Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания


Скачать 116.35 Kb.
НазваниеАктивизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания
ТипУрок
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.

Дмитриева Татьяна Георгиевна;

учитель истории, обществознания, математики;

МКОУ Куртамышского района «Костылёвская основная общеобразовательная школа»;

Куртамышский район;

телефоны: домашний 83524994405, рабочий 83524994531;

электронная почта: tatka-karpik-g@rambler.ru
Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенной значение для школы, является значительный рост объёма информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы истории и обществознания.

Для того, чтобы произошло познание, обучающийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приёмы познавательной деятельности. Но нередко учитель слишком облегчает процесс их осуществления обучающимися. Он сам ставит задачи урока (ученики запоминают), просит что-то вспомнить для понимания нового (обучающиеся вспоминают), предлагает классу новую информацию (дети должны запомнить), выделяет главное (ученики записывают). Опасность здесь в том, что сам ученик не познаёт, а механически запоминает. Мыслительная деятельность, учебные умения не формируются, не обогащаются, не развиваются, поскольку деятельность учащихся направляется не на познание, а на запоминание.

Образовательная система же должна ориентироваться не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Мною в собственной практике при обучении истории и обществознанию для активизации познавательной деятельности обучающихся в рамках системно-деятельностного подхода используются некоторые приёмы педагогической техники управления классом, поддержания внимания, технология организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке, взаимопомощи учеников, приёмы обеспечения эффективной проверки знаний, изучения нового материала и его закрепления.

Задачи, которые решаются при использовании данных приёмов:

- активизировать познавательную деятельность обучающихся;

- создавать условия для развития у обучающихся умений предлагать собственные пути решения поставленных проблем;

- формировать учебно-информационные умения и освоения на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации;

- помочь в освоении приёмов творчества и методов решения творческих задач;

- добиваться осмыслённости усвоения учебного материала обучающимися по разным темам курса;

- способствовать повышению мотивации учения;

- способствовать развитию речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

- учить снимать напряжение, предотвращать перегрузку на уроках.

Рассмотрим примеры педагогических технологий в некоторых элементах структуры урока.
I. Проверка домашнего задания.

1. Согласен – не согласен. Выполняется при помощи светофора - это полоска картона, с одной стороны - красная, с другой - зелёная. При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о согласии или несогласии с высказыванием учителя. Если учитель даёт неправильное высказывание, то обучающиеся должны не только показать своё несогласие, но и назвать правильный ответ.

ПРИМЕР: «Жизнь египетского вельможи», тема по истории Древнего мира, 5 класс.

1. Египет находится в центральной Африке? (Неверно. В северо-восточной части Африки)

2. Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте называется «шадуф»? (Верно)

3. Двойная корона египетских фараонов символизировала союз неба и земли? (Неверно. Объединение Южного и Северного царств)

4. Древние египтяне изготавливали материал для письма из тростника? (Верно)

2. Дальше, дальше, дальше. Ученик рассказывает материал, его прерывает учитель в логически завершённом месте темы, другой ученик по жесту учителя продолжает. И так несколько раз до завершения ответа. При выполнении этого приёма важно акцентировать внимание учащихся на ответах других учеников и, если допущена неточность или ошибка, важно их устранит.

ПРИМЕР: «Психологический портрет личности», тема по обществознанию, 7 класс. Обучающиеся рассказывают об основных свойствах (структуре) психологического портрета личности по следующей цепочке:

1. Темперамент. Основные виды темперамента.

а) сангвиник;

б) холерик;

в) флегматик;

г) меланхолик.

2. Характер. Психологические особенности характера.

3. Способности. Общая характеристика способностей.

4. Чувства и эмоции.
II. Изучение нового материала.

1. Детективы. Обучающимся раздаются (индивидуально или фронтально, или для работы в парах) карточки с текстом, в котором допущены ошибки. Задача обучающихся эти ошибки исправить. Для проверки можно также использовать готовые карточки или устный опрос.

ПРИМЕР: «Древняя Индия», тема по истории Древнего мира, 5 класс.

«Уже в древности в Индии были сделаны важные для истории человечества открытия и изобретения: шёлковые ткани, фарфор, компас. Из хлопка индийцы научились делать бумагу. Индийцы верили в переселение душ и наличие у каждого человека кармы - своего рода судьбы, рока. Самый знаменитый мудрец в Индии - Конфуций - основал новую религию, которую называют «буддизм». Свои мысли о достижении нирваны он записал на глиняных табличках.» (Ошибки: в Индии был открыт секрет изготовления тканей из хлопка; фарфор, компас – изобретения, сделанные в Китае; бумагу первыми стали делать китайцы; основателем буддизма считается царевич Гаутама; на глиняных табличках писали в Междуречье)

2. Фантазёры.. Учитель добавляет реальную ситуацию фантастикой (фантастическая планета, фантастическое растение или животное).

ПРИМЕР: «Ускорение прогресса», тема по обществознанию, 5 класс. Учитель заранее готовит карточки с отрывком из художественного текста, на уроке он раздаёт эти карточки обучающимся со следующими заданиями:

1.Прочитайте отрывок и запишите признаки технического прогресса, о которых говорится в тексте. Дополните этот список, используя текст учебника и собственный опыт.

«Чем дальше ехали путешественники, тем чаще попадались дома. Всё больше коротышек на тротуарах и автомобилей на мостовой. Особенно много было автомобилей, напоминавших по своей форме игрушечные деревянные лошадки. Вместо глаз у них были фары, то есть осветительные фонари, а вместо рта – сигнальная труба, чтобы пугать зазевавшихся пешеходов.

Ещё здесь можно было увидеть так называемые реактивные роликовые турболёты. Эти турболёты не очень удобны для езды летом, потому что сидеть приходится верхом на трубе, зато зимой эта машина просто незаменим, так как…турболёт развивает такую головокружительную скорость, что даже перелетает через небольшие овраги; к тому же на нём сидишь, как на тёплой печке, что особенно приятно в большой мороз.

Пройдя несколько шагов, наши путешественники увидели дом не совсем обычной архитектуры. Этажи этого дома были расположены уступами, то есть как бы ступеньками, так что жильцы второго этажа могли ходить по крыше первого этажа и так далее…. В этом доме вместо лифта был устроен эскалатор…. Для того, чтобы спускаться вниз, с другой стороны дома имелся спуск в виде желоба, по которому можно было съезжать, сидя на коврике. Эти коврики лежали в достаточном количестве внизу у эскалатора.

В каждом доме имелась столовая. Везде за столами можно было видеть коротышек. Одни обедали…, другие читали газеты, рассматривали журналы, третьи играли – кто в лото, кто в домино…. Особенно много было шахматистов, которых можно было увидеть повсюду….

При каждой столовой имелась игротека, где хранились настольные игры… во многих домах были…прокатные пункты, где выдавались на прокат велосипеды, самокаты, теннисные ракетки, футбольные мячи…, городки…. Играющих можно было видеть повсюду. Дворов в Солнечном городе не было, то есть,… они были, но между ними не было ни оград, ни заборов, ворота никогда не запирались, потому что и ворот – то никаких не было. Если и попадались местами низенькие загородки, то делались они для защиты растений, а не для того, чтоб загородить кому – нибудь дорогу.»

(Н.Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»)

2. Таким увидел Незнайка Солнечный город. А каким является ваш город будущего? (форма ответа свободная – рассказ путешественника, рисунки, схемы, планы и так далее. Затем можно устроить выставку работ.)
III. Изучение нового материала.

1. Юные художники. Учитель называет тему. Учащиеся в группе за 5-7 минут рисуют картину, содержание которой соответствует названной теме. Нарисовав картины, группы представляют их на общее обсуждение. Ключевые слова группового обсуждения фиксируются учителем на доске. Эти слова в дальнейшем используются для разработки плана изучения нового материала.

ПРИМЕР: «Рыцарство на войне и у себя дома», тема по истории Средних веков, 6 класс. Ключевые слова: рыцарь, мост, доспехи, герб, девиз, замок, щит, крепость, копьё, война, конь, турнир, забрало….

План изучения темы.

1. Война как образ жизни.

2. Мир турниров и гербов.

3. Воспитание рыцаря.

4. В замке рыцаря.

2. Знаю – не знаю. Обучающимся необходимо найти в тексте информацию, которая является для них известной и не известной.

ПРИМЕР: «Отечественная война 1812 года», тема по истории России, 8 класс.

Анализ известных и не известных фактов может быть отражён в виде таблицы

ЗНАЮ

НЕ ЗНАЮ

МОГУ УЗНАТЬ










По окончании изучения темы обучающимся предлагается выполнить творческое задание «Герои Отечественной войны 1812 года», результатом которого может быть оформление стенда или альбома.
IV. Первичная проверка понимания изучаемого материала.

1. Угадай – ка. Обучающиеся делятся на две группы. Учитель предлагает ученикам подобрать ключевые слова по теме, написать начальную букву этого понятия и ряд слов, раскрывающих его смысл. Затем группы обмениваются карточками и пытаются разгадать понятия.

ПРИМЕР: «Рынок, цена, конкуренция», тема по обществознанию, 8 класс.

Загаданы понятия «рынок» и «конкуренция». Карточки могут быть такими:

карточка 1

карточка 2

Р

К

1. Экономический обмен.

2. Цена.

3. Производство товаров и услуг.

4. Спрос.

5. Предложение.

6. Деньги.

7. Продавец.

8. Покупатель

1. Высокие доходы.

2. Качество товара.

3. Олигополия.

4. Монополия.

5. Соревнование.

6. Двигатель рыночной экономики.

7. Снижение цен.

8. Разнообразие товаров и услуг.

Если понятий записано слишком много, то можно обратить внимание на наиболее существенные и выделить их разными цветами.

2. Ты – мне, я – тебе. Каждый ученик придумывает по – одному вопросу по изучаемой теме и записывает его на листок. Затем эти листы передаются от одного ученика к другому. Каждый ученик отвечает на вопрос и записывает свой. Можно устроить соревнование между рядами, вариантами, девочками и мальчиками.

ПРИМЕР: «Великая Французская революция. От монархии к республике», тема по новой истории, 7 класс. Примерные вопросы, составленные обучающимися:

1. В каком году была принята Декларация прав человека и гражданина? (26 августа 1789 г.)

2. На чьи идеи ориентировались авторы Декларации прав человека и гражданина? (Они опирались на идеи философов – просветителей, например Ж.Ж. Руссо)

3. В чём была опасность переезда короля в Париж? (Людовик XVI переезжая в Париж отдавал себя в руки революции)

4. Когда была принята первая французская Конституция? (в сентябре 1791 года)

5. Сколько было департаментов во Франции? (Францию разделили на 83 департамента)

6. Что произошло 20 апреля 1792 года? (Франция объявила войну Австрии)

7. Когда произошло свержение монархии во Франции? (10 августа 1792 года)

8. Какую первую меру и когда принял Национальный конвент? (сентябрь 1792 год, он провозгласил Францию республикой)

V. Обобщение, систематизация и повторение пройденного материала.

1. Построение «древа» темы или понятия. Работа обучающихся с определениями, понятиями и установлением между ними логической связи. Работа выполняется в группах.

ПРИМЕР: «Духовный мир человека», тема по факультативу по духовно – нравственному воспитанию, 9 класс.

На уровне корней записываются самые важные ключевые понятия для обучающихся (доверие, открытость, вера, любовь), на стволе помещаются главные достоинства для обучающихся по их мнению (свобода, уважение, доброта), на ветвях обозначаются второстепенные либо не достаточно осознанные обучающимися свойства (трудолюбие, гуманизм, целомудрие)
«Древо» достоинств человека

2. Рассеянный учёный. Ученикам выдаются задания с пропусками для индивидуальной или групповой работы, затем обучающиеся обсуждают и сравнивают свои варианты с правильными. Виды заданий могут быть разными:

1. Завершите фразу.

ПРИМЕР: «Первый властелин единого Китая», тема по истории Древнего мира, 5 класс. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе.

- Китай расположен в Восточной _______________ ?

- В Китае протекают две главные реки ______________ и ________________ ?

- Первым властелином единого Китая был ______________ ?

- Самое знаменитое сооружение Древнего Китая – это _______________ ?

2. Заполните пропуски в тексте.

ПРИМЕР: «США в XIX веке: империализм и вступление в мировую политику», тема по Новой истории, 8 класс. Прочитайте приведённый ниже текст и вставьте пропущенные слова (используя слова для справок или без них)

«Особого успеха американская экономика достигла в ______ века. Укрепление позиций _____ означало вступление американского ________ в стадию империализма. Ведущая роль в экономике страны принадлежала _____, которые давали _____ всей промышленной продукции страны. В то же время в промышленности, торговле и в сфере услуг сохранилось много ____ и _____ предприятий, _____ с трестами. _______ и определила успех американской экономики. понимало это и государство. В 1890 году Конгресс принял _____ Шермана, объявлявший вне закона любую _____. Закон отвечал интересам _____, которые шутили, что тресты ______.

Слова для справок: монополия, трест, 60-90, средние американцы, свободная конкуренция, капитализм, конкуренция, антитрестовский закон, встречают у колыбели и провожают до могилы.
VI. Домашнее задание.

1. Творческое самовыражение. Всем ученикам предлагается выполнить творческие домашние задания. Вид задания они могут выбирать самостоятельно. Примерный перечень творческих работ: сочинение, доклад, сообщение, исследование, тест, викторина, рисунок, поделка, сценка и так далее.

ПРИМЕР: «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте», тема по истории Древнего мира, 5 класс.

- Написать сочинение на тему «Один день из жизни земледельца Древнего Египта»

- Изготовить из пластилина по методам древнеегипетских гончаров сосуд из пластилина.

2. Свобода выбора. Учитель предлагает обучающимся самим придумать себе работу на дому в соответствии со своими желаниями и возможностями.

ПРИМЕР: «Начало первой российской многопартийности», тема по истории России, 9 класс.

Варианты работ: сообщение о лидере какой – либо партии, заполнение таблицы, характеристика партийных программ, работа с терминами, составление календаря событий, составление презентации.

Процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников. В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет внедрения эффективных педагогических технологий; постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использования информационно-коммуникационных технологий; организации процесса личностного осмыслением исторического опыта.

Сколько бы лет учитель истории не преподавал, он все время сам продолжает учиться. Старая латинская поговорка гласит: “Пока мы учим - мы учимся”.

И в заключение хочется сказать, что внедряя новые формы обучения, готовить к ним (технологически, интеллектуально, коммуникативно, эмоционально) нужно не только учителя, но и учеников. Коммуникативную атмосферу в классе создаёт учитель, это от его умения налаживать контакты зависит успешность реализации основных задач технологий обучения.

Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.

Похожие:

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания iconНаучно-исследовательская работа Активизация учебно-познавательной...
Учитель истории и обществознания мбоу сошс. Лесогорское Углегорского муниципального

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания iconТорянская Ольга Михайловна управление образования администрации яковлевского...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории через исследовательскую деятельность

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания iconПояснительная записка к дидактическим материалам стр. 7
Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания iconСекретарь фиксирует все идеи, ответы, вопросы группы
Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания iconО. Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников...
Жолован С. В. – ректор Санкт-Петербугской академии постдипломного педагогического образования, к пед н

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания iconМетодическая разработка «Использование ролевых игр на уроках иностранного...
«Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности»

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания iconРабочая программа по истории для 6 класса учителя истории и обществознания
Рабочая программа адресована для изучения истории в общеобразовательной школе, для обучающихся 6 класса

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания iconУрок деловая игра «Паспортный стол» по теме «Лишайники»
Создать условия для самоорганизации личности ребенка на уроках биологии, как субъекта познавательной деятельности

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания iconФормирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в системе...
Гбоу дпо ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания iconПрограмма по русскому языку и развитию речи определяет содержание...
Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными умственными возможностями. Программа...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск