ПРОЕКТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Москва 2015 г. ПРОЕКТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Оглавление Термины и определения 3
Введение 5
Участники государственно-частного и социального партнерства в системе дополнительного образования детей 7
Ожидаемые результаты государственно-частного и социального партнерства в системе дополнительного образования детей 9
Модели реализации проектов сетевого взаимодействия, ГЧП и социального партнерства 13
Модель 1. Программа «Шефство над образовательной организацией» 13
Модель 2. Программа «Благотворительность бизнеса» 15
Модель 3. Программа «Наращивание потенциала» 17
Модель 4. Программа «Партнерство по школьной инфраструктуре» 20
Модель 5. Программа «Привлечение сторонних организаций для оказания управленческих услуг» 21
Модель 6. Программа «Привлечение сторонних организаций для оказания профессиональных услуг» 22
Модель 7. Фонд целевого капитала (эндаумент-фонд) 23
Модель 8. Аренда 23
Модель 9. Программа «Общественно-профессиональная аттестация» 24
Рекомендуемые шаги по внедрению проектов сетевого взаимодействия, ГЧП и социального партнерства 25
Условия для реализации проектов сетевого взаимодействия, ГЧП и социального партнерства 27
Факторы успеха внедрения проектов сетевого взаимодействия, ГЧП и социального партнерства 27
Необходимый набор инструментов для построения партнерства 29
Нормативно-правовая база для реализации проектов сетевого взаимодействия, ГЧП и социального партнерства 30
Международный опыт реализации проектов сетевого взаимодействия, ГЧП и социального партнерства 32
Приложение 1. Инструмент 1 - Бланк оценки партнера 33
Приложение 2. Инструмент 2 – Бланк оценки согласованности позиций 36
Приложение 3. Инструмент 3 - Образец первоначального партнерского соглашения 38
Приложение 4. Инструмент 4 - Оценка доступных ресурсов 40
Приложение 5. Инструмент 5 – Схема оценки партнерства 42
Приложение 6. Инструмент 6 – Информационное сопровождение проекта/ов в партнерстве 43
Термины и определения
ПАРТНЕРСТВО – это отношения, возникающие между частным, государственным и общественным секторами, как правило, с целью привлечения частных ресурсов и/или знаний для того, чтобы способствовать созданию общественных благ и оказанию общественных услуг, основанные на добровольном соглашении о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе и вкладывать необходимые определенные ресурсы для достижения общей цели или выполнения определенной задачи и разделять риски, ответственность, ресурсы, правомочность и прибыль. Партнерский подход создает новые возможности для общественного развития за счет лучшего понимания условий деятельности и возможностей каждого сектора, а также поиска новых путей их применения в целях достижения общего блага. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных технологий. Сетевое взаимодействие позволяет распределять ресурсы при общей задаче деятельности, опираться на инициативу каждого конкретного участника, осуществлять прямой контакт участников друг с другом, выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели, использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника. Сеть создается на базе результатом проектного замысла на добровольной основе и удерживается общей проблематикой и интересами всех ее участников. Участники сети участвуют в едином целеполагании, согласовывают механизмы и схемы взаимодействия, договариваются о результатах деятельности. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО, МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества (Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – это процесс согласования интересов с целью создания единого социокультурного пространства, в котором взаимодействуют и функционируют различные субъекты партнерства, согласные, несмотря на различие интересов, соблюдать общие «правила игры», партнерские нормы и взаимные договоренности. Реализация политики социального партнерства связана с участием общественных объединений, представляющих интересы различных социальных групп, органов государственной власти, местного самоуправления, принятием и выполнением договоров и соглашений, экономических и политических решений и не ограничивается только сферой экономических или социально-трудовых отношений. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п.14 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. (п.1 ст.15 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы. (п. 2 ст.15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
|