Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитаник с ограниченными возможностями здоровья «Кулебакская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
ДОКЛАД
на тему: «Обучение деловому письму учащихся с ОВЗ, как залог успешной социализации в обществе»
Подготовила:
учитель русского языка
Муратова Т.Ф.
2012г.
В жизни современного человека, например, в профессиональном становлении личности, определяющее значение имеет умение составлять деловые документы. Особенно значимо это в наш 21 век – век деловых людей и деловых отношений.
В связи с переходом к новым экономическим принципам хозяйствования, особую актуальность приобретает деловое общение. Для того, чтобы устроиться на работу, одного документа об образовании недостаточно. Необходимо пройти собеседование и понравиться работодателю. Это невозможно осуществить без знания норм этикета и умения грамотно оформлять деловые бумаги, необходимые при устройстве на работу.
Только системная работа по обучению в освоение речевого этикета и делового письма в значительной мере обусловливает уровень социальной адаптации детей с недостатком интеллекта. И где, как не на уроках русского языка эти дети должны познакомиться с официально-деловым стилем речи и сформировать навыки делового письма.
Большой опыт педагогической деятельности показал, что развитие связной письменной речи у детей коррекционных школ VIII вида является ещё более сложным процессом, чем формирование устной речи. Усвоение официально-делового стиля общения происходит у них без достаточного понимания, поэтому такие знания быстро забываются.
Специфическим видом связной письменной речи является деловой документ. Работа над ним не только обогащает письменную речь учащихся, но и является своеобразной формой их подготовки к жизни.
Обучение учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида ведется по «Программе специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 -9 кл. Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой, М.: Гуман. Изд. центр. Владос, 2013год.»
Курс “Деловое письмо” в школе VIII вида представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у учащихся с ОВЗ умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом.
Программа вспомогательной школы требует, чтобы учитель познакомил учеников с формой составления документов и научил применять свои знания на практике.
В большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей. Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.
В школе такое обучение осуществляется: на уроках русского языка при выполнении комплексных тренировочных упражнений; на уроках развития речи.
Подготовка ученика к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно в условиях России только средствами русского языка и усвоением его особенностей.
На м/о учителей русского языка решено было усилить практическую направленность обучения детей заполнению и оформлению деловых бумаг.
Тематическое планирование раздела «Деловое письмо».
Учащиеся должны оформлять следующие деловые бумаги:
5 класс – письмо родителям, адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка;
6 класс – письмо товарищу, объявление, заметка в стенгазету;
7 класс – телеграмма, объявление, заявление;
8 класс – анкета, автобиография, заявление, заметка в стенгазету;
9 класс – стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу, доверенность, расписка. На каждую тему отводится по одному часу.
Основные черты официально-делового стиля:
точность;
краткость;
сжатость;
ясность;
стандартность.
Усиление практической направленности обучения овладению искусством построения официально-делового текста повышается от класса к классу.
Основными обучающими, коррекционными, воспитательными целями уроков считаю:
Познакомить учащихся с ограниченными возможностями здоровья с видами документов официально-делового характера и правилами их оформления;
Сформировать умения самостоятельно заполнять и составлять документы, подражая образцу;
Формировать умение, выяснить в каких случаях применяется та или иная деловая бумага;
Учить умению грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи при деловом общении;
Развивать речь, внимание, самоконтроль, аккуратность и ответственность;
Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, эстетических чувств, способствующих развитию личности в целом;
Уметь успешно реализовывать теоретические знания, полученные на уроках связной речи.
Вся работа по составлению деловых бумаг их заполнению ведется в специальных тетрадях, где постоянно из года в год накапливается материал.
На начальном этапе обучения заполнения деловой документации предлагаю учащимся ознакомиться: определением вида документа и его назначением. А затем уже показываются и разбираются образцы документов.
Главным недостатком системы коррекционного образования является отсутствие коммуникативной деятельности ученика, который зачастую пассивно воспринимает информацию, что никак не способствует формированию его активности в современном обществе.
Одним из методов, позволяющих повысить активность детей с ограниченными возможностями здоровья и заинтересовать их в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно-значимой, а следовательно в будущем значительно облегчить адаптацию в социуме, является сюжетно-ролевая и деловая игра.
Ролевую игру организовываю так, чтобы её содержанием являлся не предмет и его употребление, а отношения между людьми, подчиненные правилам общества. Во время проведения сюжетно-ролевых игр «Вопрос соседу», «На дне рождения», «На приеме у врача», «Проведи слепого», и других формируется активность, самостоятельность и заинтересованность в общении. Именно в таких играх дети учатся управлять самим собой, использовать все свои речевые навыки и умения, приобретенные за годы учебы.
Чем чаще проводятся такие игры, тем легче детям данной категории будет ориентироваться в жизненных ситуациях, т.к. именно во время игры у них развивается представление о социальном устройстве и взаимоотношениях между людьми. Удачный подбор ролевых игр обеспечивает эффективность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и способствует более успешной социализации в обществе.
Результатом целенаправленной системной работы по коррекции письменной речи учащегося явилось то, что у моих выпускников повысился уровень грамотности при написании и оформлении бумаг официально-делового характера, появился опыт делового общения, а вместе с этим успешно решается проблема социальной адаптации и интеграции в социуме.
Литература
Аксенова А.К. Методика обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М: «Владос», 2002г.
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Сборник 1., М: «Владос» 2013г.
Бебешина Н.Н., Свиридов В.П. Развитие речи на уроках русского языка в V-VIII классах вспомогательной школы. М: «Просвещение», 1978г.
Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. М: «Просвещение», 2005г.
Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка. М: «Просвещение», 1980г.
Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. М: «Просвещение», 2004г.
Власенков А.И., Рябченкова Л.М. Русский язык: грамматика, текст, стили речи. М: «Просвещение», 1980г.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г.. Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов на Дону «Феникс», 2000г.
|