Методические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009/2010 учебном году Саранск 2009


Скачать 437.9 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009/2010 учебном году Саранск 2009
страница1/7
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке заданий для школьного этапа
всероссийской олимпиады школьников по биологии

в 2009/2010 учебном году


Саранск 2009

Введение


Настоящие методические рекомендации подготовлены Республиканской предметно-методической комиссией по биологии для оказания помощи соответствующим методическим комиссиям и жюри при составлении заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в муниципальных районах Республики Мордовия. Рекомендации составлены в соответствии действующим Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Минобрнауки России №286 от
22 октября 2007 г.

Пособие состоит из двух частей и приложения.

В первой части непосредственно даны методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Во второй части приводятся примеры заданий для проведения теоретического и практического туров олимпиады.

Приложения включают: перечень документов, определяющих содержание заданий школьного этапа Олимпиады; блоки содержания и основные умения, подлежащие проверке; примерный перечень учебников и учебных пособий, рекомендуемых для подготовки заданий, а также список Интернет-ресурсов; материалы о системе оценивания отдельных заданий и работ в целом.

Республиканская предметно-методическая комиссия по биологии выражает надежду, что представленные методические рекомендации окажутся полезными при проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии, и желает успехов организаторам в их проведении.


Часть I. Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Общие положения


Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии составлены в соответствии действующим Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. №286 (далее Положение).

Согласно Положению, основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний. Олимпиада проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

Организаторами Олимпиады на школьном этапе являются образовательные организации, а на муниципальном этапе – органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования. Методическое обеспечение проведения Олимпиады осуществляют предметно-методические комиссии, создаваемые организаторами соответствующих этапов.

Школьный этап Олимпиады проводится по заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады, с учетом настоящих методических рекомендаций.

При составлении заданий важно помнить, что в школьном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 5-11 классов средних общеобразовательных учреждений, желающие участвовать в Олимпиаде, а в муниципальном этапе принимают участие обучающиеся 7-11 классов – победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года.

Проверку выполненных олимпиадных заданий осуществляют жюри соответствующих этапов Олимпиады. Победители и призеры всех этапов Олимпиады определяются на основании результатов участников, которые заносятся в итоговую таблицу результатов, представляющую собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.

Подготовка методической базы Олимпиады


Деятельность, направленная на подготовку олимпиады, включает два направления деятельности – создание материальной базы олимпиады и создание методической базы олимпиады.

Подготовка к новой олимпиаде ведется с учетом опыта предыдущей, а содержание отчета является отправной точкой для перспективного планирования деятельности рабочей группы, которая осуществляется в виде последовательности взаимосвязанных этапов.

На первом этапе уточняются принципы и подходы к построению содержания конкурсных мероприятий олимпиады. Затем начинается формирование содержания конкурсных заданий олимпиады и в первую очередь устанавливается объем теоретических и практических знаний, которыми должны владеть участники. Для этого используются программно-методические материалы, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии. Далее анализируется содержание предметной области «Биология» с целью определения полного объема биологической информации, которая будет использована для составления заданий.

Только после такой предварительной процедуры специалисты методической комиссии приступают к подготовке методической базы олимпиады, целью которого является разработка конкурсных заданий олимпиады.

Для каждой новой олимпиады разрабатываются оригинальные, новые по содержанию задания. В число конкурсных включают отдельные задания предыдущей олимпиады, решение которых вызвало у участников наибольшие затруднения.

Обращаем внимание, что Всероссийская олимпиада школьников по биологии на региональном и заключительном этапе проводится в два тура, один из которых является теоретическим, а другой практическим. Поэтому, при проведении школьных и муниципальных этапов олимпиады также следует стремиться к организации и проведению обоих туров, а не ограничиваться проведением только одного из них (как правило, теоретического)!

Требования к заданиям теоретического тура


– задания для проведения теоретического тура школьного этапа олимпиады по биологии необходимо готовить в тестовой форме закрытого типа, что повышает объективность оценивания конкурсантов и позволяет охватить больший объем контролируемых элементов знаний;

– задания следует ориентировать на уровень теоретических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области «Биология» и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии;

­– форма заданий должна быть такой, чтобы на решение каждого участник тратил минимальное время;

­– задания должны быть написаны понятно, доходчиво и лаконично и иметь однозначные решения (ответы);

– в заданиях выбора (деструкторах тестового задания) для маскировки правильного ответа должны быть использованы только реально существующие термины, понятия и формулировки, составляющие предметную область «Биология»;

– задания следует разнообразить по форме и содержанию, однако задания в блоке желательно группировать по типам (см. часть 2 рекомендаций).

– в заданиях следует использовать фактологический материал местного, регионального, национального и глобального уровней;

Структура тестовых заданий представлена во второй части на конкретных примерах.

Требования к заданиям практического тура:


– задания практического тура с одной стороны следует ориентировать на уровень практических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии, а с другой стороны ориентировать на потенциальное содержание регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады;

– уровень сложности заданий должен быть таким, чтобы на их решение в каждом из кабинетов (при наличии минимального опыта) участник тратил не более одного академического часа (45 минут);

– в целях экономии времени в процессе проверки результатов выполнения работ в кабинетах, следует продумать формы фиксации результатов конкурсантами на бланках ответов, т.е. желательно использовать задания с закрытыми формами фиксации результатов.

Разработка заданий


Цель первого тура – определение уровня теоретической подготовки участников олимпиады. Однако такая цель не совсем точно отражает содержание тура, особенности которого в первую очередь определяются спецификой применения тестовых заданий. Использование тестовых заданий для соревнований имеет известные преимущества, главным из которых является возможность за относительно короткий временной интервал проверить теоретические знания участников олимпиады.

Тестовый контроль позволяет быстро проверить уровень знаний учащихся, выявить материал, который был плохо ими усвоен, т. е. дает учителю возможность оперативно установить обратную связь и при необходимости не только оценить работу учащихся, но и внести коррективы в методику изучения учебного материала. Многие учителя считают, что тестовый контроль недостаточно объективен, так как существует вероятность угадывания учеником правильного ответа. Действительно, ученик может угадать правильный ответ в тесте, но вероятность угадывания можно свести к минимуму, если тестовые задания будут корректно составлены (см. Приложение).

Во-первых, важно, чтобы в тесте было как минимум четыре варианта ответов. В этом случае вероятность угадывания будет составлять не более 25% и, следовательно, с каждым новым тестом процент вероятности угадывания будет уменьшаться.

Во-вторых, вопрос теста должен быть четко сформулирован и предусматривал однозначный и конкретный ответ.

В третьих, все варианты ответов должны быть сформулированы в одном стиле, были корректными и правдоподобными по содержанию.

Очень важным является обсчет результатов тестирования. Методика обсчета должна учитывать сложность теста (задания) и нацеливать учащихся на поиск правильного ответа, а не пытаться угадать его.

Основная цель второго тура – определение уровня подготовленности участников к осуществлению практической деятельности в сфере биологии, опыт которой является главной составляющей успешного выступления в этом туре.

Проведение практического тура позволяет более объективно оценить знания участников олимпиады и выявить сильнейших. На практическом туре учащиеся должны показать умения работы с микроскопом, морфологического описания растений, приготовления микропрепаратов, проведения простейших экспериментальных исследований. Задания практического тура разрабатываются методическими комиссиями исходя из имеющейся материальной базы. Примерные задания предлагаются вашему вниманию в «Приложении».

Учитывая, что уровень подготовки учащихся разных классов отличается, организаторы могут провести участников разных возрастных групп через разное количество этапов практического тура.

Так, девятиклассники соревнуются в умении проводить исследования биологической направленности в трех обязательных кабинетах «Морфология растений», «Зоология беспозвоночных» «Гистология. Ткани и стадии эмбриогенеза»).

Учащиеся десятых и одиннадцатых классов обязательно демонстрируют умения проводить исследования в кабинете «Анатомии растений». Кроме того, в зависимости от материальной базы, им могут быть предложены задания кабинетах: «Зоология позвоночных», «Физиология растений», «Цитологии», «Анатомия и физиология человека», «Микробиология». Задания в кабинетах «Биохимия» или «Молекулярная биология», а так же «Генетика» могут быть предложены учащимся одиннадцатых классов.

После создания массива конкурсных заданий методическая комиссия приступает к процедуре корректировки и уточнения критериев и показателей оценки их выполнения. Разработка заданий завершается их экспертизой. Оценка качества конкурсных заданий должны быть проведена не менее чем тремя специалистами.

Итогом работы методической комиссии должно стать создание пакета методических материалов для проведения Всероссийской олимпиады школьников по биологии в содержание, которого, входят:

– комплекты заданий теоретического тура;

– пустые бланки ответов на задания теоретического тура (матрицы);

– ответы на задания теоретического тура;

– примерные задания для поведения практического тура;

– методические рекомендации для проведения соответствующего этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии;

– примерный перечень оборудования для проведения практического тура.

Рекомендуемое количество заданий


Примерное количество заданий теоретического тура для школьного представлено в следующей таблице исходя из длительности тура в 2 академических часа (120 минут).

Комплект

Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

6 класс

10

5

5

1

7 класс

15

5

10

1

8 класс

20

5

10

2

9 класс

25

10

15

2

10 класс

30

10

15

3

11 класс

35

10

20

5



  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009/2010 учебном году Саранск 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиад по немецкому языку, требования к структуре и содержанию...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009/2010 учебном году Саранск 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 5

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009/2010 учебном году Саранск 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Первый этап Всероссийской олимпиады по географии (далее – Олимпиады) проводится общеобразовательными учреждениями в октябре

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009/2010 учебном году Саранск 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009/2010 учебном году Саранск 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Задания должны носить проблемно-поисковый характер и выявлять творческий потенциал участника. Задания олимпиады не должны повторять...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009/2010 учебном году Саранск 2009 icon«Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников»
Приказ директора образовательного учреждения о проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 20 /20 учебном году...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009/2010 учебном году Саранск 2009 iconРекомендации по проведению муниципального этапа
Радченко О. А. Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009/2010 учебном году Саранск 2009 iconМетодические рекомендации для муниципального этапа всероссийской...
Предлагаемые методические рекомендации подготовлены областной предметно-методической комиссией по немецкому языку и предназначены...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009/2010 учебном году Саранск 2009 iconО проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2016-2017 учебном году
В соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009/2010 учебном году Саранск 2009 iconО проведении школьного
«О старте подготовки к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2017 – 2018 учебном году»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск