достижения заявленной цели – «повышение качества управленческих решений».

Приходится констатировать, что сегодня в практике оценки результатов работы школ и их использовании в принятии управленческих решений:

  • не учитываются различия школ в ресурсах и контингенте учащихся,

  • внимание к «top» сочетается с несфокусированным взглядом на «down»,

  • не оцениваются «вклад», «усилия» школы,

  • конструкт «эффективность» используется не осмысленно.

Представляется, что предложенный в данной методике подход к учету контекстных данных в оценке работы образовательных организаций позволит решить задачу идентификации образовательных организаций, на которые должны быть направлены действия региональных программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях.

Итак, проблема состоит в отсутствии устойчивых традиций учета контекстных данных в системе управления качеством образования и в оценке эффективности образовательных организаций. Применительно к системе образования, контекст следует определить как обстоятельства, в которых протекает образовательный процесс, но обстоятельства – внешние по отношению к этому процессу, т.е. не являющиеся его непосредственной частью, и при том оказывающими на него существенное влияние. По существу речь идет о наборе внешних, порой не всегда очевидных факторов, которые участники образовательного процесса контролировать не могут, но который нельзя игнорировать применительно к оценке результатов этого процесса.

К сожалению, несмотря на обилие эмпирических работ, которые ярко иллюстрируют ситуацию с неравенством в российском образовании [Константиновский и др., 2011; Ястребов, 2010; Прахов, Юдкевич, 2012; Рощина, 2012 и проч.], в отечественной практике управления это знание по-прежнему мало востребовано, практически никак не используется и не находит отражения в статистическом учете.

Однако в ряде зарубежных стран практика учета контекстных данных является уже вполне устоявшейся. Контекстная информация, которая используется в статистике образования в других странах, представлена в ряде публикаций [Ястребов и др., 2013. С. 194-195], а также в тематическом сборнике ОЭСР [Measuring Improvements…, 2008. P. 135-137].
Таблица 1. Контекстные данные, которые учитываются в странах ОЭСР

Страна

Демографическая информация

Иммиграционный статус

Особые проблемы при учебе

Состав семьи

Образование родителей

Экономические ресурсы

Получаемая социальная помощь

Бельгия

Возраст, пол, страна рождения ученика и родителей, Возраст в момент иммиграции

Родной язык, на котором говорят дома

Выявленные затруднения в учёбе, обстоятельства повторения классов.

Ученик воспитывается вне дома (приёмные родители, гос. институты) рассматривается как основание для статуса ребёнок группы риска (BAR)

Образование матери




Гранты на обучение, доходы семьи, зависимость от социальной поддержки рассматривается как основание для статуса BAR

Греция

Возраст, пол, место рождения




Ученики со специальными учебными потребностями




Наиболее высокий уровень образования родителей

Занятость родителей (социальный статус/категория)




Англия

Возраст, пол, этническая группа

Английский родной язык

Ученик, отнесенный к категории имеющих специальные учебные нужды







Депривация территории/окружения (измеряется индексом)

Ученик получает бесплатное школьное питание

Испания

Возраст, пол

Страна рождения. Возраст на момент иммиграции. Разговорный язык дома

Ученики со специальными учебными потребностями. Обстоятельства повторения классов.

Анкета по структуре семьи

Уровень образования родителей

Занятость родителей. Культурные и иные домашние ресурсы (собственность)

Гранты, получаемые учеником

Словения

Возраст, пол




Специальные учебные нужды













Швеция

Возраст, пол, место рождения, этническая группа

Срок пребывания в иммиграции







Наиболее высокий уровень образования родителей







Франция

Возраст, пол, место рождения

Национальность место рождения

Класс обучения, изучавшиеся предметы







Занятость родителей (одна из 4-х категорий занятости). Размер семьи.

Полученная финансовая помощь/пособие.

Норвегия

Возраст, пол

Рождение за пределами Норвегии, страна/территория происхождения. Возраст в момент иммиграции.




Материальный статус родителей. Возраст, в котором родили первого ребёнка. Число братьев и сестёр, порядок рождения.

Наиболее высокий уровень образования родителей

Доходы семьи. Благосостояние семьи (на основании данных о налогах).

