О. Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие


НазваниеО. Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие
страница1/11
ТипУрок
filling-form.ru > Туризм > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
 

О.Н. Журавлева

Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие


М.: ИЦ Вентана-Граф, 2010. - 144 с.


20 10

А в т о р – с о с т а в и т е л ь

О.Н. Журавлева, кандидат педагогических наук, доцент СПб АППО
Рецензенты

Жолован С.В. – ректор Санкт-Петербугской академии постдипломного педагогического образования, к.пед.н.

Соболева О.Б. – зам. декана факультета социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, к.пед.н., доцент
Рекомендовано 16.04.09 г. Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга для использования в практической деятельности учителей ОУ.


Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие.

Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Активно идет поиск адекватных мер противодействия коррупции, и содержание школьных историко-обществоведческих курсов может внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, предупреждение коррупционного поведения граждан, формирование антикоррупционной устойчивости личности.

Материалы пособия могут быть использованы на уроках, при подготовке программ и проведении занятий элективных курсов, внеклассных мероприятий и др. Предназначено для учителей истории и обществознания, методистов, преподавателей системы повышения квалификации педагогов.

ВВЕДЕНИЕ
Одна из наиболее острых тем, которые существуют в обществе, в нашей стране, – тема противодействия коррупции. По словам Президента РФ (2009 год), «коррупция – это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное – коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься», поэтому необходимо дать системный ответ этому незаконному явлению.

Отсутствие целенаправленной и всесторонней борьбы с коррупцией, системы мер по противодействию этому негативному явлению, массового осуждения общественным сознанием коррупционного поведения приводит к укоренению этого страшного социального недуга. К сожалению, в обществе бытует мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, и простой гражданин не имеет возможности каким-либо образом противостоять ее проявлениям. За рубежом современное антикоррупционное законодательство развивается в сторону использования всего арсенала средств борьбы (не только уголовно-правовых) и с акцентом на предупреждение, профилактику коррупции.

Как социальное явление коррупция конкретно проявляется в совершении различных коррупционных деяний и признается тяжким или особо тяжким преступлением: Уголовный кодекс РФ предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ) (см. Приложение 1). В основе причин живучести коррупции является не только желание чиновников обогатиться за счет государства, недостаточно эффективные правовая основа государства и механизмы выполнения антикоррупционных законов, но

также психологический фактор и мораль, так как коррупция не только историческое явление, но и социопсихологический феномен. В ней две составляющие: правовая и этическая. Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути, так как благополучие одних (и тех, кто берет, и тех, кто дает) строится на ущемлении материальных, хозяйственных, финансовых и социальных интересов большинства населения страны. Коррупция разъедает общественную мораль, девальвирует содержание труда, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. Распространенным заблуждением является представление, что в коррупции виноват только жадный взяточник, а тот, кто дает взятку – невинная жертва. У любой коррупционной сделки всегда две стороны: тот, кто подкупает, и тот, кого подкупают. Подчас удобно не замечать в собственном поведении проявлений коррупции, например, при стремлении получить освобождение от службы в армии, лучший уход в лечебном учреждении, водительские прав без экзамена или добиться более чуткого, внимательного отношение учителя, воспитателя к ребенку… Однако именно из таких отдельных поступков складывается терпимое отношение к системе коррупции в целом. Во многом эта терпимость и делает коррупцию столь распространенным явлением в современном обществе.

Согласно опросу, проведенному в мае 2009 г. ВЦИОМ, россияне чаще склоняются к мнению о том, что коррупция непобедима (58%). Чуть более трети (37%) респондентов верят в победу над ней, но только при условии политической воли и решительности властей и общества. По сравнению с апрелем 2008 г., россияне еще больше укрепились во мнении, что причина коррупции - в жадности, аморальности чиновников (44% против 39% в 2008 г.). Снизилась доля тех, кто видит корень проблемы в неэффективности законодательства (с 37% в 2006 г. до 34% в 2009 г.). Реже всего граждане РФ склонны видеть источник коррупции в низком уровне правовой культуры и законопослушности подавляющей части населения (18 и 21% в 2006 и 2009 г.). Почти половина (49%) уверены в том, что людям станет проще решать свои проблемы, если чиновники перестанут брать взятки. Чаще такое мнение высказывают люди старше 60 лет (57%). Наконец, 29% уверены - отсутствие коррупции существенно не повлияет на решение проблем простых людей.

Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития, и важная роль в становлении личности должна быть отведена школе. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос ее национальной безопасности. В докладе Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» сделан неутешительный вывод: «Школа не дает сегодня необходимого набора гражданских и социальных компетенций»1.

Особенность современного момента заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. Современные антикоррупционные меры в основном направлены на ужесточение контрольных и репрессивных действий по отношению к чиновникам и не затрагивают основы существования коррупции, как в государстве, бизнесе, так и в общественном сознании в целом. Все это требует серьезного осмысления и выработки новых механизмов организации противодействия коррупции. Необходимо без промедления сосредоточить усилия на ограничении сферы проявлений коррупции, снижении степени ее влияния, устранение причин и условий, ее порождающих, минимизации вредных последствий; способствовать распространению антикоррупционных идей и взглядов, стимулировать антикоррупционное настроение и поведение. Участие или неучастие в коррупционной деятельности – это, прежде всего, проблема нравственного выбора. Для того чтобы выбор был максимально осознанным, необходимы информация, знания, наглядные отрицательные примеры, четко определенная позиция государства, гражданского общества.

Постановка проблемы взяточничества, знакомство с историческим опытом противодействия коррупции чрезвычайны важны для практических действий по предотвращению и профилактике коррупции во всех ее формах и проявлениях, предупреждению и нейтрализации коррупционного поведения как образа жизни.

Известно, мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.

Стратегия действий учителя должна опираться на объективные данные, исторический опыт, которые опровергают стереотипы, традиционные заблуждения части населения, выражающиеся в представлении, что коррупция малоопасна, касается далеко не всех, а ее дальнейшая «судьба» не зависит от каждого члена общества. Еще в середине XIX в. русский историк, публицист И.П. Липранди (1790—1880) убеждал, что каким бы государство не было сильным, оно «не сможет превратить людей в ангелов. … Стремление вовсе уничтожить (коррупцию. – О.Ж.) – цель нигде не достигнутая…». Несмотря на это, следует затруднить, пресечь пути к злоупотреблениям. А для того, чтобы бороться с этим социальным недугом, делает вывод автор, надо знать ситуацию2.

На уроках истории и обществознания важно рассмотреть коррупцию как социально-историческое явление, осветить исторический аспект проблемы: какие этапы проходила коррупция в своем развитии, какие формы принимала, каковы причины того, что, несмотря на предпринимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (также как к наркомании, алкоголизму и т.д.).

Разработка и реализация комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально-этических принципов человека, особенно детей и молодежи; воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, формирование особой, крайне неблагоприятной для коррупционной системы психологической среды в обществе должны быть поставлены в разряд важнейших направлений деятельности школы. На это ориентируют требования государственного образовательного стандарта по истории: выпускник должен «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России».

Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников предполагает решение ряда задач:

дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;

сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

конкретизировать знания приемов противодействия коррупционному поведению;

стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

При этом следует отметить отсутствие в содержательном минимуме действующих образовательных стандартов по истории и обществознанию таких понятий как «коррупция», «меры противодействия коррупции». Важно перевести проблему противодействия коррупции в обществе на педагогический, методический язык, прежде всего с опорой на принцип доступности для школьников такого учебного содержания. Безусловно, обогащение программ и учебников идеями и материалами об антикоррупционной деятельности еще не гарантирует успешного воспитания. Школа нуждается в педагогически обработанном материале, побуждающем учеников к формированию собственной системы ценностей.

Содержание данного методического пособия3 является дополнительным материалом, с помощью которого учитель расставит смысловые акценты при изучении ряда тем, прежде всего курса истории России. В пособие два блока: информационный и методический. Содержание по антикоррупционной тематике может включаться в разделы, темы курсов истории, обществознания и др., в программы спецкурсов (элективов) для старшеклассников, а также изучаться педагогами в виде отдельных модулей в системе повышения квалификации.

Предлагаемые примерные вопросы и задания, темы самостоятельных творческих работ и др. позволят углубить и конкретизировать знания учеников в данной области, корректировать формирующееся мировоззрение. Они могут быть предложены при обсуждении на уроке, в качестве домашнего задания, поскольку требуют работы с дополнительной литературой, ресурсами Интернет и т.д. Учитель сможет выявлять отношение учащихся к проблемам коррупции, вырабатывать установки на антикоррупционное сознание и поведение. Инновационным направлением в методической деятельности педагога может стать разработка системы аналогичных заданий, проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения школьников - лабораторно-практические занятия, дискуссии, интернет-уроки, ролевые, интеллектуальные, организационно-деятельностные и др. игры (см., например, Приложение 5).

Выделим содержательные единицы образовательного стандарта, при изучении которых сведения, задания по антикоррупционной тематике могут сделать уроки более интересными, действенными, воспитывающими.
ИЗ ПримернОЙ (типовой) программЫ среднего (полного) общего образования на базовом уровне (МОиН РФ, 2004 г. )

Всеобщая история

Цивилизации Древнего мира и Средневековья.

Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе.

Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право.

Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности.

Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе.

Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Новое время: эпоха модернизации.

Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики.

Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества.

Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Мировосприятие человека индустриального общества.

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества.

Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.

Формирование социального правового государства. Демократизация общественно-политической жизни. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе.

Человечество на этапе перехода к информационному обществу.

Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

О. Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие iconФормирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в системе...
Гбоу дпо ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

О. Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие iconМетодические рекомендации Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников содержание
Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной...

О. Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие iconАктивизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания

О. Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие iconНаучно-исследовательская работа Активизация учебно-познавательной...
Учитель истории и обществознания мбоу сошс. Лесогорское Углегорского муниципального

О. Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие iconПояснительная записка к дидактическим материалам стр. 7
Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания

О. Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие iconСекретарь фиксирует все идеи, ответы, вопросы группы
Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания

О. Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие iconРазвивающее обучение на уроках истории
Методика организации и проведения занятий по формированию у школьников основ логического мышления

О. Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие iconПрограмма предметно-ориентированного элективного курса. Учителя истории и обществознания
...

О. Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие iconОбразец заявления об изменении темы дипломной работы
Прошу разрешить мне изменить тему дипломной (курсовой) работы с «Развитие познавательного интереса младших школьников во внеклассной...

О. Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие iconМетодическое пособие Наглядные методы обучения, их связь с другими...
Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск