Департамент образования и науки Кемеровской области
ГПОУ «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»
Методическая разработка учебного занятия по теме
«Организация приема, обработки и вручения простой и заказной корреспонденции»
Разработала: Мастер производственного обучения А.В.Каратеева
Новокузнецк, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Методическое обоснование темы урока
2. Методические рекомендации по подготовке преподавателя и обучающихся к уроку
3. План урока и технологическая карта
4. Конспект урока
5. Самоанализ урока
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
| 3
4
7
8
13
23
24
26
28
30
31
32
33
34
35
|
ВВЕДЕНИЕ Подготовка преподавателя к урокам – это нелегкий повседневный творческий труд, в котором находят отражение особенности его личности, его знания, убежденность, эрудиция, культура и трудолюбие.
Каждыйурок, даже самое маленькое выступление преподавателя перед обучающимися, требует серьезной подготовки. Порядок подготовки преподавателя к текущему уроку в условиях уже поставленной дисциплины можно представить в виде некоторого алгоритма, при этом этапами творчества его являются и замысел урока, и разработка этого замысла, и, конечно, его реализация.
Цель работы – описание опыта разработки и проведения практико-ориентированного урока по теме «Организация приема, обработки и вручения простой и заказной корреспонденции»
Применение практико-ориентированных подходов в учебном процессе обусловлено необходимым поиском образовательных технологий (совокупности средств и методов обучения, развития обучающихся, дающих возможность успешно реализовывать поставленные цели).
В настоящее время, необходимо учитывать пожелания работодателей относительно знаний, умений, компетенций выпускников, которые должны быть готовы эффективно применять их в своей трудовой деятельности, соответствовать стандартам качества отраслевых и региональных рынков. Реализация практико-ориентированных подходов является одним из путей решения этой проблемы.
Такой подход в профессиональном обучении направлен, во-первых, на приближение образовательного учреждения к потребностям практики, жизни. Во-вторых, позволяет создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих рабочих и служащих.
1.Методическое обоснование темы урока Тема «Организация приема, обработки и вручения простой и заказной корреспонденции» входит в состав ПМ Выполнение работ поодной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих по МДК 04.01 Теоретические основы профессии «Оператор связи».Согласовано ФГОС 11.02.12 Почтовая связь проведение данного урока нацелено на формирование у обучающихся общих:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Профессиональных компетенций в рамках вида профессиональной деятельности:
ПК 4.1. Соблюдать порядок контроля, обработки, отправки, вручения почтовых отправлений с уведомлением о вручении и почтовых отправлений, с наложенным платежом.
ПК 4.2. Соблюдать порядок приема, обработки, направлений отправки, выдачи и контроля внутренних и международных почтовых отправлений, «Отправлений 1 класса».
Для формирования элементов профессиональных и общих компетенций на уроке применяется практико-ориентированный подход, путем введения во вторую часть урока практико-ориентированных заданий.
К практико-ориентированным образовательным технологиям, можно отнести технологии интерактивного обучения, технологии контекстно-компетентностного обучения, технологии модульного обучения, технологии саморегулируемого учения.
Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих работников.
Реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки работников отраслевых и региональных рынков услуг, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.
При реализации практико-ориентированного обучения необходимо учитывать следующие принципы:
- принцип практико-ориентированного целеполагания;
- принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;
- принцип продуктивности обучения;
- принцип первичности образовательной продукции студента;
- принцип ситуативности обучения;
- принцип образовательной рефлексии.
В целях реализации указанных выше принципов внедрения практико-ориентированности в учебный процесс, необходимо обеспечить ряд базовых предпосылок:
- мотивационное обеспечение учебного процесса;
- связь обучения с практикой;
- сознательность и активность студентов в обучении.
В рамках практико-ориентированного обучения развивается внутренняя мотивация студента, так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы.
Таким образом, необходимость использования практико-ориентированного подхода в образовании вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, образовательных, экономических проблем, а, следовательно, формирования и развития отраслевых и региональных рынков услуг. 2. Методические рекомендации по подготовке преподавателя и обучающихся к уроку Подготовка к уроку проводится в течение одной недели.
Преподаватель разрабатывает практико-ориентированные задания по теме урока. Источником для практико-ориентированных заданий являются производственные ситуации, которые могут произойти во время прохождения практического обучения
Из числа обучающихся выбираются двое, которые в последствии будут выполнять роль «начальников почтового отделения связи» (желательно выбрать ответственных, грамотных обучающихся), которые вместе с преподавателем составляют практико-ориентированные задания, разбирают этапы решения, для того чтобы при проведении урока они могли помочь преподавателю, в качестве консультантов при проведении работы в группах по решению практико-ориентированных заданий.
План урока Профессиональный модуль: МДК 04.01Теоретические основы профессии «Оператор связи».
Тема: Организация приема, обработки и вручения простой и заказной корреспонденции.
Тип урока:Изучение нового материала.
Форма урока: групповая.
Цели урока:
Обучающая: познакомить обучающихся с порядком приема, обработки исходящей простой и заказной корреспонденции, обработки входящих простых и заказных писем/бандеролей/почтовых карточек, вручение простой и заказной корреспонденциии отработать порядок действий при работе с корреспонденцией.
Развивающая: продолжить формировать умения работать в группах, осуществлять взаимоконтроль, совершенствовать навыки работы с раздаточным материалом (ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7).
Воспитательная: способствовать формированию интереса к будущей профессии.
Методы, приемы работы на уроке: решение практико-ориентированных задач, терминологический диктант (в виде кроссворда), рефлексия «телеграмма».
Методы контроля: устный, письменный.
Средства обучения:
программно-технические: компьютер, проектор, экран;
учебно-методические: раздаточный материал (кроссворды – 4 шт., образцы бланков);
наглядный: презентация.
Технологическая карта
Этапы урока
| Деятельность преподавателя, ее содержание, методы и приемы
| Деятельность обучающихся,
ее содержание, формы и методы
| УМО
| Планируемые результаты (компоненты ПК и ОК)
| Организационный момент - 2 мин.
| Приветствие. Создание доброжелательной атмосферы. Организация внимания.
| Настрой обучающихся к уроку. Проверка готовности группы. Включение обучающихся в деловой ритм. Разделение на группы
|
| знать
| уметь
| владеть
| Совместное целеполагание, мотивированиеобучающихся – 2 мин.
| Раскрытие темы, общей цели и плана проведения УЗ. Обеспечение мотивации, понимания социальной и практической ценности изучаемого материала.
| Мотивация на урок. Запись темы урока.
|
|
|
|
| Актуализация опорных знаний – 10 мин.
| Руководство работы по решению кроссворда
| Решение кроссворда
| кроссворд
|
|
| ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6
| Изучение нового материала
50 мин.
| -объяснение нового материала;
демонстрация слайдов;
образцы заполнения бланков;
беседа с целью выяснения степени понимания материала;
| Восприятие и осмысление нового материала, фиксирование основных положений в рабочей тетради.
| Слайд-презентация образцы заполнения бланков
| виды почтовых отправлений, требования, предъявляемые к именным вещам и почтовой таре, к порядку её обмена, учёта, перечень именных вещей и объектов почтовой связи, назначение, использование, порядок хранения именных вещей, порядок приёма, оформления, сортировки почтовых отправлений.
| Характеризовать каждый вид почтового отправления, применять для работы именные вещи и тару для пересылки почтовых отправлений,выписывать извещения,оформлять соответствующие документы для обработки внутренних и международных почтовых отправлений, оформлять адресные ярлыки, заделывать и вскрываать ящик полимерный многоразовый
| ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6
| Закрепление знаний, формирование умений – 10 мин.
| Организация выполнения в микрогруппах практических заданий по заполнению бланков
Организация работы по взаимопроверки
Организация работы по обсуждению заполнения бланков и взаимопроверки
| Заполнение бланков
Проведение взаимопроверки
Выступление с оценкой результата
| образцы бланков (квитанция ф.1, накладная ф.16, адресный ярлык ф.10,извещение ф.22 )
| виды почтовых отправлений, требования, предъявляемые к именным вещам и почтовой таре, к порядку её обмена, учёта, перечень именных вещей и объектов почтовой связи, назначение, использование, порядок хранения именных вещей, порядок приёма, оформления, сортировки почтовых отправлений.
| Характеризовать каждый вид почтового отправления, применять для работы именные вещи и тару для пересылки почтовых отправлений, оформлять соответствующие документы для обработки внутренних и международных почтовых отправлений, оформлять адресные ярлыки
| ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6
| Рефлексия содержания и деятельности урока – 3 мин.
| Организация работы по составлению «телеграммы».
Преподаватель подводит итоги урока.
| Отвечают на вопросы телеграммы в группах зачитывают содержание телеграммы
| раздаточный материал «Телеграмма»
|
| Анализировать собственную деятельность
|
| Конспект урока
Организационный момент – взаимное приветствие преподавателя и обучающихся.
Совместное целеполагание.
Преподаватель обеспечивает мотивацию, определяя значимость изучаемого материала.
Обучающиесязаписывают в тетрадь тему урока.
Тема: Организация приема, обработки и вручения простой и заказной корреспонденции.
Актуализация опорных знаний
Преподаватель: Для того чтобы изучить новую тему нам необходимо повторить предыдущий материал, а именно ключевые понятия. Работать мы сегодня будем по группам, делимся на группы и решаем кроссворд в котором содержатся понятия, уже знакомые вам.
Обучающиеся: Делятся на группы, решают кроссворд (Приложение 1). Время на выполнение – 10 мин.(Проверку осуществляют подготовленные помощники)
Изучение нового материала
Преподаватель:Теперь приступим к изучению новой темы:Организация приема, обработки и вручения простой и заказной корреспонденции.По ходу изучения нового материала необходимо делать записи в конспекте. Демонстрация образцов заполнения документов на слайдах.
|