Скачать 270.57 Kb.
|
Программа учебного предмета «Деловое письмо» 1. Пояснительная записка Программа по учебному предмету «Деловое письмо» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, (5-9 классы), под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2011 г. XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму уже в стенах школы. Тема “Деловые бумаги” является сквозной в курсе русского языка для 5—9 классов. А пропедевтическая работа начинается уже в начальных классах. Это в большинстве своем письменные поздравления с днем рождения, Днем знаний, Днем учителя, с другими общепринятыми праздниками, а также письма и приглашения. Предмет “Деловое письмо” в школе КОУ ВО «Новоусманская школа-интернат» представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом. Цель данного курса - совершенствование умений и организация практического усвоения обучающимися норм и правил составления деловых бумаг. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения задач. Образовательных:
Воспитательных:
Основные направления коррекционной работы:
На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации и профессионально-трудового обучения. Средства связи. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие. (Бланки, квитанции. Адрес. Имена собственные). Культура общения. Уметь регулировать меру и тип взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними, развивать чувство любви и дружбы. (Словарь нежных слов. Поздравительные открытки, телеграммы. Юбилей. Торжество. Родственные связи). Профориентация. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями. (Заявление: на получение документа, на утерю документа в милицию. Документы. Бланки и их заполнение. Словарь: паспорт, удостоверение, заявление, личность, гражданин, свидетельство о рождении, дата, номер, милиция, паспортный стол. Заявление в ПТУ). Заполнение анкет. Словарь: ПТУ, трудоустройство, профессия, специальность, выбор, способности, возможности, отдел кадров, администрация, директор, работодатель, хозяин, частное предприятие, приемная комиссия, анкета, рекомендательное письмо. Объявление. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата. Словарь: квалификация, образование, местонахождение, инвалидность, подросток, несовершеннолетие, перерыв. Заявление. (о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам). Словарь: трудовая дисциплина, трудовая книжка, трудовой стаж, сберегательная книжка, сберегательный банк. 2. Общая характеристика курса Предмет «деловое письмо» должен подготовить ребенка с умственной отсталостью к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма. Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы. Программа требует, чтобы учитель познакомил учеников с формой составления вышеуказанных документов и научил применять свои знания на практике. Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко. Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей. Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку. В школе такое обучение осуществляется: а) на уроках русского языка при выполнении комплексных тренировочных упражнений; б) на уроках развития речи; в) на факультативных занятиях; г) на спецкурсах. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды заданий и упражнений:
Предмет «Деловое письмо» нацелен не на элементарное воспроизводство суммы знаний, а на социальное развитие личности, т.е. на повышение компетентности ученика при работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг. 3. Описание учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Деловое письмо» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа предмета реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. На реализацию программы в учебном плане КОУ ВО «Новоусманская школа-интернат» предусмотрено 68 часов: 8 класс – 34 часа (1 ч. в неделю), 9 класс - 34 часа (1 ч. в неделю). 4. Личностные и предметные результаты освоению учебного предмета Личностные результаты
Предметные результаты Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
5. Содержание программы Содержание программы отобрано таким образом, чтобы закрепить у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья знания, умения и навыки, необходимые в жизни и самостоятельной трудовой деятельности. Обучение навыков оформления деловых бумаг осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланки, квитанции, анкеты и т.д.) и в то же время формируются навыки четкого, правильного и логичного изложения своих мыслей (автобиография, расписка, заявление). Одним из методов обучения остается дифференцированный и индивидуальный подход для компенсации и исправления психофизических дефектов в развитии обучающихся. 8 класс. Из истории русского делового письма. Основные виды деловых бумаг. Требования к составлению деловых бумаг. Официально-деловой стиль речи. Разновидности и жанры официально-делового стиля речи. Адрес на конверте. Почтовые правила оформления адреса. Письмо. Личные и деловые письма. Приглашение (личные и официальные). Поздравление. Телеграмма. Реклама. Объявление. Рецепт, инструкция, памятка. Заметка. Записка. Объяснительная. Докладная. Заявление. Заявления простые и сложные; на бланке. Отзыв о книге, фильме. Справка. Удостоверение. Анкета. Характеристика. Расписка. Доверенность. Протокол. Выписка из протокола. «Поле чудес». 9 класс. История русского делового письма. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Основные виды деловых бумаг. Анкета. Характеристика. Автобиография. Великие люди о себе. Составление автобиографии в деловом стиле по образцу и коллективно составленному плану. Резюме. Деловая игра «Давайте познакомимся». Записка. Докладная и объяснительная. Доверенность в свободной форме и на бланке. Расписка и обязательство. Письмо-извещение; письмо-приглашение. Поздравления. Числа в деловых бумагах. Виды почтовых отправлений. Письма. Оплата коммунальных услуг. Перевод. Бандероли. Посылки. Телеграмма. Почтовый и телеграфный перевод. Государственная социальная помощь нуждающимся гражданам. Оформление пособий по уходу за ребёнком. Государственная служба занятости населения (биржа труда). Трудовой договор. Труд и трудовые отношения: заявление. ИНН. Декларация о доходах. Налоговые льготы. Семейные сбережения, хранение в сбербанке. Пластиковая карта. Сбербанк: договор о вкладе, доверенность на получение вклада, оформление безналичных платежей, бланки на уплату различных сборов. Документы, удостоверяющие личность гражданина РФ. Регистрация по месту жительства, выдача паспорта. Обращения в организации для решения жилищных вопросов. 6. Тематическое планирование 8 класс
9 класс
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Методические пособия: 1.Акишина, А.Этикет русского письма / А. Акишина, Н. Формановская.– М.: Русский язык, 1991. 2.Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: “Владос”, 2000. 3. Андреев, В. Деловая риторика: Практический курс общения, делового и ораторского мастерства. – М.,1995 4.Ахбарова, Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005.-103с. 5.Бебешина, Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: “Просвещение”, 1978. 6.Введенская, Л., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000. 7.Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык: грамматика, текст, стили речи: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- 11-е изд.- М: Просвещение, 2005.-350с. 8.Голодяевская, А. М. Деловая речь /А. М. Голодяевская.– Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1995. 9.Голуб, И.Б., Розенталь, Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.,1993. 10.Иванова, Р.Я. Официально-деловой стиль. Армавир. 1995. 11. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М.: Просвещение, 1993.12. Ладыженская, Т. А. Риторика. 7 класс: учеб. Пособие для общеобразовательной школы / Т. А. Ладыженская. – М.: Баласс: С-инфо, 2002.13.Развитие культуры устной и письменной речи учащихся. Сборник статей. – Краснодар, 1965. 14. Рахманин, Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов / Л. В. Рахманин.- Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1998.15. Рогожин, М. Ю. Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин.- СПб., 2007.16. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках русского языка / К. П. Щепина.- М.: Просвещение,1990.17. Шведова, Н. В., Ожегов, С. И. Толковый словарь Русского языка / Н. В. Шведова, С. И. Ожегов.- М.: Элпис, 2003.Технические средства обучения: Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок, Мультимедийный проэктор Компьютер Экранно-звуковые пособия: Слайды, соответствующие тематике программы (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы (по возможности). Аудиозаписи, в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности). |
«Деловое письмо» в 9 классе специальной (коррекционной) школы составлена на основе программы «Русский (родной) язык» (В. В. Воронкова)... | Т. Ф. Курдюмовой, 8-е издание, М. Дрофа. 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | ||
Рабочая программа предназначена для использования в общеобразовательных организациях в 5 классах | Нам очень важно, чтобы выпускник, выйдя за порог школы-интерната, где его любили и опекали, не растерялся в этой сложной жизни, а... | ||
Необходимость включения в учебный план данного предмета объясняется тем, что у обучающихся с нарушением интеллекта после окончания... | Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык» для 7-9 классов разработана в соответствии с | ||
Данная Программа дает примерное распределение учебных часов по разделам учебного предмета/курса «Литература Алтайского края» и рекомендуемую... | Рабочая программа учебного предмета «Английский язык в 7 классе» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 7 класса составлена на основе | Пояснительную записку, в которой дается общая характеристика, описание места учебного предмета, курса в учебном плане, конкретизируются... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |