Общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения


НазваниеОбщеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
страница1/54
ТипОбразовательная программа
filling-form.ru > Туризм > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Начальник Управления Заведующая МДОУ

___________О.П.Горюнова ___________ Н.А. Степачева

Приказ № _____ от _______2012г.

основная

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида №2 «Сказка»

(находится в стадии разработки)

Принято на педагогическом совете МБДОУ

Протокол № ____ от ________2012г.

Вожега 2012г.

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………………

  • возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;

От 1,5 до 2 лет……………………………………………………………………..

От 2 до 3 лет ……………………………………………………………………..

От 3 до 4 лет ……………………………………………………………………..

От 4 до 5 лет ……………………………………………………………………..

От 5 до 6 лет ……………………………………………………………………..

От 6 до 7 лет ……………………………………………………………………..

  • приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  • цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  • особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие);

  • принципы и подходы к формированию Программы:

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

интеграция образовательных областей: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка;

организация образовательного процесса определяется комплексно- тематическим принципом с ведущей игровой деятельностью.

2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

    • описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности и соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;

    • проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.

3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.

«Физическая культура»

«Здоровье»,

«Безопасность»,

«Социализация»,

«Труд»,

«Познание»

«Коммуникация»,

«Чтение художественной литературы»,

«Художественное творчество»,

«Музыка»

4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

итоговые результаты, или совокупность интегративных качеств детей «на выходе» из системы дошкольного образования (социальный портрет ребенка 7-ми лет);

промежуточные результаты, отражающие возрастную динамику формирования интегративных качеств ребенка.

5.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает:

комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, методов, периодичности и содержания мониторинга .

Пояснительная  записка

Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский  сад  общеразвивающего  вида  № 2  «Сказка»  разработана в соответствии с  законом РФ « Об образовании»;  

Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Программа определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с 1,5 до 7 лет, обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психической готовности к школе, и является документом, на основе которого МДОУ самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Программа  направлена  на охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее   (физическое,  социально-  личностное,  познавательно-речевое,  художественно-эстетическое) развитие;

Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

Строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;

Основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования;

Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих:

  • совместную деятельность ребенка со взрослым в ходе режимных моментов, в непосредственно образовательной деятельности ( в процессе организации детских видов деятельности);

  • самостоятельную деятельность детей;

Предусматривает внедрение адекватной возможности учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет.

Обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

Направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Возрастная адекватность – один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра. Ценность игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, драматизации, с правилами и др.) как свободной самостоятельной деятельности детей определяется ее значением для развития дошкольника. В игре может быть реализована большая часть содержания таких образовательных областей, как «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание». Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности является чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная музыкально-художественная, познавательно-исследовательская деятельности, труд. Формирование предпосылок учебной деятельности - один из планируемых итоговых результатов освоения Программы.

Адекватными возрасту формами работы с детьми является экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Выше названные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Содержание Программы в полном объеме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время, это партнерские отношения между взрослым и ребенком т.е. сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности. Совместная деятельность предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования- альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей Программы. Предполагаемое условное деление направлений развития детей на образовательные области вызвано наличием специфических задач, содержания, форм и методов дошкольного образования.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:

  • социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

  • «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

  • Поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы;

  • Технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику - проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.);

  • Многообразие форм подготовки и проведения праздников;

  • Возможность реализации принципа построения программы по спирали, или от простого к сложному (основная часть праздника повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);

  • Выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);

  • Основу для разработки части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, т.к. примерный календарь праздников может быть изменен, уточнен и дополнен содержанием отражающим наличие приоритетных направлений деятельности, специфику условий (социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других.0 в которых осуществляется образовательный процесс..

Праздники как структурные единицы примерного календаря праздников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями.
В  дошкольном  образовательном  учреждении  созданы условия  для реализации  общеобразовательной  программы.

Программа состоит из разделов, изложенных по возрастным периодам дошкольного детства в целях оптимизации построения образовательного процесса:

  • «Возрастные особенности детей»;

  • «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

  • «Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»)

  • «Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Полное наименование учреждения:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 2 « Сказка »

Официальное сокращенное наименование Учреждения: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 « Сказка»

Юридический адрес: 162160, Вологодская область, п. Вожега, ул. Спортивная, д.8 а

Фактический адрес: 162160, Вологодская область, п. Вожега, ул. Спортивная, д. 8 а

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 « Сказка»

является бюджетным муниципальным дошкольным образовательным учреждением и входит в систему образования.

Учредитель: Управление образования Вожегодского муниципального района, расположенное по адресу: 162160, Вологодская область, Вожегодский район, п. Вожега,  ул. Советская, д.20.

Учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс (смету),  лицевой счет  в органах казначейства, круглую печать с полным наименованием (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 2 « Сказка») на русском языке, штамп  и бланки со своим наименовании.

Деятельность дошкольного учреждения регламентируется:

Режим работы детского сада с 7.30 час. до 19.30 час. при пятидневной рабочей неделе.

Важнейшими показателями, влияющими на результативность педагогического  процесса, являются условия его организации, анализ которых позволит выявить причины и возможные последствия его нарушения, также позволит наметить пути его совершенствования.   Главным условием являются человеческие ресурсы, а именно педагогические кадры учреждения. Педагогическую деятельность осуществляет педагогический состав работников общей численностью 17 человек.   Педагогический  коллектив  детского  сада  стабильный,  инициативный,  творческий.   Воспитатели  активно  чувствуют  в  общественной  и  образовательной  деятельности  района, области,  имеют  богатый  опыт  работы.

Характеристика   педагогических  кадров

Категория  статистики

Основные  характеристики

2011 - 2012

Всего педагогов

% соотношение

Всего  педагогов

16

100%

Педагогические  кадры

заведующая

1

6%

Старший  воспитатель

1

6%

Музыкальный  руководитель

1

6%

Воспитатели

11

69%




Педагог-психолог

1

6%

Характеристика  образовательного  уровня  педагогических  кадров

Категория  статистики

Основные  характеристики

2010 - 2011

Всего педагогов

% соотношение

Всего  педагогов

16

100 %

Образование

Высшее

3

19 %

Среднее - специальное

13

81 %

Квалификационная  характеристика  педагогических  кадров

Категория  статистики

Основные  характеристики

2011 - 2012

Всего педагогов

% соотношение

Всего  педагогов

16

100 %

Квалификация

Высшая

3

19 %

Первая

12

75 %

Вторая

1

6%

Характеристика возрастного  уровня  и  стажа  работы педагогических  кадров

Категория  статистики

Основные  характеристики

2011 - 2012

Всего педагогов

% соотношение

Стаж  работы

До 10  лет

4

25 %

10 – 15  лет

4

25 %

15 – 25  лет

7

43 %

Более  25  лет

1

6 %

Возраст

25 – 30  лет

1

6 %

30 – 40 лет

11

69 %

40 – 55 лет

2

12 %

Более  55

0

0

Повышение уровня квалификации обеспечивается участием педагогов в районных  методических объединениях, через курсы повышения квалификации, самообразование, обобщение   педагогического опыта. Много возможностей в этом плане дают тесные контакты ДОУ с внешними организациями.

Постепенно  осуществляется  переход  воспитателей  на  личностно – ориентированную  модель  взаимодействия 

Важнейшей характеристикой ДОУ является социально-психологический климат в коллективе. В настоящее время сформирован коллектив единомышленников с благоприятным психологическим климатом, способствующим нормальному процессу решения стоящих перед коллективом задач. Наше ДОУ обеспечивает психологический комфорт педагогам, создает атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех, стремление создать все условия для сохранения и укрепления здоровья  детей.  Педагоги  удовлетворены  результатами  своего  труда  и  имеют  перспективы  дальнейшей  работы.

Характеристика  профессионального  мастерства:

 

 

Всего педагогов

% соотношение

Всего  педагогов

16

100%

Награды, достижения

-
















Участие  в  муниципальном  конкурсе  «Воспитатель  года»

2

12%

Победители  муниципального  конкурса  «Воспитатель  года»

2

12%

Участники  регионального  конкурса  «Воспитатель  года»

1

6%

Участники  федеральных  конкурсов







Участники  международных  конкурсов







Участники  всероссийских  конкурсов

1

6%

Участники  социальных муниципальных  конкурсов

11

69%

Педагогический коллектив строит свою работу с детьми в тесном контакте с семьей  на  основании  проведенного  анализа  социального  статуса   родительского  состава

Характеристика семей воспитанников.

Образовательный уровень родителей

Высшее

Среднее – специальное

Среднее

Неполное среднее

12%

60%

25%

3%


Социальный статус родителей


Служащие

интеллигенция

рабочие

бизнесмены

домохозяйки

безработные

33%

14%

32%

9%

10%

2%

 

Социальный  статус  семьи

Полная

неполная

Опекунская

70%

24%

0,8 %

В детском саду сложилась  хорошая  система  работы  с  родителями.  Педагоги убеждены в том, что основное воспитание  ребенок  должен  получить  в  семье,  а педагоги образовательных  учреждений  помогут  им  в  этом.   Главная цель работы педагогов с семьей - психолого-педагогическое просвещение, оказание помощи в воспитании детей, профилактика нарушений в детско-родительских отношениях. Педагоги используют разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процессе. Ежегодно проводятся   родительские  собрания,  практикумы,  беседы,  индивидуальное  консультирование,  тренинги,  конкурсы.  Для  родителей оформляются  информационно – наглядные  материалы  в раздевалках,  холлах.   95% родителей воспитанников  в  полной  мере удовлетворены качеством   образовательных  услуг. Родители   активно  участвуют  в  выставках,  совместных  мероприятиях,   заинтересованы  в  разностороннем  развитии  своих  детей,  помогают  детскому  саду  в  оформлении   развивающей  среды.    Участие  родителей   в  образовательном  процессе  постепенно  растет (приложение  № 19)    В  детском  саду  разработана  модель  стратегии  и  тактики  работы  с  родителями (приложение  № 20).

Характеристика  материальной  среды

Для успешной реализации общеобразовательной  программы создана материальная база. В детском саду функционируют физкультурно - музыкальный зал, оборудован медицинский  блок,  методический  кабинет,  костюмерная,  кабинет педагога-психолога, логопеда.  Кабинеты оснащены необходимым оборудованием,  современной  оргтехникой,  материалами по профилю своей деятельности. Территория, отведённая МБДОУ, составляет м2. Участки  изолированные  для  каждой  группы,  большие,  на  35%  озеленены. На них размещены веранды, игровые постройки, физкультурное  оборудование. Имеется физкультурная  площадка,  огород, декоративные деревья и кустарники,  уголок  нетронутой  природы,  уголок  еловых  растений. На каждом  участке  оформлены  цветники,  уголки  для  игры, отдыха,  исследовательской  деятельности,  труда.

Образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации  различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,  музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников МДОУ.

В групповых помещениях созданы  условия  для  развития  детей  в различных  видах  детской  деятельности; оборудованы изолированные  спальни,  гигиенические  комнаты (буфетная, умывалка, туалетная).

Возрастные  группы объединены  в  центры,  характеризующие  сензитивные  периоды  развития  детей:

Программа построена с учётом регионального компонента. Он составляет 20% от всего содержания образовательной деятельности дошкольного учреждения. При реализации программы учитываются культурные и климатические особенности Вологодской области. По данному направлению работа ведётся через все образовательные области.

Содержание Программы учитывает  возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Детский  сад   является  общеразвивающим  дошкольным  учреждением.  Всего в ДОУ воспитывается  125  детей в  возрасте  от  1,5  до  7  лет.  Общее количество групп – 6,  из них  2  группы   раннего  возраста,  4  группы  дошкольного  возраста

По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин.

Группы  раннего  возраста — 34  детей:

Группы дошкольного возраста — 91  детей

младшая группа – 22

Средняя группа – 22

Старшая группа – 24

Подготовительная группа – 23

Все группы однородны по возрастному составу детей:

Группы  раннего  возраста — от  1,5  до  3  лет

Группы дошкольного возраста — от  3  до  7  лет

младшая группа – от  3  до  4  лет

Средняя группа – от  4  до  5  лет

Старшая группа – от  5  до  6  лет

Подготовительная группа – от  6  до  7  лет

Приоритетным  направлением деятельности детского сада является   физическое  развитие   детей.

Методический  комплекс  по  направлению  представлен  в  виде  программ  М.Д. Маханевой «Воспитание здорового ребенка»; Л.Д. ,   Пензулаевой  «Физическое  развитие  детей»,    Н.А.  Бурениной  «Ритмическая  мозаика»

В начале каждого учебного года педагогами и старшей медицинской сестрой детского сада проводится обследование физического развития детей. Последующая  образовательная  деятельность  строится  с  учетом индивидуальных  особенностей, состояния здоровья, перенесёнными заболеваниями, эмоциональным настроем, группой  здоровья.  Физическое  развитие  является  основным    направлением  Программы  Развития МДОУ.

Цель  Программы  «Рациональная  организация  дошкольного  детства,  способствующая   здоровьесбережению  и   росту  личностных  достижений  детей»

Задачи  Программы  Развития

1. Формировать  основы  здорового  и  безопасного  образа  жизни  детей.

2.Повысить  эффективность  воспитательно  - образовательного процесса  для  обеспечения  оптимального  уровня  интеллектуально –познавательного,  речевого,  художественно – эстетического  развития;

3.Внедрить  эффективные  и   информационные  технологии   в образовательный  и  управленческий  процесс;

4.Развить  конструктивное  взаимодействие  с  родителями  и  социумом для  социально-делового и   педагогического партнерства;

5.Обогатить  развивающую  среду.  Создать атмосферу  комфортности,  эмоционального  благополучия   и   безопасности;

6.Повысить  уровень  профессиональной компетентности,  общекультурного  уровня  педагогических работников, обеспечить   рост  профессионализма  и  мастерства.

Анализ качества  образовательных результатов независимой экспертизой  подтверждают  хорошую  динамику  развития  МДОУ.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Второй год жизни

От 1г.6 м. до 2 лет.

Общая моторика

Хорошо бегает, меняя направление; ловко лазает по домашней мебели; проходит по ограниченной поверхности (шириной до 20 см), не оступаясь; после показа ходит по доске и гимнастической скамеечке высотой до 20 см от пола, держась за руку взрослого;

хорошо перешагивает через брусочки и другие препядствия на полу, начинает спускаться по лестнице чередующимся шагом; учится бросать мяч в корзину, стоящую на полу, на расстоянии не более 50 см.

Тонкая моторика

Хорошо использует ложку для еды густой пищи, может наколоть кусочки нарезанного взрослым мяса на вилку держит столовые приборы в кулачке); листая книгу переворачивает по 2-3 страницы одновременно; совершенствует несложные двигательные навыки: любит разворачивать фантики, делая это с удовольствием, даже когда не хочется есть конфеты, стремиться открыть флакончик, начинает «рисовать», если вложить в руку карандаш

Когнитивное развитие

Строит башню из 3-4 кубиков; различает 4 объемные формы (шар, кубик, призма, кирпичик),находит их после показа взрослым; соотносит знакомый объемный предмет с соответствующим отверстием в ящике; находит из 3 величин одной формы предмет«большой», «поменьше», «маленький»; собирает пирамидку без учета размера колец; различает 3-4 основных цвета, находит предмет по цвету образца; воспроизводит несложные постройки после показа («мостик», «стена», «поезд»); может указать на 1-2 изображения, назвать один объект (по просьбе показывает на картинке предмет, может назвать от 5 -6 до 9 картинок из 10, если они будут показываться по очереди)

Навыки поведения

Прислушивается к словам песни, иногда воспроизводит легкие по звуковому составу

слова; имитирует отдельные игровые и плясовые движения, соответствующие сюжету стишка или песни; активно подражает звукам окружающей речи и живой природы;

может играть самостоятельно, но все еще предпочитает общество взрослых; наблюдает за играми других детей, эмоциональными жестами и / или словами привлекает к себе их внимание

Навыки самообслуживания

Хорошо владеет ложкой и чашкой, но иногда может капризничать и требовать помощи

взрослого; всегда своевременно просится на горшок; снимает шапку, носки, варежки, ботинки, но не надевает их; во время сильной эмоциональной заинтересованности называет новыми словами необходимые предметы или требуемые действия, сопровождая свою просьбу указательными жестами; пытается повернуть дверную ручку, чтобы попасть в комнату, любит открывать выдвинутые ящики и доставать от туда вещи

Социально- эмоциональное развитие

При общении с близким взрослым использует эмоционально окрашенные слова , мимику, движения; проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним, стремится к эмоциональному контакту со сверстниками (улыбается, заглядывает в глаза); хорошо знает поощрительные слова радуется когда их заслужил; недоволен, когда мама отвлекается на других людей, капризничает; чтобы заслужить похвалу, с удовольствием «наводит порядок» в игрушках (собирает с пола)

Игра

Внимательно слушает знакомые песенки, сказки, проявляет «эмоциональное предвосхищение» знакомого сюжета играет в первые инсценировки (договаривает последнее слово, выполняет знакомые движения под музыку); объединяет в одной игре два несложных действия (посадить в коляску и покатать куклу); учится строить несложные постройки («ворота», «стол», «скамейка»; во время самостоятельной игры продолжает «выразительно лепетать» на своем языке, при совместной игре со взрослым начинает использовать простые слова
Третий год жизни

От 2г. до 3 лет.

Общая моторика

Хорошо бегает; удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу, учится спускаться по наклонной доске самостоятельно; спрыгивает с предмета высотой 10 – 15 см, приземляясь на обе ноги; поднимается и спускается с лестницы; перешагивает небольшие препятствия (высотой до 20 см.) приставным шагом; хорошо бросает мяч двумя и одной рукой в разных направлениях, старается попадать в горизонтальную цель; толкает неподвижный мяч ногой; ловит мяч с близкого расстояния; играя, поднимается на носочки, ходит на цыпочках; катается на 3-х колесном велосипеде, перебирая по полу ногам

Тонкая моторика

Работает с пластилином, глиной, влажным песком; лепит примитивные формы (щипковыми движениями); рисует «пальчиковой гуашью»; удерживает карандаш и кисть тремя пальцами для рисования горизонтальных и вертикальных штрихов, мазков, может нарисовать кривую и закругленную линию; может попытаться скопировать «крест»; играет мелкими предметами; бусинки, складывает, перебирает крупинки, пуговицы, при захвате устойчиво пользуется большим, указательным и средним пальцами; хорошо держит ложку и совершает вращательное движение кистью при зачерпывании жидкой пищи; намыливает руки мылом, при умывании трет лицо ладонями
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54

Похожие:

Общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОбщеобразовательная программа дошкольного образования муниципального...
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17. 11. 2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного...

Общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОбразовательная программа дошкольного образования муниципального...
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования

Общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconПояснительная записка Образовательная программа дошкольного образования...
Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconПояснительная записка Тип учреждения дошкольное образовательное учреждение
Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования...

Общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconРешением Педагогического совета
Основная общеобразовательная программа образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного...

Общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа дошкольного образования муниципального...
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский...

Общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconПояснительная записка 1
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного...

Общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconПоложение о сайте муниципального дошкольного образовательного бюджетного...
Сайт) муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад №139г. Сочи (далее мдобу), а также регламентирует...

Общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОбщеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №27»

Общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconКоллективный договор муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №10 «Аленушка» муниципального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск