Программа по внеурочной деятельности
"Деловое письмо"
9 класс
учитель:Пестовская Е.В.
2015-2016 г.
Программа составлена на основе:
1. Федеральный закон РФ №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ № 1599 от 19.12.2014 "Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
3. Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработанной Российским Государственным Педагогическим Университетом им.А.И.Герцена от 03 апреля 2015 года.
4. СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
5. СанПин 4076-86 "Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии".
6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ педагогов от 01.06.2014г.
Данная тема реализуется через предлагаемые для работы деловые бумаги, литературные тексты по теме труда, рекомендованные школьной программой. Основное внимание уделяется диалогизации обучения, проблемному обучению и практической ценности образовательного материала.
Основная цель - обеспечить языковое развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.
Цели курса:
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- помогать учащимся в усвоении стилевых особенностей деловой речи;
- научить овладевать простейшими жанрами деловых бумаг.
Задачи:
- познакомить с образцами деловых бумаг;
- дать понятие о формах, стандартах деловых бумаг, об их композиционных частях;
- помочь в практическом усвоении норм и правил составления деловых бумаг.
Общая характеристика курса XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники коррекционных школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму уже в стенах школы. Актуальность программы «Деловое письмо» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в том, что реализация её содействует адаптации учащихся к окружающей действительности, удовлетворению социальных потребностей личности. Специальная коррекционная школа VIII вида должна подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма.
Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.
Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку. Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Минимальный уровень:
Принимать посильное участие в составлении диалогов
Распознавать повествование и описание
Пользоваться на письме изученными орфографическими правилами (с помощью учителя)
Писать изложение несложных повествовательных и описательных текстов (до50 слов) после предварительной отработки содержания и языкового оформления
Составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу
Составлять и записывать предложения и короткие тексты повествовательного характера (40-50 слов) на заданную речевую тему по опорным словам, плану, по сюжетным картинкам или по одной картине
Допустимый уровень:
Вести диалог в соответствии с задачами речевого общения
Выявлять принадлежность высказывания к определенному типу речи с точки зрения его назначения (повествование или описание)
Выявлять принадлежность готового текста к определенному стилю речи (разговорному, деловому, художественному) с точки зрения задач общения и использования языковых средств (с помощью учителя)
Пользоваться орфографическим словарем. Применять изученные орфографические правила на письме с помощью учителя или самостоятельно
Писать тексты-повествования делового стиля (памятки, инструкции, рецепты и др.) после предварительного разбора
Писать изложения художественных текстов повествовательного и описательного характера после предварительного анализа всех компонентов (80-90 слов)
Писать сочинения повествовательного характера в разговорно-художественном стиле после предварительного анализа всех компонентов (80-90 слов)
Содержание курса
С оформлением некоторых видов деловых бумаг учащиеся знакомятся с 5 класса, т.к. в коррекционной школе особенностью программы по русскому языку является её концентричность. Именно на основе концентричности учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Обучение деловому письму осуществляется по двум основным направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций); и - формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.Продолжается формирование графических навыков у учащихся, главным образом уделяется внимание четкому и аккуратному письму.
Содержание программы «Деловое письмо» предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от работы над текстами – трафаретами, содержащими языковые формулы (расписка, заявление), к микросочинениям, требующим творческого подхода, самостоятельности высказываний в письменной форме своих мыслей (заметка, отзыв о книге).Отбор учебного материала осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся с ограниченными возможностями, уровня их знаний и умений.
Большое значение имеет речевая направленность курса, то есть работа, связанная с обогащением словарного запаса учащихся. В процессе обучения идёт постепенное накопление словаря: существительных, прилагательных, глаголов, наречий, то есть всех основных частей речи. При этом предусматривается не только его количественное развитие, пополнение активного словаря новыми словами, речевыми оборотами, но и качественное: уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим рядом. Программа включает в себя формирование у учащихся навыков творческого письма и оформления деловых бумаг. Для формирования у учащихся необходимых умений по составлению деловых бумаг следует исходить из актуализации основных признаков базовой модели речевой ситуации, делать опору на речевые штампы и клише, наполняя их в процессе упражнений различным содержанием. Образцы (клише) деловых бумаг: заявление о приёме на работу, служебная записка, образец трудового договора, автобиография (резюме) др. составят некий справочник выпускника, которым он будет пользоваться в своей дальнейшей жизни.
Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.
Работа по развитию связной устной и письменной речи ведётся на каждом уроке, независимо от формулировки темы.
В программе распределено количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных, в том числе активных (подвижных) занятий, в том числе и экскурсий.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме занятия, ролевых игр, экскурсий и т.д. В 9 классе отведено 34 часа в год (1 час в неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитании личности.
Формы контроля: тестирование, текущие наблюдения, творческие работы, устный опрос, письменная самостоятельная работа.
В процессе прохождения программного материала используются здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии.
Используются методики разноуровневых заданий, коллективные творческие дела профориентационной направленности, профориентационные игры, профессиональные мини-пробы, что способствует формированию у учащихся ценности учебной деятельности, нацеливает на преобразование их прошлого опыта, развивает во взаимосвязи мотивационно-ценностное отношение школьников к Образу «Я» и трудовой деятельности.
Результативность внеурочной деятельности :
Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Предметные результаты:
- получение достаточно прочных навыков грамотного письма на основе закрепления элементарного курса грамматики;
- получение достаточно прочных навыков грамотного делового и творческого письма;
- умение правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Личностные результаты
1. Понимание русского языка как основной из основных национально- культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры ;стремление к речевому самосовершенствованию;
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
9. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Владение всеми видами речевой деятельности:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-владение разными видами чтения;
-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания , стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-владение различными видами монолога и диалога;
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических , лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения ;
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
-способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
2. Применение приобретенных знаний , умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
3. Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения , совместного выполнения какой- либо задачи , участия в спорах, обсуждениях; овладение национально- культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Календарно-тематическое планирование учебного материала школы 8 вида по русскому языку
на 2014- 2015 учебный год.
9 класс 34 часа
№
| Раздел. Тема урока
| Кол-во часов
| Содержание
| Оборудование
|
| I четверть
| 8
|
|
| 1
| Стили речи(разговорный, деловой, художественный)
| 1
| Знакомство с стилями речи. Примеры. Особенности стилей.
| Примеры текстов
| 2
| Деловой стиль.
| 1
| Особенности делового стиля речи. Отличие от других стилей речи. Сфера применения, задача общения, участники общения.
| Примеры текстов, образец
| 3
| Разговорный стиль.
| 1
| Особенности разговорного стиля речи. Отличие от других стилей речи. Сфера применения, задача общения, участники общения.
| Примеры текстов, образец
| 4
| Записка. Сфера применения. Записка-просьба, записка-приглашение, записка-сообщение
| 1
| Сфера применения. Записка-просьба, записка-приглашение, записка-сообщение
| Примеры текстов, образцы
| 5
| Ролевая игра.
| 1
| Распределение ролей. Ситуация: мама отпрашивает сына от продлёнки.
| Образцы записок, ручка,листочки.
| 6
| Объявление.
| 1
| Сфера применения. Правило написания.
| Образцы.
| 7
| Объявление (как деловое описание) о пропаже-находке животного
| 1
| Объявление о пропаже. Правила написания.
|
| 8
| Обзор периодической печати.
| 1
| Чтение и анализ объявлений в газете. Разделы.
| Газеты и журналы.
|
| II четверть.
| 8
|
|
| 1
| Заявление на работу.
| 1
| Сфера применения. Правило написания.
| Образец
| 2
| Заявления.
| 1
| Виды, структура. Заявление о приеме на работу, на отпуск, о предоставлении денежной компенсации и др.
| Образец
| 3
| Экскурсия в центр занятости. Мини проба поступления на работу.
| 1
| Документы для поступления на работу. Правила оформления. Структура центра.
|
| 4
| Заявление на работу.
| 1
| Правило написания. Презентация "
Правила поступления на работу"
| Образец.
| 5
| Автобиография как рассказ о своей жизни. Сфера применения
| 1
| Автобиография как рассказ о своей жизни. Сфера применения.
|
| 6
| Составление автобиографии.
| 1
| Автобиография по плану и опорным словосочетаниям.
| План.
| 7
| Анкета, резюме.
| 1
| Сфера применения. Правило написания. Ответы на вопросы анкеты, составление резюме.
|
| 8
| «Поступаем на работу». Ролевая игра
| 1
| Распределение ролей. Правила игры.
Обыгрывание ситуаций: "Поступление и приём на работу"
| Карточки со словами "директор", "секретарь",образцы документов.
|
| III четверть
| 10
|
|
| 1
| Письмо.
| 1
| Виды, структура. Электронные письма. Личные письма. Официальные письма.
| Ноутбук, листочки, конверты, ручки, образцы писем.
| 2
| Экскурсия на почту. Мини проба -отправка письма.
| 1
| Оформление конверта. Презентация "Отправка письма".
| Конверты, образцы заполнения.
| 3
| Творческая игра. Переписка двух друзей.
| 1
| Написание писем друг другу.
|
| 4
| Числа в деловых бумагах.
| 1
| Написание чисел в деловых бумагах.
| Образцы, бумажные купюры.
| 5
| Доверенность
| 1
| Сфера применения. Виды, структура. Правило написания.
| Примеры текстов, образцы
| 6
| Расписка.
| 1
| Сфера применения. Виды, структура. Правило написания.
| Примеры текстов, образцы
| 7
| Экскурсия в сбербанк. Правила оформления деловых бумаг.
| 1
| Правила оформления деловых бумаг.
| Образцы, бланки, ручки.
| 8
| Деловая игра. Оформление доверенности и расписки.
| 1
| Оформление доверенности и расписки.
| Образцы.
| 9
| Профессия -нотариус. Экскурсия в нотариат.
| 1
| Бумаги, оформляющие нотариусом. Правила подачи, документы.
| Документы, бланки.
| 10
| Тестирование "Деловые бумаги"
| 1
| Ответы на вопросы тестирования.
| Бланки тестов.
|
| IV четверть
| 8
|
|
| 1
| Экскурсия на почтовое отделение. Оформление бланков. Отправление посылки на адрес.
| 1
| Правило заполнения бумаг на получение и отправление посылки, бандероли, денежного перевода.
| Образцы, бланки, ручки.
| 2
| Денежный перевод.
| 1
| Заполнение бланка на денежный перевод.
| Образцы, бланки, ручки.
| 3
| Посылка-получение и отправка.
| 1
| Заполнение бланка на посылку. Видеофильм "Работа почты"
| Образцы, бланки, ручки, примеры текстов.
| 4
| Телеграмма
| 1
| Заполнение бланка телеграммы.
| Образцы, бланки, ручки, примеры текстов.
| 5
| Ролевая игра. Отправка посылки.
| 1
| Распределение ролей. Правила игры.
Обыгрывание ситуаций: "Отправка посылки."
| Карточки со словами "оператор", "посетитель",образцы документов. Весы, коробка.
| 6
| Коммунальные платежи.
| 1
| Правила оплаты коммунальных платежей, анализ счетов.
| Бланки, образцы.
| 7
| Экскурсия в ЖЭК.
| 1
| Внесение данных счётчиков, примеры обращения, телефон диспетчера.
|
| 8
| Подведение итогов. Диагностика.
| 1
|
|
|
Учебно-методический комплекс
Учебная программа
| Учебники
| Методический материал
| Дидактический материал
| Дополнительная литература
| Сборник «Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год.
| -Русский язык 9кл.
Н.Г.Галунчикова, ЭВ.Якубовская
М. Просвещение 2006г.
-Рабочие тетради по русскому языку. Учебные пособия для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. М.: Просвещение:
№1 «Состав слова», 2004
№2 «Имя существительное», 2003
№3 «Имя прилагательное», 2003
№4 «Глагол», 2004.
| -Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебник для студентов дефектологического факультета педвузов/ А.К.Аксенова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
-Ильина С. Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием.— Санкт – Петербург: Каро, 2006.
-Л.Жидкова, Л.Каменецкая.
Практическая грамматика на уроках русского языка. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.
-Е.П.Плешакова
| Наглядные пособия: таблицы по русскому языку,
образцы деловых бумаг (план, памятки, бланки),
памятки по развитию речи, основных орфографических правил.
Упражнения на коррекцию и развитие ВПФ.
Презентации, слайды по темам.
Карточки для индивидуальной дифференцированной работы.
-И.В.Веркеенко. Упражнения и проверочные задания по русскому языку, Москва, 2005 г.
| О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаева. Чего на свете не бывает? Москва, 1991 г.;
И.С.Гринченко. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе, Москва, 2002 г.;
О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, Москва, 2008 г.
| |