8 вида обучение деловому письму одно из условий социальной адаптации учащихся вспомогательной школы


Скачать 187.77 Kb.
Название8 вида обучение деловому письму одно из условий социальной адаптации учащихся вспомогательной школы
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
НИКОЛАЕВСК - НА - АМУРЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЕМ В РАЗВИТИИ

8 ВИДА

ОБУЧЕНИЕ ДЕЛОВОМУ ПИСЬМУ - ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Составитель: Мощинецкая Ольга Викторовна,

Учитель русского языка,

1 квалификационная категория

20004 г


СОДЕРЖАНИЕ

I. Вводная часть

II. Специфика обучения деловому письму умственно отсталых учащихся, и его роль в дальнейшей специальной адаптации

Основные требования программы к знаниям и умениям учащихся, но деловому письму в старших классах вспомогательной школы

Связь делового письма с изучением грамматических тем на уроках русского языка

Взаимосвязь уроков делового письма с уроками социально бытовой ориентировки

VI. Роль словарной работы при обучении деловому письму VII. Методика обучения деловым бумагам

VIII. Практические рекомендации работы с деловыми бумагами

IX. Заключение

X. Литература

XI. Приложение

"Вспомогательная школа готовит своих выпускников к непосредственному включению в самостоятельную жизнь. Поэтому Обучение в ней, в том числе и преподавание русского языка, пост сугубо практический характер".
( М.Ф. Гнездилов "Методика русского языка, во вспомогательной школе".)

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Специальная коррекционная школа для детей с отклонениями в развитии S вида готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. Образование в школе обеспечивает основные функции образовательного процесса:

Коррекционно-развивающую;

Позновательно-обобщающую;

Воспитательную.

В совокупности эти функции позволяют решать проблему социальной адаптации учащихся. Обучение деловому письму решает одну из задач социальной адаптации учащихся, т.к. оно готовит их практическим, коммуникативным навыкам в оформлении деловых бумаг. Цель этой методической разработки помочь учителям, воспитателям вспомогательной школы в обучении учащихся деловым бумагам, т.к. дополнительного материала по данной теме очень мало. Раскрыть данную тему помог собственный опыт и анализ работ, таких методистов^ дефектологов как В.В.Воронковой, В.П.Синева, М.Ф.Гнездилова, А.К.Аксеновой, Н.Н.Бебешиной, анализ журналов "Дефектология"
II. СПЕЦИФИКЛОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ ПИСЬМУ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ И ЕГО РОЛЬ В ДАЛЬНЕЙШЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Содержание обучения,по всем предметам во вспомогательной школе имеет практическую направленность и принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Нормально развивающиеся дети многие знания и умения приобретают в процессе общения со сверстниками, обучения в школе. У/о дети в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Играют роль и относительно меньшие возможное™ общения с окружающим миром, с взрослыми и сверстниками у школьников, живущих в интернате, в д\доме. Участие семьи в подготовке к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. Перед учителем русского языка вспомогательной школы стоит важная и ответственная задача: обеспечить в условиях специально организованного процесса обучения и воспитания коррекцию недостатков умственного и личностного развития ребенка - олигофрена, что в конечном счете создает предпосылки социальной адаптации у/о учащихся, подготовить их к жизни среди здоровых людей. Обучение у/о детей носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их.

При отборе учебного материала необходимо учитывать формирование таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
III. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОЕРАММЫ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО ДЕЛОВОМУ ПИСЬМУ В СТАРШИХ КЛАССАХ ВСПОМОЕАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Программа по деловому письму составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Последовательное изучение делового письма обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки ориентировки в окружающем социуме. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Деловым бумагам в программе отведено 36 часов.

Начинается работа с деловыми бумагами в 4 классе, где учащиеся под руководством учителя составляют и пишут небольшие письма товарищам, родным, поздравительные открытки. Учатся оформлять адрес на конверте. Начиная с 5 класса" количество уроков делового письма по классам увеличивается и виды работ усложняются. Учащиеся должны уметь написать заявление, автобиографию, заполнить бланки, анкеты, составлять доверенность, расписку и т.д.

Мною сделан анализ программы по русскому языку:

V класс: (5часов)

Адрес на открытках и конверках

Поздравительная открытка

Письмо родителям

VI класс:(6 часов)

Письмо родителям, товарищу

Заметка в стенгазету о проведенных мероприятиях в классе, о хороших и плохих поступках детей

Объявления (о предстоящих общешкольных и классных мероприятиях)

VII класс: (8 часов)

Е Объявление (выбор профессии по объявлению)

2. Заявление о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.

3. Оформление телеграммы

Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (кварплата, плата за телефон, свет, газ и др. )

Автобиография, анкета, доверенность, расписка

VIII класс: (8 часов)

Объявление (выбор профессии по объявлению)

Заявление о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.

Автобиография, телеграмма

Анкета

Доверенность

Расписка

Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (кварплата, плата за телефон, свет, газ и др. )

IX класс: (9 часов)

Стандартные деловые бумаги, связанные с устройством на работу на конкретное предприятие

Автобиография

Доверенность

Расписка
IV. СВЯЗЬ ДЕЛОВОГО ПИСЬМА С ИЗУЧЕНИЕМ ГРАММАТИЧЕСКИХ ТЕМ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Обучение деловому письму связано с изучением определенных грамматических тем, например: доверенность - с изучением существительного или числительного, счет, расписка - счислительным, телеграмма - с простым предложением, письмо - с местоимением, автобиография - с правописанием собственных имён, объявление - с обращением.

Особое внимание учащихся следует обратить учителю при оформлении деловых бумаг на предупреждение орфографических ошибок. Орфографические ошиб^ки учащихся добускают в следствии недостаточного знания орфографических правил или неумения применять эти правила на практике.

Наиболее типичные, устойчивые орфографические ошибки:

1. Ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, гак и
непроверяемых)

ЗАЯВЛЕНИЕ, ОБРАЩЕНИЕ, ПОЖЕЛАНИЕ, АДРЕС, РАБОТА, РОДИТЕЛИ,

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.

2. Правописание двойных согласных, ложное удвоение согласных

ТЕЛЕЕРАММА, ДОВЕРЕННОСТЬ, РАСПИСКА, ГРАМОТНЫЙ.

3. Пропуск Ъ и Ь в словах, их смещение в употреблении.

ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПИСЬМО

4. Ошибки в написании окончаний существительных
a) Кому адресуется заявление - Д.п существительного

(Петровой Зинаиде Ивановне)
b) От кого пишется заявление - Р.п.

(от Ивановой Ольги Николаевны)
V. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОКОВ ДЕЛОВОГО ПИСЬМА С УРОКАМИ СОЦИАЛЬНО - БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

Тесную взаимосвязь уроки делового письма имеют с уроками социально -бытовой ориентировки. Специальные коррекционные занятия по С.Б.О. направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышении уровня общего развития учащихся. Материал расположен по принципу динамичности восприятия, т.е. постепенною усложнения и увеличения объема сведений. Мною сделан анализ программы по С.Б.О. с целью взаимосвязи уроков русского языка по деловому письму и уроков социально - бытовой ориентировки.

V класс.

Тема: "Жилище".

1. Почтовый адрес дома, школы-интерната. Учащиеся должны уметь: 1. Писать адрес на почтовых открытках, на почтовом

конверте, переводе, телеграмме, телеграфном переводе.

VI класс.

Тема: "Средства связи, почта".

Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма).

Виды писем (открытое, закрытое, ценное с уведомлением, международные и на территории своего государства) Порядок отправления письма различного вида.

Телеграф. Виды телеграмм.

VII класс.

Заполнение бланков на отправку бандероли, посылок.

Составить опись, посылаемых предметов.

VIII класс.

Заполнить почтовый и телеграфный перевод.

Подсчитать стоимость денежных отправлений.

Оформить квитанции по оплате телефонных услуг

Тема: "Экономика домашнего хозяйства".

Учащиеся должны уметь: 1. Составить доверенность на получение

зарплаты, пенсии и др.

IX класс.

Тема: "Трудоустройство".

Учащиеся должны уметь оформить следующие деловые бумаги: заявление, анкету, расписку, автобиографию, уметь написать заявление о принятии на работу, о переходе с одной работы на другую, о представлении очередного отпуска, составить заявки на материалы, инструменты.
VI. РОЛЬ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕЛОВОМУ ПИСЬМУ

Словарная работа имеет серьёзное значение для коррекции развития психики у/о ребенка, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими.

Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей (ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивною словаря над активным), работа при обучении уч-ся д/письму предполагает реализацию следующих задач работы над словарем.

  1. Обогащение словаря,

  2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно,

  3. Активизация словаря.

На уроках делового письма, где языковый и речевой материал подбирается с учетом обработанности значения слов, главной задачей является уточнение семантического значения слова, введение в активный словарь учащегося.

Данные уроки нацелены на уточнение фонетического состава слова, на усвоение его орфографии, на отработку умений сочетать его с другими словами на практике, пользоваться законом взаимодействия значения слова и грамматической формой. Например: тема "Почта".

Работая над словами по данной теме можно выполнить ряд словарно-
грамматических упражнений (подбор однокоренных слов, антонимов,
синонимов), с новым значением предлагая словообразовательные морфемы.
ПИСЬМО, ЗАПИСКА, ПИСЬМЕННЫЙ (ответ) - прилагательное,
ПИСЬМОНОСЕЦ (сл. слово) - почтальон (синонимы),
ПОЧТА - ПОЧТАЛЬОН, ГЛАВПОЧТАМТ
ТЕЛЕГРАММА - ТЕЛЕГРАФ, ТЕЛЕГРАФИСТ

ТЕЛЕГРАФ - учреждение, где отправляют телеграммы, платят за телефоны, переговоры происходят с другими городами
ТЕЛЕГРАФИСТ - человек, который работает на телеграфе.

Необходимо вновь вводимые слова, уточненные по значению, включать в предложение, неоднократно употреблять в тексте. Эти два вида заданий важны для введения слова в процессе общения, так как именно предложение и текст являются единицами коммуникативного уровня. Эту работу необходимо включать в словарную работу на уроках русского языка не только на уроках д/п. Так например, работая на уроках д/п по теме: "Почта" необходимо проводить словарную работу над словами: письмо, конверт, адрес, почта, телеграмма, телеграф, почтальон, индекс и т.д.
VII. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВЫМ БУМАГАМ ВО

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одним из видов письменного общения людей между собой является деловая речь. Деловую речь составляет, прежде всего, все виды деловых бумаг и документов, благодаря которым устанавливаются различного рода письменные деловые взаимоотношения между учреждениями и отдельными лицами. Это -справки, письма, объявления, расписки, доверенности, заметки в стенгазете, отзывы о книгах, письмо товарищу, телеграммы и т.д.

Деловые документы составляются обычно по особой форме, причем им свойственны:

  1. Предельная ясность и точность речи,

  2. Логичность и краткость изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др. д/б)

Обучение деловым бумагам носит в основном репродуктивный характер учебно-познавательной деятельности .который имеет целью усвоение готовых знаний и образцов деятельности. Соответствующими данному виду деятельности методами преподавания являются объяснительно-иллюстрированные, которые предполагают информационный характер передачи знаний учащихся (объяснение, иллюстрация изучаемых процессов конкретными примерами и другими формами наглядности). Учитель показывает образцы д/б, объясняет их значение, уч-ся оформляют д/б по образцу с учителем, затем оформляют индивидуально, самостоятельно, т.к. при использовании объяснительно-иллюстративных методов преподавания деятельность ученика осуществляется вслед за деятельностью учителя. Положительно в нем то, что следя за ходом рассуждения учителя, учащиеся приобретают первый опыт теоретического мышления с последующей практической деятельностью школьников. Обучение осуществляется по двум направлениям: уч-ся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.) Знакомя уч-ся с той или иной деловой бумагой, следует дать им представление, в каких ситуациях она применяется и какое имеет значение.

Каждый вид деловой бумаги имеет свою установленную форму и учащимся надо её усвоить. Работа в данном случае проводите^ в следующем порядке.

Сначала школьники знакомятся с образцами изучаемой д/б, который предлагает им учитель. При этом даются соответствующие пояснения.

Например, рассматривая образец заявления уч-ся должны обратить внимание на расположение его частей: обозначение, куда и кому заявление адресуется, от кого оно подается, изложение сути заявления, подпись. Необходимо отметить, что текст заявления пишется достаточно кратко и ясно: сначала излагается существо дела, а затем уже необходимые детали. Знакомясь с анкетой, уч-ся обращают внимание на характер вписываемых в неё ответов, которые формулируются кратко. Упражнения в оформлении д/б следует связывать с жизненными потребностями уч-ся.

Например, пишут заявление о своем желании поступить в СПТУ, на работу. Доверенность в получении почтового перевода и т.д.

Подобные мероприятия придают конкретный смысл упражнениям в составлении д/б и помогают усвоить их практическое значение.
VIII. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАБОТЫ С ДЕЛОВЫМИ

БУМАГАМИ

I.ПИСЬМО

Письменная речь, как средство общения между людьми наиболее широко используется в форме письма.

Письма могут носить различный характер. В одних случаях это деловое общение к адресату. В других случаях это интимная переписка с близкими людьми (родственниками, друзьями). Но, не смотря на это, письмам, различным по своему характеру, присущи некоторые общие структурные особенности.

Так, письмо обычно начинается с обращения к адресату, далее указываются обстоятельства, вызвавшие необходимость писать это письмо, после этого излагается суть дела (сообщение определенных фактов, просьбы и пр.), и, наконец, ставится подпись и дата.

Прежде всего, на конкретных образцах надо ознакомить учащихся с типовым планом письма и затем научить пользоваться им.

План - схема письма.

1 .Обращение.

2.Сообщение о чем - либо.

3.Просьба или пожелание

4.Дата.

5.Подпись.

Работа над письмом проводиться в основном путем коллективного составления писем учащихся под непосредственным руководством и с помощью учителя. Но постепенно самостоятельность учащихся возрастает. В учебниках русского языка, начиная с 5класса, предлагаются различные упражнения работы над письмом.

При работе над текстом письма следует объяснить учащимся, различные виды оформления отдельных частей его, в зависимости от содержания, и от того, кому оно адресуется. Так учащиеся должны знать, что в письмах к лицам, не являющимся близкими людьми, следует писать: УВАЖАЕМЫЙ или ГЛУБОКОУВАЖАЕМЫЙ и далее имя отчество. В переписке же с близкими людьми, возможно, начинать обращение со слова ДОРОГОЙ и далее ограничиваться только, именем, а в некоторых случаях обозначением степени родства, например: ДОРОГОЙ ПАНА, ДОРОГАЯ МАМА, ДОРОГОЙ БРАТ и г.д.

Основная часть письма, если это деловое письмо, должна излагаться сжато, четко, в строго выдержанном стиле. В переписке с близкими людьми, особенно со своими товарищами, стиль письма может быть более вольным, иногда шутливым.

По-разному следует, и подписывать письмо. В одних случаях принято подписываться так: УВАЖАЕМЫЙ ВАС или С УВАЖЕНИЕМ затем следуют инициалы и фамилия, или ТВОЙ и имя.

Для того, чтобы составление писем не превратилось в формальные упражнения, нужно заставить уч-ся писать реально существующим лицам: родителям, друзьям, учащимся других школ, братьям, сестрам.

В своих письмах дети должны писать просто и безыскусственно рассказывать о том, как они живут, что делают, описывать интересные события. В переписке со школами других областей можно делиться наблюдениями, рассказывать об особенностях природных условий своего края, о быте и занятостях населения, о местных обычаях.

Серьезное внимание следует обратить на способы отправки писем. Прежде всего надо научить их правильно писать адрес на конверте (5 класс), делать, если нужно пометки о характере отправления (заказное, ценное, авиапочтой).

Уч-ся получают сведения о том, как оплачиваются различные письма.

- заказное письмо стоит 7 руб.,

- ценное письмо - (куда, вес, письмо (20 руб.) сумма) 2. 2.ТЕЛЕГРАММА

При подаче телеграммы обычно заполняется телеграфный бланк. Текст телеграммы пишется наиболее кратко по возможности а нескольких словах, с пропуском знаков препинания, если это не нарушает смысла.

Телеграмма заполняется так:

1Вверху бланка пишется индекс, адрес (куда) и наименование лица (кому посылается телеграмма),

2.Строкой или двумя ниже - текст телеграммы (без красных строк)
3.Если требуется подпись, то она пишется вслед за текстом,

4.Ещё ниже, под чертой наименование и адрес отправителя.

Уч-ся предлагается образец телеграммы, следующий вид работы: коллективное составление телеграммы (поздравительной, обычной), самостоятельное составление телеграммы уч-ся. Желательно подсчитать сумму затраченную на телеграмму (стоимость одного слова 1 руб. 60 коп.)

3. ДОВЕРЕННОСТЬ - это документ, которым человек доверяет кому то действовать вместо себя: получить заработную плату, деньги по почтовому переводу, посылку и т.д.

Доверенность заверяется руководителем предприятия или домоуправления.

План.

1.Кто доверяет (Ф.И.О.),

2.Кому доверяется (Ф.И.О. в Д. Падеже),

3.Что доверяется (количество вещей или сумма в рублях пишется словами и цифрами),

4.Дата выдачи доверенности,

5.Подпись,

6.Заверение подписи каким - либо ответственным лицом и печатью.

(образец)

Доверенность

Я, Симонова Галина Петровна, доверяю Сидоровой Ларисе Ивановне получить
мою зарплату за апрель 2003 года в сумме 3500 (Три тысячи пятьсот) рублей
30 апреля 2003 г. . Симонова Г.П.

Подпись Симоновой верна Печать

Секретарь заводоуправления

  1. мая 2003 г. И.Н. Голубева

4.ЗАЯВЛЕНИЕ - документ, который адресуют руководителю предприятия. В нем излагают какую - нибудь просьбу. В заявлении указывают, кому оно адресуется, от имени кого написано (Ф.И.О.) и содержание просьбы. В конце документа ставится подпись и дата).
План:

1.Кому адресуется заявление (Ф.И.О. в Д. Падеже),

2.От имени кого написано (Ф.И.О. в Р. Падеже), домашний адрес,

3.Текст заявления,

4.Перечень документов, которые прилагаются к заявлению,

5.Дата подачи заявления (слева),

6.Подпись (справа)

(Образец)


Директору СПТУ – 12

г. Николаевска - на - Амуре

Муратовой Вере Васильевне

от Пойловой Светланы Владимировны,

Проживающей по адресу

ул. Советская 28 (д/д № 2)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу зачислить меня в училище, так как хочу получить профессию штукатура - маляра.

Приложение:

1. Свидетельство об образовании,

2.Автобиография,

3.Медицинская справка.

30 мая 2004 г. Пойлова СВ.
6. РАСПИСКА - это документ, который подтверждает получение чего - либо:

денег, книг, инструментов или ценных вещей.

Расписка

Я, Иванов Сергей Иванович, получил от заведующего складом П.В. Федорова слесарные инструменты - 5 (пять) сверл и 10 (десять) напильников.

8 декабря 2003 г. Иванов СИ.

6. АВТОБИОГРАФИЯ - описание своей жизни.

План:

1.Время и место рождения,

2.Кем являются родители,

3.Когда и где начал учиться,.

4.Какой профессии обучался в школе,

5.Когда и куда поступил на работу и т.д.

Составление автобиографии можно совместить с изучением биографии писателя, связав с уроками литературы.

Учитель раскрывает уч-ся значение слова автобиография и говорит, что она пишется по тому же (хронологическому) плану, что и биография писателя, только не в третьем, а в первом лице. Каждый должен уметь написать свою биографию. Ведь она требуется при поступлении на работу, учебу и т.д.

Письмо автобиографии . можно связать с повторением сказуемого, правописания сложных предложений, собственных имен и т.д.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАПИСИ

Данный вид практического использования письменной речи не получил еще достаточно широкого распространения. Между тем привычка и умение делать записи для себя с целью исследования их в последующих работах или прост для памяти оказывается полезными, т. к. у/о дети страдают забывчивостью, неумением восстановить в своем сознании необходимые факты, с которыми они встречались ранее.

Конечно, ведение учащимися самостоятельных записей не должно носин, стихийный характер, требуется целесообразная организация их и контроль со стороны учителя.

Для самостоятельных записей у учащихся должны быть особые тетради, которые следует содержать в чистоте и порядке. Каждая запись должна датироваться и отделяться от других интервалами или аккуратной каёмочкой, иногда можно в тетрадях делать соответствующие зарисовки. Содержание записи может быть самым разнообразным. Например, уч-ся даются задания на летние каникулы (собрать образцы цветов или насекомых, понаблюдать за определенными явлениями). При этом уместно посоветовать сделать некоторые записи: когда и где собран материал, какие интересные наблюдения были проведены т. д. В период обучения ученикам можно поручить записывать некоторые случаи из внешкольной жизни, о которых они затем могут рассказан, товарищам. Записи должны быть краткими и понятными, например: "Вчера вечером я увидел, как упала звездочка. За ней тянулась огненная полоска. Спросить учителя, что это такое". В других случаях запись может, представлять собой схему-план.

Потребность вести подобные записи не возникает у уч-ся сама собой. Учителю надо использовать всякий удобный момент, чтобы вызвать эту потребность (собрать дополнительный материал, подготовиться к обсужден то намеченного вопроса и т.д.)

Необходимо учить детей правильно оформлять свои записи. Основным приемом является коллективное составление записей, например, об увиденном уч-ся на экскурсии, в театре, кино, об интересном событии в городе и т. д. Следует обращать внимание не только на содержание и способ изложения, но и на орфографическую грамотность записей. Время от времени следует проводить общие собеседования на тему: что было интересного за последнее время в жизни уч-ся и что они узнали нового (за неделю, за месяц)

Следует отметить, что эта работа чрезвычайно сложная. От учителя требуется осторожный подход к делу. Необходимо учитывать индивидуальные возможности уч-ся, дозировку заданий дифференцировать, оказывать отдельным уч-ся помощь.

Приведу пример из опыта работы. После проведенной экскурсии в "снежный городок" на городскую площадь я предложила детям поделиться впечатлениями об увиденном.

Описание увиденного некоторыми уч-ся.

Козлова Оксана

"Мне понравилась ёлка на площади, она настоящая, а в прошлом году настоящими были только ветки, а ствол был железный. А игрушек на той елке было больше, на этой. Интересные снежные фигуры: обезьяна, внутри её была горка. Красивый аленький цветок,, но почему - то он не цветной. Мы много катались на карусели".
Рымар Вася

"Я видел на площади красивые игрушки на елке, которые сделали ребята школ. А почему мы не делали? Ребята нашей школы тоже могут красивые поделки из бумаги делать. Шары, кубики, цепочки. Прошлой зимой горка была лучше. Мы с Сашей не могли скатиться, потому что она не скользкая. Мне понравились обезьяны, пень из льда".

Работы с деловыми бумагами в V - VII классах проводится в тетрадях по развитию письменной речи. С VIII класса следует для этих работ завести особую тетрадь, в которой будут записаны образцы деловых бумаг. Учитель должен предупредить уч-ся о бережном отношении к этой тетради, так как она понадобится им и после окончания школы. Тетрадь должна проверяться учителем, и оценка за самостоятельную работу над составлением деловых бумаг вывешиваются в кабинете социального педагога, т.к. он является главным лицом в школе, который направляет работу по социальной адаптации старшеклассников совместно с учителями и воспитателями.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Техника делового письма должна быть отработана до автоматизма, т.к. у умственно отсталых детей нарушены все виды памяти, и долго информацию хранить не могут. Поэтому эта работа должна проводиться в системе совместно учителями русского языка, социально-бытовой ориентировки, воспитателями, социальным педагогом. А данные методические и практические рекомендации помогут педагогам вспомогательной школы в обучении деловым бумагам учащихся и окажут и окажут выпускникам необходимую помощь в дальнейшей социальной адаптации.
ЛИТЕРАТУРА

1.В.В.Вороыкова "Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе"

2. В.Н.Синев "Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых учащихся в прцессе учебно-воспитательной работы"

3.М.Ф.Гнездилов "Методика русского языка во вспомогательной школе"

4.А.К.Аксенова "Методика обучения русскому языку в коррекционной школе"

5.В.П.Кощенко "Педагогическая коррекция"

6.Н.Н.Бебешина "Уроки русского языка во вспомогательной школе"

7.А.Д.Гоняев "Основы коррекционной педагогики"

8.А.И.Дьячков "Дефектологический словарь"

9.Журналы "Дефектология"

Похожие:

8 вида обучение деловому письму одно из условий социальной адаптации учащихся вспомогательной школы icon«Обучение деловому письму учащихся с овз, как залог успешной социализации в обществе»
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитаник с ограниченными возможностями...

8 вида обучение деловому письму одно из условий социальной адаптации учащихся вспомогательной школы iconАннотация на программу элективного курса в 9 класс
Он осуществляется как углублённый вариант обучения деловому общению, деловому письму

8 вида обучение деловому письму одно из условий социальной адаптации учащихся вспомогательной школы iconРабочая программа предметно ориентированного элективного курса «Деловое письмо»
Он осуществляется как углублённый вариант обучения деловому общению, деловому письму

8 вида обучение деловому письму одно из условий социальной адаптации учащихся вспомогательной школы iconПрограмма учебного предмета «Деловое письмо»
Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,...

8 вида обучение деловому письму одно из условий социальной адаптации учащихся вспомогательной школы iconРабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Я-выпускник»
Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,...

8 вида обучение деловому письму одно из условий социальной адаптации учащихся вспомогательной школы iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов...
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в период реализации федеральных государственных образовательных...

8 вида обучение деловому письму одно из условий социальной адаптации учащихся вспомогательной школы iconЭлективный курс разработан на основе пособия Г. Х. Ахбаровой и Т. О. Скиргайло «Деловое письмо»
Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,...

8 вида обучение деловому письму одно из условий социальной адаптации учащихся вспомогательной школы iconЭлективный курс разработан на основе пособия Г. Х. Ахбаровой и Т. О. Скиргайло «Деловое письмо»
Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,...

8 вида обучение деловому письму одно из условий социальной адаптации учащихся вспомогательной школы iconЭлективный курс разработан на основе пособия Г. Х. Ахбаровой и Т. О. Скиргайло «Деловое письмо»
Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,...

8 вида обучение деловому письму одно из условий социальной адаптации учащихся вспомогательной школы iconЭлективный курс разработан на основе пособия Г. Х. Ахбаровой и Т. О. Скиргайло «Деловое письмо»
Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск