Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 7 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений


Скачать 196.07 Kb.
НазваниеРабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 7 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Бланки > Рабочая программа
Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Ребрихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением Директор школы

учителей старших классов ___________ Гребенькова С.Э.

Протокол № ___ от__________ _______/___________________/

___________________________

Рабочая программа

по социально-бытовой ориентировке

для учащихся 7 класса на 2014-2015 учебный год

разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

под редакцией В.В. Воронковой

Составитель:

Мальцева И.А. - учитель СБО

первой квалификационной категории

Ребриха 2014

Пояснительная записка



Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана на основе: Приказа Министерства образования науки от 10 апреля 2002 года №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Рабочая программа составлена на основе:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2009.

Социально-бытовая ориентировка в специальных коррекционных образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя под редакцией А.М.Щербаковой. М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2004.

Допущено: Министерством образования Российской Федерации.
Программа рассчитана на 68 часов, по 2 ч в неделю.
СБО в коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
Цель: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и адаптации в современном обществе, овладение знаниями и умениями в быту.
Задачи преподавания СБО состоят в том, чтобы:

  • расширить кругозор детей о значении питания в жизни и деятельности человека;

  • формировать знания о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания;

  • формировать умения приготовлять блюда, эстетически оформлять, проявлять элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.

  • воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

  • воспитывать элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии;

  • строго соблюдать правила безопасной работы и гигиены труда;

  • воспитывать желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи;

  • воспитывать творческое отношение к домашнему труду;

  • развивать обоняние, осязание, внимание, наблюдательность, память, сообразительность воображения, фантазию, интерес к национальным традициям.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • развитие речи и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:


  • практические работы,

  • экскурсии,

  • сюжетно-ролевые игры,

  • беседы

  • наглядные средства обучения,

  • демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов.


Занятия по СБО целесообразно проводить группами из 6 человек на сдвоенных уроках. Это позволит каждому ученику, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).

На занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записях в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями, другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения, используемым на занятии.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.

Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т.д.).

В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отвести время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.

Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся. Бригадная форма работы может быть использована в выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.).

Календарно – тематический план 7 класса


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего за год













ч






Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

практические работы

экскурсии

1


2

Личная гигиена

Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приёмы сохранения чистоты и здоровья тела.

Особенности ухода за кожей лица, волосами.
Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.


2







3

4

5

6

7


8
9

10

Одежда и обувь

Значение продления срока службы одежды. Виды штопки, наложение заплат.
Ремонт одежды, наложение заплат.
Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажной ткани, стирка изделий из шёлка вручную.
Стирка изделий из шёлка вручную.
Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды.
Глажение изделий из шёлка .

Семья

Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми – умывание, одевание, обувание, причёсывание.
Соблюдение чистоты и порядка в школе, интернате, дома.


6

4


1


1

1




11

12

13


14

15

Медицинская помощь

Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах (неглубокий порез, ссадины, ушибы и укусы насекомыми)
Лекарственные растения в домашней аптечке.
Первая медицинская помощь при травмах: вывих. Перелом, наложение повязки на раны.
Меры по предупреждению переломов.
Экскурсия в медпункт, наблюдения за накладыванием гипса при переломах.

6





1

16


17

18

19

Жилище

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к зиме, лету. Санитарная обработка помещения в случае необходимости.
Уход за полом, в зависимости от покрытия (лак, масляная краска, линолеум, ковёр), средства ухода за полом.
Сухая и влажная уборка помещения, пользование пылесосом и уход за ним.

Мытьё полов.

8


2

2




20
21

22


23

Транспорт

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы.
Справочная служба вокзалов. Расписание поездов.
Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения железнодорожных билетов. Виды камеры хранения багажа. Порядок сдачи и получения его.
Экскурсия на железнодорожный вокзал.

6





2

24

25


26

27

28

29
30

31

32

33
34


Питание

Виды питания.
Значение 1, 2 блюд и их приготовление из овощей, рыбных, и мясных продуктов.
Использование электробытовых и механических приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи.
Знакомство с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами.
Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.
Соблюдение правил безопасности при работе режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами.
Чтение рецептов и подбор продуктов.
Приготовление 1 блюда (щи из свежей капусты, суп-лапша).
Приготовление 2 блюда (пюре картофельное и жареная рыба).
Приготовление киселя.
Приготовление компота.


20


2


2

2

2
2




35


36


37

38

Культура поведения

Правила приёма приглашения в гости и формы отказа.
Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, причёска); подарки.
Изготовление несложных сувениров.
Сюжетная игра «В гости к тёти».


4


1

1





39


40

41
42

Торговля

Универмаги и универсамы, сельмаг и сельпо. Их назначение.
Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров.
Порядок приобретения товара.
Экскурсия в универсам – самостоятельное нахождение указанного отдела для покупки указанного товара и по собственному желанию.


4





1

43

44
45

46


47

Средства связи

Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением) порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.
Посылки. Виды упаковок. Правила отправления.
Посылки, бандероли, отправляемые наложенным платежом.
Заполнение бланков на отправку бандероли, посылки.


4



1




48

49

Учреждения и организации

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села.
Экскурсия на предприятие для ознакомления с их деятельностью и основными профессиями.


4





2




Итого:

68

20

6


Требование к знаниям и умениям учащихся.


  1. КЛАСС


Личная гигиена.
Обучающиеся должны знать:

-- правила личной гигиены девушки и юноши;

  • виды косметических салфеток;

  • правши ухода за кожей лица и волосами.

Обучающиеся должны уметь:

— определить тип кожи и волос;

-- подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос;

  • правильно ухаживать за лицом и волосами.


Одежда и обувь.
Обучающиеся должны знать:

- особенности стирки цветного и белого белья;

- правила пользования моющими средствами;

— устройство стиральной машины и правила пользования ею;

— санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды и стирке в ручную и с помощью стиральной машины санитарно-гигиенические требования — последовательность и особенности глажения одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей;

-- назначение прачечной, виды услуг, способы сдачи вещей в прачечную;

— правила пользования прачечной самообслуживания.
Обучающиеся должны уметь:

-- ремонтировать разорванные места одежды: разными видами штопки, накладыванием заплат;

-- стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины;

— гладить одежду и белье.

Питание.

Обучающиеся должны знать:

  • виды питания, их особенности;

  • значение первых, вторых блюд;

- правила безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи.

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться механическими и электробытовыми приборами: мясорубкой, теркой, взбивалкой (миксером) и др.;

  • приготовить первое и второе блюдо по рецепту из доступных по цене продуктов;

  • составить меню завтрака, обеда, ужина на день.


Семья.
Обучающиеся должны знать:

  • правила ухода за младшими детьми;

  • различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки.


Обучающиеся должны уметь:

-- ухаживать за младшими детьми;

  • объяснять им правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры;

  • помогать младшим при уборке игрушек;

  • рассказывать им сказки;

  • петь с ними детские песенки.


Культура поведения.
Обучающиеся должны знать:

— правила поведения: при встрече и расставании правила поведения в гостях правила поведения при вручении и приема подарков.
Обучающиеся должны уметь:

-- культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.);

  • выбирать подарки;

  • изготавливать простые сувениры;

  • вручать и принимать подарки.


Жилище.

Обучающиеся должны знать:

последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;

  • способы и периодичность ухода за окнами;

  • виды моющих средств, используемых при уборке и мыте окон;

  • способы утепления окон;

  • правила топки печей и заготовки топлива;

- правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытий.
Обучающиеся должны уметь:

-- убирать жилые помещения;

  • мыть зеркала и стекла;

  • утеплять окна;

  • ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства;

  • топить печку с учетом местных особенностей.


Транспорт.
Обучающиеся должны знать:

  • функции железнодорожного транспорта;

  • тип пассажирского вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий);

  • примерную стоимость билета в зависимости от типа вагона и дальности расстояния;

  • виды справочных служб, камер хранения;

  • сроки и стоимость хранения багажа;

  • о сроках и месте возврата приобретенного билета.


Обучающиеся должны уметь:

  • ориентироваться в расписании;

  • приобретать билеты ж/д кассе;

  • обращаться за справкой в справочное бюро вокзала или в центральную ж/д справочную по телефону;

  • ознакомиться с правилами пользования железнодорожным транспортом;

-- выполнять правила безопасности во время поездки в железнодорожном транспорте.

Торговля.

Обучающиеся должны знать:

  • назначение универмага и универсама;

  • различия между ними;

  • за какими товарами лучше обратиться в универмаг, чем в универсам;

  • стоимость мебели, ковра, холодильника, телевизора и др. подобных товаров.


Обучающиеся должны уметь:

-- найти нужные товары в отделах универмага или универсама;

-- приобретать товары с учетом необходимости в потребности их и финансовым
возможностями.
Средства связи.
Обучающиеся должны знать:

-- перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке;

  • максимальный вес почтовых отправлений;

  • виды, и способы упаковок;

  • виды почтовых отправлений.



Обучающиеся должны уметь:

  • заполнить бланк на отправку бандероли, посылки;

  • составить опись посылаемых предметов;

-- упаковать бандероль, посылку в твердой упаковке;

—определить стоимость почтовых отправлений
Медицинская помощь.
Обучающиеся должны знать:

  • меры по предупреждению переломов;

  • виды доврачебной помощи;

  • правила обработки раны и наложения повязки;

  • меры предупреждения осложнений после травмы;

-- правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).
Обучающиеся должны уметь:

  • использовать лекарственные растения при оказании первой помощи;

  • готовить настои, отвары из лекарственных растений;

  • обрабатывать раны, накладывать повязки.


Учреждения, организации, предприятия.
Обучающиеся должны знать:

-- местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия;

-- название цехов, отделов, рабочих специальностей;

—виды выпускаемой продукции.
Обучающиеся должны уметь:

-- обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия.

Похожие:

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 7 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа по социально бытовой ориентировке...
Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 7 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений iconРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовая ориентировка»...
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке сбо разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 7 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений iconРабочая программа по сбо для 9 класса на 2013 2014 учебный год Учитель: Власова Н. П
Настоящая рабочая программа по социально бытовой ориентировки составлена на основе программы для специальных (коррекционных общеобразовательных...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 7 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений iconРабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» в 9 классе...
Настоящий курс «Социально – бытовой ориентировки» предназначен для обучающихся 9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 7 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений iconРабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка»
Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» для 6 класса разработана на основе авторской программы В. В. Воронковой...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 7 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений iconПрограмма составлена на основе : «Программы по Социально-бытовой ориентировки»
«Программы по Социально-бытовой ориентировки» сборник №1 программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 7 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений iconРабочая программа по социально-бытовой ориентировке в 5 10 специальных...
«Согласовано» и принято» на заседании мc гкс(К)оу «Специальной (коррекционной) общеобразовательной

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 7 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 7 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 7 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск