Программа по внеурочной деятельности "Деловое письмо"


Скачать 179.23 Kb.
НазваниеПрограмма по внеурочной деятельности "Деловое письмо"
ТипПрограмма
filling-form.ru > Бланки > Программа
Программа по внеурочной деятельности

"Деловое письмо"

9 класс

учитель:Пестовская Е.В.

2015-2016 г.

Программа составлена на основе:

1. Федеральный закон РФ №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ № 1599 от 19.12.2014 "Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

3. Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработанной Российским Государственным Педагогическим Университетом им.А.И.Герцена от 03 апреля 2015 года.

4. СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

5. СанПин 4076-86 "Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии".

6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ педагогов от 01.06.2014г.

Данная тема реализуется через предлагаемые для работы деловые бумаги, литературные тексты по теме труда, рекомендованные школьной программой. Основное внимание уделяется диалогизации обучения, проблемному обучению и практической ценности образовательного материала.

Основная цель - обеспечить языковое развитие  учащихся с ограниченными возможностями здоровья: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.

Цели курса:

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- помогать учащимся в усвоении стилевых особенностей деловой речи;

- научить овладевать простейшими жанрами деловых бумаг.

Задачи:

- познакомить с образцами деловых бумаг;

- дать понятие о формах, стандартах деловых бумаг, об их композиционных частях;

- помочь в практическом усвоении норм и правил составления деловых бумаг.

Общая характеристика курса
XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники коррекционных школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму уже в стенах школы. Актуальность программы «Деловое письмо» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в том, что реализация её содействует адаптации учащихся к окружающей действительности, удовлетворению социальных потребностей личности. Специальная коррекционная школа  VIII вида должна подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья  к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма.

Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.

        Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Минимальный уровень:


  • Принимать посильное участие в составлении диалогов

  • Распознавать повествование и описание

  • Пользоваться на письме изученными орфографическими правилами (с помощью учителя)

  • Писать изложение несложных повествовательных и описательных текстов (до50 слов) после предварительной отработки содержания и языкового оформления

  • Составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу

  • Составлять и записывать предложения и короткие тексты повествовательного характера (40-50 слов) на заданную речевую тему по опорным словам, плану, по сюжетным картинкам или по одной картине



Допустимый уровень:

  • Вести диалог в соответствии с задачами речевого общения

  • Выявлять принадлежность высказывания к определенному типу речи с точки зрения его назначения (повествование или описание)

  • Выявлять принадлежность готового текста к определенному стилю речи (разговорному, деловому, художественному) с точки зрения задач общения и использования языковых средств (с помощью учителя)

  • Пользоваться орфографическим словарем. Применять изученные орфографические правила на письме с помощью учителя или самостоятельно

  • Писать тексты-повествования делового стиля (памятки, инструкции, рецепты и др.) после предварительного разбора

  • Писать изложения художественных текстов повествовательного и описательного характера после предварительного анализа всех компонентов (80-90 слов)

  • Писать сочинения повествовательного характера в разговорно-художественном стиле после предварительного анализа всех компонентов (80-90 слов)

Содержание курса

С оформлением некоторых видов деловых бумаг учащиеся знакомятся с 5 класса, т.к. в коррекционной школе особенностью программы по русскому языку является её концентричность. Именно на основе концентричности учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Обучение деловому письму осуществляется по двум основным направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций); и - формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.Продолжается формирование графических навыков у учащихся, главным образом уделяется внимание четкому и аккуратному письму.

Содержание программы «Деловое письмо» предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от работы над текстами – трафаретами, содержащими языковые формулы (расписка, заявление), к микросочинениям, требующим творческого подхода, самостоятельности высказываний в письменной форме своих мыслей (заметка, отзыв о книге).Отбор учебного материала осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся с ограниченными возможностями, уровня их знаний и умений.

Большое значение имеет речевая направленность курса, то есть работа, связанная с обогащением словарного запаса учащихся. В процессе обучения идёт постепенное накопление словаря: существительных, прилагательных, глаголов, наречий, то есть всех основных частей речи. При этом предусматривается не только его количественное развитие, пополнение активного словаря новыми словами, речевыми оборотами, но и качественное: уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим рядом. Программа включает в себя формирование у учащихся навыков творческого письма и оформления деловых бумаг.  Для формирования у учащихся необходимых умений по составлению деловых бумаг следует исходить из актуализации основных признаков базовой модели речевой ситуации, делать опору на речевые штампы и клише, наполняя их в процессе упражнений различным содержанием. Образцы (клише) деловых бумаг: заявление о приёме на работу, служебная записка, образец трудового договора, автобиография (резюме) др. составят некий справочник выпускника, которым он будет пользоваться в своей дальнейшей жизни.

 Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.

        

        Работа по развитию связной устной и письменной речи ведётся на каждом уроке, независимо от формулировки темы.

      В программе распределено количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных, в том числе активных (подвижных) занятий, в том числе и экскурсий.

  Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме занятия, ролевых игр, экскурсий и т.д. В 9 классе отведено 34 часа в год (1 час в неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться)  в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитании личности.

Формы контроля: тестирование, текущие наблюдения, творческие работы, устный опрос, письменная самостоятельная работа.

В процессе прохождения программного материала используются здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии.

Используются методики разноуровневых заданий, коллективные творческие дела профориентационной направленности, профориентационные игры, профессиональные мини-пробы, что способствует формированию у учащихся ценности учебной деятельности, нацеливает на преобразование их прошлого опыта, развивает во взаимосвязи мотивационно-ценностное отношение школьников к Образу «Я» и трудовой деятельности.

Результативность внеурочной деятельности :

Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.

Предметные результаты:

- получение достаточно прочных навыков грамотного письма на основе закрепления элементарного курса грамматики;

- получение достаточно прочных навыков грамотного делового и творческого письма;

- умение правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- умение быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Личностные результаты

1. Понимание русского языка как основной из основных национально- культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.

2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры ;стремление к речевому самосовершенствованию;

3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

9. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Владение всеми видами речевой деятельности:

-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

-владение разными видами чтения;

-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания , стилистических особенностей и использованных языковых средств;

-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-владение различными видами монолога и диалога;

-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических , лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения ;

-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

-способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

2. Применение приобретенных знаний , умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

3. Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения , совместного выполнения какой- либо задачи , участия в спорах, обсуждениях; овладение национально- культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Календарно-тематическое планирование учебного материала школы 8 вида по русскому языку

на 2014- 2015 учебный год.

9 класс  34 часа



Раздел. Тема урока

Кол-во часов

Содержание

Оборудование




I четверть


8







1

Стили речи(разговорный, деловой, художественный)

1

Знакомство с стилями речи. Примеры. Особенности стилей.

Примеры текстов

2

Деловой стиль.

1

Особенности делового стиля речи. Отличие от других стилей речи. Сфера применения, задача общения, участники общения.

Примеры текстов, образец

3

Разговорный стиль.

1

Особенности разговорного стиля речи. Отличие от других стилей речи. Сфера применения, задача общения, участники общения.

Примеры текстов, образец

4

 Записка. Сфера применения. Записка-просьба, записка-приглашение, записка-сообщение

1

Сфера применения. Записка-просьба, записка-приглашение, записка-сообщение

Примеры текстов, образцы

5

Ролевая игра.

1

Распределение ролей. Ситуация: мама отпрашивает сына от продлёнки.

Образцы записок, ручка,листочки.

6

Объявление.  


1

Сфера применения. Правило написания.

Образцы.

7

Объявление (как деловое описание) о пропаже-находке животного

1

Объявление о пропаже. Правила написания.




8

Обзор периодической печати.

1

Чтение и анализ объявлений в газете. Разделы.

Газеты и журналы.




II четверть.


8







1

Заявление на работу.

1

Сфера применения. Правило написания.

Образец

2

Заявления.

1

Виды, структура. Заявление о  приеме  на  работу, на отпуск, о предоставлении денежной компенсации и др.

Образец

3

Экскурсия в центр занятости. Мини проба поступления на работу.

1

Документы для поступления на работу. Правила оформления. Структура центра.




4

Заявление на работу.

1

Правило написания. Презентация "

Правила поступления на работу"

Образец.

5

Автобиография как рассказ о своей жизни. Сфера применения

1

Автобиография как рассказ о своей жизни. Сфера применения.




6

Составление автобиографии.


1

Автобиография по  плану и опорным словосочетаниям.

План.

7

Анкета, резюме.

1

Сфера применения. Правило написания. Ответы на вопросы анкеты, составление резюме.




8

«Поступаем на работу». Ролевая игра


1

Распределение ролей. Правила игры.

Обыгрывание ситуаций: "Поступление и приём на работу"

Карточки со словами "директор", "секретарь",образцы документов.




III четверть


10







1

Письмо.

1

Виды, структура. Электронные письма. Личные письма. Официальные письма.

Ноутбук, листочки, конверты, ручки, образцы писем.

2

Экскурсия на почту. Мини проба -отправка письма.

1

Оформление конверта. Презентация "Отправка письма".


Конверты, образцы заполнения.

3

Творческая игра. Переписка двух друзей.

1

Написание писем друг другу.




4

Числа в деловых бумагах.


1

Написание чисел в деловых бумагах.

Образцы, бумажные купюры.

5

Доверенность


1

Сфера применения. Виды, структура. Правило написания.

Примеры текстов, образцы

6

Расписка.

1

Сфера применения. Виды, структура. Правило написания.

Примеры текстов, образцы

7

Экскурсия в сбербанк. Правила оформления деловых бумаг.

1

Правила оформления деловых бумаг.

Образцы, бланки, ручки.

8

Деловая игра. Оформление доверенности и расписки.

1

Оформление доверенности и расписки.

Образцы.

9

Профессия -нотариус. Экскурсия в нотариат.

1

Бумаги, оформляющие нотариусом. Правила подачи, документы.

Документы, бланки.

10

Тестирование "Деловые бумаги"

1

Ответы на вопросы тестирования.


Бланки тестов.




IV четверть


8







1

Экскурсия на почтовое отделение. Оформление бланков. Отправление посылки на адрес.

1

Правило заполнения бумаг на получение и отправление посылки, бандероли, денежного перевода.

Образцы, бланки, ручки.

2

Денежный перевод.


1

Заполнение бланка на денежный перевод.

Образцы, бланки, ручки.

3

Посылка-получение и отправка.

1

Заполнение бланка на посылку. Видеофильм "Работа почты"


Образцы, бланки, ручки, примеры текстов.

4

Телеграмма


1

Заполнение бланка телеграммы.

Образцы, бланки, ручки, примеры текстов.

5

Ролевая игра. Отправка посылки.

1

Распределение ролей. Правила игры.

Обыгрывание ситуаций: "Отправка посылки."

Карточки со словами "оператор", "посетитель",образцы документов. Весы, коробка.

6

Коммунальные платежи.

1

Правила оплаты коммунальных платежей, анализ счетов.

Бланки, образцы.

7

Экскурсия в ЖЭК.

1

Внесение данных счётчиков, примеры обращения, телефон диспетчера.




8

Подведение итогов. Диагностика.

1








Учебно-методический комплекс

Учебная программа

Учебники

Методический материал

Дидактический материал

Дополнительная литература

Сборник «Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год.

-Русский язык 9кл.

Н.Г.Галунчикова, ЭВ.Якубовская

М. Просвещение 2006г.

-Рабочие тетради по русскому языку. Учебные пособия для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. М.: Просвещение:

№1 «Состав слова», 2004

№2 «Имя существительное», 2003

№3 «Имя прилагательное», 2003

№4 «Глагол», 2004.

-Методика обучения русскому языку в  специальной (коррекционной) школе: учебник для студентов дефектологического факультета педвузов/ А.К.Аксенова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

-Ильина С. Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием.— Санкт – Петербург: Каро, 2006.

-Л.Жидкова, Л.Каменецкая.

Практическая грамматика на уроках русского языка. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.

-Е.П.Плешакова

Наглядные пособия: таблицы по русскому языку,

образцы деловых бумаг (план, памятки, бланки),

памятки по развитию речи, основных орфографических правил.

Упражнения на коррекцию и развитие ВПФ.

Презентации, слайды по темам.

Карточки для индивидуальной дифференцированной работы.

 -И.В.Веркеенко. Упражнения и проверочные задания по русскому языку, Москва, 2005 г.

О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаева. Чего на свете не бывает? Москва, 1991 г.;

И.С.Гринченко. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе, Москва, 2002 г.;

О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, Москва, 2008 г.

Похожие:

Программа по внеурочной деятельности \"Деловое письмо\" iconРабочая программа Адаптированная основная образовательная программа...
«Деловое письмо» в 9 классе специальной (коррекционной) школы составлена на основе программы «Русский (родной) язык» (В. В. Воронкова)...

Программа по внеурочной деятельности \"Деловое письмо\" iconПрограмма курса предназначена для организации внеурочной деятельности...
В деловые отношения с различными организациями и отдельными людьми. Умственно отсталые выпускники специальных (коррекционных) общеобразовательных...

Программа по внеурочной деятельности \"Деловое письмо\" iconРабочая программа По внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» составленана основе фгос ноо и...

Программа по внеурочной деятельности \"Деловое письмо\" iconРабочая программа по внеурочной деятельности метапредметный учебный курс «Смысловое чтение»
Дополнительная общеобразовательная программа «Смысловое чтение» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации...

Программа по внеурочной деятельности \"Деловое письмо\" iconПрограмма курса внеурочной деятельности «Английский язык» (как второй иностранный язык)
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 9

Программа по внеурочной деятельности \"Деловое письмо\" iconПрограмма внеурочной деятельности в рамках введения фгос ноо 2015...
«Михневская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района

Программа по внеурочной деятельности \"Деловое письмо\" iconПрограмма курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес»
«музей математических чудес», как форма организации внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

Программа по внеурочной деятельности \"Деловое письмо\" iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Гончарное дело. Художественная...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и дополнительного образования, «Примерной программы по...

Программа по внеурочной деятельности \"Деловое письмо\" iconРабочая программа по внеурочной деятельности моя малая родина
Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению для младших школьников «Моя малая родина»

Программа по внеурочной деятельности \"Деловое письмо\" iconОбщие подходы к организации внеурочной деятельности
Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой обогащает опыт коллективного взаимодействия...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск