Программа учебного предмета «Деловое письмо»


Скачать 270.57 Kb.
НазваниеПрограмма учебного предмета «Деловое письмо»
ТипПрограмма
filling-form.ru > Бланки > Программа
Программа учебного предмета «Деловое письмо»
1. Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Деловое письмо» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, (5-9 классы), под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2011 г.

XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму уже в стенах школы.

Тема “Деловые бумаги” является сквозной в курсе русского языка для 5—9 классов. А пропедевтическая работа начинается уже в начальных классах. Это в большинстве своем письменные поздравления с днем рождения, Днем знаний, Днем учителя, с другими общепринятыми праздниками, а также письма и приглашения.

Предмет “Деловое письмо” в школе КОУ ВО «Новоусманская школа-интернат» представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом.
Цель данного курса - совершенствование умений и организация практического усвоения обучающимися норм и правил составления деловых бумаг.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения задач.

Образовательных:

  • формирование умения определять, в каких случаях конкретная деловая бумага применяется;

  • формирование умения выявлять обязательные элементы, характерные только для данного документа;

  • формирование умения подражать образцу;

  • формирование умения составлять документы самостоятельно;

Воспитательных:

  • воспитание добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие связной устной и письменной речи;

  • развитие произвольного внимания, самоконтроля;

  • развитие эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, эстетических чувств, способствующих развитию личности в целом.

  • обогащение словаря;

  • развитие основных мыслительных операций: умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;

  • развитие познавательной деятельности;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

  • Тренировка письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся.

На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации и профессионально-трудового обучения.

Средства связи. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие. (Бланки, квитанции. Адрес. Имена собственные).

Культура общения. Уметь регулировать меру и тип взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними, развивать чувство любви и дружбы. (Словарь нежных слов. Поздравительные открытки, телеграммы. Юбилей. Торжество. Родственные связи).

Профориентация. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями. (Заявление: на получение документа, на утерю документа в милицию. Документы. Бланки и их заполнение. Словарь: паспорт, удостоверение, заявление, личность, гражданин, свидетельство о рождении, дата, номер, милиция, паспортный стол. Заявление в ПТУ).

Заполнение анкет. Словарь: ПТУ, трудоустройство, профессия, специальность, выбор, способности, возможности, отдел кадров, администрация, директор, работодатель, хозяин, частное предприятие, приемная комиссия, анкета, рекомендательное письмо.

Объявление. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата. Словарь: квалификация, образование, местонахождение, инвалидность, подросток, несовершеннолетие, перерыв.

Заявление. (о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам). Словарь: трудовая дисциплина, трудовая книжка, трудовой стаж, сберегательная книжка, сберегательный банк.
2. Общая характеристика курса

Предмет «деловое письмо» должен подготовить ребенка с умственной отсталостью к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма.

Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.

Программа требует, чтобы учитель познакомил учеников с формой составления вышеуказанных документов и научил применять свои знания на практике.

Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.

Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей. Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.

В школе такое обучение осуществляется:

а) на уроках русского языка при выполнении комплексных тренировочных упражнений;

б) на уроках развития речи;

в) на факультативных занятиях;

г) на спецкурсах.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды заданий и упражнений:

  • ознакомление с правильной формой жанра делового письма;

  • определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги;

  • нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги (например, заявления, справки и т. д.);

  • редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги;

  • самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра деловой бумаги на основе указанного текста;

  • речевое “наполнение” моделей по структурным элементам;

  • ориентировка на самостоятельную творческую работу по составлению изученного вида деловой бумаги при определенной жизненной ситуации.

Предмет «Деловое письмо» нацелен не на элементарное воспроизводство суммы знаний, а на социальное развитие личности, т.е. на повышение компетентности ученика при  работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг.
3. Описание учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Деловое письмо» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа предмета реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

На реализацию программы в учебном плане КОУ ВО «Новоусманская школа-интернат» предусмотрено 68 часов:

8 класс – 34 часа (1 ч. в неделю),

9 класс - 34 часа (1 ч. в неделю).
4. Личностные и предметные результаты освоению учебного предмета

Личностные результаты

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • осознание роли языка и речи в жизни людей;

  • уважение  к Отечеству, его языку, культуре;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

  • снятие излишнего напряжения и возможного дискомфорта в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг

Предметные результаты

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

  • знание основных функций делового письма, его жанры;

  • знание основных требования к языку деловых бумаг и документов;

  • владение основными терминами и понятиями, связанными с оформлением деловых бумаг;

  • оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;

  • использование связной письменной речи как видом общения применение знаний с уроков русского языка на практике и в нестандартных ситуациях;

Достаточный уровень:

  • умение находить и исправлять стилистические ошибки;

  • редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг;

  • овладение композиционными моделями определённого жанра деловой бумаги и самостоятельное речевое «наполнение» моделей по структурным элементам


5. Содержание программы

Содержание программы отобрано таким образом, чтобы закрепить у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья знания, умения и навыки, необходимые в жизни и самостоятельной трудовой деятельности.

Обучение навыков оформления деловых бумаг осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланки, квитанции, анкеты и т.д.) и в то же время формируются навыки четкого, правильного и логичного изложения своих мыслей (автобиография, расписка, заявление).

Одним из методов обучения остается дифференцированный и индивидуальный подход для компенсации и исправления психофизических дефектов в развитии обучающихся.
8 класс.

Из истории русского делового письма.

Основные виды деловых бумаг. Требования к составлению деловых бумаг.

Официально-деловой стиль речи.

Разновидности и жанры официально-делового стиля речи.

Адрес на конверте. Почтовые правила оформления адреса.

Письмо. Личные и деловые письма.

Приглашение (личные и официальные).

Поздравление.

Телеграмма.

Реклама.

Объявление.

Рецепт, инструкция, памятка.

Заметка.

Записка. Объяснительная. Докладная.

Заявление. Заявления простые и сложные; на бланке.

Отзыв о книге, фильме.

Справка.

Удостоверение.

Анкета.

Характеристика.

Расписка.

Доверенность.

Протокол. Выписка из протокола.

«Поле чудес».
9 класс.

История русского делового письма.

Стили речи. Официально-деловой стиль речи.

Основные виды деловых бумаг.

Анкета.

Характеристика.

Автобиография. Великие люди о себе. Составление автобиографии в деловом стиле по образцу и коллективно составленному плану.

Резюме.

Деловая игра «Давайте познакомимся».

Записка. Докладная и объяснительная.

Доверенность в свободной форме и на бланке.

Расписка и обязательство.

Письмо-извещение; письмо-приглашение. Поздравления.

Числа в деловых бумагах.

Виды почтовых отправлений. Письма.

Оплата коммунальных услуг. Перевод. Бандероли. Посылки.

Телеграмма. Почтовый и телеграфный перевод.

Государственная социальная помощь нуждающимся гражданам. Оформление пособий по уходу за ребёнком.

Государственная служба занятости населения (биржа труда).

Трудовой договор. Труд и трудовые отношения: заявление.

ИНН. Декларация о доходах. Налоговые льготы.

Семейные сбережения, хранение в сбербанке. Пластиковая карта. Сбербанк: договор о вкладе, доверенность на получение вклада, оформление безналичных платежей, бланки на уплату различных сборов.

Документы, удостоверяющие личность гражданина РФ. Регистрация по месту жительства, выдача паспорта.

Обращения в организации для решения жилищных вопросов.
6. Тематическое планирование
8 класс




урока

Название раздела, темы урока


Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

1

Из истории русского делового письма.

1

Знать историю русской официально – деловой письменной речи с целью выявления причин формирования особого стиля языка, особенностей культуры русского делового письма. Разговорный, деловой и художественный стили речи (сфера применения, задача общения, участники общения). Ясность и точность деловой речи, краткость изложения.

2

Основные виды деловых бумаг. Требования к составлению деловых бумаг.


1

Знать требования к составлению деловых бумаг. Определять виды деловых бумаг: расписку, доверенность, объяснительную записку, заявление, объявление, автобиографию, резюме. Определять, в каких случаях данная деловая бумага применяется.

3

Официально-деловой стиль речи.

Разновидности и жанры официально-делового стиля речи.



1

Знать основные функции и черты официально-делового стиля речи, а также грамматические и синтаксические особенности.

4

Адрес на конверте. Почтовые правила оформления адреса.

1

Уметь выявлять обязательные для данного документа элементы, порядок расположения частей текста деловой бумаги.

Составлять и писать деловые бумаги по плану и опорным словам (тексту – трафарету);

Находить в словах изученные орфограммы и применять на письме (с помощью учителя или самостоятельно).


5

Письмо.

Личное письмо.

1

6

Написание письма другу, родным.

1

7

Деловое письмо. Виды деловых писем: сопроводительное, письмо-просьба, письмо-ответ, письмо-напоминание, письмо-извещение.

1

8

Составление и написание письма-обращения.

1

9

Приглашение (личные и официальные). Простые и усложнённые формы пригласительных билетов. Официальное приглашение как жанр деловой бумаги.




10

Поздравление.

1

Знать обязательные элементы, порядок расположения частей текста, характерные для данного документа Составлять тексты поздравительных открыток, телеграмм.

11

Телеграмма (текст, адрес). Составление телеграммы по письму и наоборот.




12

Реклама. Из истории рекламы.

1

Знать основное понятие, цели и задачи; формы, современные средства ; структурный план.

Сопоставлять объявление, рекламу и рекламное объявление. Находить сходство и отличие на уровне лексики, морфологии и синтаксиса.

13

Объявление. Объявление официальное и рекламное. Афиша, её структура.


1

14

Рецепт, инструкция, памятка.

1

Знать: виды рецептов, инструкций, памяток; значение точности используемых слов, выражений; правила составления рецепта, инструкции. Сравнить значение и структуру текста рецепта и инструкции. Изучить образцы текстов рецепта, инструкции, памятки

15

Заметка.




Чтение заметок в газетах (морально-нравственные темы). Коллективное обсуждение их. Коллективное составление заметок на темы: «Хороший поступок», «Правильно ли поступил…», «Так вести себя нельзя!». Написание заметки по предложенному плану и опорным словам. Сравнить текст памятки, заметки.

16

Самостоятельная работа.

1

Применять полученные знания.

17

Объяснительная записка

1

Знать содержание, логическую схему, основные реквизиты.

отличие докладной от объяснительной записки.

18

Докладная записки.




19

Заявление. Заявления простые и сложные




Знать назначение документа; Типы и виды структурную  схему заявления

Анализировать образец; выявить особенности оформления реквизитов. Составить документ из деформированного текста

Знать структуру, основные реквизиты.
Составлять заявления: на получение, пропажу, утрату паспорта и регистрацию по месту жительства и по месту пребывания.

20

Заявление о зачислении в спортивную секцию, кружок.

1

21

Заявление об освобождении от занятий.

1

22

Заявление на бланке (в ЗАГС — регистрация рождения ребенка, брака, расторжение брачных отношений; в милицию — на регистрацию по месту жительства, выдачу паспорта)

1

23

Заявление на бланке (в ЗАГС — регистрация рождения ребенка, брака, расторжение брачных отношений)

1

24

Основные документы, удостоверяющий личность.

1

Знать назначение и виды паспортов;

пакет документов для получения паспорта;

алгоритм получения и порядок регистрации по месту жительства и по месту пребывания: заполнение документов и заявлений.

Составление заявлений: на получение, пропажу, утрату паспорта.

25

Заявление на бланке (в милицию - получение, пропажа, утрата паспорта).


1

26

Самостоятельная работа по написанию объяснительной записки, заявления.

1

Закрепить полученные знания.

27

Отзыв о книге, фильме.

1

Составить отзыв о книге, фильме по плану - схеме. Отрабатывать структуру, содержание и оформление на письме сложных предложений с союзами

28

Справка

1

Уметь представление о понятии, видах справок. Знать структурную схему.

29

Удостоверение

1

30

Анкета

1

Заполнять разные виды анкет.

31

Характеристика

1

Иметь представление о понятии, видах характеристик, о структурной схеме составления характеристики.

32

Расписка

1

Знать назначение и виды.

Правила составления расписок. Составлять расписки различного назначения.

33

Доверенность

1

Знать виды, назначение и алгоритм составления. Составлять доверенность.

34

Протокол. Выписка из протокола

1

Уметь представление о понятии, основной цели, видах протоколов (краткие, полные). Знать о структурном плане протокола, отличие протокола от описания хода собрания.

35

«Поле чудес»

1

Закрепить умение определять назначение той или иной деловой бумаги;

самостоятельно заполнять и составлять документы, подражая образцу.

36

Обобщающее занятие: «Документы»

1







Итого: 36 часов








9 класс




урока

Название раздела, темы урока


Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

1

История русского делового письма.

1

Знать историю русской официально – деловой письменной речи с целью выявления причин формирования особого стиля языка, особенностей культуры русского делового письма.

2


Стили речи.

Официально-деловой стиль речи.

1


Знать разновидности, особенности стилей речи. Уметь

различать. Знать разновидности и жанры официально-делового стиля речи. Иметь представление об основных функциях и чертах данного стиля речи.

3

Основные виды деловых бумаг.

1

Различать документы по назначению (личные, служебные), по виду – оригинал, копия.

4

Анкета.

1

Заполнять разные виды анкет.

5

Характеристика.

1

Иметь представление о понятии, видах характеристик, о структурной схеме составления характеристики.

6

Автобиография. Великие люди о себе.

1

Знать хронологический план.

Составлять автобиографию, опираясь на образец и план.

7

Составление автобиографии в деловом стиле по образцу и коллективно составленному плану.

1

8

Резюме.

1

Иметь представление о резюме. Резюме как альтернатива автобиографии. Находить сходства и отличия автобиографии и резюме. Уметь работать с образцами и правилами составления резюме.

9

Деловая игра «Давайте познакомимся».

1

Закрепить полученные знания, навыки, умения.

10

Докладная записка.

1

Иметь представление о назначении; видах.

Знать схему написания.

Составлять данный вид деловой бумаги.


11

Объяснительная записка

1

12

Доверенность в свободной форме и на бланке — на получение денежных сумм, распоряжение имуществом, защиту прав в суде.

1

13.

Расписка и обязательство: расписка о получении чего-либо, обязательство о возврате чего-либо, расписка об отказе от прививки, госпитализации.

1

14

Письмо-извещение; письмо-приглашение. Поздравления.

1

Знать основные правила оформления деловых писем. Вспомнить почтовые правила оформления адреса.

15

Числа в деловых бумагах.

1

Повторить правописание числительных; Заполнять уведомления и описи вложения.

Уметь составлять опись предметов;

Заполнять бланки отправления бандеролей, посылок, уведомления о получении почтового отправления, почтовые и телеграфные переводы, письма, открытки, телеграммы, опись вложения к ценным отправлениям, подписка на газеты и журналы.

Уметь заполнять бланки. Вести подсчет стоимости пересылки

16

Виды почтовых отправлений. Письма.

1


17

Оплата коммунальных услуг. Перевод.

1

18

Бандероли.


1

19

Посылки.

1

20

Телеграмма. Почтовый и телеграфный перевод.

1

21

Государственная социальная помощь нуждающимся гражданам.

Оформление пособий по уходу за ребёнком.

1

Знать правила оформления пакета документов для получения господдержки различных категорий граждан. Уметь заполнять бланки документов.

22

Государственная служба занятости населения (биржа труда).

1

Знать правила постановки на учёт безработных: сроки, документы, условия выплаты пособий, права и обязанности сторон. Уметь заполнять бланки для постановки на учёт, ордера на получение пособия

23

Трудовой договор.

1

Знать назначение и виды заявлений: о приёме на работе, переводе на другую работу, о предоставлении отпуска, увольнении и др. Алгоритм составления заявления. Составлять заявления.

24

Труд и трудовые отношения: заявление.

1

Знать назначение, документы для постановки на учёт. Декларация о доходах: сроки представления, правила заполнения.

Налоговые льготы при покупке жилья, учёбе и болезни. Налог на землю и строения. Уметь заполнять заявления для получения ИНН и декларации о доходах.

25

ИНН. Декларация о доходах.

Налоговые льготы.

1

26

Семейные сбережения, хранение в сбербанке. Пластиковая карта.

1

Иметь представление о депозитных вкладах, пластиковых картах, банкомате. оформление пластиковых карт.

Порядок пользования пластиковыми картами, оплаты телефонных разговоров и оплаты коммунальных услуг через банкоматы.

Уметь заполнять бланки документов на открытие депозитных вкладов и пластиковых карт.

Знать алгоритм платежей через банкомат.

27

Сбербанк: договор о вкладе, доверенность на получение вклада, оформление безналичных платежей, бланки на уплату различных сборов.

1

28

Страховые случаи: бланк полиса страхования, выплата страховки.

1

Знать основной порядок заполнения бланков, заявлений.

29

Документы, удостоверяющие личность гражданина РФ

1

Знать назначение и виды паспортов.

Пакет документов для получения паспорта.

Регистрация по месту жительства и по месту пребывания.

Уметь составлять заявление на бланке.

30

Регистрация по месту жительства, выдача паспорта.

1

31

Обращения в организации для решения жилищных вопросов — постановка на улучшение жилищно-бытовых условий, выделение жилья, обмен жилья, выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка о проживании.

1

Знать порядок обращения. Составлять заявления разного назначения.

32

Протокол. Выписка из протокола.

1

Знать о структурном плане протокола, отличие протокола от описания хода собрания; назначении.

33

Словарный диктант по теме «Деловое письмо». Деловая игра.

1

Закрепление полученных знаний на практике. Отрабатывать навыки планирования, составления устных диалогов по различным деловым ситуациям: телефонный разговор с работодателем, со службами экстренной помощи, с представителями различных организаций (поликлиника, аптека, служба быта, школа и др. учреждения, аварийные службы).

34

Обобщающее занятие: «Я и деловые документы»

1

Самостоятельное оформление деловых документов по изученным темам.




Итого: 36 часов








7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Методические пособия:

1.Акишина, А.Этикет русского письма / А. Акишина, Н. Формановская.– М.: Русский язык, 1991.

2.Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: “Владос”, 2000.

3. Андреев, В. Деловая риторика: Практический курс общения, делового и ораторского мастерства. – М.,1995

4.Ахбарова, Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005.-103с.

5.Бебешина, Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: “Просвещение”, 1978.

6.Введенская, Л., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.

7.Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык: грамматика, текст, стили речи: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- 11-е изд.- М: Просвещение, 2005.-350с.

8.Голодяевская, А. М. Деловая речь /А. М. Голодяевская.– Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1995.

9.Голуб, И.Б., Розенталь, Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.,1993.

10.Иванова, Р.Я. Официально-деловой стиль. Армавир. 1995.

11. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М.: Просвещение, 1993.

12. Ладыженская, Т. А. Риторика. 7 класс: учеб. Пособие для общеобразовательной школы / Т. А. Ладыженская. – М.: Баласс: С-инфо, 2002.


13.Развитие культуры устной и письменной речи учащихся. Сборник статей. – Краснодар, 1965.

14. Рахманин, Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов / Л. В. Рахманин.- Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1998.

15. Рогожин, М. Ю. Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин.- СПб., 2007.

16. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках русского языка / К. П. Щепина.- М.: Просвещение,1990.

17. Шведова, Н. В., Ожегов, С. И. Толковый словарь Русского языка / Н. В. Шведова, С. И. Ожегов.- М.: Элпис, 2003.


Технические средства обучения:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок,

Мультимедийный проэктор

Компьютер

Экранно-звуковые пособия:

Слайды, соответствующие тематике программы (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Аудиозаписи, в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Похожие:

Программа учебного предмета «Деловое письмо» iconРабочая программа Адаптированная основная образовательная программа...
«Деловое письмо» в 9 классе специальной (коррекционной) школы составлена на основе программы «Русский (родной) язык» (В. В. Воронкова)...

Программа учебного предмета «Деловое письмо» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Т. Ф. Курдюмовой, 8-е издание, М. Дрофа. 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Программа учебного предмета «Деловое письмо» iconПояснительная записка, с конкретизацией цели основного общего образования...
Рабочая программа предназначена для использования в общеобразовательных организациях в 5 классах

Программа учебного предмета «Деловое письмо» iconПрограмма учебного курса «Деловое письмо»
Нам очень важно, чтобы выпускник, выйдя за порог школы-интерната, где его любили и опекали, не растерялся в этой сложной жизни, а...

Программа учебного предмета «Деловое письмо» iconПрограмма учебного предмета
Необходимость включения в учебный план данного предмета объясняется тем, что у обучающихся с нарушением интел­лекта после окончания...

Программа учебного предмета «Деловое письмо» iconПояснительная записка Статус программы Общая характеристика учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык» для 7-9 классов разработана в соответствии с

Программа учебного предмета «Деловое письмо» iconПрограмма предмета /курса «Литература Алтайского края» (региональный компонент)
Данная Программа дает примерное распределение учебных часов по разделам учебного предмета/курса «Литература Алтайского края» и рекомендуемую...

Программа учебного предмета «Деловое письмо» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Английский...
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык в 7 классе» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента...

Программа учебного предмета «Деловое письмо» iconРабочая программа учебного предмета «Английский язык»
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 7 класса составлена на основе

Программа учебного предмета «Деловое письмо» iconРабочая программа среднего (полного) общего образования Английский язык (Базовый уровень)
Пояснительную записку, в которой дается общая характеристика, описание места учебного предмета, курса в учебном плане, конкретизируются...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск