Методические рекомендации по организации анонимного социально-психологического анкетирования на добровольной основе обучающихся 7-11 классов общеобразовательных организаций области на предмет раннего выявления немедицинского потребления алкоголя,


НазваниеМетодические рекомендации по организации анонимного социально-психологического анкетирования на добровольной основе обучающихся 7-11 классов общеобразовательных организаций области на предмет раннего выявления немедицинского потребления алкоголя,
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5



«УТВЕРЖДАЮ»

первый заместитель начальника департамента образования - начальник управления общего, дошкольного и дополнительного образования

_______________Е.Г. Тишина

«____»_____________2015г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации анонимного социально-психологического анкетирования
на добровольной основе обучающихся 7-11 классов общеобразовательных организаций области на предмет раннего выявления немедицинского потребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ,
курительных смесей, табака


Белгород, 2015
Содержание


1.

Введение………………………………………………………………...

стр. 3-5

2.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие ход процедуры тестирования, в том числе дачу добровольного информированного согласия на проведение психодиагностической процедуры………..




стр. 6-10

3.

Правовые и этические принципы проведения процедуры анкетирования …………………………………………………………



стр. 10-11

4.

Этапы проведения анкетирования ……………………………………


стр.12-13

5.

Анкета, бланк ответов ………………………………………………...


стр. 14-20

6.

Алгоритм обработки данных …………………………………………


стр. 21-24

7.

Информированное добровольное согласие на прохождение анонимного анкетирования …………………………………………...



стр. 25-26

8.

Список использованной литературы …………………………………


стр. 27

Введение

Массовое потребление психоактивных веществ (далее – ПАВ) в молодежной среде остается одной из острейших проблем современности, так как по своим долгосрочным последствиям представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. Сложившаяся ситуация требует решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.

Согласно Концепции профилактики употребления ПАВ в образовательной среде, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 5 сентября 2011 года № МД-1197/06), одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ является система образования. Имеющийся у нее профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяют обеспечивать комплексное, системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего, несовершеннолетних и молодежи, а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.

Первичная профилактика является приоритетным направлением превентивной деятельности в образовательной среде и реализуется преимущественно через работу общеобразовательных организаций. Основой содержания первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика на основе педагогических и психологических технологий.

Современные представления о раннем предупреждении употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основаны на том, что в центре его должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательная организация и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

Первичная профилактика употребления ПАВ предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

  • формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;

  • формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;

  • внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;

  • развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка «группы риска наркотизации» и ребенка, заболевшего наркоманией.

Следует уточнить, что негативно-ориентированная профилактика употребления ПАВ, т.е. традиционный проблемно-ориентированный подход, акцентирование на отрицательных последствиях приема ПАВ не обеспечивают достижение поставленных целей. Специфические проблемно-ориентированные воздействия, безусловно, необходимы, но недостаточны. Проблема предупреждения употребления ПАВ только на их основе принципиально не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к ПАВ.

Именно поэтому стратегическим приоритетом первичного предупреждения употребления ПАВ следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.

Наркомания и склонность к употреблению наркотиков, как формы девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, являются суммой разных факторов, обусловленных как индивидуальными, так и социальными особенностями, а также комбинацией тех и других.

Таким образом, в вопросах профилактики наркотической зависимости выделяются также два основных направления:

  • во-первых, работа со средой обитания подростка (выделение факторов риска и их нейтрализация);

  • во-вторых, работа с личностью учащегося: воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально-психологическим факторам и воздействиям.

Долгосрочные исследования, проводимые в последние 30 лет, показали, что развитие наркомании обусловлено многочисленными внутренними и «средовыми» факторами риска. Более того, факты свидетельствуют о том, что вероятность развития наркотической зависимости выше у тех людей, которые подвергаются одновременному воздействию нескольких факторов.

Определение факторов риска наркомании позволяет снизить или вовсе исключить их активность, снизить уровень распространения и тяжесть последствий наркомании. Эффективность подхода, основанного на анализе факторов риска, подтверждается исследованиями профилактических программ. Эти исследования доказывают, что программы, нацеленные на уменьшение активности факторов риска и повышение активности защитных факторов, дают хорошие результаты в предотвращении употребления ПАВ.

Эффективность профилактики с этих позиций определяется влиянием факторов риска и защиты в четырех областях: общество, школа, семья и группа сверстников (индивид). Примерами факторов риска может служить доступность наркотических средств (общество), семейный конфликт (семья), недостаточная заинтересованность в школьной жизни (школа), раннее начало употребления наркотиков (группа сверстников).

В свою очередь факторы защиты связаны с уменьшением вероятности проявления «нездорового» стиля поведения. Считается, что влияя на факторы риска и защиты, можно снизить злоупотребление ПАВ среди подростков.

В основе модели факторов риска и защиты лежит процесс определения показателей (факторов), влияющих на вероятность приобщения человека к сфере потребления наркотиков и связанных с этим проблем, и работа с этими выделенными для данной территории на данный момент времени факторами. Безусловно, в жизни человека присутствуют как факторы риска, так и факторы защиты. Таким образом, в самых общих чертах, вся работа по профилактике основывается на снижении активности факторов риска и повышении действенности защитных факторов.

Традиционно факторы риска и защиты разделяют на три группы: «личные», «семейные» и «социальные». Последние, в свою очередь, можно разделить на затрагивающие среду друзей (ближнее окружение), общесоциальные и «школьные», которые мы выделяем особо, ведя разговор о подростках. Приведем перечень наиболее важных факторов риска и защиты:

1. Личные факторы. Успешность в реализации своих стремлений, осознание жизненной перспективы, отношение к возможности употребления наркотиков, отношение к насилию, способы проявления протестных реакций, уровень эмоциональной зрелости, сформированная система ценностей и привязанностей, кризисные ситуации, уровень притязаний и самооценка, наличие непреложных авторитетов.

2. Семейные факторы. Система распределение ролей, прав и обязанностей в семье, система контроля, уровень конфликтности в семье, семейные традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ, система отношений и уровень доверия между родителями и детьми, эмоциональный фон семьи, родительские ожидания, компетентность родителей в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка.

3. Среда сверстников. Отношение «значимого окружения» к употреблению наркотиков, уровень социальной приемлемости поведения и социально психологический климат подростковой группы, роль подростка в группе сверстников, широта круга общения, отношение подростковой группы ко взрослым, ценностные ориентиры подростковой группы.

4. Общесоциальные факторы. Нормы, политика и законодательство в отношении наркотиков, законодательство в области молодежной политики, доступность наркотиков, развитость системы социально-психологической помощи молодежи, уровень дезорганизованности сообщества, распространенность насилия, общественные традиции, позиция средств массовой информации, организованность досуга, участие молодежи в общественной жизни.

5. «Школьные» факторы. Успеваемость, частые переходы из школы в школу, участие педагогов в воспитательном процессе и принятая в школе система воспитания, отношения с учителями (уровень доверия), социально-психологический климат, участие педагогов в профилактике, связь между семьей и школой, участие в школьном самоуправлении, желание учиться, регулярное посещение школы.

Для исследования факторов риска предлагается использовать специальный исследовательский инструмент, который позволяет определить приоритеты в проведении профилактических программ (Шипицына Л.М., 2001, Санкт-Петербург). Он показывает, за счет каких именно факторов на данной территории наиболее существенно повышается риск злоупотребления психоактивными веществами и какими именно, то есть провести исходную оценку ситуации.

Таким образом, целью организации социально-психологического исследования является оценка риска распространения немедицинского употребления психоактивных веществ среди обучающихся 7-11 классов общеобразовательных организаций Белгородской области.

В данных методических рекомендациях приведено описание методики анкетирования, способы ее обработки и анализа. Кроме того дана нормативно-правовая база, регламентирующая ход процедуры тестирования, в том числе дачу добровольного информированного согласия на проведение психодиагностической процедуры, а также рассмотрена этапность проведения социально-психологического исследования.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие ход процедуры тестирования, в том числе дачу добровольного информированного согласия на проведение психодиагностической процедуры

Основанием для проведения социально-психологического тестирования с целью раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними является:

I. Международное законодательство:

  1. Конвенция ООН «О правах ребенка», принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

II. Федеральное законодательство:

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Федеральный закон от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

  4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья».

  5. Федеральный закон от 24 июля 1998 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  6. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

  7. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

  8. Федеральный закон от 4 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений».

  9. «Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации на 2010-2020 годы».

  10. Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690
    «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года».

  11. Письмо Минобрнауки России от 5 сентября 2011 года № МД-1197/06 «О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде».

  12. Приказ Минобрнауки России от 12 апреля 2011 года № 1474 «О психологическом тестировании обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ».

  13. Приказ Минобрнауки России от 16 июня 2014 года № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

III. Региональное законодательство

  1. Закон Белгородской области от 13 декабря 2000 года № 123 «О защите прав ребенка в Белгородской области».

  2. Закон Белгородской области от 31 января 2005 года № 167 «Об ответственности родителей за воспитание детей».

  3. Закон Белгородской области от 12 июля 2012 года № 119 «О профилактике немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в Белгородской области».

  4. Постановление Правительства Белгородской области от 6 июля 2009 года № 230-пп «О дополнительных мерах по внедрению системы раннего предупреждения и выявления немедицинского употребления наркотических средств».

  5. Постановление Правительства Белгородской области от 14 февраля 2011 года
    № 61-пп «О реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на территории Белгородской области».

  6. Постановление правительства Белгородской области от 17 сентября 2012 года
    № 490-пп «О концепции государственной антинаркотической политики
    в Белгородской области».

  7. Постановление правительства Белгородской области от 27 ноября 2012 года
    № 471-пп «О долгосрочной целевой программе «Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, противодействие их незаконному обороту в Белгородской области на 2013-2015 годы».

  8. Постановление правительства Белгородской области от 17 декабря 2012 года
    № 675-пп «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и оказания наркологической медицинской помощи, реабилитации больных наркоманией в Белгородской области на 2012-2020 годы».

  9. Постановление правительства Белгородской области от 18 марта 2013 года № 92-пп «О системе мониторинга наркоситуации в Белгородской области».


Основными документами, регламентирующими основание и порядок проведения тестирования являются:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 (ред. от 07.06.2013 года).

Согласно части 15.1 пункта 3 статьи 28 настоящего закона организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 42 закона об образовании психолого-педагогическая помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

Части 6 пункт 3 статьи 44 настоящего закона предусматривает право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

2. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08 января 1998 года № 3-ФЗ (ред. от 07.06.2013 года).

В настоящем законе определены полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти и субъектов Российской Федерации в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, а также порядок проведения раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, так:

В соответствии со ст. 53.1. - организация профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании осуществляют: федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 53.2. определяются полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, которыми являются:

  • разработка и реализация государственной политики в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;

  • научно-методическое обеспечение в области профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;

  • ведение пропаганды здорового образа жизни и нетерпимого отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;

  • выявление причин и условий незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и принятие мер по устранению таких причин и условий;

  • установление единой государственной статистической отчетности в области функционирования системы профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;

  • разработка и реализация долгосрочных (федеральных) целевых программ и ведомственных программ, направленных на осуществление мероприятий в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;

  • осуществление иных установленных законодательством Российской Федерации полномочий.

В ст. 53.3. определяются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, к которым относятся:

  • организация профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, в том числе:

  • разработка, утверждение и реализация региональных программ, направленных на осуществление мероприятий в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;

Статья 53.4. предусматривает порядок раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ и является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, в том числе устанавливает:

  • социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;

  • порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Так в случае выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимся в результате социально-психологического тестирования, он направляется в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающие наркологическую помощь в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

  • наличие информированного согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет;

  • обеспечение общеобразовательными организациями и профессиональными образовательными организациями конфиденциальности сведений, полученных в результате проведения социально-психологического тестирования обучающихся в таких образовательных организациях.

3. Письмо Минобрнауки России от 5 сентября 2011 года № МД-1197/06
«О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде».


Данная концепция устанавливает в качестве одной из профилактических технологий использование диагностического тестирования, в том числе в рамках регулярных медицинских осмотров, на употребление ПАВ обучающимися, воспитанниками. Следует отметить важность легитимного использования этого метода (на основании добровольного согласия несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и в сопровождении психологического консультирования с целью оказания квалифицированной профессиональной психологической помощи).

4. Приказ Минобрнауки России от 12 апреля 2011 года № 1474
«О психологическом тестировании обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ».


В соответствии с данным приказом, в целях раннего выявления и организации психолого-педагогической работы, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, и профилактики потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ рекомендуется введение анонимного психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.

5. Приказ Минобрнауки России от 16 июня 2014 года № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

В соответствии с данным порядком, тестирование проводится с информированного согласия родителя либо законного представителя ребенка, не достигшего возраста 15 лет. В случае, если ребенок достиг возраста 15 лет, необходимо его письменное согласие на проведение тестирования.

Тестирование должно осуществляться в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации, проводящей тестирование.

Для проведения тестирования руководитель образовательной организации, проводящей тестирование должен создать комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования и утвердить ее состав из числа работников образовательной организации. Такая Комиссия проводит инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, а также информирует об условиях тестирования и его продолжительности. Комиссия обеспечивает сбор результатов тестирования и их упаковку в пакеты.

Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, в трехдневный срок с момента проведения тестирования должен обеспечить направление акта передачи результатов тестирования в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, на территории которого находится образовательная организация, проводящая тестирование. Также, руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, обеспечивает хранение в течение года информированных согласий в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.

6. Закон Белгородской области от 12 июля 2012 года № 119 «О профилактике немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в Белгородской области».

Согласно статье 20 данного закона раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, осуществляется на добровольной основе в рамках проведения социально-психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

7. Протокол поручений, данных Губернатором Белгородской области на координационном совещании по обеспечению правопорядка 13 ноября 2012 года.

В рамках реализации протокола поручений разработан проект «Повышения эффективности работы по предупреждению административных правонарушений, связанных с немедицинским потреблением наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в Белгородской области». Согласно данному проекту в 2013-2014 годы запланировано проведение мероприятия по внедрению добровольного социально-психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений области на предмет немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации по организации анонимного социально-психологического анкетирования на добровольной основе обучающихся 7-11 классов общеобразовательных организаций области на предмет раннего выявления немедицинского потребления алкоголя, iconЗаседание Антинаркотической комиссии Удмуртской Республики
О результатах проведения добровольного тестирования обучающихся образовательных организаций Удмуртской Республики на предмет раннего...

Методические рекомендации по организации анонимного социально-психологического анкетирования на добровольной основе обучающихся 7-11 классов общеобразовательных организаций области на предмет раннего выявления немедицинского потребления алкоголя, iconМетодические рекомендации по проведению социально-психологического...
Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования...

Методические рекомендации по организации анонимного социально-психологического анкетирования на добровольной основе обучающихся 7-11 классов общеобразовательных организаций области на предмет раннего выявления немедицинского потребления алкоголя, iconПояснительная записка к «Дорожной карте»
Алгоритм действий администрации образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, по организации...

Методические рекомендации по организации анонимного социально-психологического анкетирования на добровольной основе обучающихся 7-11 классов общеобразовательных организаций области на предмет раннего выявления немедицинского потребления алкоголя, iconПояснительная записка к «Дорожной карте»
Алгоритм действий администрации образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, по организации...

Методические рекомендации по организации анонимного социально-психологического анкетирования на добровольной основе обучающихся 7-11 классов общеобразовательных организаций области на предмет раннего выявления немедицинского потребления алкоголя, iconМетодические рекомендации по профессиональной ориентации обучающихся...
Профессиональная ориентация обучающихся 5-6 классов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта

Методические рекомендации по организации анонимного социально-психологического анкетирования на добровольной основе обучающихся 7-11 классов общеобразовательных организаций области на предмет раннего выявления немедицинского потребления алкоголя, iconМетодические рекомендации для руководителя практики по организации...
Методические рекомендации предназначены для мастеров производственного обучения техникума, председателей методических объединений,...

Методические рекомендации по организации анонимного социально-психологического анкетирования на добровольной основе обучающихся 7-11 классов общеобразовательных организаций области на предмет раннего выявления немедицинского потребления алкоголя, iconРоссийской федерации (минобрнауки россии) приказ
Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях

Методические рекомендации по организации анонимного социально-психологического анкетирования на добровольной основе обучающихся 7-11 классов общеобразовательных организаций области на предмет раннего выявления немедицинского потребления алкоголя, iconМетодические рекомендации для специалистов образовательных организаций
Методические рекомендации предназначены специалистам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций...

Методические рекомендации по организации анонимного социально-психологического анкетирования на добровольной основе обучающихся 7-11 классов общеобразовательных организаций области на предмет раннего выявления немедицинского потребления алкоголя, iconПамятка по заполнению бланков сбора сведений об обучающихся 11(12)...
Егэ на территории города Сочи в 2016 – 2017 учебном году необходимо получить бланки «Сведения о выпускнике для регистрации в региональной...

Методические рекомендации по организации анонимного социально-психологического анкетирования на добровольной основе обучающихся 7-11 классов общеобразовательных организаций области на предмет раннего выявления немедицинского потребления алкоголя, iconМетодические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных...
Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск