Аннотация к рабочей программе по сбо (5-9 класс) разработана на основе: -нормативных документов


Скачать 432.66 Kb.
НазваниеАннотация к рабочей программе по сбо (5-9 класс) разработана на основе: -нормативных документов
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4   5
Аннотация к рабочей программе по СБО (5-9 класс)

разработана на основе:

-нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  3. Адаптированной образовательной программы МКС(К)ОУ Купинской специальной ( коррекционной) общеобразовательной школы- интерната VIII вида


-информационно-методических материалов:

1. Программы по СБО, опубликованной в сборнике «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ YIII вида (5-9-е классы) (2000), под редакцией Воронковой В.В.
Учебный материал для учащихся 11ого классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида рассчитан на – 34часа., (1ч. В неделю), для учащихся 6-9 классов – 68 (2 часа в неделю)
Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Процесс социализации идет на протяжении всей жизни человека в результате влияния общества на индивида, а также целенаправленного воздействия регулируемого процесса воспитания, обучения, характерного для действующей системы образования, удовлетворяющей потребности общества. Для успешной социализации особенно важен этап детства. Здесь закладывается фундамент социализации. Ребенок знакомится с правилами поведения, обычаями, манерами, т.е. овладевает человеческой культурой в широком смысле этого слова. Но для детей с интеллектуальной недостаточностью социальная адаптация существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания.

Проблемы социального развития умственно отсталых детей обусловили необходимость введения в учебно-воспитательный процесс специальной (коррекционной) школы VIII вида занятий по СБО.

В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме.

Занятия СБО помогают развивать и совершенствовать у учащихся: навыки самообслуживания; ведения домашнего хозяйства; ориентировки в окружающем социуме. На уроках СБО школьники получают элементарные экономические знания о стоимости товаров и услуг, о том, как составить бюджет семьи т.д.. На уроках-экскурсиях знакомятся с услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи. Осваивают навыки пользования различными видами услуг (химчистка, пошив и ремонт одежды, заказ товара по почте и т.д.).

Неотъемлемая часть занятий – формирование морально- этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях. Обязательно присутствие на занятиях моментов эстетического воспитания: развитие чувства прекрасного, художественного вкуса, развитие умения видеть красивое во внешнем виде, в организации быта.

Формирование вышеперечисленных умений вызывает ряд сложностей, которые объясняются своеобразием психической деятельности умственно отсталых школьников.
Цель и задачи рабочей программы

Целью социально-бытовой ориентировки воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения YIII вида является формирование у каждого ребенка необходимого запаса знаний, навыков и умений, направленных на социальную адаптацию выпускников школы, повышение уровня их общего развития. Что позволит им уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.

Достижение цели обеспечивается решением задач:

1.Стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями по курсу СБО и обеспечить психолого – педагогическую поддержку такой деятельности.

2.Систематизировать, формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда.

2.Целенаправленно развивать мышление умственно отсталого ребенка (память, внимание, эмоционально-волевые качества, трудоспособность).

3. Формировать нравственные представления и понятия, адекватные нормы поведения в обществе.
Особенности методики и принципы преподавания предмета
Из выше сказанного следует, что в организации и осуществлении социально-бытовой ориентировки дифференциация является одним из приоритетных направлений обучения, поскольку цель подготовки ученика к самостоятельной жизни предполагает достижение уровня социализации, адаптации, оптимального для каждого воспитанника. Для реализации принципа развивающего обучения с позиции всестороннего развития личности (в частности, в социальной и бытовой ориентации) дифференциация обучения предполагает адекватно подобранные для каждого ученика условия обучения, формы и методы коррекционно-образовательной помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Реализация принципа дифференциации направлена не на фиксацию факта определенного уровня развития ребенка (высокого, среднего и низкого), а на достижение оптимального (лучшего для данного ученика в данных конкретных условиях) уровня, который может быть достигнут при методически правильной организации обучения.

Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов. Специфика реализации методов используемых на уроках СБО определяется не только своеобразием усвоения умственно отсталыми детьми знаний, умений и навыков, но особенностями предмета.

Первая группа методов - это специфические методы, связанные с определенными индивидуально – типологическими особенностями учащихся.

1. Предварительное устное повторение пройденного учебного материала с целью облегчения планирования новой работы или усвоения новых знаний.

2. Дополнительное повторение (закрепление) нового познавательного материала.

3. Учет темпа восприятия нового познавательного материала отстающими школьниками.

4. Дифференциация практических работ (изделий) по уровню сложности ориентировки и планирования.

5. Дифференцированное сокращение или увеличение помощи в ориентировочных и планирующих действиях путем объяснения показа.

6. Наводящие вопросы в целях стимулирования усвоения цели (образ конечного результата) и плана работы.

7. Расчленение при планировании сложного задания на его более простые компоненты – сужение конечной цели работы.

8. Дополнительное повторение первой операции непосредственно перед началом работы.

9. Использование на рабочем месте учащегося наглядных пособий, облегчающих ориентировку в задании и планирование.

10. Уточнение формулировки вопроса, первоначально заданного всем учащимся, в более общей форме при обращении к отстающему ученику.

11. Дифференциация требований к полноте и точности усвоения теоретического материала в зависимости от его объективной сложности. Более простой материал слабые учащиеся должны усваивать на высоком уровне.

12. Первоначальное воспроизведение слабыми школьниками учебного материала в том виде, в котором он изучался (без вариативности условий).

13. Предоставление отстающим учащимся большего времени на обдумывание ответа.

14. Приемы, стимулирующие концентрацию внимания (обращения к отдельным ученикам во время относящегося ко всем объяснения; предупреждение о том, что ему будет нужно определенным образом расположить наглядный материал; учащийся с ослабленным вниманием постоянно находится в поле зрения учителя, в соответствии с этим ему выбирается место в классе

15. Дополнительное восприятие материала со слов хорошо успевающих учеников.

16. Индивидуальная проверка знаний, необходимых для выполнения конкретного задания, во время практической работы.

17. Развитие умения выделять основную трудность в предстоящей работе.

18. Активизация сравнения, установления сходства и различия, аналогий.

19. Поэтапное формирование умственных трудовых действий.

20. Активизация связи между изучаемым и ранее пройденным материалом.

21. Применение дидактических игр.

22. Подбор ответа на вопрос из текста учебника.

23 Вовлечение в рассуждение.

Вторая группа неспецифические, включает в себя методы и приемы широкого спектра действий:

1. Создание в группе атмосферы доброжелательности, товарищеской взаимопомощи (прежде всего, в отношении отстающих в учебе).

2. Единство действий учителей в решении задач индивидуальной коррекции.

3.Работа с семьей.

4. Особое внимание доступности учебных заданий и сокращение помощи с учетом продвижения учащегося.

5. Дополнительные индивидуальные занятия и беседы с отстающими.

6. Диагностирующий контроль за продвижением учащихся.

7. Разбор с учащимися индивидуальных недостатков в практической деятельности (работа над ошибками)


Содержание программы по предмету

Программа построена по принципу усложнения и увеличения предлагаемого материала (концентрический принцип). Особенностью Программы по СБО является своеобразие содержания изучаемого материала и его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам.

Содержание программного материала определяется тем, что существует типовая программа по СБО, которой определяется основной, базовый материал. Он является составной частью проекта государственного стандарта в области общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этот учебный материал должны усвоить все обучающиеся, без него невозможно дальнейшее освоение содержания обучения.

Исходя из выше сказанного, в содержании рабочей программы можно выделить:

  • Основная часть (базовый материал - этот минимум содержания по основным темам, который включает в себя не только фактический материал (понятия, представления), но и умения, которые надо сформировать у детей. В базовом компоненте программы представлены темы, изучение которые обеспечивают социальную и бытовую ориентировку учащихся специальной коррекционной школы VIII вида («Питание», «Жилище», «Личная гигиена» и др.).

  • Вариативная часть (с учетом условий школы (расположения в городской местности, наличия учебно-материальной базы, близость промышленных объектов) и складывающихся предпочтений учащихся была изменена последовательность изучения тем. Содержание учебного материала по темам «Питание», «Транспорт» дополнили (за счет увеличения количество часов на практические занятия и экскурсии).

Рабочая программа состоит из следующих разделов:

  • «Личная гигиена»

  • «Одежда и обувь»

  • «Питание»

  • «Семья»

  • «Культура поведения»

  • «Жилище»

  • «Транспорт»

  • «Торговля»

  • «Средства связи»

  • «Медицинская помощь»

  • «Учреждения и организации»

  • «Трудоустройство».

Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 до 10 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Это обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем.

Изучение любой темы рассматривается не как отдельно взятая тема, а как система развития умений учащихся ориентироваться в условиях большого города и в быту. Воспитание культуры поведения, личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости, элементов трудовой культуры неразрывно связано с изучением всех тем программы. Кроме этого программа позволяет систематизировать знания, умения и навыки учащихся, полученные ими при изучении других предметов (математики, русского языка, естествознания).

Особое внимание в программе 9 ого класса уделяется разделу «Трудоустройство» (16 часов). Это связанно с тем, что выпускники девятого класса оказываются в ситуации профориентации, поиска работы и трудоустройства. В программе предусматривается создание ситуации выбора жизненного пути после окончания 9-ого класса и предлагаются различные варианты решения: продолжение обучения в 10 классе и подготовка по различным специальностям в школе и на базе ПУ или поступление в ПУ.

Занятия по СБО проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и соблюдением техники безопасности в отдельном блоке помещений из 2-х комнат, кухни и санузла. Кабинет СБО оснащен электроприборами, инвентарем для кухни, для ухода за одеждой, шитья, имеется наглядный и раздаточный материал, реальные предметы и муляжи по всем разделам программы.

Особое внимание уделяется проведению экскурсий, которые рассматриваются как самостоятельный урок (вводные, текущие, итоговые). При невозможности изучения темы, из-за отсутствия условий (посещение поликлиники, аэровокзала и д.р.), программой предусмотрено моделирование данной ситуации в стенах школы в виде сюжетно-ролевой игры.
Содержание программы по СБО


№ п/п


Наименование разделов и тем (5 кл)

Кол-во часов

Из них

Изучение нового и закрепление

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

Экскурсии

1

Введение

1


1










2

Одежда и обувь

4


3

П/Р – 1 «Чистка школьной формы»







3

Питание

10

5

П/Р – 5 «Исследование свойств продуктов», «Нарезка хлеба», «Завтрак», «Приготовление бутербродов», «Приготовление винегрета»







4

Семья

3


3










5

Культура поведения

4


4










6

Жилище

3

2







Э - 1 «Школьные помещения»

7

Транспорт

2

1







Э - 1 «Поездка в общественном транспорте»

8


Торговля

3



2







Э -1 «Магазин»

№ п/п


Наименование разделов и тем (6 кл)

Кол-во часов

Из них

Изучение нового и закрепление

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

Экскурсии

1

Личная гигиена

6

4

П/Р 2 «Гимнастика для глаз», «Утренняя зарядка»







2

Одежда и обувь

8

5

П/Р – 3 «Мелкий ремонт одежды», «Ручная стирка», «Глажение»







3

Питание

16

9

П/Р – 7 «Определение срока годности продуктов», «Приготовление молочной каши», «Уход за посудой», «Приготовление омлета», «Отваривание макарон », «Приготовление запеканки», «Приготовление блюд из картофеля»







4

Семья

2

2










5

Культура поведения

4

4










6

Жилище

10

6

П/Р – 4 «Чтение инструкций по применению хим. Средств по уходу за жилищем», «Уборка помещения», «Уход за мебелью», «Уход за ковром»








7

Транспорт

6

5







Э - 1 «Экскурсия на ж/д вокзал»»

8


Торговля

4


4










9

Средства связи

6

3

П/Р – 2 «Заполнение квитанции на бандероль», «Образцы писем»




Э -1 «Почта»

10

Медицинская помощь»

2

2










11

Учреждения и организации»

4

3







Э – 1 «Дом детского творчества»


7 класс




Всего часов

68













1

Личная гигиена

2

1

П\р 1 ч. Подбор средств с учетом типа кожи

-

-

2

Одежда и обувь

12

8

П\р 4ч. Ремонт одежды. Подбор средств для стирки х\б изделий. Подготовка белья к стирке. Приемы утюжки.

-

-

3

Питание

14

8

П\р 6ч. Сервировка стола. Приемы нарезки овощей. Приготовление салата, щей, второго блюда, компота.

-

-

4

Семья

4

2

П/р 2 ч. Подбор одежды для прогулки. Разучивание игр.

-

-

5

Культура поведения

4

1

П\р 3ч. Вы пришли в гости. Выбор подарка. Прием гостей.







6

Жилище

10

6

П\р 4ч. Уборка. Подбор моющих средств Уход за окнами. Уход за полом.







7

Транспорт

6

2

П/р 2 ч. Справочное бюро. Покупка билетов.




2ч. Вокзал. Пригородные кассы.

8

Торговля

4

2







2ч.Универсальный магазин. Мебельный магазин

9

Средства связи

4

2

П\р 1ч. Бандероль




1ч. Почта

10

Медицинская помощь

4

2

П\р 2ч. Домашняя аптечка. Приготовление отвара трав.







11

Учреждения и организации

4

2







2ч. МФЦ




№ п/п


Наименование разделов и тем (8кл)

Кол-во часов

Из них

Изучение нового и закрепление

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

Экскурсии

1

Личная гигиена

4

2

П/Р 2 «Протирание кожи лица лосьоном», «Приготовление отваров лекарственных трав»







2

Одежда и обувь

4

2

П/Р – 1 «Ручная стирка»




Э – 1 «Прачечная»

3

Питание

16

9

П/Р – 7 «Механические приспособления и уход за ними», «Составление меню», «Приготовление изделий из теста», «Приготовление блинов», «Выпечка печения », «Рецепты соленья, варенья», «Способы заготовки овощей и ягод»







4

Семья

8

5

П/Р – 3 «Пеленание ребенка», «Купание ребенка», «Мытье детской посуды»







5

Культура поведения

4

4










6

Жилище

8

5

П/Р – 3 «Чтение инструкций по применению хим. средств по уходу за жилищем», «Чистка раковины», «Мытье кафельных стен»








7

Транспорт

6

5







Э - 1 «Экскурсия на Автовокзал»

8


Торговля

6


5

П/Р – 1 «Сравнение рыночных магазинных цен»







9

Средства связи

4

3







Э -1 «Почта»

10

Медицинская помощь»

2

2










11

Учреждения и организации»

2

1







Э – 1 «Учреждения»

12

Бюджет семьи

4

2

П/Р – 2 «Составление доверенности», «Расчет стоимости израсходованной электроэнергии»







9 класс


№ п/п


Наименование разделов и тем


Кол-во
часов

Из них

Изучение
нового и
закрепле
ние

Лабораторные и
практические работы

Контрольные работы


Экскурсии




Всего часов

68













1

Личная гигиена

4

2

П/р  2 ч. "Приготовление отвара из трав", "Пользование кремом"







2

Культура поведения

2

1

П/р 1 ч. Ролевые ситуации







3

Жилище

4

2

П/р  2 ч. "Подбор, расстановка мебели", "Подбор деталей интерьера"







4

Одежда и обувь

6

4

П/р  2 ч. "Определение собственных размеров одежды и обуви", "Выведение пятен на одежде в домашних условиях"







5

Семья

4

3

П/р  2 ч. "Составление родословной", "Планирование бюджета семьи"







6

Медицинская помощь

4

3

П/Р – 2 ч. "Уход за больным", "Перестилание постели", "Горчичники"







7

Питание

10

5

П/Р – 5 ч. "Подбор рецептов блюд", "Приготовление салатов", "Приготовление пельменей", "Приготовление борща", "Выпечка оладей"







8

Транспорт

4

2







Э – 2 ч. "Аэровокзал"

9

Торговля

4

2

П/Р – 2 ч. "Школьная ярмарка"







10

Средства связи

4

2

П/Р – 1 ч. "Упаковка посылки и заполнение бланков"




Э – 1 ч. "Почта"

11

Учреждения и организации

4

2

П/Р – 1 ч. "Заполнение квитанции"




Э – 1 ч. "Ателье"

12

Бюджет семьи

2

1

П/Р – 1 ч."Расчет стоимости электроэнергии"







13

Трудоустройство

16

8

П/Р – 7 ч. Составление словаря понятий по темам. "Памятка поступающего на работу", "Заявление о приеме на работу", "Стаж работы", "Заполнение анкеты"




Э – 1 ч. "Центр занятости"



Содержание программы по предмету СБО 10 класс

№ п/п


Наименование разделов и тем (11кл)

Кол-во часов

(34 ч)

Из них

Изучение нового и закрепление

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

Экскурсии

1

Личная гигиена

3

32

П/Р 2 «Протирание кожи лица лосьоном», «Чтение инструкций к косметическим средствам»







2

Медицинская помощь

3

3










3

Жилище

4

3

П/Р – 1 «Бытовые электро приборы»







4

Одежда и обувь

7

3

П/Р – 4 «Чистка обуви»

«Утюжка фасонного белья»

«Чтение инструкций по уходу за одеждой»

«Одежда для младенцев»







5

Средства связи

2

1

П.р – 1 «Сотовая связь»







6

Транспорт

2

2

П/Р – 1 «Расписание движения»








7

Культура общения

2

2

П.Р. – 2 «Ролевые ситуации в общении»







8

Торговля

2

1







1 час Комиссионные магазины

9

Семья

4

2

П.Р. – 2 «Пеленание ребенка»

«Ролевые ситуации в семье»







10

Питание

5

3

П.Р. – 2 «Меню на неделю»

«Сервировка стола»






  1   2   3   4   5

Похожие:

Аннотация к рабочей программе по сбо (5-9 класс) разработана на основе: -нормативных документов iconАннотация к рабочей программе по английскому языку
«Иностранный язык», а также на основе программы, разработанной М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой для 2 – 11 классов общеобразовательных...

Аннотация к рабочей программе по сбо (5-9 класс) разработана на основе: -нормативных документов iconАннотация к рабочей программе по английскому языку 6 класс
М: Просвещение, 2011); авторской программы Кузовлева В. П., Лапа Н. М., Перегудовой Э. Ш. к учебному курсу «Английский язык» для...

Аннотация к рабочей программе по сбо (5-9 класс) разработана на основе: -нормативных документов iconАннотация к рабочей программе интернатуры (практика)
Указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения (п. 1 рабочей программы)

Аннотация к рабочей программе по сбо (5-9 класс) разработана на основе: -нормативных документов iconАннотация к рабочей программе По предмету «Иностранный язык (английский)» Класс
Составители: Дорогавцева Л. В., учитель английского языка первой квалификационной категории. Торопыгина З. В. учитель английского...

Аннотация к рабочей программе по сбо (5-9 класс) разработана на основе: -нормативных документов iconАннотация к рабочей программе по «Письму и развитию речи» (русский язык)
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах составлены на основе авторской программы В. В. Воронковой и имеют коммуникативную...

Аннотация к рабочей программе по сбо (5-9 класс) разработана на основе: -нормативных документов iconПояснительная записка к рабочей программе по элективному курсу «Речеведение:...
Рабочая программа по элективному курсу для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических

Аннотация к рабочей программе по сбо (5-9 класс) разработана на основе: -нормативных документов iconКалендарно-тематическое планирование по сбо. 5 класс
Цель, содержание и значение предмета сбо. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нем

Аннотация к рабочей программе по сбо (5-9 класс) разработана на основе: -нормативных документов iconПояснительная записка к рабочей программе по обж
...

Аннотация к рабочей программе по сбо (5-9 класс) разработана на основе: -нормативных документов iconПояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру рабочая...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации 2008 «Об утверждении федерального...

Аннотация к рабочей программе по сбо (5-9 класс) разработана на основе: -нормативных документов iconРешением педагогического совета от 31 августа
Программа разработана на основе авторской рабочей программы «Обществознание» 5-9 класс. Авторы: А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина. Образовательная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск