Скачать 0.94 Mb.
|
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 72 г. Челябинска РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Методическим советом Заместителем директора по УР Директор школы Протокол №__ _______________ _________В.Г. Терентьева от _____/_____/ 201___г. от _____/_____/ 201___г. _____/_____/ 201___г. Рабочая программа по Социально-бытовой ориентировке 9 класс Cоставитель: Кожунова Н.А., учитель СБО (первая квалификационная категория) г.Челябинск 2011 Рабочая программа включает следующие разделы:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по Социально-бытовой ориентировке Программа адресована учащимся 9 класса МСКОУ № 72 Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010 – Сборник 1., стр.111 - Раздел Социально-бытовая ориентировка, авторы: С.А.Казакова, В.В.Воронкова. 2. Приказ Департамента Государственной политики в образовании МОиН РФ от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год». 3. Приказ МОиН Челябинской области от 27.05.2008 года № 02-452 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Челябинской области на 2008-2009 учебный год (для классов С(К)ОУ) 4. Письмо МОиН Челябинской области от 28.05.2009 № 103/2365 «Об использовании учебных планов МС(К)ОУ I-VIII видов Челябинской области на 2008-2009 учебный год».
Социально-бытовая ориентировка представляет собой специальные коррекционные занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель: Достижение определенного уровня образованности в соответствии с возможностями ребенка, социальная реабилитация и интеграция в общество. Задачи специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке:
Программа курса «Социально-бытовая ориентировка» специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида составлена С.А.Казаковой и В.В.Воронковой. Программа составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (приложение 1). Материал программы по СБО расположен по принципу усложнения и увеличений объема сведений: строится по концентрическому принципу, ее особенностью является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Учебный материал по годам обучения расположен следующим образом:
Программа по коррекционному курсу СБО состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений. Каждый из 11 разделов программы отслеживается от класса к классу. Последовательность изучения разделов по программе: При составлении тематического планирования по СБО для 9 класса использованы рекомендации «Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование / автор-составитель С.А.Львова. – Волгоград: Учитель, 2011.»
Системный подход к социально-бытовой ориентации учащихся требует начинать работу с первых шагов пребывания ребенка в школе. Все общеобразовательные предметы дают определенный объем знаний и умений, способствуют расширению общего кругозора. Каждый учебный предмет имеет свои связи с курсом социально-бытовой ориентировки. Межпредметные связи коррекционных занятий по СБО с другими дисциплинами учебного плана показаны в приложении 2. Основной формой организации занятий по СБО является урок. Виды уроков по СБО в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида: урок практических работ; урок тренинга знаний, умений и навыков в сюжетно-ролевых играх; урок-экскурсия.
Особое внимание на уроках СБО уделяется использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. На уроках СБО используются разные формы практических работ: коллективные (бригадные) и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя). Запись в тетради определенных правил, зарисовки, упражнения и др. При выполнении практической части программы на уроках постоянно отводится время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, режущим инструментом, навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Наглядным материалом при изучении правил техники безопасности служат плакаты по СБО (приложение 8). При выполнении практических работ учащиеся также приучаются к соблюдению санитарно-гигиенических требований. На уроке практических работ центральное место занимает система упражнений по формированию умений и навыков повседневной жизни. Почти каждый раздел программы требует выполнения практических работ учащихся.
Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую их жизнь. Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения знакомство с различными предметами и явлениями. На уроках СБО проводятся вводные, текущие и итоговые экскурсии. На экскурсию отводится один час учебного времени, если место экскурсии недалеко от школы, либо последний урок и воспитательные часы, если объект находится далеко. По окончании экскурсий проводятся заключительные беседы, материалы экскурсий используются при проведении практических работ, моделировании реальных ситуаций, упражнений (приложение 3).
К одной из организационных форм обучения можно отнести деловую игру (сюжетно-ролевую игру). На уроке-тренинге формируются навыки повседневной жизни в реальных условиях или моделировании реальных ситуаций. В 9 классе используется вариант сюжетно-ролевой игры без разучивания ролей. Сюжетно-ролевые игры проводятся на этапе закрепления пройденного материала, для формирования навыков общения, умения строить свои отношения с другими людьми (приложение 4).
Беседа является одним из основных методов обучения. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения. В начале занятия проводится краткая вводная беседа, в конце – заключительная. Беседа применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, практическими работами.
социально-бытовой ориентировке (использование пословиц, поговорок, загадок).
форм обучения. Выполняя домашнюю работу, дети закрепляют полученные на уроках знания и навыки. В рабочей программе по СБО в 9 классе дано следующее распределение часов по четвертям:
|
Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе | Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» (сбо), разработана и составлена | ||
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов | Рабочая программа по социально бытовой ориентировке сбо разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных... | ||
Новая ул., Ивановка с., Ялуторовский район, Тюменская область, 627048, тел. 92-131 | Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для 7 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими... | ||
Государственное общеобразовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная... | Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | Специальные коррекционные занятия по сбо направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |