Скачать 187.77 Kb.
|
НИКОЛАЕВСК - НА - АМУРЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЕМ В РАЗВИТИИ 8 ВИДА ОБУЧЕНИЕ ДЕЛОВОМУ ПИСЬМУ - ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Составитель: Мощинецкая Ольга Викторовна, Учитель русского языка, 1 квалификационная категория 20004 г СОДЕРЖАНИЕ I. Вводная часть II. Специфика обучения деловому письму умственно отсталых учащихся, и его роль в дальнейшей специальной адаптации Основные требования программы к знаниям и умениям учащихся, но деловому письму в старших классах вспомогательной школы Связь делового письма с изучением грамматических тем на уроках русского языка Взаимосвязь уроков делового письма с уроками социально бытовой ориентировки VI. Роль словарной работы при обучении деловому письму VII. Методика обучения деловым бумагам VIII. Практические рекомендации работы с деловыми бумагами IX. Заключение X. Литература XI. Приложение "Вспомогательная школа готовит своих выпускников к непосредственному включению в самостоятельную жизнь. Поэтому Обучение в ней, в том числе и преподавание русского языка, пост сугубо практический характер". ( М.Ф. Гнездилов "Методика русского языка, во вспомогательной школе".) I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Специальная коррекционная школа для детей с отклонениями в развитии S вида готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. Образование в школе обеспечивает основные функции образовательного процесса: Коррекционно-развивающую; Позновательно-обобщающую; Воспитательную. В совокупности эти функции позволяют решать проблему социальной адаптации учащихся. Обучение деловому письму решает одну из задач социальной адаптации учащихся, т.к. оно готовит их практическим, коммуникативным навыкам в оформлении деловых бумаг. Цель этой методической разработки помочь учителям, воспитателям вспомогательной школы в обучении учащихся деловым бумагам, т.к. дополнительного материала по данной теме очень мало. Раскрыть данную тему помог собственный опыт и анализ работ, таких методистов^ дефектологов как В.В.Воронковой, В.П.Синева, М.Ф.Гнездилова, А.К.Аксеновой, Н.Н.Бебешиной, анализ журналов "Дефектология" II. СПЕЦИФИКЛОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ ПИСЬМУ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ И ЕГО РОЛЬ В ДАЛЬНЕЙШЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Содержание обучения,по всем предметам во вспомогательной школе имеет практическую направленность и принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Нормально развивающиеся дети многие знания и умения приобретают в процессе общения со сверстниками, обучения в школе. У/о дети в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Играют роль и относительно меньшие возможное™ общения с окружающим миром, с взрослыми и сверстниками у школьников, живущих в интернате, в д\доме. Участие семьи в подготовке к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. Перед учителем русского языка вспомогательной школы стоит важная и ответственная задача: обеспечить в условиях специально организованного процесса обучения и воспитания коррекцию недостатков умственного и личностного развития ребенка - олигофрена, что в конечном счете создает предпосылки социальной адаптации у/о учащихся, подготовить их к жизни среди здоровых людей. Обучение у/о детей носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе учебного материала необходимо учитывать формирование таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. III. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОЕРАММЫ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО ДЕЛОВОМУ ПИСЬМУ В СТАРШИХ КЛАССАХ ВСПОМОЕАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Программа по деловому письму составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Последовательное изучение делового письма обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки ориентировки в окружающем социуме. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Деловым бумагам в программе отведено 36 часов. Начинается работа с деловыми бумагами в 4 классе, где учащиеся под руководством учителя составляют и пишут небольшие письма товарищам, родным, поздравительные открытки. Учатся оформлять адрес на конверте. Начиная с 5 класса" количество уроков делового письма по классам увеличивается и виды работ усложняются. Учащиеся должны уметь написать заявление, автобиографию, заполнить бланки, анкеты, составлять доверенность, расписку и т.д. Мною сделан анализ программы по русскому языку: V класс: (5часов) Адрес на открытках и конверках Поздравительная открытка Письмо родителям VI класс:(6 часов) Письмо родителям, товарищу Заметка в стенгазету о проведенных мероприятиях в классе, о хороших и плохих поступках детей Объявления (о предстоящих общешкольных и классных мероприятиях) VII класс: (8 часов) Е Объявление (выбор профессии по объявлению) 2. Заявление о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др. 3. Оформление телеграммы Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (кварплата, плата за телефон, свет, газ и др. ) Автобиография, анкета, доверенность, расписка VIII класс: (8 часов) Объявление (выбор профессии по объявлению) Заявление о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др. Автобиография, телеграмма Анкета Доверенность Расписка Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (кварплата, плата за телефон, свет, газ и др. ) IX класс: (9 часов) Стандартные деловые бумаги, связанные с устройством на работу на конкретное предприятие Автобиография Доверенность Расписка IV. СВЯЗЬ ДЕЛОВОГО ПИСЬМА С ИЗУЧЕНИЕМ ГРАММАТИЧЕСКИХ ТЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Обучение деловому письму связано с изучением определенных грамматических тем, например: доверенность - с изучением существительного или числительного, счет, расписка - счислительным, телеграмма - с простым предложением, письмо - с местоимением, автобиография - с правописанием собственных имён, объявление - с обращением. Особое внимание учащихся следует обратить учителю при оформлении деловых бумаг на предупреждение орфографических ошибок. Орфографические ошиб^ки учащихся добускают в следствии недостаточного знания орфографических правил или неумения применять эти правила на практике. Наиболее типичные, устойчивые орфографические ошибки: 1. Ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, гак и непроверяемых) ЗАЯВЛЕНИЕ, ОБРАЩЕНИЕ, ПОЖЕЛАНИЕ, АДРЕС, РАБОТА, РОДИТЕЛИ, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 2. Правописание двойных согласных, ложное удвоение согласных ТЕЛЕЕРАММА, ДОВЕРЕННОСТЬ, РАСПИСКА, ГРАМОТНЫЙ. 3. Пропуск Ъ и Ь в словах, их смещение в употреблении. ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПИСЬМО 4. Ошибки в написании окончаний существительных a) Кому адресуется заявление - Д.п существительного (Петровой Зинаиде Ивановне) b) От кого пишется заявление - Р.п. (от Ивановой Ольги Николаевны) V. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОКОВ ДЕЛОВОГО ПИСЬМА С УРОКАМИ СОЦИАЛЬНО - БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ Тесную взаимосвязь уроки делового письма имеют с уроками социально -бытовой ориентировки. Специальные коррекционные занятия по С.Б.О. направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышении уровня общего развития учащихся. Материал расположен по принципу динамичности восприятия, т.е. постепенною усложнения и увеличения объема сведений. Мною сделан анализ программы по С.Б.О. с целью взаимосвязи уроков русского языка по деловому письму и уроков социально - бытовой ориентировки. V класс. Тема: "Жилище". 1. Почтовый адрес дома, школы-интерната. Учащиеся должны уметь: 1. Писать адрес на почтовых открытках, на почтовом конверте, переводе, телеграмме, телеграфном переводе. VI класс. Тема: "Средства связи, почта". Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма). Виды писем (открытое, закрытое, ценное с уведомлением, международные и на территории своего государства) Порядок отправления письма различного вида. Телеграф. Виды телеграмм. VII класс. Заполнение бланков на отправку бандероли, посылок. Составить опись, посылаемых предметов. VIII класс. Заполнить почтовый и телеграфный перевод. Подсчитать стоимость денежных отправлений. Оформить квитанции по оплате телефонных услуг Тема: "Экономика домашнего хозяйства". Учащиеся должны уметь: 1. Составить доверенность на получение зарплаты, пенсии и др. IX класс. Тема: "Трудоустройство". Учащиеся должны уметь оформить следующие деловые бумаги: заявление, анкету, расписку, автобиографию, уметь написать заявление о принятии на работу, о переходе с одной работы на другую, о представлении очередного отпуска, составить заявки на материалы, инструменты. VI. РОЛЬ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕЛОВОМУ ПИСЬМУ Словарная работа имеет серьёзное значение для коррекции развития психики у/о ребенка, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими. Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей (ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивною словаря над активным), работа при обучении уч-ся д/письму предполагает реализацию следующих задач работы над словарем.
На уроках делового письма, где языковый и речевой материал подбирается с учетом обработанности значения слов, главной задачей является уточнение семантического значения слова, введение в активный словарь учащегося. Данные уроки нацелены на уточнение фонетического состава слова, на усвоение его орфографии, на отработку умений сочетать его с другими словами на практике, пользоваться законом взаимодействия значения слова и грамматической формой. Например: тема "Почта". Работая над словами по данной теме можно выполнить ряд словарно- грамматических упражнений (подбор однокоренных слов, антонимов, синонимов), с новым значением предлагая словообразовательные морфемы. ПИСЬМО, ЗАПИСКА, ПИСЬМЕННЫЙ (ответ) - прилагательное, ПИСЬМОНОСЕЦ (сл. слово) - почтальон (синонимы), ПОЧТА - ПОЧТАЛЬОН, ГЛАВПОЧТАМТ ТЕЛЕГРАММА - ТЕЛЕГРАФ, ТЕЛЕГРАФИСТ ТЕЛЕГРАФ - учреждение, где отправляют телеграммы, платят за телефоны, переговоры происходят с другими городами ТЕЛЕГРАФИСТ - человек, который работает на телеграфе. Необходимо вновь вводимые слова, уточненные по значению, включать в предложение, неоднократно употреблять в тексте. Эти два вида заданий важны для введения слова в процессе общения, так как именно предложение и текст являются единицами коммуникативного уровня. Эту работу необходимо включать в словарную работу на уроках русского языка не только на уроках д/п. Так например, работая на уроках д/п по теме: "Почта" необходимо проводить словарную работу над словами: письмо, конверт, адрес, почта, телеграмма, телеграф, почтальон, индекс и т.д. VII. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВЫМ БУМАГАМ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Одним из видов письменного общения людей между собой является деловая речь. Деловую речь составляет, прежде всего, все виды деловых бумаг и документов, благодаря которым устанавливаются различного рода письменные деловые взаимоотношения между учреждениями и отдельными лицами. Это -справки, письма, объявления, расписки, доверенности, заметки в стенгазете, отзывы о книгах, письмо товарищу, телеграммы и т.д. Деловые документы составляются обычно по особой форме, причем им свойственны:
Обучение деловым бумагам носит в основном репродуктивный характер учебно-познавательной деятельности .который имеет целью усвоение готовых знаний и образцов деятельности. Соответствующими данному виду деятельности методами преподавания являются объяснительно-иллюстрированные, которые предполагают информационный характер передачи знаний учащихся (объяснение, иллюстрация изучаемых процессов конкретными примерами и другими формами наглядности). Учитель показывает образцы д/б, объясняет их значение, уч-ся оформляют д/б по образцу с учителем, затем оформляют индивидуально, самостоятельно, т.к. при использовании объяснительно-иллюстративных методов преподавания деятельность ученика осуществляется вслед за деятельностью учителя. Положительно в нем то, что следя за ходом рассуждения учителя, учащиеся приобретают первый опыт теоретического мышления с последующей практической деятельностью школьников. Обучение осуществляется по двум направлениям: уч-ся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.) Знакомя уч-ся с той или иной деловой бумагой, следует дать им представление, в каких ситуациях она применяется и какое имеет значение. Каждый вид деловой бумаги имеет свою установленную форму и учащимся надо её усвоить. Работа в данном случае проводите^ в следующем порядке. Сначала школьники знакомятся с образцами изучаемой д/б, который предлагает им учитель. При этом даются соответствующие пояснения. Например, рассматривая образец заявления уч-ся должны обратить внимание на расположение его частей: обозначение, куда и кому заявление адресуется, от кого оно подается, изложение сути заявления, подпись. Необходимо отметить, что текст заявления пишется достаточно кратко и ясно: сначала излагается существо дела, а затем уже необходимые детали. Знакомясь с анкетой, уч-ся обращают внимание на характер вписываемых в неё ответов, которые формулируются кратко. Упражнения в оформлении д/б следует связывать с жизненными потребностями уч-ся. Например, пишут заявление о своем желании поступить в СПТУ, на работу. Доверенность в получении почтового перевода и т.д. Подобные мероприятия придают конкретный смысл упражнениям в составлении д/б и помогают усвоить их практическое значение. VIII. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАБОТЫ С ДЕЛОВЫМИ БУМАГАМИ I.ПИСЬМО Письменная речь, как средство общения между людьми наиболее широко используется в форме письма. Письма могут носить различный характер. В одних случаях это деловое общение к адресату. В других случаях это интимная переписка с близкими людьми (родственниками, друзьями). Но, не смотря на это, письмам, различным по своему характеру, присущи некоторые общие структурные особенности. Так, письмо обычно начинается с обращения к адресату, далее указываются обстоятельства, вызвавшие необходимость писать это письмо, после этого излагается суть дела (сообщение определенных фактов, просьбы и пр.), и, наконец, ставится подпись и дата. Прежде всего, на конкретных образцах надо ознакомить учащихся с типовым планом письма и затем научить пользоваться им. План - схема письма. 1 .Обращение. 2.Сообщение о чем - либо. 3.Просьба или пожелание 4.Дата. 5.Подпись. Работа над письмом проводиться в основном путем коллективного составления писем учащихся под непосредственным руководством и с помощью учителя. Но постепенно самостоятельность учащихся возрастает. В учебниках русского языка, начиная с 5класса, предлагаются различные упражнения работы над письмом. При работе над текстом письма следует объяснить учащимся, различные виды оформления отдельных частей его, в зависимости от содержания, и от того, кому оно адресуется. Так учащиеся должны знать, что в письмах к лицам, не являющимся близкими людьми, следует писать: УВАЖАЕМЫЙ или ГЛУБОКОУВАЖАЕМЫЙ и далее имя отчество. В переписке же с близкими людьми, возможно, начинать обращение со слова ДОРОГОЙ и далее ограничиваться только, именем, а в некоторых случаях обозначением степени родства, например: ДОРОГОЙ ПАНА, ДОРОГАЯ МАМА, ДОРОГОЙ БРАТ и г.д. Основная часть письма, если это деловое письмо, должна излагаться сжато, четко, в строго выдержанном стиле. В переписке с близкими людьми, особенно со своими товарищами, стиль письма может быть более вольным, иногда шутливым. По-разному следует, и подписывать письмо. В одних случаях принято подписываться так: УВАЖАЕМЫЙ ВАС или С УВАЖЕНИЕМ затем следуют инициалы и фамилия, или ТВОЙ и имя. Для того, чтобы составление писем не превратилось в формальные упражнения, нужно заставить уч-ся писать реально существующим лицам: родителям, друзьям, учащимся других школ, братьям, сестрам. В своих письмах дети должны писать просто и безыскусственно рассказывать о том, как они живут, что делают, описывать интересные события. В переписке со школами других областей можно делиться наблюдениями, рассказывать об особенностях природных условий своего края, о быте и занятостях населения, о местных обычаях. Серьезное внимание следует обратить на способы отправки писем. Прежде всего надо научить их правильно писать адрес на конверте (5 класс), делать, если нужно пометки о характере отправления (заказное, ценное, авиапочтой). Уч-ся получают сведения о том, как оплачиваются различные письма. - заказное письмо стоит 7 руб., - ценное письмо - (куда, вес, письмо (20 руб.) сумма) 2. 2.ТЕЛЕГРАММА При подаче телеграммы обычно заполняется телеграфный бланк. Текст телеграммы пишется наиболее кратко по возможности а нескольких словах, с пропуском знаков препинания, если это не нарушает смысла. Телеграмма заполняется так: 1Вверху бланка пишется индекс, адрес (куда) и наименование лица (кому посылается телеграмма), 2.Строкой или двумя ниже - текст телеграммы (без красных строк) 3.Если требуется подпись, то она пишется вслед за текстом, 4.Ещё ниже, под чертой наименование и адрес отправителя. Уч-ся предлагается образец телеграммы, следующий вид работы: коллективное составление телеграммы (поздравительной, обычной), самостоятельное составление телеграммы уч-ся. Желательно подсчитать сумму затраченную на телеграмму (стоимость одного слова 1 руб. 60 коп.) 3. ДОВЕРЕННОСТЬ - это документ, которым человек доверяет кому то действовать вместо себя: получить заработную плату, деньги по почтовому переводу, посылку и т.д. Доверенность заверяется руководителем предприятия или домоуправления. План. 1.Кто доверяет (Ф.И.О.), 2.Кому доверяется (Ф.И.О. в Д. Падеже), 3.Что доверяется (количество вещей или сумма в рублях пишется словами и цифрами), 4.Дата выдачи доверенности, 5.Подпись, 6.Заверение подписи каким - либо ответственным лицом и печатью. (образец) Доверенность Я, Симонова Галина Петровна, доверяю Сидоровой Ларисе Ивановне получить мою зарплату за апрель 2003 года в сумме 3500 (Три тысячи пятьсот) рублей 30 апреля 2003 г. . Симонова Г.П. Подпись Симоновой верна Печать Секретарь заводоуправления
4.ЗАЯВЛЕНИЕ - документ, который адресуют руководителю предприятия. В нем излагают какую - нибудь просьбу. В заявлении указывают, кому оно адресуется, от имени кого написано (Ф.И.О.) и содержание просьбы. В конце документа ставится подпись и дата). План: 1.Кому адресуется заявление (Ф.И.О. в Д. Падеже), 2.От имени кого написано (Ф.И.О. в Р. Падеже), домашний адрес, 3.Текст заявления, 4.Перечень документов, которые прилагаются к заявлению, 5.Дата подачи заявления (слева), 6.Подпись (справа) (Образец) Директору СПТУ – 12 г. Николаевска - на - Амуре Муратовой Вере Васильевне от Пойловой Светланы Владимировны, Проживающей по адресу ул. Советская 28 (д/д № 2) ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу зачислить меня в училище, так как хочу получить профессию штукатура - маляра. Приложение: 1. Свидетельство об образовании, 2.Автобиография, 3.Медицинская справка. 30 мая 2004 г. Пойлова СВ. 6. РАСПИСКА - это документ, который подтверждает получение чего - либо: денег, книг, инструментов или ценных вещей. Расписка Я, Иванов Сергей Иванович, получил от заведующего складом П.В. Федорова слесарные инструменты - 5 (пять) сверл и 10 (десять) напильников. 8 декабря 2003 г. Иванов СИ. 6. АВТОБИОГРАФИЯ - описание своей жизни. План: 1.Время и место рождения, 2.Кем являются родители, 3.Когда и где начал учиться,. 4.Какой профессии обучался в школе, 5.Когда и куда поступил на работу и т.д. Составление автобиографии можно совместить с изучением биографии писателя, связав с уроками литературы. Учитель раскрывает уч-ся значение слова автобиография и говорит, что она пишется по тому же (хронологическому) плану, что и биография писателя, только не в третьем, а в первом лице. Каждый должен уметь написать свою биографию. Ведь она требуется при поступлении на работу, учебу и т.д. Письмо автобиографии . можно связать с повторением сказуемого, правописания сложных предложений, собственных имен и т.д. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАПИСИ Данный вид практического использования письменной речи не получил еще достаточно широкого распространения. Между тем привычка и умение делать записи для себя с целью исследования их в последующих работах или прост для памяти оказывается полезными, т. к. у/о дети страдают забывчивостью, неумением восстановить в своем сознании необходимые факты, с которыми они встречались ранее. Конечно, ведение учащимися самостоятельных записей не должно носин, стихийный характер, требуется целесообразная организация их и контроль со стороны учителя. Для самостоятельных записей у учащихся должны быть особые тетради, которые следует содержать в чистоте и порядке. Каждая запись должна датироваться и отделяться от других интервалами или аккуратной каёмочкой, иногда можно в тетрадях делать соответствующие зарисовки. Содержание записи может быть самым разнообразным. Например, уч-ся даются задания на летние каникулы (собрать образцы цветов или насекомых, понаблюдать за определенными явлениями). При этом уместно посоветовать сделать некоторые записи: когда и где собран материал, какие интересные наблюдения были проведены т. д. В период обучения ученикам можно поручить записывать некоторые случаи из внешкольной жизни, о которых они затем могут рассказан, товарищам. Записи должны быть краткими и понятными, например: "Вчера вечером я увидел, как упала звездочка. За ней тянулась огненная полоска. Спросить учителя, что это такое". В других случаях запись может, представлять собой схему-план. Потребность вести подобные записи не возникает у уч-ся сама собой. Учителю надо использовать всякий удобный момент, чтобы вызвать эту потребность (собрать дополнительный материал, подготовиться к обсужден то намеченного вопроса и т.д.) Необходимо учить детей правильно оформлять свои записи. Основным приемом является коллективное составление записей, например, об увиденном уч-ся на экскурсии, в театре, кино, об интересном событии в городе и т. д. Следует обращать внимание не только на содержание и способ изложения, но и на орфографическую грамотность записей. Время от времени следует проводить общие собеседования на тему: что было интересного за последнее время в жизни уч-ся и что они узнали нового (за неделю, за месяц) Следует отметить, что эта работа чрезвычайно сложная. От учителя требуется осторожный подход к делу. Необходимо учитывать индивидуальные возможности уч-ся, дозировку заданий дифференцировать, оказывать отдельным уч-ся помощь. Приведу пример из опыта работы. После проведенной экскурсии в "снежный городок" на городскую площадь я предложила детям поделиться впечатлениями об увиденном. Описание увиденного некоторыми уч-ся. Козлова Оксана "Мне понравилась ёлка на площади, она настоящая, а в прошлом году настоящими были только ветки, а ствол был железный. А игрушек на той елке было больше, на этой. Интересные снежные фигуры: обезьяна, внутри её была горка. Красивый аленький цветок,, но почему - то он не цветной. Мы много катались на карусели". Рымар Вася "Я видел на площади красивые игрушки на елке, которые сделали ребята школ. А почему мы не делали? Ребята нашей школы тоже могут красивые поделки из бумаги делать. Шары, кубики, цепочки. Прошлой зимой горка была лучше. Мы с Сашей не могли скатиться, потому что она не скользкая. Мне понравились обезьяны, пень из льда". Работы с деловыми бумагами в V - VII классах проводится в тетрадях по развитию письменной речи. С VIII класса следует для этих работ завести особую тетрадь, в которой будут записаны образцы деловых бумаг. Учитель должен предупредить уч-ся о бережном отношении к этой тетради, так как она понадобится им и после окончания школы. Тетрадь должна проверяться учителем, и оценка за самостоятельную работу над составлением деловых бумаг вывешиваются в кабинете социального педагога, т.к. он является главным лицом в школе, который направляет работу по социальной адаптации старшеклассников совместно с учителями и воспитателями. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Техника делового письма должна быть отработана до автоматизма, т.к. у умственно отсталых детей нарушены все виды памяти, и долго информацию хранить не могут. Поэтому эта работа должна проводиться в системе совместно учителями русского языка, социально-бытовой ориентировки, воспитателями, социальным педагогом. А данные методические и практические рекомендации помогут педагогам вспомогательной школы в обучении деловым бумагам учащихся и окажут и окажут выпускникам необходимую помощь в дальнейшей социальной адаптации. ЛИТЕРАТУРА 1.В.В.Вороыкова "Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе" 2. В.Н.Синев "Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых учащихся в прцессе учебно-воспитательной работы" 3.М.Ф.Гнездилов "Методика русского языка во вспомогательной школе" 4.А.К.Аксенова "Методика обучения русскому языку в коррекционной школе" 5.В.П.Кощенко "Педагогическая коррекция" 6.Н.Н.Бебешина "Уроки русского языка во вспомогательной школе" 7.А.Д.Гоняев "Основы коррекционной педагогики" 8.А.И.Дьячков "Дефектологический словарь" 9.Журналы "Дефектология" |
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитаник с ограниченными возможностями... | Он осуществляется как углублённый вариант обучения деловому общению, деловому письму | ||
Он осуществляется как углублённый вариант обучения деловому общению, деловому письму | Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,... | ||
Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,... | Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в период реализации федеральных государственных образовательных... | ||
Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,... | Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,... | ||
Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,... | Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |