Муниципальное учреждение «Управление образования» администрации МОГО «Ухта»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 общеразвивающего вида»
Ф.И.О. автора разработки, должность: Трукшина Алена Николаевна, воспитатель.
Тема методической разработки: Семейный клуб как активная форма сотрудничества детского сада и семьи в вопросах организации здоровое питание детей. Аннотация
В статье представлен опыт создания и деятельности семейного клуба по вопросах организации здоровое питание детей «Азбука здорового питания от А до Я».
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Содержание
Введение 3
Технология опыта 5
Результативность 7
Список используемой литературы 8
Приложения 9
Введение «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!» В.А. Сухомлинский
Всем известно, что питание в жизни каждого из нас, а особенно в жизни ребенка, играет особо важную роль. Правильное питание и тщательно подобранный рацион является залогом не только отличного самочувствия, но и хорошего настроения и жизнерадостности. Вместе с пищей ребенок должен получать необходимую ему энергию, которая в течение всего дня расходуется на физическое и интеллектуальное развитие, а также на игры и развлечения.
Пища современного человека далека от совершенства не только потому, что в ней преобладают продукты животного происхождения, но и потому, что промышленное производство поставляет на наш стол сильно переработанную пищу - в этом виде еда лишена даже минимального количества энергии жизни.
Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы здорового образа жизни, а здоровье детей невозможно обеспечить без рационального и полноценного питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка.
3 Что ребенку есть, в каком виде и в каких условиях решают родители. Но современные родители все меньше времени уделяют правильному питанию детей. Они пытаются реализовать себя, делают карьеру, а дети переходят на второй план. Родители зачастую испытывают определенные трудности, что не могут найти достаточно свободного времени для приготовления пищи в домашних условиях, часто используют полуфабрикаты и фастфуды и т.п., что не способствует укреплению здоровья. Так как детские привычки нередко имеют свойства закрепляться, есть большая вероятность того, что в последующем характер питания не будет способствовать сохранению их здоровья. Именно в дошкольном возрасте важно целенаправленно формировать устойчивые мотивации на здоровый образ жизни.
Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков, помощь педагогов родителям в семейном воспитании. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяет направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
4
Технология описания работы
В сентябре 2015 года в ходе подготовки к групповому родительскому собранию для родителей наших воспитанников (старшая группа) была предложена анкета на тему «Что вы знаете о здоровом питании детей?», в которой приняли участие 20 семей (83%) из 24 (4 семьи в данный период были в отпуске) (Приложение 1).
На основании результатов анкетирования были выявлены следующие проблемы:
45 % родителей неверно истолковывают понятие «здоровое питание»;
75 % родителей не знают принципов здорового питания, 10 % родителей называют один – два принципа;
80 % родителей не обсуждают с детьми вопросы правильного питания;
20% родителей рассказывают детям о полезных свойствах продуктов;
45 % семей молочные и овощные блюда готовят редко и однообразно.
100 % родителей покупает детям конфеты, жевательную резинку и чипсы.
По результатам был сделан вывод: родителям не хватает информации о правильном и сбалансированном питании для детей.
На основе полученных данных анкетирования и на основании решения родительского собрания (протокол № 1) был создан семейный клуб «Азбука здорового питания от А до Я», целью которой стало просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей, повышение их роли в формировании у детей привычки правильного питания.
Задачи:
Заинтересовать родителей значимостью темы о здоровом питании, как компонента формирования здорового образа жизни.
Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребенка основ правильного питания.
5 Активизировать работу родителей в формировании у детей основ рационального питания и в воспитании культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
Способствовать формированию привычки здорового питания в семье.
Следующим шагом было составление перспективного плана работы семейного клуба «Азбука здорового питания от А до Я». Все мероприятия были запланированы с учётом интересов и запросов родителей (Приложение 2).
Нами были разработаны традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по формированию навыков здорового питания: круглый стол, мастер-класс, семинар - практикум, деловая игра, с участием родителей и детей, видеоматериалы по организации жизни детей в ДОУ и семье.
Ежемесячный выпуск газеты, буклетов, оформление папок-передвижек, альбомов позволит вооружить каждого родителя знаниями и советами по организации питания в семье. Положительные моменты данной формы взаимодействия в следующем:
родителям предлагается объективная информация, и они решают, что с ним делать;
6 они могут взять издание домой и изучить его в удобное время. Результативность
По результатам повторного анкетирования родителей (апрель 2016г.) были сделаны следующие выводы: у родителей повысился уровня знаний по вопросам организации здорового питания, обеспечивающего нормальный процесс роста и развития детского организма, и как результат - рост родительской активности в формировании культуры питания своих детей, осознании ими роли здорового питания в жизни своих детей.
Большинство родителей поняли, что правильная организация питания предусматривает достаточное обеспечение детей всеми необходимыми витаминами, что способствует их лучшему развитию, повышает сопротивляемость организма к вредным факторам, в первую очередь к инфекционным заболеваниям. Родителями взято на вооружение то, что рационально составленное меню должно содержать такой подбор блюд, который соответствует потребностям детей в основных пищевых веществах и калориях с учетом их возраста, состояния здоровья и условий жизнедеятельности. Большинство родителей пришли к выводу, что работа в рамках «Азбука правильно питания» помогла им решить многие проблемы с организацией питания детей.
Активные формы сотрудничества с родителями в рамках семейного клуба способствовали тему, что родители из пассивно принимающих информацию, стали активно действующими участниками.
7
Используемая литература:
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.
Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
Зедгенидзе В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1.
Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2.
Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4.
Использование материалов электронных СМИ:
http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/roditelam/kruglyiy-stol-v-detskom-sadu#ixzz2PNkLI3Ao
Сайт: detskoe-zdorovye.ru
Сайт Nestle «Разговор о правильном питании» http://www.food.websib.ru/
http://www.eda-server.ru/cook-book/osnovnye/makaron/st00004
www. Maaam.ru
8
Приложение 1 Анкета для родителей
«Что вы знаете о здоровом питании детей?»
Дайте определение понятию «здоровое питание»
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Какие принципы здорового питания вы знаете?
______________________________________________________________
________________________________________________________________
Обсуждаете ли вы с детьми вопросы правильного питания?
________________________________________________________________
Знает ли ваш ребенок, что относится к вредным и полезным продуктам?
________________________________________________________________
Рассказываете ли вы своему ребёнку о полезных свойствах продуктов?
________________________________________________________________
Как часто вы покупаете детям конфеты, жевательные резинки, чипсы?
________________________________________________________________
Соблюдается ли в питании детей учёт сезонности (свежие фрукты, овощи, соки и т. д.)______________________________________________________
Как часто вы готовите дома молочные блюда и овощные салаты?
________________________________________________________________
Знают ли ваш ребенок, что такое витамины?__________________________
Придерживаетесь ли вы дома правил здорового и рационального питания?
________________________________________________________________
9
Приложение 2
План работы семейного клуба
«Азбука здорового питания от А до Я».
на 2015-2016 учебный год
(старшая группа «А» «Дельфинчики»)
Сентябрь
| Выпуск № 1
Статья «Питание дошкольника»
Рубрика «Готовим вместе с мамой» «Фруктовые канапе»
| Мастер-класс «Создание лэпбука «Овощи и фрукты - полезные продукты»
| Октябрь
| Консультация для родителей «Как правильно и вкусно приготовить кашу ребенку»
| Семейный проект «Каши разные нужны и важны»
| Выпуск № 2
Статья «Организация питания. Режим»
| Ноябрь
| Консультация для родителей «Фототерапия. Рецепты укрепляющих настоев»
| Выпуск № 3
Статья «Здоровое питание и детский сад»
Статья «Рацион дошкольника: рекомендации родителям»
| Декабрь
| Семинар-практикум «Ступеньки правильного питания»
| Выпуск № 4
Статья «Несколько слов об аппетите»
Рубрика «Готовим вместе с мамой» «Ньокки из творога»
| Январь
| Консультация для родителей «Нужна ли диета для ребёнка?»
| Выпуск № 5
Статья «Почему важно не спешить во время еды?»
Статья «Почему надо избегать перекармливания?»
Поучительно стихотворение «Обжора»
| Февраль
| Мастер-класс «Кока-кола: польза или вред?»
| Консультация для родителей «Чем вредны чипсы и газированные напитки?» «Самые вредные продукты»
| Выпуск № 6
Статья «Откажитесь от фаст-фута»
Рубрика «Готовим вместе с мамой» «Фруктовый салат: чудо-чаша»
| Март
| Выпуск № 7
Статья «Основные принципы питания дошкольников»
Рубрика «Готовим вместе с мамой» «Салат из капусты»
| Фотогалерея блюд «Ужин нашей семьи»
| Выпуск № 8
Статья «Стоит ли давать детям сладости?»
«Вкусные» стихи для детей «Омлет»
| Апрель
| Консультация для родителей «Значение первых блюд в детском питании»
| Выпуск № 9
Статья «Рациональное питание дошкольника»
Веселое стихотворение «Щи-талочка»
| Май
| Интеллектуально - познавательная игра «Путешествие в страну Здорового питания»
| Выпуск № 10
Статья «Как не надо кормить ребенка. Семь великих и обязательных «НЕ»
Рубрика «Готовим вместе с мамой» «Молоко апельсиновое»
| июнь
| Консультация для родителей «Рацион ребенка в летний период»
| Выпуск № 11
Статья «Дети и сладости»
Рубрика «Готовим вместе с мамой» «Ёжики»
| Июль
| Консультация для родителей «У ребёнка пропал аппетит»
| Выпуск № 12
Статья «Диета для маленького гения»
«Вкусные» стихи для детей «Салат»
| Август
| Составление рекламных плакатов «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты»
| Выпуск № 13 - 14
Статья «Еда и темперамент»
Статья «Зелень в питании детей»
|
Приложение 3 Заседание семейного клуба
«Азбука здорового питания от А до Я». Мастер-класс для родителей
«Лэпбук – это познавательная и увлекательная деятельность взрослого и детей»
«Создание лэпбука «Овощи и фрукты - полезные продукты»
«Увлечь, развивать и радовать,
Кусочками мир этот складывать
И вместе сложить в кармашки
Находки и ценности наши» Цель: ознакомление родителей с новым видом совместной деятельности взрослого и детей.
Задачи мастер- класса:
Представить педагогический опыт по использованию современных педагогических технологий в воспитании детей дошкольного возраста.
Мотивировать родителей на использование в совместной деятельности с ребенком методов, приёмов, игровых заданий.
Оборудование для изготовления лэпбука:
распечатанные шаблоны Лэпбука;
лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4;
ножницы;
клей-карандаш;
цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;
скотч;
декоративные элементы (пуговицы, пайетки, подвески, скрепки, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.).
Предварительная работа:
Задания родителям по подготовке материала по теме «Овощи и фрукты» (загадки, пословицы, поговорки, стихи, сказки, карточки, картинки, шаблоны и т.д.).
Ход мастер-класса:
№ слайда
| Название слайда
| Речь педагога
| 1 слайд
| Название мастер-класса
Что это за яркие складные книжки?
| Приветствую вас, уважаемые родители. Сегодня мне хочется рассказать вам о чудо-книжке под названием лэпбук. Сейчас такие книжечки набирают все большую популярность.
| 2 слайд
| Что такое лэпбук?
| «Лэпбук» (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга).
| 3-4 слайды
| Лэпбук - это самодельная книжечка и папка.
| Лэпбуком можно назвать самодельной книжечкой или папочкой, которая внутри содержит множество кармашек, книжек-раскладушек, конвертиков, окошек, дверок и других деталей.
Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
| 5 слайд
| Зачем нужен лэпбук?
| Для чего делают такие книжки?
Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции.
Значение Лэпбука для ребенка:
способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.
| 6 слайд
| Творческое взаимодействие в модели
«Дети-родители – педагоги»
| Творческое взаимодействие:
Воспитанник- педагог:
образовательная деятельность
Педагог-родитель:
установление партнерских отношений
Родитель-воспитанник:
подбирать информацию для лэпбуков, что способствует привлечению родителей к вопросам образования детей.
использование лэпбука в проектной деятельности (моя семья, мой город и т.п);
для закрепления пройденного материала.
| 7 слайд
| Преимущество использования лепбука
| Преимущество использования лепбука.
Помогает:
структурировать сложную информацию;
развивает познавательный интерес и творческое мышление;
разнообразить даже самую скучную тему;
научить простому способу запоминания;
объединить всю семью для увлекательного и полезного занятия.
| 8 слайд
| Я хочу сделать лэпбук, что для этого мне надо?
| Если я вас заинтересовала и у вас появилось желание изготовить Лэпбук, что для этого надо?
Определиться с темой. Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность.
После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Следующий этап самый интересный: теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п. Потом все это я рисую на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
| 9 слайд
| Из чего состоит лэпбук?
| Лэпбук состоит из папки формата А3.
| 10 слайд
| Виды элементов лэпбука
| Мини-книжечки, конвертики фигурные, кармашки, фигурные кармашки конвертики, пирамидки. книжки-гармошки, мобильные - вращающие круги, стрелочки и т.п
| 11 слайд
| Что нам понадобится?
| распечатанные шаблоны Лэпбука;
лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4;
ножницы; клей-карандаш;
цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;
скотч.
| 12 слайд
| Создание лэпбука
«Овощи и фрукты – полезные продукты».
| Предлагаю вашему вниманию с теоретического аспекта перейти к практическому.
При помощи шаблонов вырезаем из цветной бумаги элементы лэпбука: конверты, гармошки, книжки, кармашки, вращающиеся круги и многое другое. Рисуем, разукрашиваем, вклеиваем, вкладываем, пишем ранее собранную информацию.
| 13 слайд
| Создание лэпбука
«Овощи и фрукты – полезные продукты».
| В нашей маленькой книжке – раскладушке поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать его по- своему и главное совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать- поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
| 14 слайд
| Рефлексия
| Уважаемые родители, чтобы подвести итог и услышать от вас обратную связь, я предлагаю вам на листе бумаге шаблон руки.
Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно…
| «Где для детей польза,
там же должно быть для них и удовольствие»
Мишель Монтень
ОРИГАМИ ОРИГАМИ «СКАЖИ, КАКОЙ?» СКАЖИ КАКОЙ
ОВОЩ ИЛИ ФРУКТ? ТРАФАРЕТЫ
СОБЕРИ КАРТИНКУ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ЧТО ГДЕ РАСТЕТ? ИГРА
«ГДЕ, ЧЬЯ ТЕНЬ?» СВАРИМ ИГРЫ СКАЗКИ ОБ ОВОЩАХ И ФРУКТАХ ЗАГАДКИ КОМПОТ БОРЩ
|