Отсутствие работы у родителей в течение последних 10 лет.

Польша

Возраст, пол




Дислексия













Португалия

Возраст, пол

Язык, на котором разговаривают дома.

Отметки ученика, повторение классов. Специальные учебные нужды

Число братьев и сестёр.

Образование родителей.

Занятость родителей. Наличие компьютера дома, наличие Интернета дома.

Право ученика на получение помощи ( в зависимости от доходов семьи).


Источник: [MeasuringImprovements 2008, pp.135-137]

В Великобритании система оценки результатов деятельности школы включает в себя данные о половозрастном, этническом и социально-экономическом составе учащихся и, кроме того, параллельно учитывает их возможную мобильность между образовательными учреждениями, которая также может создавать определенные искажения при оценке4.

В США нет единой системы учета контекстных данных, однако в ряде штатов (например, во Флориде, Южной Каролине, Висконсине, Теннеси и др.) осуществляются собственные программы оценки качества образования, основанные на схожей идеологии [MeasuringImprovements…, 2008. P. 76].

В Австралии комплексный учет контекстной информации осуществляется с помощью специально разработанного индекса (Index of Community Socio-Economic Advantage), который рассчитывается индивидуально для каждой школы. Он представляет собой сумму различных социально-экономических показателей, чьи веса в общей формуле ежегодно определяются на основе специального анализа и соответствуют тому, насколько существенно они влияют на различия в успеваемости учащихся. Далее сравнение образовательных организаций по уровню успеваемости осуществляется с учетом этого индекса по принципу выявления «статистических соседей», т.е. в группах школ со схожими значениями индекса (и соответственно социально-образовательных условий).

В случае с Чили все школы разделяются на пять групп средствами кластерного анализа, в основу которого кладутся три переменные – уровень образования родителей, доход семьи и индекс социальной уязвимости школ5; и дальнейшее сравнение образовательных организаций также осуществляется внутри выделенных групп.

Однако, так или иначе, наборы используемых показателей в большинстве стран достаточно похожи и, видимо, без особых проблем поддаются статистическому учету, поскольку сбор соответствующей информации зачастую осуществляется самими образовательными учреждениями на этапе приема детей в школу. Отличия в системах учета могут быть обусловлены конкретными особенностями стран, определяющими важность тех или иных показателей в конкретном национальном контексте.

В России о необходимости учета контекстных показателей при сравнении эффективности образовательных организации и образовательных систем в последнее время также активно пишут известные отечественные специалисты [Агранович, 2008; Боченков, Вальдман, 2013; Болотов, Вальдман 2013]. Так, например, при сравнении региональных образовательных систем предлагается обращать внимание на контекстные показатели, определяющие социально-экономическую специфику различных субъектов Российской Федерации: валовый региональный продукт на душу населения, долю сельского населения, миграционный баланс, уровень безработицы, показатели развития социально-культурной инфраструктуры и т.п. [Агранович и др., 2008. С. 21]. Схожая идеология лежит в основе одной из первых в России попыток типологизации региональных образовательных ситуаций [Собкин, Писарский, 1998].

Значительно более редкими являются примеры использования контекстной информации для типологизации непосредственно образовательных организаций. Одним из них является исследование под руководством Д. Константиновского, в котором для построения реальной типологии школ был применен так называемый кластерный подход, позволивший произвести классификацию одновременно с учетом нескольких измерений. Помимо показателей «результата» в числе этих измерений также рассматривались показатели «входа» и «процесса». При этом заслуга авторов в том, что отбор конкретных показателей осуществлялся не только в соответствии с теоретическими представлениями, но и в соответствии с результатами статистического анализа, целью которого было выделить именно те контекстные характеристики, которые наиболее тесно связаны с образовательными результатами [Константиновский и др., 2013]. Аналогичный, кластерный подход к выявлению типологии образовательных организаций с учетом контекстной информации ранее также предлагали использовать другие авторы [Агранович и др., 2008].

Модель механизмов взаимодействия различных групп факторов и их влияния на образовательные достижения6 учащихся можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 1.
Рисунок 1. Концептуальная схема влияния различных групп факторов на образовательные достижения учащихся



Как уже говорилось выше, дети из семей, располагающих значительными социально-экономическими и культурными ресурсами, как правило, демонстрируют более высокие успехи в учебе (связь 4). Это связано с трансляцией некоторых из указанных преимуществ через специфические практики воспитания, участие родителей в образовании своих детей, оплату занятий с репетитором и т. п., а также с врожденными когнитивными способностями.

Ресурсы, которыми располагает школа (связь 5) – например, учителя соответствующей квалификации, материально-техническое обеспечение учебного процесса или любой другой вид материальных ресурсов, направленных на повышение качества образования – все это, можно ожидать, напрямую влияет на успеваемость школьников.

Определенным образом связаны между собой ресурсы школы и характеристики контингента (связь 6). При выборе школы для детей семьи обращают внимание на то, какие учителя преподают в школе, кто является директором и насколько эффективно используется в ней средства, поступающие из бюджета и/или дополнительно инвестируемые родителями. Выбор школы может быть в значительной степени обусловлен социально-экономическими и культурными характеристиками семей.

Однако, с другой стороны, сами семьи с их ресурсами также могут рассматриваться как часть ресурсов школы (отсюда обратная направленность причинно-следственной связи). Они могут активно участвовать в принятии ключевых решений, касающихся улучшения качества учебного процесса, передавать в распоряжение школы некоторые средства и даже служить своего рода маркером социального статуса для других семей, принимающих решение о том, в какую школу отдать своих детей.

Наконец, обязательным элементом в анализе условий работы образовательных организаций должен быть учёт влияния территориального аспекта на функционирование образовательных учреждений (связи 1 и 3). Школы функционируют не сами по себе, а в контексте социально–экономических условий, заданных принадлежностью к определенной территории (за которую в данном исследовании принимается самый базовый уровень муниципальных образований в России – уровень конкретных поселений)7.

Таким образом, учет контекстных факторов при оценке образовательных результатов учащихся представляется весьма обоснованным. Особенно актуальной эта задача выглядит в отношении группы школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях, с различными социальными статусами учащихся и затратами ресурсов школ.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методика определения статуса школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях Москва, 2016 iconДополнительная образовательная программа «Школа консультирования»...
Программа предназначена для педагогов школ различного типа, социальных педагогов, психологов, администрации школ и специалистов других...

Методика определения статуса школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях Москва, 2016 iconМетодика
Методика оценки кредито- и платежеспособности заемщика (далее – Методика) описывает процедуру андеррайтинга потенциального заемщика,...

Методика определения статуса школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях Москва, 2016 iconМетодика
Методика оценки кредито- и платежеспособности заемщика (далее – Методика) описывает процедуру андеррайтинга потенциального заемщика,...

Методика определения статуса школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях Москва, 2016 iconРегламент проведения отборов инвестиционных проектов по строительству...
Изменения, связанные с порядком передачи прав и обязанностей по договорам о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих...

Методика определения статуса школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях Москва, 2016 iconМетодика расчета начальных (максимальных) цен договоров при проведении...
Единому отраслевому стандарту закупок (Положение о закупке) Госкорпорации «Росатом»

Методика определения статуса школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях Москва, 2016 iconМетодика определения уровня дезадаптации учеников 1 классов
Названная методика адресована учителям начальной школы. Она состоит из 46 нижеследующих утверждений, 45 из которых касаются возможных...

Методика определения статуса школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях Москва, 2016 iconПрактикум по курсу «методология и методика социологических исследований» Москва
«социология». Практикум разрабатывался, исходя из особенностей подготовки студентов-социологов факультета гуманитарных и социальных...

Методика определения статуса школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях Москва, 2016 iconПоложение о проведении II
Всероссийский заочный конкурс юных пианистов «Истории из «Детских альбомов» детских музыкальных школ и детских школ искусств (далее...

Методика определения статуса школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях Москва, 2016 iconМетодика всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности...
Вот почему те, у кого много достоинств, но еще больше скромности, нередко остаются в тени

Методика определения статуса школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях Москва, 2016 iconАо «Мосэнергобиржа» Москва 2014 Термины и определения
Биржевой инструмент – Биржевой товар с указанным базисом поставки, допущенный к торгам на определенных условиях поставки

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск