«УТВЕРЖДАЮ»
первый заместитель начальника департамента образования - начальник управления общего, дошкольного и дополнительного образования
_______________Е.Г. Тишина
«____»_____________2015г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации анонимного социально-психологического анкетирования на добровольной основе обучающихся 7-11 классов общеобразовательных организаций области на предмет раннего выявления немедицинского потребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, курительных смесей, табака
Белгород, 2015 Содержание
1.
| Введение………………………………………………………………...
| стр. 3-5
| 2.
| Нормативно-правовые акты, регламентирующие ход процедуры тестирования, в том числе дачу добровольного информированного согласия на проведение психодиагностической процедуры………..
|
стр. 6-10
| 3.
| Правовые и этические принципы проведения процедуры анкетирования …………………………………………………………
|
стр. 10-11
| 4.
| Этапы проведения анкетирования ……………………………………
| стр.12-13
| 5.
| Анкета, бланк ответов ………………………………………………...
| стр. 14-20
| 6.
| Алгоритм обработки данных …………………………………………
| стр. 21-24
| 7.
| Информированное добровольное согласие на прохождение анонимного анкетирования …………………………………………...
|
стр. 25-26
| 8.
| Список использованной литературы …………………………………
| стр. 27
| Введение
Массовое потребление психоактивных веществ (далее – ПАВ) в молодежной среде остается одной из острейших проблем современности, так как по своим долгосрочным последствиям представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. Сложившаяся ситуация требует решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.
Согласно Концепции профилактики употребления ПАВ в образовательной среде, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 5 сентября 2011 года № МД-1197/06), одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ является система образования. Имеющийся у нее профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяют обеспечивать комплексное, системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего, несовершеннолетних и молодежи, а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.
Первичная профилактика является приоритетным направлением превентивной деятельности в образовательной среде и реализуется преимущественно через работу общеобразовательных организаций. Основой содержания первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика на основе педагогических и психологических технологий.
Современные представления о раннем предупреждении употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основаны на том, что в центре его должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательная организация и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Первичная профилактика употребления ПАВ предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;
внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка «группы риска наркотизации» и ребенка, заболевшего наркоманией.
Следует уточнить, что негативно-ориентированная профилактика употребления ПАВ, т.е. традиционный проблемно-ориентированный подход, акцентирование на отрицательных последствиях приема ПАВ не обеспечивают достижение поставленных целей. Специфические проблемно-ориентированные воздействия, безусловно, необходимы, но недостаточны. Проблема предупреждения употребления ПАВ только на их основе принципиально не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к ПАВ.
Именно поэтому стратегическим приоритетом первичного предупреждения употребления ПАВ следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.
Наркомания и склонность к употреблению наркотиков, как формы девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, являются суммой разных факторов, обусловленных как индивидуальными, так и социальными особенностями, а также комбинацией тех и других.
Таким образом, в вопросах профилактики наркотической зависимости выделяются также два основных направления:
во-первых, работа со средой обитания подростка (выделение факторов риска и их нейтрализация);
во-вторых, работа с личностью учащегося: воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально-психологическим факторам и воздействиям.
Долгосрочные исследования, проводимые в последние 30 лет, показали, что развитие наркомании обусловлено многочисленными внутренними и «средовыми» факторами риска. Более того, факты свидетельствуют о том, что вероятность развития наркотической зависимости выше у тех людей, которые подвергаются одновременному воздействию нескольких факторов.
Определение факторов риска наркомании позволяет снизить или вовсе исключить их активность, снизить уровень распространения и тяжесть последствий наркомании. Эффективность подхода, основанного на анализе факторов риска, подтверждается исследованиями профилактических программ. Эти исследования доказывают, что программы, нацеленные на уменьшение активности факторов риска и повышение активности защитных факторов, дают хорошие результаты в предотвращении употребления ПАВ.
Эффективность профилактики с этих позиций определяется влиянием факторов риска и защиты в четырех областях: общество, школа, семья и группа сверстников (индивид). Примерами факторов риска может служить доступность наркотических средств (общество), семейный конфликт (семья), недостаточная заинтересованность в школьной жизни (школа), раннее начало употребления наркотиков (группа сверстников).
В свою очередь факторы защиты связаны с уменьшением вероятности проявления «нездорового» стиля поведения. Считается, что влияя на факторы риска и защиты, можно снизить злоупотребление ПАВ среди подростков.
В основе модели факторов риска и защиты лежит процесс определения показателей (факторов), влияющих на вероятность приобщения человека к сфере потребления наркотиков и связанных с этим проблем, и работа с этими выделенными для данной территории на данный момент времени факторами. Безусловно, в жизни человека присутствуют как факторы риска, так и факторы защиты. Таким образом, в самых общих чертах, вся работа по профилактике основывается на снижении активности факторов риска и повышении действенности защитных факторов.
Традиционно факторы риска и защиты разделяют на три группы: «личные», «семейные» и «социальные». Последние, в свою очередь, можно разделить на затрагивающие среду друзей (ближнее окружение), общесоциальные и «школьные», которые мы выделяем особо, ведя разговор о подростках. Приведем перечень наиболее важных факторов риска и защиты:
1. Личные факторы. Успешность в реализации своих стремлений, осознание жизненной перспективы, отношение к возможности употребления наркотиков, отношение к насилию, способы проявления протестных реакций, уровень эмоциональной зрелости, сформированная система ценностей и привязанностей, кризисные ситуации, уровень притязаний и самооценка, наличие непреложных авторитетов.
2. Семейные факторы. Система распределение ролей, прав и обязанностей в семье, система контроля, уровень конфликтности в семье, семейные традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ, система отношений и уровень доверия между родителями и детьми, эмоциональный фон семьи, родительские ожидания, компетентность родителей в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка.
3. Среда сверстников. Отношение «значимого окружения» к употреблению наркотиков, уровень социальной приемлемости поведения и социально психологический климат подростковой группы, роль подростка в группе сверстников, широта круга общения, отношение подростковой группы ко взрослым, ценностные ориентиры подростковой группы.
4. Общесоциальные факторы. Нормы, политика и законодательство в отношении наркотиков, законодательство в области молодежной политики, доступность наркотиков, развитость системы социально-психологической помощи молодежи, уровень дезорганизованности сообщества, распространенность насилия, общественные традиции, позиция средств массовой информации, организованность досуга, участие молодежи в общественной жизни.
5. «Школьные» факторы. Успеваемость, частые переходы из школы в школу, участие педагогов в воспитательном процессе и принятая в школе система воспитания, отношения с учителями (уровень доверия), социально-психологический климат, участие педагогов в профилактике, связь между семьей и школой, участие в школьном самоуправлении, желание учиться, регулярное посещение школы.
Для исследования факторов риска предлагается использовать специальный исследовательский инструмент, который позволяет определить приоритеты в проведении профилактических программ (Шипицына Л.М., 2001, Санкт-Петербург). Он показывает, за счет каких именно факторов на данной территории наиболее существенно повышается риск злоупотребления психоактивными веществами и какими именно, то есть провести исходную оценку ситуации.
Таким образом, целью организации социально-психологического исследования является оценка риска распространения немедицинского употребления психоактивных веществ среди обучающихся 7-11 классов общеобразовательных организаций Белгородской области.
В данных методических рекомендациях приведено описание методики анкетирования, способы ее обработки и анализа. Кроме того дана нормативно-правовая база, регламентирующая ход процедуры тестирования, в том числе дачу добровольного информированного согласия на проведение психодиагностической процедуры, а также рассмотрена этапность проведения социально-психологического исследования. Нормативно-правовые акты, регламентирующие ход процедуры тестирования, в том числе дачу добровольного информированного согласия на проведение психодиагностической процедуры
Основанием для проведения социально-психологического тестирования с целью раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними является:
I. Международное законодательство:
Конвенция ООН «О правах ребенка», принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
II. Федеральное законодательство:
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья».
Федеральный закон от 24 июля 1998 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
Федеральный закон от 4 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений».
«Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации на 2010-2020 годы».
Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года».
Письмо Минобрнауки России от 5 сентября 2011 года № МД-1197/06 «О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде».
Приказ Минобрнауки России от 12 апреля 2011 года № 1474 «О психологическом тестировании обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ».
Приказ Минобрнауки России от 16 июня 2014 года № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».
III. Региональное законодательство
Закон Белгородской области от 13 декабря 2000 года № 123 «О защите прав ребенка в Белгородской области».
Закон Белгородской области от 31 января 2005 года № 167 «Об ответственности родителей за воспитание детей».
Закон Белгородской области от 12 июля 2012 года № 119 «О профилактике немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в Белгородской области».
Постановление Правительства Белгородской области от 6 июля 2009 года № 230-пп «О дополнительных мерах по внедрению системы раннего предупреждения и выявления немедицинского употребления наркотических средств».
Постановление Правительства Белгородской области от 14 февраля 2011 года № 61-пп «О реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на территории Белгородской области».
Постановление правительства Белгородской области от 17 сентября 2012 года № 490-пп «О концепции государственной антинаркотической политики в Белгородской области».
Постановление правительства Белгородской области от 27 ноября 2012 года № 471-пп «О долгосрочной целевой программе «Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, противодействие их незаконному обороту в Белгородской области на 2013-2015 годы».
Постановление правительства Белгородской области от 17 декабря 2012 года № 675-пп «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и оказания наркологической медицинской помощи, реабилитации больных наркоманией в Белгородской области на 2012-2020 годы».
Постановление правительства Белгородской области от 18 марта 2013 года № 92-пп «О системе мониторинга наркоситуации в Белгородской области».
Основными документами, регламентирующими основание и порядок проведения тестирования являются:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 (ред. от 07.06.2013 года).
Согласно части 15.1 пункта 3 статьи 28 настоящего закона организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 42 закона об образовании психолого-педагогическая помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Части 6 пункт 3 статьи 44 настоящего закона предусматривает право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.
2. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08 января 1998 года № 3-ФЗ (ред. от 07.06.2013 года).
В настоящем законе определены полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти и субъектов Российской Федерации в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, а также порядок проведения раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, так:
В соответствии со ст. 53.1. - организация профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании осуществляют: федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 53.2. определяются полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, которыми являются:
разработка и реализация государственной политики в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;
научно-методическое обеспечение в области профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;
ведение пропаганды здорового образа жизни и нетерпимого отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;
выявление причин и условий незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и принятие мер по устранению таких причин и условий;
установление единой государственной статистической отчетности в области функционирования системы профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;
разработка и реализация долгосрочных (федеральных) целевых программ и ведомственных программ, направленных на осуществление мероприятий в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;
осуществление иных установленных законодательством Российской Федерации полномочий.
В ст. 53.3. определяются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, к которым относятся:
организация профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, в том числе:
разработка, утверждение и реализация региональных программ, направленных на осуществление мероприятий в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;
Статья 53.4. предусматривает порядок раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ и является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, в том числе устанавливает:
социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;
порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Так в случае выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимся в результате социально-психологического тестирования, он направляется в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающие наркологическую помощь в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
наличие информированного согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет;
обеспечение общеобразовательными организациями и профессиональными образовательными организациями конфиденциальности сведений, полученных в результате проведения социально-психологического тестирования обучающихся в таких образовательных организациях.
3. Письмо Минобрнауки России от 5 сентября 2011 года № МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде».
Данная концепция устанавливает в качестве одной из профилактических технологий использование диагностического тестирования, в том числе в рамках регулярных медицинских осмотров, на употребление ПАВ обучающимися, воспитанниками. Следует отметить важность легитимного использования этого метода (на основании добровольного согласия несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и в сопровождении психологического консультирования с целью оказания квалифицированной профессиональной психологической помощи).
4. Приказ Минобрнауки России от 12 апреля 2011 года № 1474 «О психологическом тестировании обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ».
В соответствии с данным приказом, в целях раннего выявления и организации психолого-педагогической работы, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, и профилактики потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ рекомендуется введение анонимного психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.
5. Приказ Минобрнауки России от 16 июня 2014 года № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».
В соответствии с данным порядком, тестирование проводится с информированного согласия родителя либо законного представителя ребенка, не достигшего возраста 15 лет. В случае, если ребенок достиг возраста 15 лет, необходимо его письменное согласие на проведение тестирования.
Тестирование должно осуществляться в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации, проводящей тестирование.
Для проведения тестирования руководитель образовательной организации, проводящей тестирование должен создать комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования и утвердить ее состав из числа работников образовательной организации. Такая Комиссия проводит инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, а также информирует об условиях тестирования и его продолжительности. Комиссия обеспечивает сбор результатов тестирования и их упаковку в пакеты.
Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, в трехдневный срок с момента проведения тестирования должен обеспечить направление акта передачи результатов тестирования в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, на территории которого находится образовательная организация, проводящая тестирование. Также, руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, обеспечивает хранение в течение года информированных согласий в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.
6. Закон Белгородской области от 12 июля 2012 года № 119 «О профилактике немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в Белгородской области».
Согласно статье 20 данного закона раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, осуществляется на добровольной основе в рамках проведения социально-психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
7. Протокол поручений, данных Губернатором Белгородской области на координационном совещании по обеспечению правопорядка 13 ноября 2012 года.
В рамках реализации протокола поручений разработан проект «Повышения эффективности работы по предупреждению административных правонарушений, связанных с немедицинским потреблением наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в Белгородской области». Согласно данному проекту в 2013-2014 годы запланировано проведение мероприятия по внедрению добровольного социально-психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений области на предмет немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. |