Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №47
ПРИНЯТО:
Решением Педагогического совета
МАДОУ – детского сада № 47
Протокол №
| УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ – детский сад №47
_____________Фотеева Е.В.
Приказ №
|
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКОГО САДА № 47 НА 2017-2022 гг.
Екатеринбург
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………………………………………………….
| 5
| ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………………………………………………...
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы …………………………………………………………………...
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы ……………………………………………………
1.1.3. Значимые для разработки ООП ДО характеристики ……………………………………………………
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ……………………………………………..
1.2.1. Целевые ориентиры ДО ……………………………………………………………………………...............
1.3. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………….
|
5
6
8
10
17
17
19
| ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………………………………………………...
1.4.1. Цели и задачи ………………………………………………………………………………………………….
|
23
23
| II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………………………………………….
| 48
| ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………………..
ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ПЯТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ ……………………………………………………………………………
2.2.1. Социально – коммуникативное развитие ………………………………………………………………….
2.2.2. Познавательное развитие …………………………………………………………………………………….
Речевое развитие ……………………………………………………………………………………………..
Художественно – эстетическое развитие ………………………………………………………………….
Физическое развитие ………………………………………………………………………………………..
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЗРОСЛЫХ С ДЕТЬМИ ………………………………………………………………
2.3.1. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» ………………………………….
2.3.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Образовательная область «Познавательное развитие» ………………………………………………….
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Образовательная область «Речевое развитие» …………………………………………………………...
2.3.4. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» ………………………………..
2.3.5. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Образовательная область «Физическое развитие» ………………………………………………………
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ …
2.5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ …………………………..
2.5.1. Логопункт ………………………………………………………………………………………………………
2.5.2. ПМПк МАДОУ ………………………………………………………………………………………………...
2.6. ИНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ……………………………………………….
2.6.1.Взаимодействие с социальными партнерами ............................................................................................
|
48
49
49
59
71
77
94
99 101 105 113 118 126
129 133
133
137
139
139
| ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ………………………………………………………………….
2.7.1. Социально-коммуникативное развитие ..………………………………………………………………….
2.7.2. Познавательное развитие .……………………………………………………………………………………
2.7.3. Художественно-эстетическое развитие... …………………………………………………………………...
2.7.4. Физическое развитие …………………………………………………………………………………………
|
142
142
147
161
168
| III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………………………………………….
| 180
| ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ……
3.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ …………………..
КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……………………………………………………
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ……………………………………
3.5. ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………………………………
3.6. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………..
РЕЖИМ ДНЯ И РАСПОРЯДОК …………………………………………………………………………………
ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ……………………………………………………………………………………………………...
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ………………
|
180
181
188
190
219
222
230 238
239
| ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ………………...
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ……………………………………
РЕЖИМ ДНЯ И РАСПОРЯДОК …………………………………………………………………………………
|
241
252
254
| IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ………………………………………………………………...
| 257
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования в Российской Федерации и направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Дошкольная организация является образовательной организацией, одной из основных целей деятельности которой, является образовательная. Образовательная деятельность, согласно «Закону об образовании», осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной МАДОУ – детский сад № 47 в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Основная образовательная программа - это нормативно-управленческий документ, который обладает модульной структурой. Обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается основная общеобразовательная программа МАДОУ – детского сада №47.
При разработке основной образовательной программы учитывались следующие нормативные документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 30038);
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. 26 г. Москва от «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. 28564)
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Устав МАДОУ – детского сада № 47 (новая редакция), утвержден Распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 260/46/36 от 20.02.2016 г. Начальником Управления образования Е.А. Сибирцевой
Изменения (дополнения) к Уставу МАДОУ- детского сада № 47, утверждены Распоряжением Департамента образования Администрации города Екатеринбурга № 551/46/36 от 09.02.2017 г. Начальником Департамента образования Е.А. Сибирцевой
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Ведущими целями ООП ДО стали:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, ООП ДО построена на следующих принципах:
Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников МАДОУ) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
Развивающее образование, основанное на научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение ведет за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов). Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
Принцип культуросообразности (учет национальных ценностей и традиций в образовании, направленных на духовно-нравственное и эмоциональное воспитание дошкольников. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд);
Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста в процессе реализации которых, формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
Предусмотрено решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Принцип непрерывности образования (связь всех ступеней дошкольного образования, начиная с младшего дошкольного возраста до подготовительной к школе группе, направленная на обеспечение к концу дошкольного детства на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения предпосылок к учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.);
Теоретико-методологической основой построения образовательной программы МАДОУ- детского сада № 47 являются следующие подходы:
- культурно-исторический (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.);
- личностный (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский и др.). Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие;
- деятельностный (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
|