Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста»


Скачать 181.72 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста»
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Бланки > Рабочая программа

«Рассмотрено»

руководитель ТГ

________Р.М.Костина

Протокол №_______

от «____» августа 2013 г.


«Согласовано»

Зам.руководителя по УР

МБОУ «Ново-

Александровская ООШ»

_________ Р.А.Санникова

«____» августа 2013 г.


«Утверждаю»

Руководитель МБОУ « Ново-Александровская ООШ »

____________Л.А.Мальцева

Приказ №_______________

от «____» августа 2013 г.




Рабочая программа

элективного курса

«Содержание и языковой анализ текста»

учителя муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Ново- Александровская основная

общеобразовательная школа»

Костиной Рамзии Мирхатимовны,

I квалификационной категории

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от « » августа 2013г.

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на основе Примерной программы по русскому языку

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственное высказывание с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить обучающихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. Из практики известно, что особое затруднение на экзамене выпускники испытывают при написании сочинения-рассуждения. При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе (68 ч. в учебном году, 2 ч. в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения. Данный курс поможет преодолеть трудности в подготовке обучающихся к сочинению-рассуждению.

Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Практический направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается обучающимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи.

При построении материала соблюдено единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. Учебный материал размещен таким образом, что практически не требуются домашние задания.

В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения некоторых разделов языкознания, изученных с 5 по 8 классы; даны разные типы заданий: словарная работа, лингвистический анализ текста, тестовые задания, практические работы.

Цели программы:

  • научит учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста,

  • подготовить обучающихся к сдаче школьного экзамена по русскому языку,

  • оказать помощь в формировании нравственной позиции,

  • способствовать интеллектуальному развитию ученика,

  • воспитывать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Задачи курса:

  • освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.

  • Развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления; развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку.

  • Практические: совершенствование коммуникативных умений; овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; поддерживать беседу, вести спор; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства; логично и образно излагать мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание.

  • Воспитательные: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку; воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной печи; воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни; воспитание требовательности к себе.

Общая характеристика курса

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороен речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в оставлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.

Программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 9 класса.

Место элективного курса в базисном учебном плане МБОУ «Ново-Александровская основная общеобразовательная школа». На основе учебного плана школы на изучение предмета отводится 34 часа.

Материалы курса могут быть использованы на факультативных занятиях.

 

                              Предполагаемые результаты:

  • умение четко и на должном уровне производить комплексный анализ текста любого типа и стиля речи;

  • учащиеся должны овладеть следующими компетенциямиинформационными -  давать развернутые ответы на поставленные вопросы, обосновывать пример, извлекать информацию из источников различного типа, работать с различными словарями, овладеть таким видом выступления как монолог;

коммуникативного типа – овладение навыками организации и участия в коллективной деятельности, участие в учебно-исследовательской работе;

 культурологическими -  широкий кругозор, развитая речь.

 

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  • Основные функции языка.

  • Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.

  • Орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка.




  • К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников;

  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

 

Содержание программы элективного курса

 Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. 

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь:

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • адекватно воспринимать авторский замысел;

  • вычленять главное в информации;

  • сокращать текст различными способами;

  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Средства выразительности речи

Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

  • Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;

  • находить в тексте средства выразительности;

  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

  Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.  

  • Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

 Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

 Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  

Морфемика и словообразование.

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

Основные способы образования слов.

Обучающиеся должны знать:

  • виды морфем;

  • морфемный и словообразовательный анализы слова.

            Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Морфология.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Обучающиеся должны знать:

  • систему частей речи в русском языке.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.  

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать:

  • правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь:

  • подбирать примеры для обоснования  лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;

  • правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Содержание и языковой анализ текста».

9 класс

(34 часов)



Тема занятия

Количество уроков

Форма занятий

Виды деятельности

Дата

План

Факт



Введение. Задачи курса «Содержание и языковой анализ текста».

1

Мини-лекция, практикум

Коллективная

07.09






Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

1

Мини-лекция, практикум

Работа в группах, анализ сочинений.

14.09







Часть 1















Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

1

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

21.09






Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

1

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

28.09






Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

1

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

05.10






Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

1

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

12.10




7-8

Зачётная работа

2

урок контроля

Написание сжатого изложения (90 слов)

19.10

26.10







Часть 3













9.

Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2 . Структура сочинения на лингвистическую тему.

1

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

02.11




10

Учимся формулировать тезис.

1

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

16.11




11

Учимся аргументировать.

1

Мини-лекция, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

23.11




12

Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

1

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

30.11




13

Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

1

Мини-лекция, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

07.12




14-15

Зачётная работа

2

Урок контроля

Пишем сочинение-рассуждение

14.12

21.12







Часть 2













16

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

1

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

28.12




17

Анализ текста. Лексическое значение слова.

1

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

18.01




18

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.

1

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

25.01




19

Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.

1

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

01.02




20

Правописание корней. Правописание словарных слов.

1

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

08.02




21

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

1

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

15.02




22

Правописание суффиксов различных частей речи.

1

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

22.02




23

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

1

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

15.03




24

Словосочетание.

1

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

22.03




25

Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

1

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

05.04




26

Осложненное простое предложение.

1

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

12.04




27

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

19.04




28

Синтаксический анализ сложного предложения.

1

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

26.04




29

Пунктуационный анализ. Знаки препинания с сложносочиненном и в сложноподчиненном предложении.

1

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

03.05




30

Синтаксический анализ сложного предложения

1

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

10.05




31-32

Сложные предложения с разными видами связи между частями

2

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

17.05

24.05




33-34

Зачётная работа

2

Урок контроля

Решение тестовых заданий






Учебно-методическое обеспечение.


1.З.Е.Александрова. Словарь синонимов русского языка.

2.С.И.Ожегов. Словарь русского языка.

3. Т.О.Скиргайло., Г.Х.Ахбарова. Краеведение на уроках русского языка.

4.С.Н.Иконников. Стилистика в курсе русского языка.

5. Обучение связной речи. Под редакцией Н.З. Бакеевой.

6.С.В.Драбкина, Д.И. Субботин. Русский язык 2014.

7. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш. Русский язык. , 2013.И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме:

  • Официальный информационный портал ЕГЭ http://www.ege.edu.ru

  • Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме. http://www.ege.ru

  • ФГУ «Федеральный центр тестирования» www.rustest.ru

  • Сайт ФИПИ http://www. fipi.ru

  • Тесты по русскому языку http://ruslit.ioso.ru

  • Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru

  • Метод совет. Методический портал учителя. http://metodsovet.su/load/russ_yaz/53 http://metodsovet.su/load/russ_yaz/53

  • Российский образовательный портал. http://www.school.edu.ru

  • Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

  • Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  • Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru

  • Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/

  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.lseptember.ru

  • Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/

  • Сайт учителя русского языка и литературы Перовой И.Н. http://peressa2009.narod2.ru/



  • Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/

  • Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru

  • Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  • Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org

  • Мир слова русского http://www.rusword.org 

  • Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru

  • Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

  • Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/

  • Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru

  • Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

  • Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru

  • Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

  • Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

  • Свиток — История письменности на Руси http://www.ivki.ru/svitok/

  • Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык http://vedi.aesc.msu.ru

  • Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой http://slovesnik-oka.narod.ru



РЕЦЕНЗИЯ

на авторскую программу элективного курса

«Содержание и языковой анализ текста»

(русский язык 9-й класс)

учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Ново-Александровская ООШ»

Бугульминского муниципального района РТ.

Костиной Рамзии Мирхатимовны

Представленная на рецензирование программа состоит из пояснительной записки, программы курса с определением количества часов на изучение каждой конкретной темы, содержания обучения, определения компетенции учащихся, приобретаемых в ходе изучения курса, тематического планирования и списка литературы.

Программа данного элективного курса разработана с целью развития и совершенствования умений учащихся правильно и хорошо выражать свои мысли и чувства как в устной, так и в письменной форме, развития их творческих способностей, приобщения к работе с книгой и другими источниками знаний, умению составлять деловые бумаги..

Важность и необходимость элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» обусловлена отсутствием специальной государственной программы по развитию речи учащихся.

Содержание обучения по данной программе носит развивающий характер и строится в соответствии с целями обучения русскому языку, определенными Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.

Программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» соответствует требованиям, предъявляемым к учебно – методическим материалам подобного типа и может быть рекомендована для использования в МБОУ «Ново-Александровская ООШ».
Руководитель ГМО

учителей русского языка:

Похожие:

Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» iconПояснительная записка рабочая программа элективного курса по русскому...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Технология работы с контрольно – измерительными материалами». в 9 классе разработана...

Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» iconПояснительная записка рабочая программа элективного курса по русскому...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка обучающихся 9 класса к гиа по русскому языку» разработана в соответствии...

Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» iconРабочая программа элективного курса для 9 класса «Старт в профессию»

Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» iconРабочая программа элективного курса я и моя профессия
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» iconРабочая программа дисциплины анализ и интерпретация художественного...

Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» iconРабочая программа элективного курса «Деловые бумаги»
Мбоу «Каркалинская основная общеобразовательная школа им. Галии и Замитв Рахимовых»

Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» iconРабочая программа элективного курса «Техническое черчение»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старо-Салманская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» iconРабочая программа элективного курса по обществознанию «Единство и многообразие общества»
«Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» iconПрограмма специального курса «Готовимся к егэ по русскому языку»
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов любого профиля и рассчитана на 68 часов

Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» iconРабочая программа элективного курса «Подготовка к огэ по русскому языку»
Примерной программы по русскому языку в соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск