Курс-конспект лекций и контрольные задания Рига 2006. Методическое пособие предназначено для студентов специальности "Психология". Введение


НазваниеКурс-конспект лекций и контрольные задания Рига 2006. Методическое пособие предназначено для студентов специальности "Психология". Введение
страница1/7
ТипКонспект
filling-form.ru > Туризм > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7
Балтийская международная академия

Высшая школа психологии
Никифоров Олег Владимирович

Курс-конспект лекций и контрольные задания

Рига 2006.
Методическое пособие предназначено для студентов специальности "Психология".

ВВЕДЕНИЕ

Современная психодиагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально - психологических особенностей человека.

Под психодиагностикой понимается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Психодиагностика позволяет определять уровень развития того или иного качества (изучаемых особенностей) в соотношении с критерием, нормативом.

С помощью психодиагностики решаются проблемы профессионального отбора, оказания психологической помощи, оптимизации процессов обучения и воспитания и т.д. Психодиагностика используется в различных сферах деятельности: образовании, воспитании, медицине, судебной практике, политике, искусстве, промышленности, бизнесе и т.д.

Данное методическое пособие предназначено в помощь студентам-психологам заочной и дневной форм обучения для самостоятельного изучения раздела "Методы психодиагностики" курса "Психодиагностика".

Пособие представляет собой теоретический материал для самостоятельного освоения, задания для контроля знаний, образцы протоколов проведения психодиагностических исследований с использованием изучаемых методов.

В пособии имеется также список рекомендуемой дополнительной литературы для изучения того или иного раздела курса, глоссарий основных терминов и Приложение, где представлены рисунки для интерпретации.
Тема 1. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК НАУКА И ПРАКТИКА ПОСТАНОВКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА
Психодиагностика (с греч. dia gnosis /диа - гнозис/ - различительное познание) подразумевает распознавание состояния определённого объекта или системы путём быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определённой диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желаемом направлении.

Постановка диагноза осуществляется с помощью специальных диагностических процедур - методов.

Как правило, под методом понимается широкий класс методик, объединённых родством технологических приёмов и процедур. Частная методика привязывается к решению узкого класса задач.

Все методы психодиагностики можно условно разделить на две группы: методы высокого уровня формализации и малоформализованные.

К малоформализованным методам относятся: наблюдение, анализ продуктов деятельности, опрос. Они плохо поддаются объективизации, очень трудоёмки и в большей степени опираются на профессиональный опыт, интуицию самого психодиагноста.

К формализованным методам относятся тесты, опросники, проективные техники, психофизиологические методики. Они дают возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

Формализованные и малоформализованные диагностические методы не следует противопоставлять друг другу. Они, как правило, взаимодополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик.

Требования к методам психодиагностики

Критерии объективности научных психодиагностических методик заложены в принципах и методах их разработки.

1. Стандартизация.

Она обеспечивает сопоставимость получаемых результатов у разных испытуемых. Стандартизация рассматривается в 2-х планах: как выработка единых требований к процедуре исследования и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении исследования относятся:

1) сообщение инструкции испытуемым одинаковым образом;

2) единые требования к выполнению заданий испытуемыми;

3) исследования с разными группами следует проводить в одинаковых условиях;

4) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и т.д.

Только строгое соблюдение стандартов исследования даёт возможность сравнивать между собой показатели, полученные разными испытуемыми.

Другим наиболее важным этапом в стандартизации методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний, т.е. нужна точка отсчёта и какие-то дозированные меры для оценки. Такую точку отсчёта назвали статистической нормой, которая определяется на большой репрезентативной выборке. Это позволяет в исследовании определять положение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки или выборки стандартизации. В результате можно оценить разные степени успешности или неуспешности в выполнении диагностических проб.

Для вынесения статистической нормы используют приёмы математической статистики. Для этого вычисляют среднюю арифметическую и так называемое стандартное отклонение малая.

При нормальном распределении все изучаемые величины находятся в пределах +5 . В пределах нормы при нормальном распределении находятся 68% (% правильно выполненных заданий) изучаемых случаев. Остальные 32% (по 16% с каждой стороны) свидетельствуют о показателях выше и ниже нормы.

2. Надёжность.

Относится к числу основных критериев оценки психодиагностических методик.

Проблему надёжности психологических исследований разрабатывали А. Анастази, Дж. Гилфорд, Р. Торндайк, Л. Кронбах и др. Ими же были разработаны формально-логический и математико-статистический аппарат определения надёжности.

Надёжность, как характеристика методики, отражает точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних, случайных факторов.

Степень надёжности методик зависит от многих причин, в том числе от нестабильности диагностируемого свойства, несовершенства диагностических методик, меняющейся ситуации обследования, различий в манере поведения экспериментатора, колебаний в функциональном состоянии испытуемого, элементов субъективности в способах оценки и интерпретации результатов и т.д.

Обычно надёжность толкуется в 3-х смыслах:

1) надёжность самого измерительного инструмента;

2) стабильность изучаемого признака;

3) константность, т.е. относительная независимость результатов от личности экспериментатора.

Показатель, характеризующий измерительный инструмент, называется коэффициентом надёжности. Методика признаётся надёжной, когда полученный коэффициент не ниже +0,75 - +0,85. Надёжность тем выше, чем больше полученный коэффициент корреляции приближается к 1, и наоборот. Лучшие по надёжности тесты дают коэффициенты порядка +0,90 и более.

Надёжность теста определяется несколькими способами:

а) при повторном тестировании в относительно одинаковых условиях (тест - ретест) в среднем, от недели до нескольких месяцев, но не более полугода. Для детских методик срок уменьшается до нескольких недель, что связано с быстрыми изменениями в развитии детей;

б) методом "расщепления", когда отдельно обрабатываются, а потом сравниваются результаты половин теста, чётных и нечётных заданий. Если методика надёжна, эти результаты должны коррелировать.

В настоящее время надёжность всё чаще определяется на наиболее однородных выборках испытуемых, сходных по полу, возрасту, уровню образования и т.д. Для каждой такой выборки приводятся свои коэффициенты надёжности.

Недостаточно просто констатировать, что коэффициент надёжности низок. Нужно понять, от чего это зависит.

3. Валидность.

Другим ключевым критерием оценки качества методики является валидность.

Валидность - это комплексная характеристика, включающая сведения об области наследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры.

Исследование на валидность идёт после установления её надёжности, т.к. ненадёжная методика не может быть валидной. Но самая надёжная методика без знания её валидности является практически бесполезной.

Валидность по своей сути - это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова её действенность, эффективность.

Понятие валидности включает в себя разные её виды, имеющие свой собственный смысл: теоретическую и прагматическую.

При теоретической валидизации исследователя интересует само свойство, измеряемое методикой.

При прагматической валидизации главный акцент делается на то, чтобы доказать, что "нечто", измеряемое методикой, имеет связь с определёнными областями практики.

Провести теоретическую валидизацию методики - это показать, действительно ли методика измеряет именно то свойство, качество, которое она, по замыслу исследователя, должна измерять. Это можно сделать следующими путями:

1) с помощью корреляции с уже известной, выявляющей аналогичные качества, с доказанной валидностью методикой;

2) путём постепенного накопления разнообразной информации об изучаемом свойстве, анализе теоретических предпосылок и экспериментальных данных.

Для проведения прагматической валидности выбирается какой-нибудь независимый от методики внешний критерий, определяющий успех в той или иной деятельности (учебной /успеваемость/, профессиональной /количеством и качеством выполненной работы/ и т.д.) и с ним сравниваются результаты исследуемой методики. Если связь между ними признаётся удовлетворительной, то делается вывод о наличии прагматической валидности.

Отсутствие проверки новой методики на валидность ведёт к псевдонаучным выводам и неоправданным практическим рекомендациям.

Оценка валидности может носить количественный и качественный характер. Для этих целей используются разные виды линейной корреляции (по Спирмену, Пирсону и т.д.).

Коэффициент валидности выше 0,60 признаётся высоким, порядка 0,20 - 0,30 - низким.

Выделяют 4 типа внешних критериев валидности:

1) критерии исполнения (количество и качество выполнения работы);

2) субъективные критерии (отношение человека к чему-либо и к кому-либо);

3) физиологические критерии (влияние окружающей среды на организм и психику человека);

4) критерии случайности (подверженность несчастным случаям).

1. 1. Задания к самостоятельной работе по освоению раздела курса

1. Дайте определение понятию "психодиагностика";

2. Каковы предмет и задачи психодиагностики?

3. Каковы критерии объективности методов психодиагностики?

4. Дайте определение понятий надёжности, валидности;

5. Как соотносятся между собой надёжность и валидность тестов?

6. Что такое "шкала лжи" и как ею пользоваться?

7. Каковы профессионально-этические принципы в психодиагностике?

8. Каковы требования к пользователям психодиагностических методик?

9. Чем методика отличается от метода?

10. С помощью каких процедур измеряются надёжность и валидность методик?

Рекомендуемая литература:

№ /№: 3; 7; 8; 12; 18; 27; 30.

(Список литературы приводится в конце методического пособия).
Тема 2. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
Это старейший метод психодиагностики, относится к малоформализованным методам.

Под наблюдением понимается научно-целенаправленное, организованное и определённым образом фиксированное восприятие исследуемого объекта.

Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизованные процедуры.

Предметом наблюдения в психологии служат вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека или группы или нескольких групп в определённой социальной среде и ситуации.

Наблюдают:

а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частоту, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексики, грамматики, фонетики, т.е. кто, что, кому, о чём и каким образом говорит;

б) выразительные движения, жесты, экспрессию лица, мимику, физическое воздействие (касания, толчки, удары, совместные усилия, передача, отнятие, задержки, дистанция между людьми);

в) обстановку (фон).

В ходе наблюдения фиксируются максимально возможные внешние проявления, непрерывный процесс, а не отдельные моменты.

В нашей стране в 20-е годы М.Я. Басовым была разработана методика психологических наблюдений. Он использовал этот метод при изучении поведения детей. Его методика позволяла фиксировать объективные внешние проявления поведения, существенные для конкретной задачи, включая обстановку (фон), в которой осуществляется поведение.

Основные принципы методики наблюдения М.Я. Басова:

1) максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений;

2) наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов;

3) регистрируются только те проявления, которые существенны для конкретной задачи исследователя.

Поскольку в методе наблюдения в качестве "измерительного инструмента" выступает сам наблюдатель, то очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в полном объёме.

По степени формализованности наблюдение может быть неконтролируемым (не стандартизованным) и контролируемым (стандартизованным, когда регистрация поведения идёт по детально разработанной процедуре). Например, исследователь изучает социально-психологический климат коллектива, в котором сам работает.

Наблюдение как научный метод характеризуется наличием:

1) цели и предмета наблюдения;

2) процедурной схемы наблюдения (условия, продолжительность и периодичность наблюдения);

3) стандартизованности процедуры наблюдения;

4) способов наблюдения;

5) способов регистрации;

6) обработки и интерпретации.

Поэтому основными требованиями к использованию метода наблюдения являются:

- чёткая формулировка цели;

- разработка соответствующей схемы и способов фиксации;

- способов обработки и интерпретации результатов.

Основными достоинствами метода являются:

- многомерность;

- естественность условий применения.

Недостаток метода наблюдения проявляется:

- в однократности исследуемой ситуации.

Протоколирование наблюдения осуществляется с помощью фиксации наблюдаемых признаков в разных системах знаков, категорий, шкал.

Когда протоколирование ведётся в системе признаков, то заранее описывают конкретные виды поведения, симптоматические для исследуемой поведенческой сферы, и потом фиксируют, какие из них появляются в тот или иной период наблюдения. Признак должен быть однозначным и не требовать дополнительного разъяснения.

В системе категорий должны быть полностью описаны все виды поведения наблюдаемого.

В соответствии со способом, задачей, особенностями объекта, сложившейся ситуацией, характером взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым объектом различают:

1) Включённое наблюдение.

Это наблюдение, при котором наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых он оценивает.

Ч. Уайльд в 30-е годы проводил исследования в негритянском гетто Нью-Йорка с использованием метода включённого наблюдения.

В нашей стране в 60-е годы психолог Д. Ольшанский проводил исследования на заводе, работая там в качестве рабочего.

Оценки включённого наблюдателя могут быть гораздо более субъективны, чем оценки независимого наблюдателя в силу определённой заинтересованности, его собственных складывающихся отношений.

2) Невключённое наблюдение.

Соответственно, осуществляется исследователем, который не связан с изучаемым объектом никакого рода служебными или иными отношениями. Это наиболее распространённый вид наблюдения.

3) Открытое (простое) наблюдение.

Когда объект может заметить, что за ним наблюдают. Когда событие регистрируется со стороны.

4) Скрытое наблюдение.

Это наблюдение исподтишка или с помощью технических средств (например, видеокамеры).

5) Полевое наблюдение.

Это наблюдение, осуществляемое в естественных условиях (в школе, в детском саду, на предприятии).

Для повышения надёжности метода наблюдения используется метод экспертных оценок, когда наблюдение исследуемого объекта осуществляется несколькими исследователями.

2. 1. Задания к самостоятельной работе по освоению раздела курса

Изучить с помощью метода наблюдения:

- тип темперамента своего товарища по студенческой группе или любого другого человека;

- "экзаменационную тревожность" учащегося или студента;

- поведение того или иного ученика на уроке и на перемене;

- особенности общения ребёнка со своими сверстниками и взрослыми;

- социально-психологический климат своей родительской или иной семьи;

- социально-психологический климат своей студенческой группы или любого другого коллектива;

- стиль руководства руководителя коллектива.

Рекомендуемая литература:

№/№: 3; 6; 7; 8; 18; 21; 23; 24; 30.
2. 2. Образцы оформления протоколов психодиагностических исследований.

Образец № 1.

Выписка из протокола психодиагностического исследования.

Предмет исследования: Темперамент.

Цель исследования: Определение типа темперамента.

Метод исследования: Невключённое наблюдение.

Объект исследования: Ученик 3-его класса К.Л.

Ситуация исследования: Урок математики.

Факты поведения Особенности темперамента

Быстро, мгновенно устно считал, первым правильно решал задачи Быстрая реакция, сообразительность, подвижность нервных процессов

Бурно проявлял радость, улыбался, глаза светились при получении отличной отметки Яркое выражение эмоциональных переживаний в мимике, высокая эмоциональная возбудимость

На месте сидел неспокойно, постоянно крутился Неусидчивость, нетерпеливость

На сделанное учителем замечание сразу успокоился и продолжил работу Быстрая, адекватная реакция на замечание, устойчивость, контроль внимания

При объяснении нового материала старательно записывал его Высокая интенсивность внимания и мыслительных процессов

Заключение психолога: Предположительно, для учащегося К.Л. характерен холерический тип темперамента с элементами сангвинического типа.

Образец № 2.

Выписка из протокола психодиагностического исследования.

Предмет исследования: Школьная тревожность.

Цель исследования: Определение уровня школьной тревожности.

Метод исследования: Невключённое стандартизованное наблюдение (по схеме).

Объект исследования: Учащиеся 5-го класса (3 человека).

Ситуация исследования: Ответ у доски.

Условные обозначения: ТРМ - мышечный тремор, дрожь в голосе, в руках (оценивается в 3 балла); ВЗМ - сосудистая вазомоторика, покраснение или побледнение лица (оценивается в 2 балла); ЗПК - речевая запинка, оговорка (оценивается в 1 балл).

Признаки тревожности Испытуемые

1. 2. 3.

ТРМ + + + +

ВЗМ + +

ЗПК + + + + + + + + +

Заключение психолога: Для учащегося 1. характерен высокий уровень школьной тревожности - 15 баллов, проявляющийся в дрожании голоса, рук, покраснении лица в состоянии волнения, речевых запинках.

Учащийся 2. характеризуется средним уровнем тревожности в ситуации ответа у доски - 8 баллов. Наблюдалась однократная дрожь в голосе, побледнение лица в начале ответа, несколько незначительных оговорок.

Учащийся 3. показал практически полное отсутствие тревожности в ситуации ответа у доски - 2 балла. Им были допущены лишь 2 речевые оговорки.

Образец № 3.

Выписка из протокола психодиагностического исследования.

Предмет исследования: Социально-психологический климат коллектива.

Цель исследования: Определение степени благоприятности социально-психологического климата коллектива.

Метод исследования: Включённое нестандартизованное наблюдение.

Объект исследования: Педагогический коллектив средней школы №…

Факторы СПК Их проявления в коллективе

1. Настроение В коллективе преобладает пониженный тонус настроения. Люди не улыбаются, не шутят, когда собираются вместе.

2.Отношение к чужим успехам. Наличие взаимоподдержки Успехи коллег вызывают у большинства членов коллектива зависть, неудачи - тихое злорадство. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов.

3. Конфликтность В коллективе имеют место скрытые конфликты между группировками (молодых и старших по возрасту учителей, старших и младших классов и т.д.). На педсоветах педагоги нередко проявляют недоброжелательность, резкие выпады в адрес друг друга.

4. Общение вне стен учреждения Вне стен школы педагоги общаются внутри своих подгрупп.

5. Отмечание праздников В праздниках формально участвуют все.

6.Взаимоотношения в системе "руководитель - коллектив". Директор не стремится к консолидации коллектива. Очевидно, ей выгодно, когда "все против всех" и её промахи в работе в этом случае не так очевидны на фоне постоянных претензий членов коллектива друг другу.

Заключение психолога: Для исследуемого коллектива характерен крайне неблагоприятный психологический климат, во многом определяемый непродуктивной позицией руководителя коллектива, неэффективным руководством.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Курс-конспект лекций и контрольные задания Рига 2006. Методическое пособие предназначено для студентов специальности \"Психология\". Введение iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методическое пособие предназначено для студентов заочников по специальности 0601 "Экономика, бухгалтерский учет и контроль"

Курс-конспект лекций и контрольные задания Рига 2006. Методическое пособие предназначено для студентов специальности \"Психология\". Введение iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методическое пособие предназначено для обучающихся заочного отделения по специальности 38. 02. 01

Курс-конспект лекций и контрольные задания Рига 2006. Методическое пособие предназначено для студентов специальности \"Психология\". Введение iconКонспект лекций для студентов всех форм обучения специальности 080110...
Налоги и налогообложение: Конспект лекций / Составитель Н. А. Леончик. – Кемерово, 2006. – 80 с

Курс-конспект лекций и контрольные задания Рига 2006. Методическое пособие предназначено для студентов специальности \"Психология\". Введение iconМетодическое пособие предназначено для студентов специальности «Социальная работа»
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Социальная работа» юридического факультета, преподавателей кафедры...

Курс-конспект лекций и контрольные задания Рига 2006. Методическое пособие предназначено для студентов специальности \"Психология\". Введение iconЛитература 33 Введение Методическое пособие предназначено для студентов...
Методическое пособие предназначено для студентов направления 010500 очной формы обучения и содержит рабочую программу дисциплины...

Курс-конспект лекций и контрольные задания Рига 2006. Методическое пособие предназначено для студентов специальности \"Психология\". Введение iconКраткий курс лекций по дисциплине
Учебное пособие предназначено для студентов Стгау всех направлений, изучающих курс «История, традиции и обычаи народов Северного...

Курс-конспект лекций и контрольные задания Рига 2006. Методическое пособие предназначено для студентов специальности \"Психология\". Введение icon1 Введение в логистику
Методическое пособие предназначено для проведения семинарских занятий по курсу «Логистика», и содержит учебную программу, вопросы...

Курс-конспект лекций и контрольные задания Рига 2006. Методическое пособие предназначено для студентов специальности \"Психология\". Введение iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочного...
Методическое пособие предназначено для обучающихся заочного отделения по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по...

Курс-конспект лекций и контрольные задания Рига 2006. Методическое пособие предназначено для студентов специальности \"Психология\". Введение iconКонтрольные задания для студентов 1 курса по специальности «Педагогика...
Соотнесите названия концепций с их представителями: а М. Вертгеймер 1 Когнитивная психология

Курс-конспект лекций и контрольные задания Рига 2006. Методическое пособие предназначено для студентов специальности \"Психология\". Введение iconМетодическое пособие по ведению дневника и составлению «отчета студента»...
Методическое пособие предназначено для студентов 6 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск