Билет 2 (Области практического применения результатов психодиагностики)


НазваниеБилет 2 (Области практического применения результатов психодиагностики)
страница1/19
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Билет 1 (определение психодиагностики, цели и задачи)

Психодиагностика – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики.

Цели:

1. Фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия между людьми и группами людей, объединенных по каким-либо признакам. Изучает как психологические законы влияют на индивидуальные различия.

2. Конструирование психодиагностических методик. Не только разработка, но и уточнение требований, которые методики должны удовлетворять, это определение границ выводов, совершенствование интерпретаций результатов диагностических методик.

Значение: Она переставляет психологическую науку на фундамент жизни.

Задачи:

1. В ситуации клиента (у человека нет повода сознательно искажать факты о себе, но он может сделать это несознательно (приукрасить себя).

2. В ситуации экспертизы (человек обращается за помощью к психодиагносту, он сам идет на контакт. Человек знает, что подвергается экспертизе, и поэтому иногда сознательно корректирует свое поведение и свои ответы, чтобы выглядеть лучше).

Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт Личности.

Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

Теоретические основы психодиагностики базируются на соответствующих областях психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская и др.). К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приёмы изучения индивидуально-писхологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов.

В компетенцию психодиагностики входят:

- конструирование и апробация методик;

- выработка правил проведения обследования;

- способы обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Психодиагностика предполагает, что полученные с её помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой.

Билет 2 (Области практического применения результатов психодиагностики)

Психологическая диагностика — прикладная отрасль психологии, поэтому диагност, применяя свои методы, способствует решению тех практических задач, которые возникают в разных сферах жизнедея-тельности человека.Во введении уже было охарактеризовано поверхностное и легкомыс-ленное мнение о работе психодиагноста, которая представляется какпроцесс тестирования и последующей обработки полученных резуль-татов с помощью разработанной системы правил. На основе такоголожного понимания работы возникает заблуждение, состоящее в сле-дующем: неспециалист может с успехом использовать методы пси-хологической диагностики, так как в процедуре диагностированияи обработки результатов нет ничего сложного.Данное заблуждение чрезвычайно опасно, недаром проблема квали-фикации психодиагноста отражена в этических нормах и стандартахпрактического психолога, обязательных для всех цивилизованных стран.На самом деле процедура диагностирования — лишь один из этапов

в работе психолога. Рассмотрим, из чего складывается его деятель-ность, каковы основные этапы его работы.Чаще всего специалист организует свою работу на основе практи-ческого запроса, состоящего в требовании решить практическую про-блему. Поскольку требование, обращенное к диагносту, сформулиро-вано обыденным, житейским, а не научно-психологическим языком,на п е р в о м этапе своей работы он должен превратить это требованиев психологическую проблему. Только после такого преобразованияпрактический запрос может быть разрешен с научных позиций, профес-сионально, а не на основе интуиции, здравого смысла, по-житейски.На втором этапе следует собрать предварительную, необходи-мую для решения проблемы информацию в отношении того лица или

Глава 2. Основные области практического использования методов ПД 43группы лиц, по поводу которых поступил практический запрос. На-пример, это могут быть анамнез, медицинские заключения, сведенияо семье и ближайшем окружении, информация об успешности выпол-няемой деятельности (учебной или трудовой).Собранная информация нужна для выдвижения гипотез в отношениитого, как решать поставленную проблему, какие диагностические инст-

рументы использовать. Формулирование гипотез и выбор диагностиче-ских методов их проверки — третий этап в работе психодиагноста.На четвертом этапе проводится диагностическое обследова-ние, обрабатываются и анализируются его результаты.Пятый этап — это формулирование основных выводов, заклю-чений, вытекающих из полученных диагностических результатов,а также прогноза на основе сделанных выводов.

На шестом этапе психодиагност часто должен определить те видыпомощи, психологический воздействий, которые желательны в отно-шении продиагностированного индивида или группы. Формы психо-

логической помощи многообразны. Это и психотерапия, целью которойявляется психическое здоровье человека, и индивидуальное консуль-тирование, и коррекция, развитие, и групповая работа, используемые

для оказания помощи индивидам при различных психологических за-труднениях.

Таким образом, деятельность психодиагноста сложна и разнооб-разна. Наиболее трудными ее аспектами являются выбор нужных,подходящих для решения конкретной проблемы методик и интерпре-

тация полученных результатов их применения. Специальной подго-товки требуют написание психологического заключения (характерис-тики), а также оценка прогностического значения диагностических

результатов.Психодиагностические методы и методики используются в разныхсферах практической деятельности человека. Рассмотрим специфику

их применения в некоторых из них.
Билет 3 ( история психодиагностики)

Истоки психодиагностики

Каждая из психологических дисциплин имеет свою историю разви-тия и становления, которую можно представить в виде определенныхстадий или основных этапов. Психологическая диагностика выдели-

лась из психологии и начала складываться на рубеже XIX и XX вв. подвоздействием требований практики. Ее возникновение было подготов-лено несколькими направлениями в развитии психологии.

Первым ее источником стала экспериментальная психология, по-скольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагно-стических методик, разработка которых и составляет одну из задач

психодиагностики. Именно в этом смысле можно сказать, что пси-ходиагностика ≪выросла из экспериментальной психологии≫. Воз-никновение последней в 50-70-е гг. XIX в. связано с наступлением

естествознания на область психических явлений, с процессом ≪физио-логизации≫ психологии, состоявшем в переводе изучения психиче-ских фактов в русло эксперимента и точных методов естественных

наук. Первыми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология.

Началом возникновения экспериментальной психологии условносчитается 1879 г., так как именно в этом году в Германии была открытапервая лаборатория экспериментальной психологии [163; 190]. Ее осно-

ватель В. Вундт (1832-1920), намечая перспективы построения пси-хологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух непе-ресекающихся направлений:

естественно-научного, опирающегося на эксперимент;

культурно-исторического, в котором главную роль призваны иг-рать психологические методы изучения культуры (≪психология народов≫).

По его теории естественно-научные экспериментальные методы мож-но было применять только к элементарному, низшему уровню психики.

Глава 1. История психологической диагностики 19

Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а толькоее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории в основном изуча-лись ощущения и вызываемые ими двигательные акты — реакции,

а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр.По образцу лаборатории В. Вундта создаются подобные экспери-ментальные лаборатории и кабинеты не только в Германии, но и в дру-

гих странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких как речевые

ассоциации. Они и стали предметом исследования Ф. Гальтона, разра-батывавшего методику словесных ассоциаций

В. Вундт сразу же после публикации Ф. Гальтона использовал ассоци-ативную методику в своей лаборатории, хотя и считал высшие функции не подлежащими эксперименту. Получаемые в опытах индивидуаль-ные различия во времени реакции объяснялись характером ассоциа-ций, а не индивидуальными особенностями испытуемых.

Автором, создавшим первый собственно психологический экспери-ментальный метод, был Г. Эббингауз (1850-1909), изучавший законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов (искус-

ственных сенсомоторных элементов речи, не имеющих конкретногозначения) [158]. Он полагал, что полученные им результаты не зави-сели от сознания испытуемого, интроспекции (наблюдения индиви-

да за тем, что происходит в его психике) и, следовательно, в большейстепени удовлетворяли требованию объективности. Этим методом Г. Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков.

Американский психолог Дж. Кеттелл (1860-1944) исследовал объем внимания и навыки чтения [181; 190]. G помощью тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные сти-мулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты — формы,

буквы, слова и т. д. Объем внимания в его опытах составлял порядка• пяти объектов. Проводя эксперименты с чтением букв и слов на вра-щающемся барабане, Дж. Кеттелл зафиксировал феномен антиципа-

ции (≪забегания≫ восприятия вперед).Так на рубеже XX в. в психологии утвердился объективный экспе-

риментальный метод, который начал определять характер психоло-гической науки в целом. С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее пред-

ставлений создались предпосылки для зарождения знаний об индиви-дуальных различиях между людьми.

Билет 4 (Классификация методов психодиагностики)

Типы диагностических методик

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, посвоему качеству подлежат разделению на две группы:

1) формализованные методики;

2) малоформализованные методики.

К формализованным методикам относятся:

• тесты;

• опросники;

• методики проективной техники;

• психофизиологические методики.

Для них характерны:

• определенная регламентация;

• объективизация процедуры обследования или испытания (точ-ное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъ-

явления стимульного материала, невмешательство исследова-теля в деятельность испытуемого и др.);

• стандартизация (т. е. установление единообразия проведения об-работки и представления результатов диагностических экспери-

ментов);

• надежность;

• валидность.

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в от-носительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность

количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

К малоформализованным методикам следует отнести:

• наблюдение;

• беседу;

• анализ продуктов деятельности.

Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особен-но когда предметом изучения выступают такие психические процессы

и явления, которые мало поддаются объективизации (например, пло-хо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы)

или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамикацелей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что ма-

лоформализованные методики очень трудоемки (например, наблю-дение за обследуемым осуществляется иногда в течение нескольких

месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте,психологической подготовленности самого психодиагноста. Только

наличие высокого уровня культуры проведения психологических на-блюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных

факторов на результаты обследования или испытания.Малоформализованные диагностические методики не следует про-

тивопоставлять формализованным методикам. Как правило, они вза-имно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обсле-

довании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик.Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период

ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими дан-ными, их склонностями, мотивацией деятельности и т. д.). С этой це-

лью могут быть использованы интервью, беседа, наблюдение.

Билет 5 (Строгоформализованные методы психодиагностки)

Формализованные методики

Как уже говорилось выше, они включают в себя четыре главныхкласса методик: тесты (которые в свою очередь делятся на несколько

подклассов), опросники, методики проективной техники и психофи-зиологические методики.

В литературе нередко все методики определения индивидуально-психологических различий именуются тестами, а пособия по диагнос-

тике называются пособиями по тестологии. Однако по своей психоло-гической сущности тесты и, например, опросники очень несходны

между собой. Методики проективного характера также представляютсобой особый инструмент, не похожий ни на один из перечисленных.

Поэтому для лучшего понимания того, что дает диагностирование, ихследует отделить друг от друга по названию. Особое место должны за-

нять в этой классификации психофизиологические методики. Это ори-гинальные средства диагностики, возникшие в нашей стране.

2.1. Тесты

Тесты (англ. test — испытание, проверка, проба) — это стандарти-зированные и обычно краткие и ограниченные во времени испыта-

ния, предназначенные для установления количественных и каче-ственных индивидуально-психологических различий между людьми.Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят

из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильныйответ. В опросниках, в проективных и психофизиологических мето-

диках правильных ответов не существует.Тесты можно классифицировать, выделить несколько подклассов

в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наи-более значительными представляются классификации тестов по фор-

ме и по содержанию.Форма психологического тестирования

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые, устныеи письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные;

вербальные и невербальные (практические).Индивидуальные тесты — это такой вид методик, когда взаимодей-

ствие экспериментатора и испытуемого происходит один на один.Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества:

• возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непро-извольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмот-

ренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отно-шение к обследованию;

• отмечать функциональное состояние испытуемого и др.

Кроме того, опираясь на уровень подготовленности испытуемого,можно по ходу эксперимента заменить один тест другим. Индивиду-

альная диагностика необходима при работе с детьми младенческогои дошкольного возраста, в клинике — для тестирования лиц с сомати-

ческими или нервно-психическими нарушениями, людей с физиче-скими недостатками и т. д. Необходима она и в тех случаях, когда

нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оп-тимизации его деятельности. Однако индивидуальные тесты требуют,

как правило, много времени на проведение эксперимента и в этом

смысле они менее экономичны по сравнению с групповыми. Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет од-

новременно проводить испытания с очень большой группой людей (донескольких сот человек). Поскольку инструкции и процедура прове-

дения детально разработаны, экспериментатор должен неукосни-тельно их выполнять. При групповом тестировании особенно строго

соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обра-ботка результатов объективизирована и не требует высокой квалифи-

кации. Результаты большинства групповых тестов могут обрабаты-ваться на ЭВМ.

Однако следует отметить и определенные недостатки группового тестирования. Так, у экспериментатора гораздо меньше возможностей

установить взаимопонимание с испытуемым, пробудить его интерес и за-ручиться его сотрудничеством. Любые случайные состояния испыту-емого, такие как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность,которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее вы-явить в групповом тестировании. В целом лица, не знакомые с такой

процедурой, скорее покажут более низкие результаты при групповомтестировании, нежели при индивидуальном. Поэтому в тех случаях,

когда принимаемое по результатам тестирования решение важно дляиспытуемого, желательно дополнить результаты группового тестиро-

вания либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо инфор-мацией, полученной из других источников.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Билет 2 (Области практического применения результатов психодиагностики) iconУста в
Фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными...

Билет 2 (Области практического применения результатов психодиагностики) iconМетодические рекомендации по заполнению федеральными государственными...
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении

Билет 2 (Области практического применения результатов психодиагностики) iconПояснительная записка Цель: оценка уровня освоения учебной дисциплины...
...

Билет 2 (Области практического применения результатов психодиагностики) iconПрограмма 12 дней Встреча бесплатно. Билет нужно покупать до г. Саки....
Встреча бесплатно. Билет нужно покупать до г. Саки. Если билет до Симферополя, то трансфер оплачивается

Билет 2 (Области практического применения результатов психодиагностики) iconМетодические рекомендации по заполнению справок о доходах, об имуществе...
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах...

Билет 2 (Области практического применения результатов психодиагностики) iconМетодические рекомендации по представлению гражданами, претендующими...
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении справок и представления их представителю нанимателя...

Билет 2 (Области практического применения результатов психодиагностики) iconМетодические рекомендации по представлению гражданами, претендующими...
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении справок и представления их представителю нанимателя...

Билет 2 (Области практического применения результатов психодиагностики) iconЧто такое электронный билет Электронный билет
Пассажир получает маршрут-квитанцию, которая подтверждает покупку электронного билета и содержит всю информацию о перевозке

Билет 2 (Области практического применения результатов психодиагностики) icon1. цели освоения дисциплины
Федерации для практического применения и теоретического усвоения основных направлений воздействия семейного права

Билет 2 (Области практического применения результатов психодиагностики) iconПостановлением Главы Чукотского муниципального района от «30» ноября 2012г. №14
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск