«Обучение деловому письму учащихся с овз, как залог успешной социализации в обществе»


Название«Обучение деловому письму учащихся с овз, как залог успешной социализации в обществе»
ТипДоклад
filling-form.ru > Бланки > Доклад
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитаник с ограниченными возможностями здоровья «Кулебакская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»


ДОКЛАД

на тему:
«Обучение деловому письму учащихся с ОВЗ, как залог успешной социализации в обществе»

Подготовила:

учитель русского языка

Муратова Т.Ф.


2012г.

В жизни современного человека, например, в профессиональном становлении личности, определяющее значение имеет умение составлять деловые документы. Особенно значимо это в наш 21 век – век деловых людей и деловых отношений.

В связи с переходом к новым экономическим принципам хозяйствования, особую актуальность приобретает деловое общение. Для того, чтобы устроиться на работу, одного документа об образовании недостаточно. Необходимо пройти собеседование и понравиться работодателю. Это невозможно осуществить без знания норм этикета и умения грамотно оформлять деловые бумаги, необходимые при устройстве на работу.

Только системная работа по обучению в освоение речевого этикета и делового письма в значительной мере обусловливает уровень социальной адаптации детей с недостатком интеллекта. И где, как не на уроках русского языка эти дети должны познакомиться с официально-деловым стилем речи и сформировать навыки делового письма.

Большой опыт педагогической деятельности показал, что развитие связной письменной речи у детей коррекционных школ VIII вида является ещё более сложным процессом, чем формирование устной речи. Усвоение официально-делового стиля общения происходит у них без достаточного понимания, поэтому такие знания быстро забываются.

Специфическим видом связной письменной речи является деловой документ. Работа над ним не только обогащает письменную речь учащихся, но и является своеобразной формой их подготовки к жизни.

Обучение учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида ведется по «Программе специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 -9 кл. Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой, М.: Гуман. Изд. центр. Владос, 2013год.»

Курс “Деловое письмо” в школе VIII вида представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у учащихся с ОВЗ умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом.

Программа вспомогательной школы требует, чтобы учитель познакомил учеников с формой составления документов и научил применять свои знания на практике.

В большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей. Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.

В школе такое обучение осуществляется: на уроках русского языка при выполнении комплексных тренировочных упражнений; на уроках развития речи.

Подготовка ученика к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно в условиях России только средствами русского языка и усвоением его особенностей.

На м/о учителей русского языка решено было усилить практическую направленность обучения детей заполнению и оформлению деловых бумаг.

Тематическое планирование раздела «Деловое письмо».

Учащиеся должны оформлять следующие деловые бумаги:

5 класс – письмо родителям, адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка;

6 класс – письмо товарищу, объявление, заметка в стенгазету;

7 класс – телеграмма, объявление, заявление;

8 класс – анкета, автобиография, заявление, заметка в стенгазету;

9 класс – стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу, доверенность, расписка. На каждую тему отводится по одному часу.

Основные черты официально-делового стиля:

точность;

краткость;

сжатость;

ясность;

стандартность.

Усиление практической направленности обучения овладению искусством построения официально-делового текста повышается от класса к классу.

Основными обучающими, коррекционными, воспитательными целями уроков считаю:

  • Познакомить учащихся с ограниченными возможностями здоровья с видами документов официально-делового характера и правилами их оформления;

  • Сформировать умения самостоятельно заполнять и составлять документы, подражая образцу;

  • Формировать умение, выяснить в каких случаях применяется та или иная деловая бумага;

  • Учить умению грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи при деловом общении;

  • Развивать речь, внимание, самоконтроль, аккуратность и ответственность;

  • Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, эстетических чувств, способствующих развитию личности в целом;

  • Уметь успешно реализовывать теоретические знания, полученные на уроках связной речи.

Вся работа по составлению деловых бумаг их заполнению ведется в специальных тетрадях, где постоянно из года в год накапливается материал.

На начальном этапе обучения заполнения деловой документации предлагаю учащимся ознакомиться: определением вида документа и его назначением. А затем уже показываются и разбираются образцы документов.

Главным недостатком системы коррекционного образования является отсутствие коммуникативной деятельности ученика, который зачастую пассивно воспринимает информацию, что никак не способствует формированию его активности в современном обществе.

Одним из методов, позволяющих повысить активность детей с ограниченными возможностями здоровья и заинтересовать их в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно-значимой, а следовательно в будущем значительно облегчить адаптацию в социуме, является сюжетно-ролевая и деловая игра.

Ролевую игру организовываю так, чтобы её содержанием являлся не предмет и его употребление, а отношения между людьми, подчиненные правилам общества. Во время проведения сюжетно-ролевых игр «Вопрос соседу», «На дне рождения», «На приеме у врача», «Проведи слепого», и других формируется активность, самостоятельность и заинтересованность в общении. Именно в таких играх дети учатся управлять самим собой, использовать все свои речевые навыки и умения, приобретенные за годы учебы.

Чем чаще проводятся такие игры, тем легче детям данной категории будет ориентироваться в жизненных ситуациях, т.к. именно во время игры у них развивается представление о социальном устройстве и взаимоотношениях между людьми. Удачный подбор ролевых игр обеспечивает эффективность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и способствует более успешной социализации в обществе.

Результатом целенаправленной системной работы по коррекции письменной речи учащегося явилось то, что у моих выпускников повысился уровень грамотности при написании и оформлении бумаг официально-делового характера, появился опыт делового общения, а вместе с этим успешно решается проблема социальной адаптации и интеграции в социуме.

Литература

  1. Аксенова А.К. Методика обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М: «Владос», 2002г.

  2. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Сборник 1., М: «Владос» 2013г.

  3. Бебешина Н.Н., Свиридов В.П. Развитие речи на уроках русского языка в V-VIII классах вспомогательной школы. М: «Просвещение», 1978г.

  4. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. М: «Просвещение», 2005г.

  5. Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка. М: «Просвещение», 1980г.

  6. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. М: «Просвещение», 2004г.

  7. Власенков А.И., Рябченкова Л.М. Русский язык: грамматика, текст, стили речи. М: «Просвещение», 1980г.

  8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г.. Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов на Дону «Феникс», 2000г.

Похожие:

«Обучение деловому письму учащихся с овз, как залог успешной социализации в обществе» iconАннотация на программу элективного курса в 9 класс
Он осуществляется как углублённый вариант обучения деловому общению, деловому письму

«Обучение деловому письму учащихся с овз, как залог успешной социализации в обществе» iconРабочая программа предметно ориентированного элективного курса «Деловое письмо»
Он осуществляется как углублённый вариант обучения деловому общению, деловому письму

«Обучение деловому письму учащихся с овз, как залог успешной социализации в обществе» icon8 вида обучение деловому письму одно из условий социальной адаптации...
Николаевск на амуре специальная (коррекционная) школа интернат для детей с отклонением в развитии

«Обучение деловому письму учащихся с овз, как залог успешной социализации в обществе» iconЕ. Н. Дёмина, Н. В. Топилина
Интеграция уроков делового письма и информационных компьютерных технологий для успешной социализации воспитанников школы-интерната...

«Обучение деловому письму учащихся с овз, как залог успешной социализации в обществе» iconЕ. Н. Дёмина, Н. В. Топилина
Интеграция уроков делового письма и информационных компьютерных технологий для успешной социализации воспитанников школы-интерната...

«Обучение деловому письму учащихся с овз, как залог успешной социализации в обществе» iconРекомендации по поддержке реализации моделей успешной социализации...
Проект «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях...

«Обучение деловому письму учащихся с овз, как залог успешной социализации в обществе» icon“Деловые бумаги” является значимым разделом в курсе русского языка...
«Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство мотивации к обучению и социализации учащихся с овз»

«Обучение деловому письму учащихся с овз, как залог успешной социализации в обществе» iconПрограмма учебного предмета «Деловое письмо»
Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,...

«Обучение деловому письму учащихся с овз, как залог успешной социализации в обществе» iconРабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Я-выпускник»
Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,...

«Обучение деловому письму учащихся с овз, как залог успешной социализации в обществе» iconЭлективный курс разработан на основе пособия Г. Х. Ахбаровой и Т. О. Скиргайло «Деловое письмо»
Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск