Приложение № 4
к долгосрочной целевой программе
«Реализация методики «Бережливое производство» в Республике Татарстан на 2012 – 2013 годы»
Пояснение программных мероприятий 1. Обследование предприятий и организаций (аудит). Анкета предприятия для участия в производственном аудите заполняется по предлагаемой форме и включает в себя следующие разделы:
Форма
Данные об организации
Полное наименование
|
| Юридический адрес
|
| Фактический адрес
|
| Телефон (код)
|
| Факс (код)
|
| e-mail
|
| Веб-сайт
| www.
| Банковские реквизиты
|
| Коды
| ИНН (VAT)
|
| КПП
|
| ОКВЭД
|
| ОКПО
|
| Ф.И.О. и должность руководителя
|
| Ф.И.О. и должность лица, выполняющего функции представителя руководства
|
| Ф.И.О. и должность лица, назначенного для контактов
|
| Телефон (код)
|
| Факс
|
| e-mail
|
| ICQ, Skype
|
|
Структура предприятия (организации) и количество сотрудников, деятельность которых включена в область аудита
Общая численность персонала
|
| Численность персонала, входящего в область сертификации
|
| Количество временных сотрудников
|
| Средняя загруженность временных сотрудников
|
| Стандартные часы работы
|
| Количество смен
|
| Количество персонала, работающего посменно
|
| Количество сотрудников, которые работают за пределами площадки
|
|
Дополнительная информация по филиалам (производственным площадкам) предприятия (организации)
Адрес или название филиала (площадки)
|
|
|
| Контактные лица по филиалам (площадкам)
|
|
|
| Основные виды деятельности
|
|
|
| Количество смен
|
|
|
| Количество персонала, работающего посменно
|
|
|
| Стандартные часы работы
|
|
|
| Численность персонала
|
|
|
| Количество сотрудников, которые работают за пределами площадки
|
|
|
| Примечания: если филиалов больше трех — просим Вас предоставить данную информацию по всем филиалам в приложении на отдельном листе. 2. Разработка и согласование технических заданий на реализацию.
2.1. Общие положения.
Техническое задание – перечень требований, условий, целей, задач, поставленных заказчиком в письменном виде, документально оформленных и выданных исполнителю работ проектно-исследовательского характера. Техническое задание обычно предшествует разработке различных проектов и призвано ориентировать исполнителя на создание проекта, удовлетворяющего желаниям заказчика и соответствующего условиям использования, применения разрабатываемого проекта, а также ресурсным ограничениям.
Техническое задание является основным исходным документом для разработки продукции, технического переоснащения и т.д. Оно должно содержать технико-экономические требования к продукции, определяющие ее потребительские свойства и эффективность применения, перечень документов, требующих совместного рассмотрения, порядок сдачи и приемки результатов разработки. При необходимости техническое задание может содержать также требования к подготовке и освоению производства.
Содержание технического задания на внедрение методов и инструментов бережливого производства определяют заказчик и разработчик, а при инициативной разработке – разработчик.
Не допускается включать в техническое задание на внедрение методов и инструментов бережливого производства требования, которые противоречат стандартам и нормативным документам органов, осуществляющих надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы.
При инициативной разработке необходимость, порядок разработки и утверждения технического задания определяет разработчик.
К разработке технического задания могут привлекаться другие заинтересованные организации (предприятия): изготовитель, головная организация по виду продукции, внешнеторговая организация, организация-проектировщик, монтажная организация и другие.
Для подтверждения отдельных требований к результатам исследования, в том числе требований безопасности, охраны здоровья и природы, а также оценки технического уровня продукции техническое задание может быть направлено разработчиком или заказчиком на заключение в сторонние организации. Решение по полученным заключениям принимают разработчик и заказчик до утверждения технического задания.
В качестве технического задания допускается также использовать любой документ (контракт, протокол, эскиз и другие), содержащий необходимые и достаточные требования для разработки и признанный заказчиком и разработчиком, а также образец продукции, предназначенный для воспроизведения.
Техническое задание разрабатывают и утверждают в порядке, установленном заказчиком и разработчиком.
2.2. Структура технического задания.
Техническое задание оформляют по ГОСТ 2.301-68. Номера листов (страниц) проставляются в верхней части листа над текстом.
Для внесения изменений или дополнений в техническое задание на последующих стадиях разработки программы или программного изделия выпускают дополнение к нему. Согласование и утверждение дополнения к техническому заданию проводят в том же порядке, который установлен для технического задания.
Техническое задание должно содержать следующие разделы:
«Наименование работ, основание, исполнитель и сроки выполнения работ»;
«Цель выполнения работ»;
«Назначение работ» ˗ в данном разделе должно быть указано функциональное и эксплуатационное назначение результатов исследования;
«Стадии и этапы работ» ˗ в этом разделе устанавливают необходимые стадии, этапы и содержание работ (перечень документов, которые должны быть разработаны, согласованы и утверждены и т.д.), а также, как правило, определение исполнителей;
«Результаты работ» ˗ данный раздел должен содержать следующие подразделы:
«Требования к функциональным характеристикам»,
«Требования к составу и параметрам разрабатываемой документации»,
«Требования к информационной и программной совместимости»,
«Специальные требования»;
«Порядок контроля и приемки» ˗ в данном разделе должны быть указаны общие требования к приемке работы.
В приложениях к техническому заданию при необходимости приводят:
перечень научно-исследовательских и других работ, обосновывающих разработку;
таблицы, описания, обоснования, расчеты и другие документы, которые могут быть использованы при разработке;
другие источники разработки.
В зависимости от особенностей проведения исследовательских работ допускается уточнять содержание разделов, вводить новые разделы или объединять отдельные из них.
Формы типовых проектов технических заданий приведены ниже: Форма
СОГЛАСОВАНО:
| УТВЕРЖДАЮ:
| Руководитель (подрядной организации, рабочей группы по внедрению и т.д.)
| Руководитель предприятия, организации, в которой реализуется проект
|
___________________________ Ф.И.О.
|
____________________________ Ф.И.О.
|
|
| «___» ____________________20 ____г.
| «___» _____________________ 20____г.
|
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
на выполнение работ по теме «Сокращение производственного цикла продукции цеха №__» Основание для проведения работ: распоряжение генерального директора «Внедрение методов и инструментов бережливого производства на предприятии» __________ № ___ от «___» ________ 20__г.
Заказчик НИР: _____________ (наименование предприятия, организации).
Сроки: с «__» _______ 20__г. по «__» _______ 20__г.
Цели работы:
1. Сокращение производственного цикла продукции цеха №___ на ___%.
2. Увеличение объема выпускаемой продукции на ___%.
3. Снижение брака на ___%.
Назначение работ: повышение эффективности производственного процесса.
Стадии и этапы работ.
Работа выполняется в III этапа:
I этап (аналитический):
1. Формирование команды. Определение критериев успеха (финансовая, профессиональная и творческая реализация) и их значений. Составление календарного плана работ.
2. Определение действующей и планируемой номенклатуры производства, ее структуры и объемов.
3. Определение типовых представителей семейств номенклатуры производства и потоков создания ценности.
4. Картирование существующих потоков создания ценности типовых представителей. Определение потерь. Анализ возможностей сокращения потерь.
II этап (расчетно-планировочный):
1. Разработка мероприятий по устранению потерь с применением инструментов бережливого производства для расшивки узких мест (5С, SMED, TPM и др.).
2. Расчет времени такта. Расчет ресурсов и их выравнивание.
3. Разработка производственной линии (планировка цеха, анализ потоков движения ДСЕ).
4. Разработка вытягивающей системы (синтез потоков движения ДСЕ, устранение узких мест).
5. Разработка системы планирования и организации производства.
6. Утверждение результатов и мероприятий по достижению целей.
III этап (ввод потока в эксплуатацию):
1. Демонтаж-монтаж оборудования.
2. Проектирование/изготовление дополнительной оснастки.
3. Обучение рабочих.
4. Организация рабочих мест.
5. Внедрение системы планирования производства.
6. Запуск линии в эксплуатацию.
7. Контроль и корректировка работы линии, проверка достижения критериев.
Результаты работ:
1. Технологическая планировка, инструкции, расчеты такта, циклов, партий изготовления;
2. Перечень оснастки и оборудования, необходимого для внедрения бережли-вого производства;
3. Предложения по обучению рабочих;
4. Рекомендации по организации рабочих мест;
5. Предложения по организации и планированию производства;
6. При необходимости план запуска производственных линий в эксплуата-цию.
Порядок сдачи и приемки:
1. Акт приемки-сдачи выполненных работ по этапам 1 и 2 с передачей отчетных документов заказчику (при участии исполнителя в этапах 1 и 2).
2. Акт приемки-сдачи выполненных работ по этапу 3 с отражением достигнутых результатов согласно целям работы (при участии исполнителя в 3-м этапе).
Составитель технического задания ______________________
«____» __________________ 20___ г. (подпись)
Форма
СОГЛАСОВАНО:
| УТВЕРЖДАЮ:
| Руководитель (подрядной организации, рабочей группы по внедрению и т.д.)
| Руководитель предприятия, организации, в которой реализуется проект
|
___________________________ Ф.И.О.
|
____________________________ Ф.И.О.
|
|
| «___» ____________________20 ____г.
| «___» _____________________ 20____г.
|
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
на выполнение работ по теме «Оптимизация процессов планирования производства и контроля за технологическими операциями» Основание для проведения работ: протокол совещания генерального директора «Повышение эффективности системы планирования на предприятии» № ____ от «__» ______ 20__г.
Заказчик НИР: _____________ (наименование предприятия, организации).
Сроки: с «__» _______ 20__г. по «__» _______ 20__г.
Цели работы:
сокращение сроков выполнения заказов на ___%;
сокращение уровня запасов товарно-материальных ценностей и незавершен-ного производства на ___%.
Назначение работ: повышение эффективности производственного процесса.
Стадии и этапы работ.
Работа выполняется в III этапа:
I этап (аналитический):
1. Формирование команды. Составление календарного плана работ.
2. Описание текущего производственного процесса:
2.1. Определение действующей и планируемой номенклатуры производства, ее структуры и объемов;
2.2. Определение системы подготовки производства;
2.3. Описание существующей системы планирования:
2.3.1. Описание взаимосвязи структурных подразделений при формировании и распределении планов предприятия;
2.3.2. Описание структуры планов, их полноты, сроков распределения планов между структурными подразделениями предприятия;
2.3.3. Описание системы документооборота, перечня первичных и отчетных документов;
2.3.4. Описание действующей информационной системы планирования.
2.4. Описание технологических операций, технологических маршрутов, спецификаций.
II этап (расчетно-планировочный):
1. Формирование системы взаимодействия структурных подразделений пред-приятия при формировании и распределении планов производств:
1.1. Порядка и сроков подготовки планов предприятия.
1.2. Формирование системы документооборота, определение перечня первич-ных и отчетных документов.
1.3. Формулировка предложений по внедрению информационной системы:
определение требований к информационной системе;
определение автоматизируемых операций;
определение входящих и исходящих документов;
определение отчетов;
регламентация доступа;
определение дополнительных требований (детали интерфейса, скорость и точность вычислений и т.п.).
1.4. Подготовка предложений по повышению квалификации сотрудников.
III этап (ввод потока в эксплуатацию):
1. Опытная эксплуатация, выполнение сверки результатов управленческого учета и бюджетного планирования с аналогичными результатами из предшествующей системы планирования.
2. Внедрение информационной системы:
настройка, тестирование, приемка;
опытная эксплуатация;
документирование:
оформление инструкций для пользователей;
оформление регламентов взаимодействия подразделений в рамках системы;
доработка технической документации;
формирование иных (заранее оговоренных) документов.
3. Обучение рабочих.
4. Организация рабочих мест.
Результаты работ:
1. Перечень первичной и отчетной документации;
2. Требования к информационной системе;
3. База данных об изделиях, технологиях, оборудовании;
4. Межцеховые маршруты, технологические процессы, материальное и трудовое нормирование;
5. Оперативное планирование и перепланирование производства с учетом ограничений в ресурсах (материальных, производственных, трудовых);
6. Электронный документооборот в масштабах предприятия.
Порядок сдачи и приемки.
1. Акт приемки-сдачи выполненных работ по этапам 1 и 2 с передачей отчетных документов заказчику (при участии исполнителя в этапах 1 и 2).
2. Акт приемки-сдачи выполненных работ по этапу 3 с отражением достигнутых результатов согласно целям работы (при участии исполнителя в 3-м этапе). Составитель технического задания ____________________
«____» __________________ 20___ г. (подпись)
Форма
СОГЛАСОВАНО:
| УТВЕРЖДАЮ:
| Руководитель (подрядной организации, рабочей группы по внедрению и т.д.)
| Руководитель предприятия, организации, в которой реализуется проект
|
___________________________ Ф.И.О.
|
____________________________ Ф.И.О.
|
|
| «___» ____________________20 ____г.
| «___» _____________________ 20____г.
|
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
на выполнение работ по теме «Организация подготовки производства с целью освоения нового вида продукции» Основание для проведения работ: протокол совещания генерального директора «Освоение изделия №____ в цехе № ___от «___»______ 20___г.
Заказчик НИР: _____________ (наименование предприятия, организации).
Сроки: с «__» _____ 20___г. по «__» _____ 20___г.
Цель работы: Освоить выпуск изделия №____ в цехе №___ в количестве ___ шт./месяц.
Назначение работ: освоить выпуск изделия №___ в цехе №___.
Стадии и этапы работ.
Работа выполняется в III этапа:
I этап (аналитический):
1. Формирование команды. Составление календарного плана работ.
2. Картирование текущих потоков создания ценности, анализ и выявление потерь, определение резервов производственных мощностей.
II этап (расчетно-планировочный):
1. Расчеты количества и номенклатуры дополнительного оборудования, со-ставление заявок и размещение заказов на оборудование;
2. Расчеты движения деталей и хода будущего производства; расчеты по-точных линий; загрузки рабочих мест; расчеты оперативно-плановых нормативов, циклов, величин партий, заделов;
3. Планирование работы вспомогательных цехов и служб, а также обслу-живающих подразделений;
4. Расчеты и проектирование планировок оборудования и рабочих мест, фор-мирование производственных участков;
5. Проектирование и выбор межоперационного транспорта, тары, оргтех-оснастки и вспомогательного оборудования; составление заявок и размещение заказов.
III этап (ввод потока в эксплуатацию):
1. Изготовление специальной технологической и контрольной оснастки;
2. Изготовление средств транспорта, тары, оргтехоснастки и прочего вспо-могательного оборудования;
3. Приемка, комплектация и расстановка основного, вспомогательного обору-дования, средств транспорта и оргтехоснастки на рабочих местах.
4. Подготовка и переподготовка кадров.
5. Организация изготовления опытной и установочной партий; свертывание выпуска старой продукции и развертывание производства новых изделий.
Результаты работ:
1. Технологическая планировка, инструкции, расчеты такта, циклов, партий изготовления;
2. Перечень оснастки и оборудования, необходимого для освоения произ-водства;
3. Предложения по обучению рабочих;
4. Рекомендации по организации рабочих мест;
5. Предложения по организации и планированию производства;
6. План запуска производственных линий в эксплуатацию.
Порядок сдачи и приемки:
1. Акт приемки-сдачи выполненных работ по этапам 1 и 2 с передачей отчетных документов заказчику (при участии исполнителя в этапах 1 и 2).
2. Акт приемки-сдачи выполненных работ по этапу 3 с отражением достигнутых результатов согласно целям работы (при участии исполнителя в 3 этапе). Составитель технического задания ____________________
«____» __________________ 20___ г. (подпись)
Форма
СОГЛАСОВАНО:
| УТВЕРЖДАЮ:
| Руководитель (подрядной организации, рабочей группы по внедрению и т.д.)
| Руководитель предприятия, организации, в которой реализуется проект
|
____________________________ Ф.И.О.
|
_____________________________ Ф.И.О.
|
|
| «___» _____________________20 ____г.
| «___» _______________________ 20____г.
|
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
на выполнение работ по теме «Внедрение мероприятий ТРМ в цехе № __» Основание для проведения работ: решение генерального директора по внедрению инструментов бережливого производства №___ от «___» ____ 20___г.
Заказчик НИР: _____________ (наименование предприятия, организации).
Сроки: с «__» _____ 20___г. по «__» _____ 20___г.
Цель работы: повышение загрузки оборудования цеха №__ на __%.
Назначение работ: повысить загрузку оборудования на __%.
Стадии и этапы работ.
Работа выполняется в III этапа:
I этап (аналитический):
1. Проведение обучения рабочей группы по теме «TPM (Всеобщий уход за оборудованием)».
2. Выявление и анализ потерь работы оборудования в цехе №__.
3. Расчет ОЕЕ (общей эффективности оборудования). Текущее состояние.
II этап (расчетно-планировочный):
1. Разработка и утверждение мероприятий по TPM, куда входят:
предложения по устранению потерь, улучшению обслуживания оборудования;
стандарты, инструкции, планы-графики чистки, смазки оборудования;
разработка плана-графика внедрения мероприятий по TPM.
2. Разработка предложений по формированию системы планового обслужи-вания и индикаторов эффективности обслуживания (материалы для стенда по TPM).
III этап (реализация мероприятий по ТРМ):
1. Мониторинг эффективности реализации (расчет ОЕЕ по периодам).
2. Обучение ответственных специалистов по внедрению ТРМ из числа сотрудников.
Результаты работ:
1. Группа по внедрению ТРМ;
2. Инструкции, стандарты, планы, графики;
3. Перечень оснастки и оборудования, необходимого для достижения задан-ных показателей;
4. Предложения по обучению рабочих;
5. Рекомендации по организации рабочих мест.
Порядок сдачи и приемки:
1. Акт приемки-сдачи выполненных работ по этапам 1 и 2 с передачей отчетных документов заказчику (при участии исполнителя в этапах 1 и 2).
2. Акт приемки-сдачи выполненных работ по этапу 3 с отражением достигнутых результатов согласно целям работы (при участии исполнителя в 3-м этапе). Составитель технического задания ______________________
«____» __________________ 20___ г. (подпись) Форма
СОГЛАСОВАНО:
| УТВЕРЖДАЮ:
| Руководитель (подрядной организации, рабочей группы по внедрению и т.д.)
| Руководитель предприятия, организации, в которой реализуется проект
|
___________________________ Ф.И.О.
|
____________________________ Ф.И.О.
|
|
| «___» ____________________20 ____г.
| «___» ______________________ 20____г.
|
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
на выполнение работ по теме «Внедрение мероприятий 5S в цехе № ___» Основание для проведения работ: решение генерального директора по внедрению инструментов бережливого производства №___ от «___» ____ 20___г.
Заказчик НИР: _____________ (наименование предприятия, организации).
Сроки: с «__» _____ 20___г. по «__» _____ 20___г.
Цели работы:
снижение брака на __%;
сокращение времени на выполнение технологических операций на __%.
Назначение работ: повышение эффективности производства.
Стадии и этапы работ:
работа выполняется в III этапа:
I этап (аналитический):
1. Проведение обучения рабочей группы по теме «5S (Система рациона-лизации рабочего места)».
2. Анализ рабочих мест, определение излишних предметов, инструментов и оснастки цеха №__.
II этап (расчетно-планировочный):
разработка и утверждение мероприятий по 5S:
определение оптимального набора инструментов и оснастки на рабочих местах;
стандартов рабочих мест, инструкций, планов и графиков обслуживания рабочего места;
разработка плана-графика внедрения мероприятий по 5S.
III этап (реализация мероприятий по 5S):
1. Определение уровня достижения цели.
2. Корректировка стандартов рабочих мест, инструкций, планов и графиков обслуживания рабочего места.
3. Обучение ответственных специалистов по внедрению ТРМ из числа сотрудников.
Результаты работ:
группа по внедрению 5S;
инструкции, стандарты, планы, графики;
перечень оснастки и инструмента на рабочих местах, необходимого для выполнения технологических операций;
предложения по обучению рабочих;
рекомендации по организации рабочих мест.
Порядок сдачи и приемки.
1. Акт приемки-сдачи выполненных работ по этапам 1 и 2 с передачей отчетных документов заказчику (при участии исполнителя в этапах 1 и 2).
2. Акт приемки-сдачи выполненных работ по этапу 3 с отражением достигнутых результатов согласно целям работы (при участии исполнителя в 3-м этапе). Составитель технического задания ______________________
«____» __________________ 2011 г. (подпись)
Форма
СОГЛАСОВАНО:
| УТВЕРЖДАЮ:
| Руководитель (подрядной организации, рабочей группы по внедрению и т.д.)
| Руководитель предприятия, организации, в которой реализуется проект
|
___________________________ Ф.И.О.
|
____________________________ Ф.И.О.
|
|
| «___» ____________________20 ____г.
| «___» _____________________ 20____г.
|
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
на выполнение работ по теме «Внедрение мероприятий по SMED в цехе № ___» Основание для проведения работ: решение генерального директора по внедрению инструментов бережливого производства №___ от «___» ______ 20___г.
Заказчик НИР: _____________ (наименование предприятия, организации).
Сроки: с «__» _____ 20___г. по «__» _____ 20___г.
Цель работы: сокращение времени переналадки оборудования на __%.
Назначение работ: сокращение длительности производственного цикла.
Стадии и этапы работ:
работа выполняется в III этапа:
I этап (аналитический):
1. Формирование рабочей группы по внедрению SMED;
2. Определение единиц оборудования для внедрения SMED (определение лимитирующего оборудования);
3. Исследование процесса переналадки (анализ времени на переналадку, нормативной и технической документации и пр.);
4. Анализ необходимого инструмента и оснастки.
II этап (расчетно-планировочный):
разработка и утверждение мероприятий по SMED:
разработка алгоритма действий при выполнении переналадки;
определение оптимального набора инструментов и оснастки для переналадки;
определение оптимального количества рабочих, выполняющих переналадку;
разработка плана-графика внедрения мероприятий по SMED.
III этап (реализация мероприятий по SMED):
1. Упрощению всех элементарных внутренних и внешних операций.
2. Разработка операционных инструкций.
3. Корректировка мероприятий.
Результаты работ:
группа по внедрению SMED, владеющая навыками выявления потерь и внедрения SMED;
операционные инструкции по SMED;
адаптированная к специфике оборудования система SMED;
план внедрения SMED.
Порядок сдачи и приемки:
1. Акт приемки-сдачи выполненных работ по этапам 1 и 2 с передачей отчетных документов заказчику (при участии исполнителя в этапах 1 и 2);
2. Акт приемки-сдачи выполненных работ по этапу 3 с отражением достигнутых результатов согласно целям работы (при участии исполнителя в 3 этапе). Составитель технического задания ______________________
«____» __________________ 2011 г. (подпись) 2.3. Критерии, предъявляемые к участнику Программы.
Участниками Программы могут быть предприятия и организации, соответствующие следующим критериям:
идущие по пути внедрения принципов и инструментов бережливого производства или планирующие внедрение;
имеющие программы развития предприятий в сфере бережливого производства (программа развития предприятий в сфере бережливого производства может быть разработана предприятием самостоятельно или с привлечением консалтинговой компании из утвержденного Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан перечня).
Комплексный план программы развития предприятий в сфере бережливого производства должен предусматривать достижение следующих обязательных показателей:
Наименование показателя
| Значение по итогам 2012 года
| Значение по итогам 2013 года
| Темп роста производительности труда (к соответствующему периоду прошлого года)
| не менее 15 – 20 процентов
| не менее 15 – 20 процентов
| Уровень рентабельности производства
| не менее
10 процентов
| не менее
20 процентов
|
В экспертной оценке программы развития предприятий в сфере бережливого производства учитываются следующие вспомогательные показатели:
Наименование показателя
| Значение по итогам 2012 года
| Значение по итогам 2013 года
| Сокращение стоимости оборотных средств
| не менее
105 – 110 процентов
| не менее
105 – 110 процентов
| Сокращение цикла выполнения заказа
| не менее
10 – 20 процентов
| не менее
10 – 20 процентов
| Высвобождение площадей
| не менее
10 процентов
| не менее
20 процентов
| |