СБОРНИК ТЕСТОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Учебная дисциплина: Культура речи
Тольятти, 2015 Пояснительная записка
Культура речи – понятие сложное и неоднозначное. С одной стороны, это особая научная дисциплина, а с другой – совокупность определенных знаний, речевых умений и навыков каждого человека. Чем больше таких знаний, умений и навыков, тем выше уровень культуры речи.
Культура – это не только вежливость, знание этикета, но и в первую очередь целесообразная, грамотная и красивая речь.
Культуре речи учат с раннего детства, и возможные ошибки должны изживаться в процессе обучения родному языку. Но, к сожалению, не всегда выпускников образовательного учреждения можно охарактеризовать как людей, умеющих правильно говорить и писать.
Сборник содержит тематические, обобщающие, контрольные письменные тесты, тесты на знание иностранных слов, практические задания по всем разделам дисциплины; поможет в достижении высокой грамотности и в повышении общей языковой культуры. Структура и содержание учебного пособия соответствуют требованиям программы учебной дисциплины, ориентированной на реализацию федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам/хореографическое творчество) базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 070000 Культура и искусство.
В сборнике содержится 8 практических заданий и 8 тематических тестов, 8 контрольных занятий для самостоятельной работы студентов.
Содержание 1. Тематический тест № 1 «Фонетика. Орфоэпическая норма»………………………………4
2. Тематический тест № 2 «Лексика и фразеология. Лексическая норма»………………...11
3.Тематический тест № 3 «Словообразование. Морфологическая норма (имя существительное, имя прилагательное)»……………………………………………………..22
4.Тематический тест № 4 «Морфологическая норма (местоимение, числительное, глагол, наречие, служебные части речи)»…………………………………………………….29
5. Тематический тест № 5 по теме «Синтаксическая норма»…………………………… 35
6. Обобщающий тест № 6……………………………………………………………………. 46
7.Итоговый контрольный тест № 7……………………………………………………………56
8. Тест на знание иностранных слов………………………………………………………….66
9.Практические задания по теме «Лексические, орфоэпические, орфографические нормы»…………………………………………………………………………………………..69
10. Практические задания по теме «Морфологические нормы»…………………………….80
11. Практические задания по теме «Синтаксические нормы»……………………………..101
12.Обобщающие задания……………………………………………………………………..107
13.Контрольная работа№1……………………………………………………………………114
14. Контрольная работа№2…………………………………………………………………...116
15. Контрольная работа№3…………………………………………………………………...118
16. Контрольная работа №4………………………………………………………………… 122
17.Список использованной литературы…………………………………………………….126
Тематический тест № 1
по теме «Фонетика. Орфоэпическая норма»
Вариант I
Блок А
№ п/п
| Задание (вопрос)
| Эталон ответа
| Цена задания
| Инструкция по выполнению заданий 1 – 12: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите её в бланк ответа.
| 1.
| В каком слове звуков больше, чем букв:
А) якорь В) уголь
Б) земля Г) пояс
|
|
1
| 2.
| В каком слове ударение падает на первый слог:
А) оптовый В) маркетинг
Б) звонит Г) щавель
|
|
1
| 3.
| В какой строке все слова произносятся с гласным звуком / О /, обозначаемым на письме буквой Ё:
А) бытие, опека, перст
Б) белесый, издевка, никчемный
В) безнадежный, двоеженец, блеклый
Г) крестный (отец), платежеспособный, недоуменный
|
|
1
| 4.
| В какой строке все слова иноязычного происхождения в безударном положении произносятся со звуком / О / на месте буквы О:
А) досье, кредо, отель
В) сонет, ноктюрн, радио
Б) поэт, роман, прогресс
Г) брошюра, рояль, программа
|
|
1
| 5.
| Назовите слово, в котором согласный звук перед Е произносится твердо:
А) сессия В) пресса
Б) академия Г) компьютер
|
|
1
| 6.
| Назовите слово, в котором согласный звук перед Е произносится мягко:
А) термин В) модель
Б) кодекс Г) бартер
|
|
1
| 7.
| Назовите слово, в котором сочетание ЧН произносится как / ШН /:
А) скучно В) яичный
Б) сливочный Г) порядочный
|
|
1
| 8.
| Назовите слово, в котором сочетание ЧН произносится так, как пишется:
А) скворечник В) сердечный
Б) Ильинична Г) горчичник
|
|
1
| 9.
| Назовите слово, в котором не допущена ошибка:
А) инциндент В) дерматин
Б) будующий Г) друшлаг
|
|
1
| 10.
| Назовите строку, в которой допускаются оба варианта произношения слов:
А) пулОвер и полувЕр
Б) тОннель и тУннель
В) траМвай и траНвай
Г)конкуренТоспособный
и конкурентНоспособный
|
|
1
| 11.
| Определите, в каком слове ударение падает на суффикс -ирова-:
А) маркировать В) нормировать
Б) премировать Г) блокировать
|
|
1
| 12.
| Определите вариант, где ударение сохраняется в одной и той же морфеме:
А) окно – окон В) трудна – трудно
Б) кухня – кухонный Г) брала – брало
|
|
1
| Инструкция по выполнению заданий 13 – 14: соотнесите цифру задания с буквой правильного ответа, установив соответствие.
| 13.
| Установите соответствие:
1. броня а) подвергшийся проклятью
2. броня б) защитная облицовка из стали
3. проклятый в) закрепление чего-либо за кем-либо
4. проклятый г) ненавистный
|
|
2
| 14.
| Установите соответствие:
1. нейтральное слово а) кладбище
2. народно-поэтическое б) девица
в) шёлковый
г) кладбище
д) шелковый
е) девица
|
| 2
| Инструкция по выполнению заданий 15 – 18: выберите буквы, соответствующие правильным вариантам ответа и запишите их в бланк ответа.
| 15.
| В форме родительного падежа множественного числа ударение падает на последний слог у следующих существительных:
А) областей Г) сирот
Б) местностей Д) досок
В) тортов
|
|
2
| 16.
| Ударение в словах зависит от их значения в следующих вариантах:
А) языковая – языковая Г) развитый – развитый
Б) характерный – характерный Д) ржаветь – ржаветь
В) творог – творог Е) атлас – атлас
|
|
2
| 17.
| Ударный звук выделен верно в словах:
А) ходатайство Г) валовой
Б) мизерный Д) украинский
В) жалюзи Е) некролог
|
|
2
| 18.
| В разделе «Фонетика» рассматриваются нормы:
А) морфологическая
Г) синтаксическая
Б) лексическая
Д) орфоэпическая
В) акцентологическая
|
|
2
|
Блок Б
Инструкция по выполнению заданий 19 – 25: в соответствующую строку бланка ответов запишите ответы на поставленные вопросы или окончание предложения.
| 19.
| Дополните предложение:
Богатство и разнообразие речи, чистота речи, выразительность, ясность и понятность, точность и правильность – это ………
|
|
4
| 20.
| Дополните предложение:
Совокупность правил, регламентирующих употребление слов, произношение, правописание, образование слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений – это........
|
|
4
| 21.
| Дополните предложение:
Правила постановки ударения в слове изучает ………
|
|
4
| 22.
| Дополните предложение:
Слова, совпадающие по написанию, но разные по произношению, называются – это……
|
|
4
| 23.
| Как называется наука, изучающая совокупность правил нормативного литературного произношения?
|
|
4
| 24.
| Назовите понятие, означающее наличие в некоторых словах вариантов ударения, применяемых в разных ситуациях общения?
|
|
4
| 25.
| Назовите формы существования литературного языка.
|
|
4
| Вариант II Блок А
№ п/п
| Задание (вопрос)
| Эталон ответа
| Цена задания
| Инструкция по выполнению заданий 1 – 12: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите её в бланк ответа.
| 1.
| В каком слове есть согласный звук / т / :
А) отдал В) поднял
Б) учится Г) предположил
|
|
1
| 2.
| В каком слове ударение падает на первый слог:
А) досуг В) договор
Б) торты Г) столяр
|
|
1
| 3.
| В какой строке все слова произносятся с гласным звуком / О /, обозначаемым на письме буквой Ё:
А) желчь, осетр, трехведерный
Б) гололедица, пригрезиться, житие
В) маневры, истекший (год), истекший (кровью)
Г) афера, гололед, гравер
|
|
1
| 4.
| В какой строке все слова иноязычного происхождения в безударном положении произносятся со звуком / О / на месте буквы О:
А) оазис, фонема, коммерция
В) Шопен, брошюра, вето
Б) комфорт, концерт, Вольтер
Г) какао, брутто, коммюнике
|
|
1
| 5.
| Назовите слово, в котором согласный звук перед Е произносится твердо:
А) протест В) коттедж
Б) тенор Г) демагог
|
|
1
| 6.
| Назовите слово, в котором согласный звук перед Е произносится мягко:
А) модель В) фонетика
Б) декада Г) шедевр
|
|
1
| 7.
| Назовите слово, в котором сочетание ЧН произносится как / ШН /:
А) закадычный
В) съемочный
Б) поточный
Г) яичница
|
|
1
| 8.
| Назовите слово, в котором сочетание ЧН произносится так, как пишется:
А) нарочно В) конечно
Б) Саввична Г) закадычный
|
|
1
| 9.
| Назовите слово, в котором допущена ошибка:
А) интригант В) скрупулёзный
Б) страховой полис Г) компостировать
|
|
1
| 10.
| Назовите строку, в которой допускаются оба варианта произношения слов:
А) проЧий и проТчий
Б) мАкулатура и мУкулатура
В) матраЦ и матраС
Г) констаТировать и констаНтировать
|
|
1
| 11.
| Определите, в каком слове ударение падает на суффикс -ирова-:
А) делегировать В) копировать
Б) пломбировать Г) блокировать
|
|
1
| 12.
| Определите вариант, где ударение сохраняется в одной и той же морфеме:
А) звонишь – звонят В) крепок - крепки
Б) весело – весела Г) дало - дала
|
|
1
| Инструкция по выполнению заданий 13 – 14: соотнесите цифру задания с буквой правильного ответа, установив соответствие.
| 13.
| Установите соответствие:
1. переходной а) пункт, возраст
2. переходный б) период, возраст, глагол
3. призывный в) клич
4. призывной г) мост, тоннель, балл
|
| 2
| 14.
| Установите соответствие:
1. чистота речи
2. точность речи
3. правильность речи
4. богатство и разнообразие словаря а) соблюдение действующих норм русского литературного языка;
б) умение четко и ясно мыслить, знание предмета речи и законов русого языка;
в) словарный запас одного человека, смысловая насыщенность слова;
г) отсутствие в речи лишних слов, слов-паразитов.
|
|
2
| Инструкция по выполнению заданий 15 – 18: выберите буквы, соответствующие правильным вариантам ответа и запишите их в бланк ответа.
| 15.
| В форме родительного падежа множественного числа ударение падает на первый слог у следующих существительных:
А) ведомостей Г) плоскостей
Б) портов Д) шарфов
В) мощностей
|
|
2
| 16.
| Ударный звук выделен верно в словах:
А) квартал Г) языковая (колбаса)
Б) свекла Д) газопровод
В) торты Е) эксперт
|
|
2
| 17.
| Ударный звук выделен верно в словах:
А) ходатайство Г) валовой
Б) мизерный Д) украинский
В) жалюзи Е) некролог
|
|
2
| 18.
| Устная речь характеризуется следующими признаками:
А) это речь звучащая, в ней используется система фонетических средств выражения;
Б) она создается в процессе говорения;
В) это речь графически закрепленная;
Г) для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, повторы, незаконченность выражения мысли…);
Д) она может быть заранее обдумана и исправлена.
|
|
2
|
Блок Б
Инструкция по выполнению заданий 19 – 25: в соответствующую строку бланка ответов запишите ответы на поставленные вопросы или окончание предложения.
| 19.
| Дополните предложение:
Совокупность качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки в соответствии с поставленной задачей – это……
|
|
4
| 20.
| Дополните предложение:
Современный русский язык включает в себя русский национальный язык и ………
|
|
4
| 21.
| Дополните предложение:
Раздел языкознания, в котором изучаются звуки речи – это……
|
|
4
| 22.
| В каком словаре можно узнать правильную постановку ударения в слове и его произношение?
|
|
4
| 23.
| Назовите особенности русского ударения.
|
| 4
| 24.
| Дополните предложение:
Высшая форма русского национального языка; язык, обработанный мастерами слова – это…..
|
|
4
| 25.
| Дополните предложение:
Выделение слона в слове - это………
|
| 4
|
|