Скачать 196.07 Kb.
|
Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ребрихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ методическим объединением Директор школы учителей старших классов ___________ Гребенькова С.Э. Протокол № ___ от__________ _______/___________________/ ___________________________ Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 7 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой Составитель: Мальцева И.А. - учитель СБО первой квалификационной категории Ребриха 2014 Пояснительная запискаРабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана на основе: Приказа Министерства образования науки от 10 апреля 2002 года №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Рабочая программа составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2009. Социально-бытовая ориентировка в специальных коррекционных образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя под редакцией А.М.Щербаковой. М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2004. Допущено: Министерством образования Российской Федерации. Программа рассчитана на 68 часов, по 2 ч в неделю. СБО в коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Цель: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и адаптации в современном обществе, овладение знаниями и умениями в быту. Задачи преподавания СБО состоят в том, чтобы:
Основные направления коррекционной работы:
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Занятия по СБО целесообразно проводить группами из 6 человек на сдвоенных уроках. Это позволит каждому ученику, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д. Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя). На занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка. В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам. Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записях в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями, другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения, используемым на занятии. Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т.д.). В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отвести время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка. Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся. Бригадная форма работы может быть использована в выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.). Календарно – тематический план 7 класса
Требование к знаниям и умениям учащихся.
Личная гигиена. Обучающиеся должны знать: -- правила личной гигиены девушки и юноши;
Обучающиеся должны уметь: — определить тип кожи и волос; -- подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос;
Одежда и обувь. Обучающиеся должны знать: - особенности стирки цветного и белого белья; - правила пользования моющими средствами; — устройство стиральной машины и правила пользования ею; — санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды и стирке в ручную и с помощью стиральной машины санитарно-гигиенические требования — последовательность и особенности глажения одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей; -- назначение прачечной, виды услуг, способы сдачи вещей в прачечную; — правила пользования прачечной самообслуживания. Обучающиеся должны уметь: -- ремонтировать разорванные места одежды: разными видами штопки, накладыванием заплат; -- стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины; — гладить одежду и белье. Питание. Обучающиеся должны знать:
- правила безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи. Обучающиеся должны уметь:
Семья. Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь: -- ухаживать за младшими детьми;
Культура поведения. Обучающиеся должны знать: — правила поведения: при встрече и расставании правила поведения в гостях правила поведения при вручении и приема подарков. Обучающиеся должны уметь: -- культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.);
Жилище. Обучающиеся должны знать: последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
- правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытий. Обучающиеся должны уметь: -- убирать жилые помещения;
Транспорт. Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
-- выполнять правила безопасности во время поездки в железнодорожном транспорте. Торговля. Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь: -- найти нужные товары в отделах универмага или универсама; -- приобретать товары с учетом необходимости в потребности их и финансовым возможностями. Средства связи. Обучающиеся должны знать: -- перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке;
Обучающиеся должны уметь:
-- упаковать бандероль, посылку в твердой упаковке; —определить стоимость почтовых отправлений Медицинская помощь. Обучающиеся должны знать:
-- правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины). Обучающиеся должны уметь:
Учреждения, организации, предприятия. Обучающиеся должны знать: -- местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия; -- название цехов, отделов, рабочих специальностей; —виды выпускаемой продукции. Обучающиеся должны уметь: -- обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия. |
Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе | Рабочая программа по социально бытовой ориентировке сбо разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных... | ||
Настоящая рабочая программа по социально бытовой ориентировки составлена на основе программы для специальных (коррекционных общеобразовательных... | Настоящий курс «Социально – бытовой ориентировки» предназначен для обучающихся 9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных... | ||
Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» для 6 класса разработана на основе авторской программы В. В. Воронковой... | «Программы по Социально-бытовой ориентировки» сборник №1 программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений... | ||
«Согласовано» и принято» на заседании мc гкс(К)оу «Специальной (коррекционной) общеобразовательной | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы... | ||
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы... | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |