Образовательная программа стратегия психолого педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста Обязательная часть программы


Скачать 461.86 Kb.
НазваниеОбразовательная программа стратегия психолого педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста Обязательная часть программы
страница1/3
ТипОбразовательная программа
filling-form.ru > Туризм > Образовательная программа
  1   2   3
Требования к структуре образовательной программы

дошкольного образования и ее объему, в части организации дошкольного образования детей с ОВЗ

(далее - Программа)

Образовательная программа – стратегия психолого – педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста

  1. Обязательная часть программы (предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях (п. 2.5. Стандарта) не менее – 60 % от ее объема) .

  2. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (должны быть представлены выбранные и / или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и / или культурных практиках (парциальные программы), методики, формы организации образовательной работы. Не более 40 % от ее объема).


Основные разделы Программы.

п/п

Раздел Программы

Содержание раздела

1

Целевой раздел

Отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Включает пояснительную записку и планируемые результаты.

I. Пояснительная записка:

1. Цель и задачи реализации Программы, в том числе цель и задачи организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, например:

- Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников;

- Задачи: овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующим уровнем общего образования

2. Принципы и подходы к формированию Программы, в том числе в части организации обучения и воспитания детей с ОВЗ (выбрать те принципы, которые отражают в том числе особенности формирования ООП ДО с учетом организации дошкольного образования детей с ОВЗ), например:

- принцип гуманно - личностного отношения к ребенку с ОВЗ, который позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы;

- принцип природосообразности, посредством учета общности развития нормально развивающихся детей и детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме;

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

- принципы интеграции усилий специалистов;

- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- принцип постепенности подачи учебного материала;

- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, а также детей с ОВЗ, воспитывающихся в ДОО с учетом их особых образовательных потребностей, например:

Представить в таблице особенности речевого развития детей ДОО, которые легли в основу организации деятельности логопедических групп.

ТАБЛИЦА 1

Всего детей в ДОО

(в разрезе возрастных групп)

Численность детей, имеющих речевые нарушения (в разрезе возрастных групп)

Численность детей, имеющих тяжелые нарушения речи

Численность детей, зачисленных в логопедические группы







ОНР

I

ОНР II

ОНР III




Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой

деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с ОНР (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звук оподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способностьвосприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых,

растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и 9основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости

слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонема-тического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных.

По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности

ТАБЛИЦА 1

Общая численность детей – 15

Группа

(возраст)

Группа здоровья, заключение учителя - логопеда

Моторная алалия

Стертая дизартрия

Другое (ЗПР,

и т.д.)

I

II

III

ОНР I

ОНР II

ОНР III








































Таким образом, у детей отмечается тяжелое нарушение речи (общее недоразвитие речи, II или III уровни речевого развития), моторная алалия, стертая дизартрия, задержка психического развития, синдром дефицита внимания с гперктивностью. Ни один из воспитанников не имеет первой группы здоровья. У троих детей выявлены нарушение осанки и плоскостопие, у двоих аллергические реакции, трое детей являются часто болеющими.

Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы — коррекция речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление воспитанников.

ТАБЛИЦА 2

Индивидуальные особенности детей группы

Группа, возраст

Пол

Тип темперамента

Социально – эмоциональная сфера

Познавательная сфера

Ж

М



















Или

Группа, возраст

Пол

Особенности поведения

Контактность

Познавательная сфера

Ж

М



















В группе преобладают гипервозбудимые эмоционально лабильные дети. Большая часть детей не сразу идет на контакт, коммуникативные навыки не сформированы. У большей части детей группы отмечается вторичная задержка интеллектуального развития.

II. Планируемые результаты:

- конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ОВЗ.

Как уже отмечалось, главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста

(на этапе завершения дошкольного образования).

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

- ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;

- ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать;

- он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;

- ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности;

- ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;

- ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

- у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;

-ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;

- ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям;

- у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими;

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

2

Содержательный раздел

Отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие детей.

Включает:

  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных ООП ДО и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

  2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

  3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена программой.

Должны быть представлены:

  1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

  2. Способы и направления поддержки детской инициативы;

  3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

  4. Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и / или созданных ими самостоятельно.

Данная часть должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и может быть ориентирована на:

  1. Специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

  2. Выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

  3. Сложившиеся традиции ДОО или Группы.

Содержание коррекционной работы и / или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ОВЗ.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений развития.

Коррекционная работа и / или инклюзивное образование должны быть направлены на:

  1. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

  2. Освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ОВЗ, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется ДОО самостоятельно, например:

Организация коррекционно-развивающей работы
  1   2   3

Похожие:

Образовательная программа стратегия психолого педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста Обязательная часть программы iconПримерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский...
Монтессори, с учетом индивидуальных возможностей детей. Программа формируется как система психолого-педагогической поддержки детей...

Образовательная программа стратегия психолого педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста Обязательная часть программы iconОбязательная часть программы Характеристики особенностей развития...
Целью Программы является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, этетических и личностных качеств ребёнка, творческих...

Образовательная программа стратегия психолого педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста Обязательная часть программы iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

Образовательная программа стратегия психолого педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста Обязательная часть программы iconПояснительная записка Образовательная программа дошкольного образования...
Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Образовательная программа стратегия психолого педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста Обязательная часть программы iconПриказ №143 от 31. 08. 2015. Новая редакция основной общеобразовательной...
Принципы и подходы к формированию Программы характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста Характеристика особенностей...

Образовательная программа стратегия психолого педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста Обязательная часть программы iconОбразовательная Программа дошкольного образования
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Образовательная программа стратегия психолого педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста Обязательная часть программы iconПрограмма раскрывает следующие основные разделы курса сбо
Рабочая программа составлена на основе Адаптированной образовательной программы школы психолого-педагогической поддержки №104 для...

Образовательная программа стратегия психолого педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста Обязательная часть программы iconОбразовательная программа филиала мкдоу «Октябрьский детский сад №1 «Ромашка»
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного...

Образовательная программа стратегия психолого педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста Обязательная часть программы iconПриказ №20 от 02. 11. 2012г. Положение о деятельности
Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии по отбору детей дошкольного возраста в логопедические (речевые) группы

Образовательная программа стратегия психолого педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста Обязательная часть программы iconОбразовательная программа муниципального дошкольного образовательного...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск