Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
страница1/5
ТипПрограмма дисциплины
filling-form.ru > Бланки > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет -

Высшая школа экономики»
Факультет прикладной политологии

Отделение деловой и политической журналистики

Кафедра деловой и политической журналистики

Программа дисциплины

««Журналистское мастерство. Анализ материалов СМИ»

для направления 030600.68 «Журналистика»

подготовки магистра
Авторы: проф. Лысенко А.Г.,

ст. преп. Фатеев Е.А.

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании

«Журналистика» кафедры Деловой и политической

Председатель журналистики

Пенская Е.Н.___________

«_____» ________________ Зав. кафедрой

А.Г.Лысенко___
«____»__________________

Утверждена УС факультета

Прикладной политологии

Ученый секретарь

Орлов И.Б.____________

«_____» ______________


Москва

Тематический план учебной дисциплины


№пп

Наименование разделов

Всегочасов

Аудиторные занятия (час.)

Самост. работа

лекции

практич.




Раздел 1. Концептуальные основы аналитики материалов СМИ

14

-

6

8

1.

Для чего нужен анализ материалов СМИ. Роль контента в анализе публикаций. Материалы СМИ как документальный источник исследований. Понятия «контент СМИ», «текст массовой информации», «медиатекст».

4

-

2

2

2.

Типология информационных источников. Классификация уровней восприятия и анализа медиатекстов.

4

-

2

2

3.

Краткий обзор основных методов изучения текстов массовой информации.

6

-

2

4




Промежуточный итог

14

-

6

8




Раздел 2. Мониторинг материалов СМИ

16

-

6

10

1.

Методологические и методические основы мониторинга СМИ. Роль мониторинга в анализе материалов СМИ. Понятие «мониторинг медиатекстов». Основные виды мониторинга. Организация мониторинга материалов СМИ.

4

-

2

2

2.

Мониторинговые компании. Услуги компаний. Основные продукты мониторинга.

6

-

2

4

3.

Инструменты мониторинга. Средства, методы и процедуры сбора и обработки информации. Системы мониторинга и анализа СМИ. Мониторинговые онлайн-сервисы в Интернете.

6

-

2

4




Промежуточный итог

30

-

12

18




Раздел 3. Анализ материалов СМИ: основные методы и инструментарий

26

-

8

18

1.

Качественный и количественный анализ. Социологические методы анализа медиатекстов. Содержательный анализ. Контекстный анализ. Сравнительный анализ. Критический анализ. Дискурсивный анализ. Статистический анализ. Авторский анализ. Анализ с точки зрения когнитивной лингвистики. Экспресс-анализ. Другие виды анализа.

12

-

2

8

2.

Основные продукты аналитики материалов СМИ.

8

-

2

6

3.

Инструментарий и технологии анализа СМИ. Аналитические компьютерные программы для работы с текстами. Требования к качественному анализу материалов СМИ.

6

-

2

4

4.

Контрольная аудиторная работа по итогам семинаров раздела 3.

2

-

2

-




Промежуточный итог

56

-

20

36





Раздел 4. Конетент-анализ материалов СМИ

38

-

14

24

1.

Контент-анализ как метод исследования. Описание метода. Сущность, цели и задачи контент-анализа материалов СМИ. Количественные, количественно-качественные и качественные характеристики контент-анализа. Содержательный и структурный контент-анализ.

6

-

2

4

2.

Основные этапы. Техника и процедуры контент-анализа. Параметры, показатели и индексы. Смысловые единицы анализа. Единицы счета. Выборка источников. Типовые шаблоны и формы для проведения контент-анализа.

8

-

4

4

2.

Обработка результатов анализа. Компьютерная и ручная обработка.

6

-

2

4

3.

Требования к контент-анализу. Наиболее часто встречающиеся просчеты проведениия контент-анализа. Специфика контент-анализа материалов печатных, электронных СМИ и Интернет-изданий.

4

-

2

2

4.

Практические занятия по проведению контент-анализа материалов СМИ.

8

-

4

4

5.

Домашнее задание по итогам семинаров по разделу 4.

-

-

-

6




Промежуточный итог

94

-

34

60




Раздел 5. Анализ материалов СМИ как составная часть работы корпоративных пресс-служб.

78

-

28

50

1.

Специфика анализа материалов СМИ сотрудниками пресс-служб. Основные критерии корпоративной аналитики СМИ.

12

-

4

8

2.

Стандартные способы оценки отношений пресс-службы со СМИ. Аналитическая работа с прессой. Аудит СМИ и их публикаций. Исследование информационного фона.

18

-

6

12

3.

Оценка эффективности работы PR-подразделения или PR-проекта. Общие принципы и характеристики измерений. Периодичность исследований. Анализ конкурентов. Учет контекста.

18

-

6

12

4.

Результаты анализа. Тематические и отраслевые исследования. Индекс информационного благоприятствования.

12

-

4

8

5.

Практические занятия по проведению аналитической работы пресс-службы.

18

-

8

10




Промежуточный итог

172

-

62

110




Раздел 6. Специфика анализа материалов печатных СМИ

44

-

14

30

1.

Особенности мониторинга печатной прессы.

6




2

4

2.

Особенности анализа печатной прессы.

8




2

6

3.

Практические занятия по мониторингу, содержательному и структурному анализу материалов газет и журналов.

30




10

20




Промежуточный итог

216

-

76

140




Раздел 7. Специфика анализа материалов радиовещания и телевидения

74

-

28

46

1.

Учет влияния аудио и визуальной природы радио и телевидения на анализ контента вещания. Особенности мониторинга радио и телевизионных программ.

6

-

2

4

2.

Критерии и методы анализа радио- и телевизионного контента. Анализ транскриптов программ.

6

-

2

4

3.

Анализ тематической направленности теле- и радиоканалов. Анализ материалов общефедеральных радио- и телеканалов, специализированных (тематических) и нишевых каналов.

12

-

4

8

4.

Анализ практики информационного теле- и радиовещания.

12

-

4

8

4.

Анализ программ развлекательного вещания. Особенности утреннего и дневного вещания. Ток-шоу, музыкальные шоу. Конкурсные программы.


10

-

4

6

5.

Анализ программ просветительской, научно-познавательной и детской направленности.

10

-

4

6

6.

Анализ роли ведущего программ. Жанровые особенности. Языковая подготовка. Режиссура образа.

4

-

2

2

7.

Практические занятия по мониторингу, содержательному и структурному анализу материалов радио и телевидения.

14

-

6

8




Промежуточный итог

290

-

104

186




Раздел 8. Специфика мониторинга и анализа материалов Интернет-СМИ.

34

-

12

22

1.

Интернет как источник информации. Журналистское произведение как особый информационный продукт в Сети.

6

-

2

4

2.

Основные особенности мониторинга «сетевого текста».

6

-

2

4

3.

Основные особенности анализа «сетевого текста».

6

-

2

4

4.

Практические занятия по мониторингу, содержательному и структурному анализу материалов Интернет-СМИ.

16

-

6

10




Промежуточный итог

324

-


116


208




Итог

324

-


116


208


Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки
Последовательный контроль и промежуточные оценки после завершения семинаров по разделам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8.

Контрольная работа в ходе 2 модуля перед завершением курса по разделу 3.

Домашнее задание в ходе 3 модуля перед завершением курса по разделам 4.

Домашнее задание в ходе 4 модуля перед завершением курса по разделу 5.

Эссе в ходе 5 модуля по итогам семинаров по разделам 1-8.
Зачеты – в 3 и 5 модулях.
Зачет после завершения 3 модуля по темам разделов 1, 2 и 3. Итоговая оценка по дисциплине складывается:

  1. Оценки активности работы / посещаемости студента на занятиях – 30%;

  2. Из результатов выполнения практических заданий (1 аудиторной контрольной работы и 1 дом. задания) – 30%;

  3. Оценки за зачет – 40%.


Зачет после завершения 5 модуля по темам разделов 4, 5, 6, 7 и 8. Итоговая оценка по дисциплине складывается:

  1. Оценки активности работы / посещаемости студента на занятиях – 30%;

  2. Из результатов выполнения практических заданий (1 дом. задания и написания 1 эссе) – 40%;

  3. Оценки за зачет – 30%.


Базовые учебники.
Базовая учебная литература по настоящему курсу отсутствует. В связи с этим основным материалом для освоения дисциплины является курс лекций.
Основная литература

  1. Ворошилов В.В. Журналистика. 5-е изд. С-Петербург, 2003.

  2. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.

  3. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

  4. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М.: МГУ, Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002.


Дополнительная литература

  1   2   3   4   5

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравила приема в федеральное государственное бюджетное образовательное...
В федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconШаблон программы производственной практики министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма практики. 2 курс министерство образования и науки российской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма практики. 3 курс министерство образования и науки российской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Дмитриева Н. Е.(), Елисеенко В. Ф. (), Клименко А. В. (), Клищ Н. Н. (), Платыгин Д. Н. (), Сизова О. В, Суворова И. К. (), Цыганков...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Сызранский филиал Федеральное государственное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Особенности криминологической характеристики женской преступности в структуре преступности несовершеннолетних

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск