Программа «Здоровое питание школьников»


Скачать 413.65 Kb.
НазваниеПрограмма «Здоровое питание школьников»
страница1/4
ТипПрограмма
filling-form.ru > бланк доверенности > Программа
  1   2   3   4
Рассмотрено Утверждаю

Управляющим Советом Директор школы

_____М.Н. Савченко ______Е.А. Мариночева

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 п. Фряново

Щелковского муниципального района Московской области

Программа

«Здоровое питание школьников »

на период 2010-2014 годы

2010 год

Содержание программы

I .Введение

II. Цели и задачи

III. Обоснование актуальности поставленных задач

IV. Основные направления работы

V.Стратегия реализации программы

1. Участники

2.Этапы реализации программы

VI.Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания учащихся в ОУ.

1.Рабочие помещения и оборудование

2. Санитарно-техническое обеспечение организации школьного питания.

VII План работы

VIII .Ресурсное обеспечение программы

IX .Средства контроля.

X . Ожидаемые результаты реализации программы. Заключение.

I .Введение

Питание - один из факторов среды обитания, оказывающий непосредственное влияние на формирование здоровья детей и подростков. У детей и подростков в школьный период  наблюдаются интенсивные процессы роста, сложная гормональная перестройка организма, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, головного мозга. Значительное умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко  в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания современных детей. Пищевой рацион школьников  должен покрывать все энергетические потребности, связанные с бурным ростом организма и интенсивной жизнедеятельностью детей. Очень часто это происходит, в основном, за счет потребления большого количества продуктов с высоким содержанием жира и сахара, что может привести к развитию в будущем ожирения, кариеса, гиповитаминозов, а также дефициту микронутриентов. Поэтому одной из главных целей является пропаганда здорового образа жизни и питания среди родителей и детей.
       В настоящее время в состоянии здоровья школьников преобладает увеличение удельного веса имеющих хроническую патологию и уменьшение числа относительно здоровых детей. К сожалению, в структуре заболеваний школьников стали чаще встречаться заболевания ЖКТ, почек, болезни обмена веществ, да и близорукость и сколиоз стали частыми спутниками наших детей. Не рационально построенные нагрузки, не сбалансированное питание могут привести к ухудшению здоровья и обострениям уже имеющихся хронических заболеваний.

Актуальными для всех возрастов людей являются следующие принципы рационального питания:

Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергетическим затратам ребенка.

Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.

Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.

Оптимальный режим питания.

Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.

Учет индивидуальных особенностей детей.

Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми ингредиентами, витаминами, макро и микроэлементами улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды. Питание влияет на развитие центральной нервной системы, интеллекта, состояние работоспособности. Поэтому проблема школьного питания, полноценного, сбалансированного рациона приобретает в наши дни такую актуальность.
       Было замечено, что учащиеся, получающие горячее питание, меньше утомляются и легче справляются со школьной нагрузкой. Кроме этого, регулярное питание, соблюдение режима питания - это прежде всего профилактика заболеваний пищеварительной системы. Поэтому, при организации школьного питания лучше ориентироваться на принципы здорового питания.

По официальным данным состояние здоровья российских школьников далеко от нормы. Без хронических заболеваний школу заканчивают не более трети учащихся, и в том числе – из-за неудовлетворительного состояния школьного питания.

Многие выпускники школы имеют ограничения по состоянию здоровья при выборе будущих специальностей. Многие не годятся для службы в армии: ежегодно только по причине дефицита веса Минобороны отбраковывает от призыва более 90 тыс. молодых людей. В то же время еще 10% школьников страдают ожирением. Переломить ситуацию мог бы всеобщий переход на здоровое, сбалансированное горячее школьное питание.

В ходе анализа работы организации школьного питания были выявлены следующие проблемы:

а) неполный охват учащихся горячим питанием ; б) однообразие меню в школьной столовой; в) физически и морально устаревшее технологическое, тепловое и холодильное оборудование в пищеблоке; г) недостаточная витаминизация продуктов питания; д) недооценивание родителями важности горячего питания в школе; е) недостаточное финансирование;

С целью создания условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания, поиска новых форм обслуживания детей, увеличения охвата учащихся горячим питанием в школе была разработана комплексно-целевая программа «Здоровое питание школьников»

II. Цели и задачи

Цель: Обеспечение качественным питанием обучающихся школы при сохранении его доступности, формирование общей культуры правильного питания. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Пропаганда здорового питания (проведение классных часов, конкурсов, лекций, дискуссий) . 2. Формирование у детей и родителей потребности правильного питания как неотъемлемой части сохранения и укрепления здоровья. 3. Формирование навыков здорового питания через систему воспитательной работы школы и работы с родителями. 4. Внедрение современных методов мониторинга состояния питания. 5. Обеспечения качественного, сбалансированного питания детей. 6. Разработка и внедрение новых форм организации горячего питания. 7. Дальнейшее совершенствование материально-технологического оборудования столовой.

III. Обоснование актуальности поставленных задач

Здоровое (рациональное) питание - одна из главных составляющих здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма. В настоящее время происходит значительное изменение отношения людей, в первую очередь социально активных слоев населения, к собственному здоровью: исчезают старые представления о том, что здоровье ничего не стоит, затраты на него не дают никакой отдачи и им можно пренебречь. Становится все более понятным, что именно здоровье - самое ценное достояние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия. Неправильное питание современного человека становится основным фактором риска развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, сердечно-сосудистой системы и онкологических процессов. В организме человека нет органа или системы, от характера питания которого не зависели бы его нормальное функционирование и работоспособность. Правильное питание играет огромную роль на каждом этапе развития организма . Физиологический смысл питания: чем больше выбор питательных и витаминных блюд, тем полноценнее обеспечение организма незаменимыми пищевыми веществами.

IV. Основные направления работы

Основными мероприятиями программы являются: 1. Организация и регулирование школьного питания предусматривает:

  • развитие системы мониторинга состояния здоровья обучающихся, обеспечения их необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании;

  • развитие механизмов координации и контроля в системе школьного питания;

  • формирование навыков здорового питания обучающихся и их родителей, организация обучающих семинаров по вопросам организации питания;

  • организация правильного, сбалансированного питания детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;

  • обеспечение доступности, безопасности и эффективности школьного питания;

  • оказание социальной поддержки отдельным категориям обучающихся;

  • использование разных форм и методик организации питания;

2. Укрепление материально-технической базы школьной столовой предусматривает:

  • отработку системы эксплуатации нового оборудования, полученного в рамках Федеральной программы «Модернизации школьного питания»,

  • совершенствование дизайна школьной столовой, отработку системы формирования культуры питания.

3.Повышение квалификации персонала предусматривает:

  • повышение профессионального уровня специалистов в области школьного питания через систему повышения квалификации;

  • проведение конкурсов, выставок, презентаций школьных обедов;

  • увеличение штатных работников школьной столовой.

V.Стратегия реализации программы

1. Участники


 




Семья
организация контроля за питанием  
- УС


Администрация 
комиссия по питанию - индивидуальные беседы;
- пропаганда санитарно-гигиенических знаний среди родителей

Педагогический коллектив  
- рейд «Семья»;
- Совещание; 
- Семинары

Педагог- организатор
- приобщение в кружки и секции по месту жительства
- пропаганда здорового образа жизни




Медицинский работник 

- индивидуальные беседы
- контроль за здоровьем учащихся
- контроль за состоянием столовой и пищеблока

Социальный педагог- выявление неблагополучных семей, посещение на дому 
- помощь в выборе занятий по интересам
- санитарно-гигиеническое просвещение

2.Этапы реализации программы

1 этап Базовый -2010 год: - анализ нынешнего состояния; - планирование реализации основных направлений программы; - создание условий реализации программы; - начало реализации программы. 2 этап Основной -2011 -2014 гг: - поэтапная реализация программы в соответствии с целями и задачами; - промежуточный мониторинг результатов; - корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами. 3 этап Заключительный - 2010-2014 гг: - завершение реализации программы; - мониторинг результатов; - анализ результатов. В ходе реализации программа предусматривает корректировку и дополнения .

VI.Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания учащихся в ОУ.

1.Рабочие помещения и оборудование

Наименование производственного помещения

Оборудование

Склады

Стеллажи, подтоварники, среднетемпературные и низкотемпературные холодильные шкафы. 

Овощной цех

Производственные столы и стеллажи, картофелечистка, раковины для мытья овощей и рук.

Мясной цех

Производственные столы, среднетемпературные и низко холодильные шкафы, моечная ванна для мытья сырых мяса и рыбы, мясорубка для сырого мяса и рыбы раковина для мытья рук

Горячий цех

Производственные столы для готовой продукции, электрические плиты, духовой (жарочный) шкаф, контрольные весы, раковины для мытья сырых фруктов, слива гарниров, а также для мытья рук, овощерезка

Раздаточная зона

Мармиты для первых, вторых и третьих блюд и холодильным прилавком

Моечная для мытья столовой посуды

Посудомоечная машина, столы для грязной и чистой посуды, ванна для мытья столовой посуды на 3 секции, ванна для мытья котлов, стеллажи. Водонагреватель на случай отключения горячей воды

Обеденный зал


Площадь-150 м2 . Обеденные столы не менее чем на 100 человек


2. Санитарно-техническое обеспечение организации школьного питания.

 Санитарное состояние и содержание производственных помещений соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания. Производственные и другие помещения школьной столовой содержатся в порядке и чистоте. Хранение пищевых продуктов на полу не допускается.

Уборка обеденного зала проводится после приема пищи. Обеденные столы моются горячей водой с добавлением моющих средств, используя специально выделенную ветошь и промаркированную тару для чистой и использованной ветоши.

Ветошь в конце работы замачивается в воде при температуре не ниже 45°С, с добавлением моющих средств, дезинфицируют или кипятят, ополаскивают,  просушивают и хранят в таре для чистой ветоши.

Мытье кухонной посуды предусмотрено отдельно от столовой посуды.

В моечном помещении вывешены инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентрации и объемов применяемых моющих средств, согласно инструкции по применению этих средств, и температурных режимах воды в моечных ваннах.

Для обработки посуды, проведения уборки и санитарной обработки предметов производственного окружения используются разрешенные к применению в установленном порядке моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, согласно инструкциям по их применению.

Моечные ванны для мытья столовой посуды имеют маркировку объемной вместимости и обеспечиваются пробками.

При мытье столовой посуды ручным способом в трех секционных ваннах соблюдается следующий порядок: - механическое удаление остатков пищи; - мытье в воде с добавлением моющих средств в первой секции ванны при температуре не ниже 45°С; - мытье во второй секции ванны в воде с температурой не ниже 45°С и добавлением моющих средств в количестве в 2 раза меньше, чем в первой секции ванны; - ополаскивание посуды в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65°С, с использованием металлической сетки с ручками и гибкого шланга с душевой насадкой; - просушивание посуды на решетках, полках, стеллажах (на ребре).

Чашки, стаканы, бокалы промываются в первой ванне горячей водой, при температуре не ниже 45°С,  с применением моющих средств; во второй ванне ополаскиваются горячей проточной водой не ниже 65°С, с использованием металлической сетки с ручками и гибкого шланга с душевой насадкой.

Столовые приборы подвергаются мытью в горячей воде при температуре не ниже 45°С, с применением моющих средств, с последующим ополаскиванием в проточной воде и прокаливанием в духовых шкафах в течение 10 минут.

Кассеты для хранения столовых приборов ежедневно подвергают обработке с применением моющих средств, последующим ополаскиванием и прокаливанием в духовом шкафу.

Чистая кухонная посуда и инвентарь хранятся на стеллажах на высоте не менее 0,5 м от пола; столовая посуда– в шкафах или на решетках; столовые приборы – в специальных ящиках-кассетах ручками вверх, хранение их на подносах россыпью не допускается.

Санитарная обработка технологического оборудования проводится ежедневно по мере его загрязнения и по окончании работы. Производственные столы в конце работы моются с использованием моющих и дезинфицирующих средств, промываются  горячей водой температуры не ниже 45° С и насухо вытираются сухой, чистой тканью. Для моющих и дезинфицирующих средств, применяемых для обработки столов, выделяется специальная промаркированная емкость.

Мытье разделочных досок и мелкого деревянного инвентаря производится в моечном отделении (цехе)  для кухонной посуды горячей водой при температуре не ниже 45°С,  с добавлением моющих средств, ополаскивается горячей водой при температуре не ниже 65°С и ошпаривается кипятком, а затем просушивается на стеллажах на ребре. После обработки и просушивания разделочные доски хранятся непосредственно на рабочих местах на ребре.

Щетки для мытья посуды после использования очищаются, замачиваются в горячей воде при температуре не ниже 45°С с добавлением моющих средств, дезинфицируются , промываются проточной водой, просушиваются и хранятся в специальной таре.

Для мытья посуды не допускается использование мочалок, а также губчатого материала. Дезинфекция посуды и инвентаря проводится по эпидемиологическим показаниям в соответствии с инструкцией по применению дезинфицирующих средств.

Один раз в месяц проводят генеральную уборку всех помещений, оборудования и инвентаря с последующей дезинфекцией.

Пищевые отходы хранятся в емкостях с крышками в специально выделенном месте.

Для уборки каждой группы помещений  выделяется отдельный промаркированный уборочный инвентарь. Инвентарь для мытья туалетов имеет сигнальную (красную) маркировку.

По окончании уборки, в конце смены весь уборочный инвентарь промывается с использованием моющих и дезинфицирующих средств, просушивается и хранится в чистом виде.

Уборочный инвентарь хранится в специально отведённом месте .

Проведение мероприятий по борьбе с насекомыми и грызунами осуществляется специализированными организациями в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к проведению дератизационных и дезинсекционных работ.

Для предупреждения залета насекомых проводится засетчивание оконных и дверных проемов в помещениях столовой.

Санитарное состояние и содержание производственных помещений соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания.

При составлении примерного меню следует обеспечивать поступление с рационами питания витаминов и минеральных солей .

Подогрев витаминизированной пищи не допускается.

Замена витаминизации блюд выдачей поливитаминных препаратов в виде драже, таблетки, пастилки и других форм не допускается.

В образовательном учреждении предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. 

Питьевой режим в образовательном учреждении организован  в следующей форме: кипяченая вода, налитая в чайники.

Обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении. 

Условия труда работников организации питания образовательного учреждения отвечают требованиям действующих нормативных документов в области гигиены труда.

Санитарно-бытовое обеспечение работающих обеспечивается в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами для организаций общественного питания.

Параметры микроклимата производственных помещений соответствуют требованиям, предъявляемым к микроклимату производственных помещений организаций общественного питания.

Естественное и искусственное освещение во всех помещениях соответствует требованиям, предъявляемыми  действующими санитарными правилами и нормами для организаций общественного питания.

Уровни шума в производственных помещениях не превышают гигиенические нормативы для организаций общественного питания.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа «Здоровое питание школьников» iconМетодической разработки
В статье представлен опыт создания и деятельности семейного клуба по вопросах организации здоровое питание детей «Азбука здорового...

Программа «Здоровое питание школьников» iconДоклады, подготовленные к форуму
Доклады, подготовленные к форуму «Здоровое питание в образовательных учреждениях России: инновационные технологии и современные формы...

Программа «Здоровое питание школьников» iconМетодические рекомендации по проведению классных часов с обучающимися 7-10 классов Воспитание
Воспитание это ничто иное, как питание физическое и питание духовное, питание души

Программа «Здоровое питание школьников» iconРодителей (законных представителей) на предоставление дотации на бесплатное питание их ребенка
Приложение к Порядку предоставления компенсации стоимости отдельным категориям обучающихся в моу на питание (образец заявления на...

Программа «Здоровое питание школьников» iconПитание школьников в моу сош №71
Для получения двухразового горячего питания за счет средств бюджета г. Ярославля родителям (законным представителям) необходимо подать...

Программа «Здоровое питание школьников» iconПрограмма представляет собой сбалансированное обучение по видам речевой...
Учебная программа «Английский язык для школьников 1-4 классов» (English for younger learners) разработана для обучения английскому...

Программа «Здоровое питание школьников» icon«Оформление права на бесплатное питание школьников из малообеспеченных семей»
Ростова-на-Дону, проживающих в малообеспеченных (в том числе асоциальных) семьях, в которых среднедушевой доход на одного члена семьи...

Программа «Здоровое питание школьников» iconПоложение об Открытом чемпионате среди школьников по проектному управлению Челябинск, 2010
Приложение 2: Программа проведения Открытого чемпионата среди школьников по проектному управлению

Программа «Здоровое питание школьников» iconУважаемые родители!
Система «Карта Учащегося» предназначена для оплаты за питание в безналичной форме. Все средства, переведенные на карту, могут быть...

Программа «Здоровое питание школьников» iconУважаемые родители!
Система «Карта Учащегося» предназначена для оплаты за питание в безналичной форме. Все средства, переведенные на карту, могут быть...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск