Скачать 1 Mb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Технология» обязательной предметной области "Технология" для начального общего образования разработана на основе нормативных документов:
-информационно-методических материалов: Авторской программы « Технология 1-4 класс»/ Н.И. Роговцева - М.:Просвещение, 2011. Обучение будет вестись по УМК «Школа России». Цели изучения технологии в начальной школе: -Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями. Освоение продуктивной проектной деятельности. -Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда, -Приобретение личного опыта как основы обучения и познания; -Приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; -Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Общая характеристика курса Теоретической основой данной программы являются: Системно-деятельностныйподход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). Теорияразвитияличностиучащегося на основе освоения универсальныхспособовдеятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Основные задачи курса: духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями; формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда; формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других; формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности; развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта; развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций; формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий; развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления; формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта; формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин; обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты; формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места; формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера; формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.); формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата; формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами. Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта. Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает: знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов; овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки; первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе; знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира; изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия); осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему; проектнаядеятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности); использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности; знакомство с природой и использованием ее богатств человеком; изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы. Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества. Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл. Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения. При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир». В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда. Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика». В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы. Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся. Описание места учебного курса в учебном плане На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом классе). В рамках образовательных предметов обязательной части интегрировано, введены следующие внутрипредметные модули, формируемые участниками образовательных отношений и исчисляемые из общего количества часов предметной области: .
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами. Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций. Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач: – формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; – формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; – развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач); – развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; – формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; – развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; – формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности; – развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности; – ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития; – овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов. Личностные результаты: 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5. Использованиеразличных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое мнение, излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: 1 класс К концу обучения в 1 классе ученик научится Подконтролемучителяорганизовыватьрабочееместо и поддерживатьпорядокна нём во времяработы,правильноработать ручнымиинструментами; Спомощьюучителя анализировать,планироватьпредстоящую практическуюработу, осуществлятьконтролькачестварезультатовсобственнойпрактическойдеятельности; Самостоятельно определять количество деталей конструкции изготавливаемыхизделий,выполнятьэкономнуюразметкудеталейпошаблону,аккуратновыполнятьклеевоесоединениедеталей (мелкихи средних по размеру), Использоватьпресс длясушки изделий. Спомощьюучителяреализовыватьтворческий замысел. соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе. Осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться впредлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий). К концу обучения в 1 классе ученик получит возможность научиться Иметь представление: о роли и месте человека в окружающем мире; о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред; о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека; о влиянии технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье; в области применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров); об основных источниках информации; о назначении основных устройств компьютера; о правилах безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером); о транспорте, о способах передвижения человека и перемещение груза; 2 класс 2 класс К концу обучения во 2 классе ученик научится воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве; называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах; организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом); соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия; различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы; проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу; К концу обучения во 2 классе ученик получит возможность научиться уважительно относится к труду людей; определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека; организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами; отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы; анализировать предметы быта по используемому материалу. 3 класс К концу обучения в 3 классе ученик научится воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве; называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах; организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом); соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия; различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы; проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу; К концу обучения в 3 классе ученик получит возможность научиться уважительно относится к труду людей; определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека; организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами; отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы; анализировать предметы быта по используемому материалу. 4 класс |
... | «Строительные ремонтно-отделочные работы» и инструктивно – методического письма департамента образования, культуры и молодежной политики... | ||
Уроки технологии. 3 кл. Методическое пособие М, -просвещение, 2008, Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Шипилова Н. В., Анащенкова... | Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по учебному предмету «Технология» в 1 классе составлена в соответствии с ооп ноо моу «Подхоженская... | ||
Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг, Н. В. Добромысловой, Н. В. Шипиловой «Технология 1-4 классы», учебно-методический... | Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ мо и науки Российской Федерации №373... | ||
Рабочая программа по технологии ( «Технология ведения дома») для основной школы составлена на основе | Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | ||
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе ( 2009 г.); примерной... | «Технология» для 1 класса. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |