Скачать 215.4 Kb.
|
Анализ результатов итоговой аттестации учащихся 11 «А» класса в формате ЕГЭ В течение 2010-2011 учебного года в школе велась целенаправленная, планомерная, систематическая подготовка участников педагогического процесса к ЕГЭ. Методический совет, ознакомившись с нормативно-правовыми документами по организации и проведению ЕГЭ, разработал план-график подготовки школы к ЕГЭ, который был обсужден на методических объединениях и утвержден директором школы. В соответствии с данным планом директор, заместитель директора по УВР, методические объединения, психологическая служба также составили планы работы по подготовке учащихся к Единому экзамену. В октябре месяце для учителей-предметников проведен инструктивно-методический семинар «Цели и технология ЕГЭ», на котором изучены результаты экзамена 2010 года, Положение о проведении ЕГЭ, методические рекомендации по преподаванию предметов в средней школе с учетом результатов ЕГЭ 2010 года, порядок заполнения бланков ЕГЭ. Кроме того, вопросы подготовки к ЕГЭ неоднократно в течение года выносились на обсуждение методических объединений и педагогического совета школы, учителя русского языка и литературы, математики принимали участие в работе постоянно действующих окружных семинаров. В начале 2010-2011 учебного года сформирована база данных по учащимся школы, которая обновлялась в течение года, оформлен информационный стенд, посвященный ЕГЭ, 1 раз в две недели организована работа по заполнению бланков ЕГЭ. Учителя-предметники уделяли большое внимание разбору различных вариантов тестовых заданий на уроках, спецкурсах и индивидуальных занятиях, отмечая ответы непосредственно в бланках. Проведен ряд репетиционных работ по русскому языку и математике в форме и по материалам ЕГЭ. В течение года осуществлялось постоянное информирование учащихся 11 класса и их родителей по вопросам подготовки к ЕГЭ: проведен ряд ученических и родительских собраний, где рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения ЕГЭ, показаны презентации, рекомендованные Министерством образования, подробно изучены инструкции для участников ЕГЭ. До сведения учащихся и родителей своевременно доводились результаты всех репетиционных работ, были рассмотрены основные ошибки учащихся, разработаны планы мероприятий по устранению данных ошибок. Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ включало диагностическую и тренинговую работу со всеми учащимися 11 класса (выявление интеллектуальных способностей, уровня тревожности, типа темперамента, уровня самооценки и т.д.), с определенными категориями детей (отличниками, гиперактивными детьми), работу с педагогами, а также проведение различных практикумов, психолого-педагогических занятий. Вопрос подготовки к ЕГЭ в течение года был на внутришкольном контроле. Просматривалась работа с бланками, КИМами, посещаемость занятий учащимися, наличие информационных уголков в классах, организация подготовки к ЕГЭ на уроках и индивидуальных занятиях. Проверка методиста ОМЦ Ивановой О. Н. показала, что работа по подготовке к ЕГЭ ведется серьезная и кропотливая. Анализ результатов пробных ЕГЭ позволил наметить точки мониторинга в подготовке к ЕГЭ, избежать типичных ошибок. Учителями Ермаковой О. И. (русский язык), Васюхиной Е. А.(математика ) на основе данных аналитических материалов, городских диагностических работ и итогов промежуточного контроля, пробного ЕГЭ был реализован план – график сдачи зачётов по ключевым и «проблемным» темам. Большую роль в подготовке учащихся сыграли разработанные учителями индивидуальные планы подготовки для каждого ученика. Проводились дополнительные занятия по утверждённому графику. Особое внимание в этом году уделялось отработкае навыков выполнения части В и С, т. к. они являются самой сложной, но и самой «дорогой» частью ЕГЭ. Динамика сдачи учащимися русского языка за последние 3 года : Русский язык (средний бал)
Как видно из данных таблицы результаты ЕГЭ по русскому языку, на лицо стабильность результатов. Этому предшествовала серьезная подготовка: в течение года проводились и подробно анализировались все работы, отмечались наиболее серьезные пробелы в знаниях. Параллельно велась серьезная разъяснительная работа с учащимися и их родителями учителем, классным руководителем, администрацией. Факторы, которые повлияли на результативность ЕГЭ: - мотивация учащихся, заинтересованность в получении высоких результатов ЕГЭ; - профессиональные компетенции Ермаковой О. И., среди которых выделяются умение использовать современные технологии обучения, умение учителя анализировать результаты своей работы и корректировать проблемы учащихся на основе прогнозируемых результатов, формируя тем самым индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика. - школа № 998 со статусом (этнокультурный (русский) компонент образования) и дополнительные развивающие часы (Духовность литературы, Древнерусская литература, Русская классическая литература) были также использованы для подготовки к части С. Есть и проблемы. Поэлементный анализ результатов показал пробелы в подготовке экзаменуемых: сформированность лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций. Остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики текста, выяснением способов и средств связи предложений. Несформированность понятийного аппарата, недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие достаточной практики анализа языковых явлений сказываются и на качестве выполнения экзаменуемыми третьей части экзаменационной работы. Во многих сочинениях выпускников встречаются существенные нарушения логики развития мысли, смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. На прежнем уровне по сравнению с предыдущими годами остались результаты выполнения заданий, проверяющих владение тестируемыми языковой компетенцией, что во многом объясняется процессами, происходящими в современном обществе: широко распространённые в речи ошибочные грамматические формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот – правильно образованные формы воспринимаются как ошибочные. Это приводит к неверным ответам при выполнении экзаменационного теста. Статистика показывает низкий процент выполнения заданий второй части работы, проверяющих сформированность лингвистической компетенции. В целом главные затруднения касались следующих заданий:
Результаты ЕГЭ показали, что у экзаменуемых недостаточно сформирована способность проводить разнообразные виды языкового анализа на функционально-семантической основе, то есть с учётом семантической характеристики языкового явления и его функциональных особенностей. Подобный анализ, являющийся основой формирования лингвистической компетентности выпускников, развивает способность не только опознавать и анализировать языковые явления, но и правильно, стилистически уместно, выразительно употреблять их в собственной речи. Реализация данного аспекта в обучении требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению внутренней сути языкового явления, знакомства с разными типами языковых значений и формирования способности опираться на него при решении разнообразных языковых задач. Вероятно, многие просчёты в формировании языковой компетентности экзаменуемых связаны с отсутствием представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена. Необходимо развивать языковой эстетический вкус учащихся, способность осознавать эстетическую ценность высказывания, объяснять языковые истоки его образности и выразительности, а также формировать у учащихся потребность совершенствовать свою собственную речь, приближая её к эстетическим речевым нормам. В этом учебном году необходимо: - обсудить аналитические материалы по результатам ЕГЭ на заседании МО; - разработать и использовать Программу деятельности учителя по подготовке к ЕГЭ разработанной управленческой командой, состоящей из завуча, руководителей МО и учителей – предметников; -использовать эффективные технологии обучения, обеспечивающие разноуровневый и индивидуальный подход; -использовать в своей деятельности единый критериальный подход к оценке творческих работ учащихся; -необходимо перестроить преподавание русского языка таким образом, чтобы создать условия для перехода от обучения «в грамматическом духе» к обучению « в риторическом духе». Это предполагает целенаправленное развитие диалогической и монологической речи учащихся (устной и письменной); формирование умения рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод, любой диалог вести этически корректно. Для этого целесообразно введение курса риторики в школьный компонент не только в 5-х классах; - направить представителя от учителей русского языка на курсы тьюторов; -продолжить изучение материалов ЕГЭ по русскому языку в системе методической работы в ОУ. Своевременно знакомиться с Демоверсией ЕГЭ, Спецификацией, Кодификатором, отражающими требования образовательного стандарта по русскому языку. Информировать учащихся об изменениях, корректировать учебно-тематическое планирование и содержание обучения; - отрабатывать умения и навыки, связанные с чтением, с информационной переработкой текста. Создавать благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции: больше работать с текстом, обучать анализу текста, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров; - освоить критерии оценивания сочинения и использовать их при проведении промежуточной аттестации учащихся; - комплексно использовать работу над сочинениями и изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков; - учителям русского языка регулярно проводить тестовый контроль для того, чтобы учащиеся могли овладеть техникой работы с тестами и могли работать в формате ЕГЭ (начиная с 5-го класса); - произвести поэлементный анализ результатов ЕГЭ; - шире использовать при подготовке к экзамену дидактические материалы, таблицы, схемы, справочники; - заместителю директора по УВР Дмитренко Н. М. усилить контроль за преподаванием русского языка в 5-11 классах, в течение года проводить мониторинг усвоения тем учащимися; - руководителю МО Ермаковой О. И. разработать технологию обучения наиболее сложным для усвоения темам на базовом уровне; - изучить рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка, созданные Федеральным институтом педагогических измерений; - ознакомить родителей и школьников с нормативной базой проведения ЕГЭ. Динамика сдачи учащимися русского языка за последние 3 года : Динамика сдачи учащимися математики за последние 3 года : Математика(средний бал)
Результаты показывают очень низкий уровень успешности. Сравнение результатов последних трех лет показывает, что в 2011г. выпускники в целом продемонстрировали примерно одинаковый низкий уровень подготовки. Как и в предыдущий год, участники экзамена в целом показали невысокие результаты при решении геометрических задач повышенного, а также базового уровня сложности. Многие учащиеся вообще не приступают к решению геометрических задач не только повышенного уровня, но и базового. Эти результаты отражают ситуацию, сложившуюся в школе, которая была явно неблагоприятна по отношению к изучению геометрии в течение многих лет, так как выпускной экзамен проводился только по курсу алгебры и начал анализа 10-11 классов. Хотя с 2009 года выпускной экзамен впервые сдается по курсу математики, который включает курс геометрии, пока существенной положительной динамики не наблюдается. 4. Результаты ЕГЭ 2011 г. показали, что только 3 чел. из общей массы выпускников, продемонстрировали при сдаче экзамена «хороший» и «отличный» уровни подготовки, прочно овладели практически всеми контролируемыми элементами содержания на базовом уровне и проявили способность к решению задач, требующих применять математику в нестандартной ситуации. Таким образом, около четверти выпускников школы демонстрируют уровень подготовки, позволяющий обеспечить успешность обучения в вузах, предъявляющих более высокие требования к математической подготовке. Как показывает опыт по организации подготовки выпускников к сдаче экзамена в новой форме, ЕГЭ является механизмом, влияющим на совершенствование процесса обучения в школе и повышения квалификации учителей математики, а также средством, обеспечивающим равные права выпускников на продолжение образования по выбранному профилю в любом из высших учебных заведений. Причинами можно назвать: - смену учителя в 11 классе (из-за серьезной болезни ведущего учителя Мелещеня Н. Э.в начале года произошла замена на учителя Васюхину Е. А.); - разные подходы учителей к преподаванию; - адаптационный период; - проблемы с дисциплиной на уроках у Васюхиной Е. А.; - недостаточный административный контроль. Результаты экзамена выявили ряд нерешенных проблем, характерных для подготовки различных категорий выпускников. О некоторых направлениях совершенствования обучения математике говорилось в методических письмах ФИПИ, аналитических материалах ОМЦ прошлых лет:
Подготовка выпускников 11 «А» класса характеризуется фрагментарностью, несформированностью системы основных знаний и умений, соответствующих требованиям образовательных стандартов, а также неспособностью применять даже имеющиеся отдельные знания в несколько измененной ситуации. Поэлементный анализ экзаменационных заданий показал, что в знаниях выпускников обнаруживаются пробелы даже по освоение школьниками отдельных тем (материал выполнения заданий «А»), в том числе по основной школе, что и подтверждается невыполнением заданий базового уровня. Именно западание в математических знаниях основной школы приводят некоторых детей к неуспешному усвоению базового уровня проверяемого в ЕГЭ. Анализ полученных результатов ЕГЭ позволяет сделать вывод о необходимости целенаправленных усилий педагогического коллектива нашей школы по повышению качества обучения. Основными недостатками нашей работы в этом направлении является то, что: - продолжает формально усваиваться теоретическое содержание математики. Школьники затрудняются применять полученные теоретические знания в конкретно заданной практико-ориентированной ситуации, которая может даже незначительно отличаться от стандартной; - использование учителями М/О математиков для подготовки к ЕГЭ неэффективных методик; - выпускники недостаточно владеют определенными общеучебными умениями; - допускают элементарные вычислительные ошибки; - у школьников слабы навыки самоконтроля, что приводит к допуску ошибок на невнимание. Положительный опыт учителей математики округа (с которым педагоги обязательно должны быть ознакомлены) показывает, что для улучшения результатов ЕГЭ в самом учебном процессе (практически на каждом уроке математики по мере изучения и повторения учебного материала) необходима всякий раз специальная подготовка учащихся к экзамену (умение работать с различными типами тестовых заданий , планировать время работы с различными частями экзаменационной работы, а также с системой критериального оценивания и даже с заполнением бланков ответов, в целом - с технологией проведения ЕГЭ. Практическое использование методических рекомендаций ФИПИ окажет большую помощь учителю). Подготовка к ЕГЭ не сводится к «натаскиванию» выпускника на выполнение определенного типа задач, содержащихся в демонстрационной версии экзамена. Подготовка к экзамену означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо выявить и ликвидировать отдельные пробелы в знаниях учащихся. Одновременно надо постоянно выявлять проблемы и повышать уровень каждого учащегося в следующих областях (хорошо известных каждому учителю): арифметические действия и культура вычислений, алгебраические преобразования и действия с основными функциями, понимание условия задачи, решение практических задач, самопроверка. При преподавании геометрии необходимо, прежде всего, уделять внимание формированию базовых знаний курса стереометрии (угол между прямыми в пространстве, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями, многогранники и т.д.). Одновременно необходимо находить возможность восстанавливать базовые знания курса планиметрии (прямоугольный треугольник, решение треугольников, четырехугольники и т.д.). При изучении геометрии необходимо повышать наглядность преподавания, больше уделять внимания вопросам изображения геометрических фигур, формированию конструктивных умений и навыков, применению геометрических знаний к решению практических задач. При изучении начал анализа следует устранять имеющийся перекос в сторону формальных манипуляций, зачастую не сопровождающихся пониманием смысла проводимых действий; уделять большее внимание пониманию основных идей и базовых понятий анализа (геометрический смысл производной и т.п.) Изменение акцента в проверке решений заданий с развернутым ответом (части С) с выявления недочетов на фиксацию успехов в решении в большей мере ориентирует учащихся на поиск путей решения задачи (в том числе и нестандартных). Следует постоянно подчеркивать, что при оценивании решения задачи учитывается и логика решения, и аргументация, а не только получение верного ответа. КИМы ЕГЭ по математике приближены к традиционным выпускным и вступительным экзаменам по математике, поэтому традиционное систематическое итоговое повторение, проведение традиционных письменных работ (самостоятельные и контрольные работы, зачеты), где ученик предъявляет не только ответы, но и решения заданий, становится важным как для учащихся, изучающих предмет на базовом уровне, так и для учащихся, изучающих предмет на профильном уровне. Рекомендации:
Физика Число участников ЕГЭ по физике в июне 2011 года составило 7 человек. В целом результаты выполнения экзаменационной работы в 2011 г. оказались несколько выше результатов прошлого года ( в этом году средний балл составил 54,5), но результаты для учащихся, обучавшихся по программе лицейского образования очень низкие. Причины низких результатов:
Рекомендации:
Химия Число участников ЕГЭ по химии в июне 2011 года составило 2 человека. Это Яцкевич Александра, которая набрала 40 баллов и Арефьева Дарья, результат которой 48 баллов . Это низкий результат. Причинами являются:
Рекомендации:
Биология Биологию выбрала 1 выпускница (Яцкевич Александра). Пороговый бал составил 36 баллов, у Яцкевич А. -38. Экзамен по биологии выбирали преимущественно те ученики, которые собирались поступать на биологические специальности, каковой была Яцкевич А.. Низкие результаты объясняются состоянием здоровья ученицы (ограниченные возможности). Вместе с тем имеют место и субъективные факторы. Во-первых, массовый переход на 1-часовую программу в 6 и 10 классах средней школы не был обеспечен УМК по биологии, поэтому присутствуют «западающие» темы, не отработанные практические и лабораторные работы, задачи и т.д. Во вторых, поскольку ЕГЭ предъявляет новые требования к уровню подготовки выпускника, они должны быть использованы в аппарате проверки учебников. Тем не менее, в учебниках преобладают традиционные вопросы и задания. Подготовка к ЕГЭ ведется по отдельным пособиям в 10-11 классах. Рекомендации: - Подготовку к ЕГЭ начинать с разъяснительной беседы, ориентирующей на адекватный выбор конкретного предмета. Информировать учащихся и их родителей о предназначении и требованиях ЕГЭ; - Для подготовки активно использовать возможности элективных курсов, межшкольных объединений, часы индивидуальной подготовки; - После прохождения каждой темы компенсировать дефициты учебника заданиями в формате ЕГЭ, используя демоверсии, открытые фрагменты КИМ сайта ФИПИ и другие пособия; - Обратить большее внимание по биологии на: анализ нестандартных ситуаций и задач по биологии;
История России Сдавать историю вызвался 1 человек из выпускников 11 «А» класса. Это претендентка на медаль Орлова Светлана. Результат высокий - 81 балл. Результаты выполнения Орловой С. заданий ЕГЭ по истории России позволяют сформулировать вывод о качественной подготовке учителем Гаврилиной Ю. Г. учащихся к ЕГЭ. Рекомендации:
Английский язык Пороговый балл составлял 20 баллов. Сдавали 3 ученицы (Миришли А. (63 балла), Орлова С.(68 баллов), Суворова Е. (44 балла). Вскрылись и проблемы, на которые обязательно необходимо обращать внимание при подготовке к ЕГЭ: 1.Неумение писать текст по заданному формату. 2. Неумение сосредоточиться на правильном заполнении бланков ответов, во время апелляций были выявлены случаи, когда ученик, заполняя бланк ответов, забывал переносить ответы с черновика. 3. Неумение выполнять работу в заданные временные рамки. Это результат репетиторской деятельности. Рекомендации:
Обществознание Сдавали 15 человек. Средний балл – 59. Обществоведческие знания и предметные умения выпускников, сдававших экзамен в 2011 году, в целом находятся на том же уровне, который демонстрировали выпускники 2010 года. По отдельным элементам содержания и проверяемым умениям заметен рост. Но с другой стороны, по-прежнему просматриваются трудности в выполнении заданий, связанных с использованием понятий высокого уровня теоретического обобщения, а также ориентированных на установление структурно-функциональных и причинно-следственных связей объектов. Устойчивый характер носят затруднения, связанные с недостаточной степенью владения аналитическими и оценочными умениями при выполнении заданий высокого уровня сложности с текстовой информацией. Рекомендации:
Подводя итоги анализа хочется отметить, что результаты у нас не высокие, поэтому исходя из вышеперечисленных проблем, коллектив школы поставил перед собой следующие задачи:
|
ГЭ, который был обсужден на методических объединениях и утвержден приказом директора школы. В соответствии с данным планом директор,... | Наконец 2013- 2014 учебного года в школе обучалось 19 выпускников 11-го класса, из них 19 человек находились на дневной форме обучения,... | ||
Егэ, который был обсужден на методических объединениях и утвержден директором школы. В соответствии с данным планом директор, заместитель... | Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по русскому языку учащихся 9 класса в 2011-2012 году | ||
Огэ и егэ, разработал план-график подготовки школы к огэ и егэ, который был обсужден на методических объединениях и утвержден директором... | Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов мкоу сош №17 р п. Юрты за 2011-2012 учебный год | ||
На основании проведенного анализа хода и результатов работы по организации и проведению егэ в 2014 году в начале 2014-15 учебного... | В соответствии с данным планом директор Коноваленко Г. С., заместитель директора по увр – Немцева Т. А., методические объединения... | ||
«Плакаты егэ-2016». Школьные методические объединения, ознакомившись с нормативно-правовыми документами по организации и проведению... | Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1400 и на основании решения педагогического совета... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |