Авторская программа элективного курса по профориентации “Моя профессия” (9 класс)


Скачать 93.18 Kb.
НазваниеАвторская программа элективного курса по профориентации “Моя профессия” (9 класс)
ТипПрограмма
filling-form.ru > Бланки > Программа
Приложение 2.
Авторская программа элективного курса по профориентации “Моя профессия”

(9 класс).
Пояснительная записка.

При переходе системы традиционного школьного обучения на профильное наблюдается некоторая растерянность учащихся, вынужденных выбирать самостоятельно свой дальнейший образовательный маршрут. Девятиклассники недостаточно осведомлены о состоянии рынка труда и собственные личностные особенности представляют себе довольно смутно. Результатом такой неосведомленности является то, что более половины учеников нашей школы выбирают профиль обучения неосознанно. В связи с этим, актуальным является оказание психолого-педагогической помощи выпускникам основной школы. Главное для учащихся на данном этапе – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям и ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Помочь школьникам сделать такой выбор и призван наш элективный курс.

Цели программы:

  • Оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 9 классов.

  • Создать психологические условия для осознанного выбора девятиклассниками профиля обучения.

  • Открыть перед школьниками перспективу дальнейшего личностного развития.

  • Помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

Мы выделяем следующие задачи нашего курса:

  1. Актуализировать потребности учащихся в создании своих образовательных планов.

  2. Обеспечить процесс самоактуализации необходимой информацией посредством диагностики и самодиагностики, а так же информацией о требованиях профессий.

  3. Создать условия для возможности сопоставления учащимися своих способностей с требованиями различных профессий.

Достижение поставленных целей достигается посредством создания портфолио учащихся, разработки ими личных образовательных перспектив, заполнения карт “Богатства моей личности” и “Личный профессиональный план”.

При разработки данной программы нами была выдвинута гипотеза о том, что в условиях организации психологического сопровождения, при проведении тренингов и самодиагностики, имея возможность сопоставить свои возможности (интересы и склонности ) и выбрать профиль обучения.

Применяя на практике данную программу, мы ожидаем следующих результатов.

  • Девятиклассники посредством методов самодиагностики лучше узнают свой внутренний мир, обретают потребность в личностном самосовершенствовании.

  • Учащиеся умеют классифицировать профессии, знают основные требования наиболее популярных видов труда и могут соотносить эти знания со своими особенностями и возможностями.

  • Школьники осознанно и самостоятельно могут выстроить свой дальнейший образовательный маршрут, определить профиль обучения, избежать типичных ошибок выбора.

Программа рассчитана на 16 занятий, которые проводятся в форме групповой психокоррекционной работы с использованием следующих методов: самодиагностика учащихся, профориентационные игры, ролевые игры, тренинги, игровые методы, методы моделирования, групповые дискуссии и “мозговой штурм”. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение первого полугодия.

Учебно-тематический календарный план.



Тема занятия.

Цели занятия..

Основное содержание.

Дата проведения

1.

Вводное занятие.

- познакомить учащихся с задачами и структурой курса;

- развивать мотивацию к самопознанию и самоопределению



- упражнения “Кто Я?”, “Несуществующее животное” /2/;

- анкета “Профессиональные намерения” /4/.

04.09.10.

2.

Классификация профессий.

- формировать теоретическое представление о мире профессий;

- активизировать умственную активность.

- лекция-беседа “Классификация профессий”;

- упражнение “Формула профессий” /2/.

11.09.10.

3.

Секреты выбора профессии.

- познакомить учащихся с этапами выбора профессии;

- формировать установку на профессиональное самоопределение.

- “Хочу, могу,

надо” - лекция.

- упражнение “Выбор” /2/.

- игра “Один день из жизни”

18.09.10.

4.

Мои возможности. Темперамент..

- дать теоретические представления о темпераменте;

- помочь детям изучить собственный темперамент.

- лекция “Темперамент”;

- опросник Айзенка.

25.09.10.

5.

Мои возможности. Профпригодность.

- знакомство с понятием “Профпригодность”;

- оценка своих способностей.

- лекция “Профпригодность – что это?”;

- краткий ориентировочный тест /6/

02.10.10.

6.

Интересы и выбор профессии.

- помочь школьникам изучить свои интересы;

- развивать навыки рефлексии.

- мини-лекция “Интересы и успех в профессиональной деятельности”;

- тест “Карта интересов”.

09.10.10.

7.

Склонности и профессиональная направленность.

- помочь участникам изучить свои склонности.

- игра “Поезд” /2/;

- опросник Е.А.Климова.

16.10.10.

8.

Профессиональный тип личности.

- помочь девятиклассникам определить свой профессиональный тип личности;

- формировать навыки целеполагания и планирования.

- повторение полученных теоретических знаний;

- лекция “О профессиональных типах личности”;

- тест “Профессиональный тип личности”.

23.10.10.

9.

Ошибки в выборе профессии.

- помочь учащимся осознать типичные ошибки профессионального выбора.

- лекция-беседа “Ошибки в выборе профессии”;

- игра “Оптимисты и скептики” /4/.

30.10.10.

10.

Бланковая игра “Бизнес-риск-мен”.

- смоделировать особенности деятельности предпринимателей, связанные с риском.

- проведение игры /3/.

13.11.10.

11.

Активизирующая методика “Будь готов!”.

- повысить у учащихся уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.

- проведение игры /3/.

20.11.10.

12

Матрица выбора профессии.

- обобщение полученных знаний и соотнесение их со своими возможностями


- упражнение “Матрица выбора”, /5/

- работа с профессиокартами.

27.11.10.

13.

Самовоспитание и достижение жизненных целей.

- дать понятие “характер”, “сила воли” и обосновать их роль в профессиональном становлении;

- определить собственные черты характера и силу воли.

- характерологическая анкета;

- тест “Сила воли”,/6/

04.12.10.

14

Личный профессиональный план.

- обобщить и систематизировать полученные знания;

- обучить детей правилам составления личного профессионального плана.

- заполнение бланков “Богатства моей личности” и “Личный профессиональный план” (см. приложения 1 и 2).

11.12.10.

15

Навыки самопрезентации.

- ознакомить учащихся с основами самопрезентации.

- беседа-лекция на тему “Что такое резюме, интервью”;

- упражнение “Резюме” /4/;

- ролевая игра “Интервью” /4/.

18.12.10.

16

Резерв.

Активизирующий опросник “Как поживаешь?”

- рассмотреть в шутливой форме существенные для подростков жизненные ценности.

- проведение игры /3

25.12.10.

Литература.

  1. Психологическое сопровождение выбора профессии. Под ред. Л.М. Митиной. М.: 2003 г.

  2. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М.: 2005 г.

  3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. М.: 2005 г.

  4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М.: 200 г.

  5. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. М.: 2004 г.

Приложение 1.

Богатства моей личности.

________________________________________________________________________

В этом году Вы многое узнали о себе, подвели итоги и определили собственные позиции в профессиональной, жизненной и личностной сферах, нашли себя. Теперь надо быть настойчивым и трудолюбивым в достижении своих целей и, раньше или позже, Вы их обязательно достигните. Заполните таблицу, которая покажет Вам богатства Вашей личности.



Название методики.

Конечный результат.

1

Тест на темперамент.

(положительные стороны моего темперамента).






2

Методика “Карта интересов”.





3

Мои профессиональные склонности. (опросник Климова).






4

Профессиональный тип личности.








Приложение 2.

Личный профессиональный план.

Результатом Вашего профессионального самоопределения на данном этапе школьного образования является реалистичный план, включающий в себя ближайшие шаги по продумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.

Главная цель.

Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, кем буду, каким буду, чего достигну, на кого буду равняться?



















Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы.

Какой профиль обучения выберу, какие предметы школьного курса буду изучать более углубленно, где и как попробую свои силы, чему и где буду учиться?

























Пути и средства достижения цели.

Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение.

























Внешние сопротивления на пути достижения цели.

Что мне может помешать достигнуть поставленной цели?
















Внутренние условия достижения цели.

Мои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности.

























Запасные варианты и пути их достижения.










Похожие:

Авторская программа элективного курса по профориентации “Моя профессия” (9 класс) iconРабочая программа элективного курса я и моя профессия
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Авторская программа элективного курса по профориентации “Моя профессия” (9 класс) iconПрограмма элективного курса «Профессиональное самоопределение»
Поэтому развитие личности подростков является необходимым условием профориентации старшеклассников

Авторская программа элективного курса по профориентации “Моя профессия” (9 класс) iconРабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на...

Авторская программа элективного курса по профориентации “Моя профессия” (9 класс) iconПрограмма элективного курса по биологии «Решение задач по генетике» (11 класс)
Изучение биологии на уровне среднего образования направлено на достижение следующих целей

Авторская программа элективного курса по профориентации “Моя профессия” (9 класс) iconОтчет о проведении тренинга «Оптимизм, жизненный путь и успех»
Гороховец» состоялся выезд, Мобильного центра занятости в «Фоминскую специальную (коррекционную) школу – интернат VIII вида». Услугу...

Авторская программа элективного курса по профориентации “Моя профессия” (9 класс) iconПрограмма специального курса «Готовимся к егэ по русскому языку»
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов любого профиля и рассчитана на 68 часов

Авторская программа элективного курса по профориентации “Моя профессия” (9 класс) iconПрограмма элективного курса по английскому языку «Подготовка к егэ...
Данный курс предназначается для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению английского языка

Авторская программа элективного курса по профориентации “Моя профессия” (9 класс) iconПояснительная записка рабочая программа элективного курса по русскому...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Технология работы с контрольно – измерительными материалами». в 9 классе разработана...

Авторская программа элективного курса по профориентации “Моя профессия” (9 класс) iconАннотация на программу элективного курса в 9 класс
Он осуществляется как углублённый вариант обучения деловому общению, деловому письму

Авторская программа элективного курса по профориентации “Моя профессия” (9 класс) iconПояснительная записка рабочая программа элективного курса по русскому...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка обучающихся 9 класса к гиа по русскому языку» разработана в соответствии...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск