Темы контрольных работ и вопросы для студентов
заочной формы обучения для подготовки к экзамену по учебной дисциплине «Психодиагностика» (1 часть)
Психологические и методологические вопросы тестирования интеллекта.
Комплексное измерение способностей.
Структура темперамента и психодиагностические опросники его измерения.
Понятие личностной черты. (16-факторный личностный опросник Кеттелла).
Проективные методы (природа проективных методов, достоинства, недостатки).
Изобразительные методики (рисуночный тест фрустрационной толерантности Розенцвейга).
Экспрессивные методики («Дом, дерево, человек», «несуществующее животное»).
Психодиагностика самооценки и самоотношения (Тест-опросник самоотношения В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
Психодиагностика эмоциональных состояний человека (Методика оценки уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко).
Психодиагностика социального уровня и успешности личности (Методика оценки уровня развития адаптационных способностей личности МЛО «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина).
Психодиагностика мотивационной сферы личности (ТЮФ, методики на исследования мотивации достижения и боязни неудач).
Психодиагностика преодолевающего поведения (Методика для оценки стратегий и моделей преодолевающего поведения Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова).
Психодиагностика внутриличностного конфликта (методика Соотношение «ценности» и «доступности» Е.Б. Фанталовой).
Психодиагностика индивидуально-типологических свойств (Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик).
Понятие об общих и специальных способностях, методы их измерения.
Сфера межличностных отношений человека: методы исследования больших социальных групп (нация, рабочий коллектив).
Сфера межличностных отношений человека: методы исследования малых социальных групп.
Сфера межличностных отношений человека: методы исследования диадных отношений (супружеские, родитель-ребенок).
Классификации методик психодиагностики межличностных отношений. Сравнительный анализ отдельных методик.
История возникновения проективных методов, их общая характеристика и частный анализ использования методики.
Проблемы надежности и валидности проективных методов. (На примере анализа проверки надежности и валидности в конкретных эмпирических исследованиях).
Применение проективных тестов для изучения разных аспектов личности (потребностей, установок, мотивов и т. д.).
Использование методов наблюдения и беседы в качестве диагностического инструментария.
Диагностика эмоциональной сферы человека (Методика Индекс жизненного стиля Плутчик-Келлермана).
Диагностика копинг-стратегий поведения человека.
Диагностика профессионального выгорания.
Диагностика психического здоровья личности.
Диагностика социальной адаптивности личности.
Диагностика стресса и стрессоустойчивости.
Диагностика акцентуаций характера.
Рекомендации по написанию письменных работ Структура контрольной работы состоит из: введения, двух параграфов, заключения и списка использованных источников.
Во введении отражается: цель, объект, предмет и гипотеза, а также мотодологические и теоретические основания по теме.
В работе два параграфа. В первом следует отразить теоретическое содержание исследуемого феномена, например, Самооценка. Какие авторы и как понимают феномен самооценки. Далее, в этом же параграфе отразить, какие методики используют для исследования самооценки. Во втором параграфе вы описываете методику (описание шкал, и ключи к интерпретации) и процедуру исследования. Здесь же результаты исследования 5 человек с указанием возраста, пола, профессии. Обязательным является оформление в сводной таблице полученные результаты по пяти респондентам. Желательным является графическое оформление результатов. Бланк методики (опросника) оформляется в приложении. Если берете рисуночные тесты, то отсканируйте рисунок и поместите в приложение.
Если в теме не указана методика, которая может быть использована студентом для формирования навыков тестирования, то студент не ограничен в выборе методики, выбор осуществляется на его усмотрение.
В заключении краткие выводы по всей работе. Вопросы для подготовки к экзамену
Психодиагностика как научная дисциплина, истоки возникновения, этапы развития науки.
Проблемы психологического исследования и психологического измерения.
Уровни и виды измерения в психодиагностике.
Психометрические основы психодиагностики.
Достоинства и недостатки измерительных методов.
Требования к диагностическим методикам.
Этапы психодиагностического процесса.
Уровни, проблемы, трудности диагностических решений.
Типы диагностических заключений.
Психологический диагноз, содержание и специфика.
Ошибки, неточности, причины ошибок диагностических заключений.
Психодиагностический метод. Основные подходы: объективный, субъективный, проективный.
Классификация методов по различным основаниям.
Измерение интеллекта, интеллектуальные тесты.
Психодиагностика специальных способностей.
Проективный метод в психодиагностике.
Психодиагностика свойств личности. Тесты-опросники.
Особенности стандартизованных самоотчетов. Достоверность самоотчетов, способы защиты от фальсификации данных.
Этические нормы психодиагностики, правила проведения тестирования.
Конфиденциальность при проведении обследования и обсуждении результатов.
Способы предъявления результатов испытуемому.
Принцип гуманистического отношения к испытуемым на всех стадиях психодиагностической работы.
|